Совесть

Евгений Френкель
В силу того, что многие живые существа проживают совместно у них есть зачатки совести. Совесть – это чувство ответственности за своё поведение, инстинктивная человеческая и в какой-то степени присущая животным психическая реакция. Всякая живая душа создана Богом, и во всякую живую душу Бог вложил совесть. «Чует кошка чьё мясо съела». Человеческая совесть совершеннее, выше, тоньше: она, вложенное Богом в наши сердца, человеческое нравственное чувство и сознание. Человек создан вдохновением в него дыхания жизни от Бога, которое сродни состоянию человека в Божием присутствии, и покуда невинный человек жил по совести в этом состоянии, его совесть свидетельствовала ему, что он праведен. Когда же человек согрешил, его совесть засвидетельствовала ему об обратном. Быт.3:7-11: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: Адам, где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал Бог: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?». Несомненно, стеснённость наготой здесь сознание греха. Они увидели и убоялись. О том, что они грешны, им сказала их совесть. Они жили по закону дыхания жизни и были осуждены по этому закону. По согрешении они утеряли Божественное дыхание жизни, но были обличены Богом, покаялись, за них была принесена жертва (21), и им было прощено. Но жизнь людей стала иной. Люди научились сжигать себя в своей совести (1Тим.4:2) и грешить без оглядки на Бога. Язычники до пришествия и по пришествии закона, не имеющие закона, призваны были жить по этому закону совести, ибо (Рим.2:12-16) «Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую в день, когда... Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа». Когда же пришёл закон Моисеев, он стал судить подзаконных. «Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся» (12). Потом пришла благодать. Мы стали жить не по закону плотской заповеди (Евр.7:16), а по закону духа жизни, и здесь нам также свидетельствует совесть. Рим.9:1: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом». 2Кор.1:12: «Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас». Думаю, что работа совести во Святом Духе – самое совершенное, самое высокое и самое тонкое состояние работы совести в человеке.