Чемпионат. Народное голосование. Лонг-лист

Сетевой Клуб Поэтов
Дорогие друзья, участники и наблюдатели Чемпионата «Стихирские звёзды – весна 2024»!


С вами ведущая Чемпионата Елена Чалиева.

Этой публикацией объявляю начало народного голосования. Анонс Чемпионата здесь: http://stihi.ru/2024/04/12/2550 .

На конкурс было подано 75 заявок. К сожалению, не все поданные заявки были приняты на Чемпионат. Некоторые произведения (их немного) оказались уже ранее напечатанными, как выяснилось, некоторые – нарушали наши правила относительно запрещённых тем (тоже немного). Больше всего заявок было отклонено по причине низкого художественного уровня стихов. Прошу не обижаться тех авторов, чьи заявки были отклонены по этой причине, так как это – Чемпионат, а не очередной учебный конкурс. Здесь соревнуются авторы, которые уже кое-чему научились в стихосложении и пришли показывать своё мастерство. А тех, кто оказался для такого конкурса пока не готов, редакция ждёт на наших постоянных конкурсах на поэтическую технику, где мы все вместе оттачиваем поэтические навыки.

Итак, принятых заявок, попавших в лонг-лист Чемпионата, 52. Но три произведения мне пришлось снять с конкурса: два (№2 и №32) – по желанию автора, второе (№10) – так как автор закрыл свою страницу и причину закрытия не сообщил. В результате в лонге 49 стихотворений, хотя номеров 52 (нумерацию я переделывать не стала). С ними начинают работать судьи Чемпионата – выбирать лучшие стихи и готовить свои шорт-листы. Одновременно будет проходить анонимное народное голосование.

 
Объявляю ПРАВИЛА НАРОДНОГО ГОЛОСОВАНИЯ:

— В голосовании может принять участие ЛЮБОЙ АВТОР «Стихи.ру».

— Каждый автор может представить список (свой шорт-лист) от ПЯТИ до ДЕСЯТИ стихотворений из числа вошедших в лонг конкурса (см. ниже).
Списки, включающие в себя меньше пяти позиций, не рассматриваются. В списках, содержащих более десяти позиций, в расчёт принимаются только первые десять.

— Конкурс проводится в строго анонимном порядке, поэтому авторы присылают свои шорт-листы на почту ведущей конкурса Елены Чалиевой chalita@list.ru. В теме письма должно быть указано: «На Чемпионат «Стихирские звёзды». Письмо должно содержать следующую информацию:

1. ИМЯ АВТОРА, который голосует, под которым он выступает на сайте «Стихи.ру;
2. ССЫЛКА на его авторскую страницу на сайте «Стихи.ру»;
3. ШОРТ-ЛИСТ, т.е. список выбранных автором позиций лонга с указанием названий стихотворений так, как они приведены в лонге, в ПОРЯДКЕ НОМЕРОВ ЛОНГА.

— Автор не имеет права голосовать ЗА СВОЁ произведение.
 
— Голосование добровольное. Если автор-участник конкурса не примет участия в голосовании, то его произведение с конкурса не снимается. Итоги будут подведены по тем голосам, которые были представлены остальными участниками голосования. Но желательно приходить голосовать всем участникам конкурса, чтобы не проявлять неуважение к тем, кто пришёл голосовать.

— Результаты голосования будут обработаны и опубликованы в течение двух дней после его окончания по принципу «один голос – один балл». Победителем народного голосования будет признано произведение, набравшее наибольшее количество баллов.


На голосование отводится СЕМЬ дней. И я надеюсь, что проголосуют все участники конкурса, а также авторы, которые в конкурсе не участвовали.
ГОЛОСОВАНИЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ в 21:00 мск 19 мая 2024 года.

Победителю в народном голосовании  присуждается звание «Народная звезда Чемпионата» и приз 800 с/баллов.
Кроме того, он становится резидентом «Сетевого Клуба Поэтов» и включается в список «Избранные авторы» нашей площадки (для тех авторов, кто не являлся резидентом Клуба до этого конкурса). Резиденты имеют право быть принимающими редакторами и делать отбор произведений в лонги, а также участвовать в конкурсах с пометкой «только для резидентов СКП».

Приятного прочтения и удачного голосования!

СПИСОК СТИХОТВОРЕНИЙ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ (ЛОНГ)


№1 ***

Голубеет небо над рекой,
Облака сегодня редки.
Мальчик ходит по воде босой,
Ловит рыбу первой сеткой.

Рыбка точно будет золотой,
Засверкает цветом нежным,
Вдарит сильно по щеке хвостом,
Подмигнёт, даря надежду.

Заплетая волны в узелки,
Уплывёт на дно царица,
У кисельных берегов реки.
В ил залезет, притаится.

На границе неба и мечты
Прячется красивый шарик.
Вереница бабочек летит
Первую любовь исправить.

Огоньки надежды над рекой.
Замирает сердце редко.
К лодке тихо подошла  босой
Девочка, его соседка.


№2 Стихотворение снято с конкурса
 

№3 Ну какая же Божья весна!

Нынче разом с зимы навалились
Грусть-печаль, трабл-сплин и хандра.
Как лечиться, скажите на милость,
Чтоб в апреле кричалось "ура"?
Что ль сходить побуянить на речку,
Да и вербы букет наломать.
Хоть весной помоги человечку
Снять унылость Небесная Мать.

Я назло не надену калоши,
Как обычно, себе самому,
Но зато подростковые клёши
Будут в вербном пушистом дыму.
Я глазами напьюсь фиолета,
Закушу чуть седой желтизной -
И прилягу на берег до лета,
Ни к чему мне навязчивый зной.

Да про что я? Пора хулиганить!
Только верба до слёз хороша -
Крутит грусть в пожилом бандюгане
Без какого-нибудь барыша.
В небесах облаков бутерброды:
Сверху солнце, а снизу дождец -
До чего ж хорошо от природы
На душе, значит снова жилец.

На воде есть дорожка до храма,
Если речку пройти поперёк -
Влёт по солнечным зайчикам, прямо:
Я сегодня бесплотный царёк.
Скаты крыш цвета розовый ирис,
Стали круче от вешних лучей,
На трезвон купола навострились,
Как пучок златопузых свечей.

Солнце жгут колокольные звуки!
Расплескав в блики тропку свою,
Я обмыл в тёплых зайчиках руки
И припав к стану вербы, стою!
Как щепоть колготится из жмени,
Я на ощупь внезапно узнал...
Есть душа и во мне, шоумене:
Ну какая же Божья весна!


№4 Рассказ

Был рассказ однажды начат (подоплёка неизвестна),
выбран был герой, задача, время действия и место,
взяты реплики и жесты в наилучшей из редакций,
прорисованы сюжеты, обозначены абзацы.

Было действие развито, время было скоротечно,
упомянут гугл и твиттер, годы двигались навстречу
масками на карнавале, улыбаясь или плача,
и героя волновали нерешённые задачи.

Долго ли продлится лето.
Скоро ли наступит осень.
Были заданы ответы и получены вопросы.
О вещах такого сорта не напишут «Книгу знаний»,
и в рассказе были стёрты вопросительные знаки.

Шли события к финалу, главный вывод был неясен,
и сомнение терзало – труд
напрасен
не напрасен
Этот узел был развязан, вычислен из многих прочих
нужный выход, и в рассказе не осталось многоточий.

Стало ясно всё с героем.
В-первых. Во-вторых. И в-третьих.
Сад посажен. Дом построен. Были выращены дети.
Сказаны слова простые. Сделаны дела. Закончен
был рассказ.
И запятые переправлены на точки.


№5 Храни её, Господь, в своих ладонях.

Храни её от зависти людской,
и от колючих взглядов посторонних.
Храни её предутренний покой,
храни её, Господь, в своих ладонях.

Храни её лучистый взгляд от слёз,
храни от тех, кто навсегда испорчен.
И сердце от безумных бурь и гроз,
и душу от кровавых червоточин.

Храни её от жизненных невзгод,
от тени набежавшего ненастья.
Храни её, Господь, из года в год.
Не дай отнять её частичку счастья!

Храни её непринуждённый смех
от гвалта стай бесчисленных вороньих.
Храни её, Господь, от всех "не тех".
Не разжимай, молю тебя, ладони!

Прости мне эти скудные стихи...
Храни её от разочарованья,
а я отвечу за её грехи.
За все её грехи. Без покаянья!


№6 Анонимность

Слова стальные анонимностью
Свободой сытые вполне.
И добродушием, и личностью...
Идут бродить по целине.

Никем непаханое прошлое
Скулит под плугом смысловым.
Переворачивая пошлое...
Ещё хватает всем воды

В безликости желаний омута.
Пусть дятел на суку троит;
Кукушка, с поводом без повода,
Своим ку удовлетворит

Года без ласкового имени...
А кто-то всё равно поймёт -
Слова бывают нормативные,
Ненармотивные - помёт.

В пылу подобных удобрений
Родятся правильные пни.
Но в гущу тех месторождений
Без анонимности иди.


№7 Коллекционеры счастья
 
… по любому
Али по иному какому
Наречию неместному
Отправят тебя поближе к дому
Собирать листья, считать цыплят [1],
А потом с Ростральными колоннами рядом
Выстроят вас в расстрельный ряд.
Слышали: «Фараон» уже
X) сел на мель
Y) получил ярлык на царство
Z) прибыл в Марсель [2].
А я прусь [3] по направлению к ванной твоей,
Моя фараонесса, имя твоё пишу на парте [4],
А ты уже пригрела на груди змей:
Одну для себя, одного для меня [5]…
Ты всегда думала обо мне,
Как и я думаю о тебе за секунду [6] до своей смерти,
Твой последний
Гай Юлий Руфий Ларисий Андрейний Марк Антоний Октавиан Цезарион [7]…
Седлай коня
Закончим путешествие на край дня
Селин ад орожку
Посидели, отдохнули и пойдёмте дальше [8]
И с нами
секунда
прошла…

[1] Из времени года счёта цыплят вытекает, что собирать придётся жёлтые листья
[2] Нужное подчеркнуть, ненужное отправить в средства массовой информации
[3] Сам Марсель считал, что правильно не «Прусь», а «Пруст»
[4] Автор не точен: в Древнем Египте письменный стол, объединённый со скамьёй, предназначенный для учеников, называли клеопарта
[5] Историкам до сих пор достоверно не известно, что это были за змеи, но предположительно: для неё – кобра, для него – Горыныч
[6] Очевидно, что это та самая утраченная секунда, в поисках которой «прётся» герой сноски под номером3
[7] Упомянут последний генетически подтвержденный потомок Капитолийской волчицы
[8] Согласно лингвистической экспертизе, проведённой лингвистическими экспертами, авторство данной строки принадлежит не автору


№8 творение

Не знаешь, как рождаются стихи?
Я расскажу тебе сейчас. В начале
из болтовни словесной шелухи,
услышу, фразу где-то промычали,
она ничья. Она ещё безгласна.
Она пока в бесстишии висит.
Но целиком и полностью согласна
стать телом текста, совершить транзит,
закончить трансформацию и дале,
пройдя метаморфоз непрочный круг,
туда где рифм, созвучий накидали,
туда где смысла нет ещё. Не вдруг
без цели, смело оживает слово,
оно уже не звук, но вещество.
И в совокупности оно уже готово
создать из текста голем, существо,
вдохнуть сознание и красотою
метафор ярких строки наградить.
Пусть дни идут неспешно чередою,
моих стихов нервущаяся нить,
ну, хорошо не нить шпагат пеньковый,
ведёт, чтоб рифмоплётом не прослыть,
куда? Вопрос как небо невесомый
задам Ему. Ответь, куда ж нам плыть?


№9 Адамы
 
Вот - римлянин, а этот - камчадал
А этот вышел из ночного клуба
И каждый вещь по-своему назвал
И речь свою с тех пор несёт сугубо
 
Соседями по клеткам и дворам
Встречаются в подъездах и спортзалах
Но все под именем одним - Адам -
Грызутся в поэтических подвалах


№10 Стихотворение снято с конкурса


№11 Степное

Бескраен взор, куда хватает дали...
Расчертит горизонт прямой чертой
души моей привычный непокой,
и рваные края зеленой шали,
как майскую траву родных степей,
растреплет ветер, волю дав рукам,
пьянящим разнотравьем по губам
едва коснувшись. Наливай и пей
полынный воздух, собранный в букет
вина такого, что хмелеешь сразу,
до забытья, до чёртиков, до пауз,
на сотни миллионов зим и лет
молчанья… А похмельною весной,
святой воды из арыка б напиться…
и будет безначальностью стелиться,
расшитый клевером ковёр степной.
И будут петь шагреневые горы,
о том, как бесконечно долог век,
как глух и нем бывает человек,
что есть конец бескрайности просторов,
как одуванчик, юн и желторот,
былинкой зыбкой на ветру качаясь,
вдруг пухом обратится и растает,
он жизнь свою отважно отдаёт
девчонке синеглазой на потеху,
что, заливаясь колокольным смехом,
играючи, подует
и сорвёт…


№12 Голубиное

Как поутру лазурь легка!
Перепоясанная светом,
она, без кроя и лекал,
влилась в изгибы силуэтов
покатых палевых холмов,
стволов, искусно искривлённых,
где вяжет ветер-птицелов
корзины крон, уже зелёных.

Прильнёшь и приголубишь чуть
шершавый бок корично-сладкий
(лоскут от девичьих причуд,
подшитых крестиком к подкладке).
Из звуков — неумолчный гвалт
и трепыхание в глубинах,
из чувств, как сотню лет назад —
печаль неволи голубиной.

Всё та же ниточка к ноге,
как обещанье — после, после,
пичужий неуёмный ген —
и вдаль, и ввысь, где мир разостлан,
как пёстрый гленчек под тобой —
чекань, тачай слова по краю…
и взглядом светится любовь:
«Дитя! Дитя!», слегка вздыхая.


№13 О музыке

«У меня с музыкой давние контры».
                Вл. Маяковский.

— «Вы возражаете,
как будто воз рожаете»,
слух утопив
в плюше потёртых кресел,
не трусьте, товарищ,
в новую эру пожалуйте,
чтоб с нафталинных муз
не скрести плесень.
Гимны и оперы — прочь,
в оркестровую яму —
скрипки, тромбоны
и пыльных роялей груз,
я — дирижёр,
запрещаю минорные гаммы,
томность амурную
и соловьиную грусть.
Вам слово сегодня,
рабочие песни,
бравурные марши
крутых барабанов и рифм,
пусть небо линялое
молнией треснет,
и воздух
холодным дыханием выветрит.
Пусть солнце,
взойдя над бездной потопа,
выжжет до корня
павлинье и многохамое*,
и громоустый*
оркестр АгитПропа
перепоёт а-капелла Адамово!

А после концерта большой,
неуклюжий,
упрямо и зло, как стальной пароход,
будет сырые асфальты утюжить
в поисках лучших нот.

Но лишь зазвенят жестяные флейты,
сливая закат в переулок мусорный,
вспомнит парижское серое лето
и зарыдает над этой музыкой…

*неологизмы Маяковского.


№14 Вожак

Весна в дорогу снова позвала,
к родным пенатам, сквозь ветра и ливни.
Я скоро встану во главу угла –
как самый сильный.

Нас гонит в путь по родине тоска,
и каждый раз, сплин клином вышибая,
стремимся ввысь, летим за облака –
мы выше рая.

Когда устану, окажусь без сил,
меня подхватит синергия стаи,
другой вожак возглавит этот клин,
меня спасая.

С небес курлыча, смотрим на людей.
Вперёд, вперёд в любую непогоду.
Вдруг пригодится мудрость журавлей
венцам природы?


№15 Латании

.......................................«Я в одиночестве на берегу
........................................ Атлантики – своих воспоминаний,
.........................................Которые зачем-то берегу,
.........................................Их в комнате закрыв с кустом латаний.»
.........................................Ламия Аббас Эмара

Раскрыли бархат вееров латании…

Становится рутиной поиск данных.
След, появляясь, тянется на свет…
Прекрасные таинственные страны
лежат в руинах, маются в золе
моих бумажных дум, воспоминаний,
набросков незаконченных… Этюд
не учит, но наращивает грани.
На край Вселенной выйдешь хрусткой ранью
и, в грусть укутавшись, врачуешь раны:
льёшь белый свет, а снежную кутью
меняешь на гроши нездешних знаний,
осколки жизней, что случались с нами…

В гортани – ком.
Пробел времен латая,
хватаю влагу пальцами латаний…


№16 За горизонт

Кто-то большой посадил   солнце на крышу дома,
А может, оно само   присело туда отдохнуть.
Ведь может, его давно   уже одолела истома,
И хочет оно,   и хочет оно   за горизонтом заснуть.

Что оно видит там,   за этой далёкой чертою?
Хотя бы одним глазком   я тоже взглянуть хочу.
Как вырасту сам большой,   ракету тогда построю,
И за горизонт,   и за горизонт,   и за горизонт полечу!

Встретятся мне тогда   далёкие дивные земли,
Морской голубой простор   и много седых вершин,
Старинные города,   в которых история дремлет,
И все имена,   и все имена   великих могучих мужчин.

Мне бы таким же стать:   известным и очень сильным.
Эх! Мне бы найти закон   всемирной людской доброты,
Чтоб не было в мире войн,   чтоб не было в мире насилья,
Чтоб дружно жил я,   чтоб дружно жил он,   чтоб все: мы, они, вы и ты!


№17 Черёмуха

Хромает туч побитый взвод,
Верхушки тополей ломая...
Ещё не май - но пахнет маем:
Тревогой вечер отдаёт.

Черёмух ранних желтизна
Мерцает в сумерках у дома, -
И притворилась незнакомой
Не в срок пришедшая весна.

Ей тихий слышится упрёк
В недоумении цветочниц;
Она сама не скажет точно,
Кто потревожил, сбил, увлёк,

Кто спутал рифму и сезон...
А между тем - не зная цели -
Цветёт черемуха в апреле,
И холодеет горизонт.


№18 В створках времени

Волны катятся к суше,
а года в никуда...
Может, в створки ракушек
время прячет года.
Мы бредём в неизвестность
вдоль по кромке судьбы,
на песке, словно фрески,
высыхают следы.
Под распахнутым небом
вечна только вода,
исчезают бесследно
все следы навсегда,
но останется с нами
сериал о былом -
брызги воспоминаний
и раскаяний шторм.
Ничего не изменишь,
и причин не узнать -
на морской белой пене
невозможно гадать.
Возвращаюсь домой я,
вновь ответ не найдя...
Просто в шуме прибоя,
легче слушать себя.


№19 Время, в которое мы живём

Время, в которое мы живём,
Кажется, скучным, не романтичным,
Нет ожидания сказки в нём,
Очарования и величья.

Дело другое - ушедший век:
Хемингуэй, Фицджеральд, Пикассо,
Где на полотнах струится свет,
В книгах - любви колдовские пассы.

Обворожителен старый мир,
Будто и нет никакой причины
Ни для отчаяния, ни для дыр
В чудном пейзаже мирской картины.

Только об этом те могут знать,
Кто непосредственно жил в клоаке
Прошлых годов: бедняки и знать,
Те, кто любил и страдал, и плакал,

Через себя пропустив тогда
Всё электричество мук и бдений,
Войн, эпидемий, боёв и плах,
Взлётов, депрессий и сновидений.

Так и прожили свой век они,
Истины суть добывая в спорах,
Время стекало, плавились дни,
Как на картинах у Сальвадора.

Те, кто бесился, те, кто молчал,
Жили в полотнах, строках и книгах,
В нотах и всех началах начал,
Прямо к потомкам оттуда спрыгнув.

Это не каждый может понять,
Сразу искусства раскрыв задачу,
Видится очень надёжной гать,
Только провалы в болото прячет.

И не видна та былая жуть,
Где непрерывно страдает гений,
Кажется, пройденный ими путь
Нам не трясиной, а наслажденьем.

Но на любой пробежавший век
Время свою налагает долю
И благолепный искусства свет
Здесь никакой не играет роли.


№20 Чёртово колесо

Это чёртово колесо
То до неба взлетит, то ухнет
Вниз, на шее сдавив лассо,
И мечта превратится в рухлядь.

То вскарабкается опять,
И замрёт в бесконечном миге,
А потом всколыхнётся рать,
Будто «Шествие гномов» Грига.*

И пойдёт напролом крушить
Неудачи, бугры, препоны,
И откуда возьмётся прыть
Расстрелять чуть не все патроны?

Этим чёртовым колесом
Перемелются «ини-яни»,
И в музее «Мадам Тюссо»
Их тревожить никто не станет.

*Э.Григ «Шествие гномов» (муз).


№21 Давай поедем

Давай поедем летом на озёра,
Бездонные, заросшие травой!
Ты думаешь, июнь ещё не скоро,
А он уже шумит над головой.

Бежит стремглав, отчаянный ребёнок,
Размахивает ветром что есть сил!
Птенцовый голосок его так тонок,
Хоть взрослым он себя вообразил.

Мы ночью на мостках сидеть могли бы,
Ловить в ладони звёздную лузгу.
У самых камышей играет рыба,
И окуни гоняют мелюзгу.

Там розовые воды на закате,
И плавунцы, как горстки шелухи...
Там властвуют озёрные заклятья,
Такие же и пишутся стихи...

Там грозы налетают, будто черти,
Втыкая в воду белые клыки.
Беспечно заигравшиеся дети
Бегут от ливня наперегонки.

Мы, под дождём стремительным намокнув,
Стояли бы, целуясь и смеясь...
...А здесь от ливня защищают окна,
И  с летом рвётся призрачная связь.


№22 Качели

Пожалуйста, больше не надо
любви и тебя.
Ты – вздорный,
занозно-подвздошный.
Притянешь к себе,
оттолкнешь от себя,
качели все выше и выше.
Был горизонтом,
стал птицей на крыше.

Сомнений и призрачных
дней
под сердцем тревога.
На сердце застыла печать,
за сердцем дорога-дорога.

Оставь все как есть.
Не поглажено платье.
В ушедшем составе –
поломка.
На рельсах раскрыта
в линейку тетрадь.
Мне каждую ночь
постель тебе стлать.
Кричат альбатросы и грифы
бесчеловечно и громко.

Ты рядом –
и топится грусть
в кофейной надтреснутой чашке.
Не рядом –
пульсирует, бьется в руках
на чашке
финифть черепашки.


№23 Хор

Припевом даль времён звучит и ширится куплетом.
Хор, на скамейке сидючи и с личным табуретом,
Поёт, как на завалинке, про радости мирские.
Бабули были сельские, а нынче — городские.

За хлебом до «Пятёрочки», от телика — до койки.
Но, кажется, Бурёнушка спешит к вечерней дойке,
Да куры не накормлены, да грядки не политы.
Планеты не настроены на новые орбиты.

Пестрят платки цветочные и белые с узором.
Уходит ясно солнышко, не внемля уговорам.
От ветра понимающе и ласково кивают
Покрышечные лебеди седыми головами.

Из алого в багряное метнулось предзакатье.
Жаль, стала память рваною, как старенькое платье.
Немало вёсен прожито. Трудились и рожали.
Вели, как и положено, бои за урожаи.

Закончены баталии, напрядены все нити.
С невиданной Анталии внучок везёт магнитик.
А хор поёт размеренно, а музыка всё длится,
Чтоб каждый мог заслушаться и низко поклониться.


№24 Бродила осень

Когда ломались с треском корабли
на мелях сентября, а ветер злился
и брызгами солёными пылил
на наши, в солнечном загаре лета, лица,
когда, гремя последнею грозой,
закат, ворча, тянулся над холмами,
бродила осень женщиной босой
по мёртвым лепесткам июньских маков.
Вбивали клинья в небо журавли,
курлыканьем прощальным переполнясь.
На мокрых стыках  грохотал вдали,
расставшись с бабьим летом, скорый поезд.
Бледнел рассвет и багровел закат,
темней и строже становились тени,
и лампа солнца в жалких тридцать ватт
не согревала круглые колени
стыдливой осени, чей охряной наряд
мелькал среди задумавшихся елей.
Мне падала на лоб тугая прядь,
и щёки по-брусничному горели.
А ветер злился, листья вороша,
бросался оземь охладевшим телом.
Меня ты крепко за руку держал -
чтоб с журавлями я не улетела.


№25 Хранитель упавшей звезды

Здравствуй, хранитель упавшей звезды, светлячок-
Всех восхищает твоё лучезарное чудо,
В платье, плетеном из тонкого звёздного джута,
Светит она, если свой отворишь сундучок.
 
Звёзды, вдохнувшие ночь, начинают парад,
Блещет твоя подопечная - тень зодиака.
Важно поправив два борта суконного фрака,
Легкой былинкой  росинок ты выстроишь  ряд,
 
Звёздной мелодии ноты собрав на листы
Ветром склонёного клевера, всем на удачу.
Ритмом небесным  мгновенно всецело захвачен,
Гимны напишешь при свете хранимой звезды.
 
Утром все звёзды пожаром потушит  восход.
Солнце осушит глазастые капельки-ноты.
Спит светлячок, сочинитель мелодий природы,
Новой волшебной ночи ожидая приход.


№26 Западный ветер

Западный ветер
Перебирает тонкими пальцами
Пряди твоих волос,
Слизывает
Капли дождя
С восхитительной шеи.
Завтра он снова придёт за добычей,
Западный ветер…


№27 Тени Переделкина

«Так пахли прописи дворян о равенстве и братстве.»
Б. Пастернак, «Лето»,1917
«Смерти не будет» – надпись Б.П. из книги Откровение на обложке «Доктор Живаго».


Мой посёлок – не Писательский, – Чоботы!
Но уютны оба, – вовсе не чопорны.
И метро не ходит к нам, в Переделкино.
Только ходики. И те – переделаны.

Гири виснут, тянут время… Да что ему
панегирики – былому дотошному, –
«Смерти нет», покуда память – картинками.
На стене тихонько ходики тинькают.

Пробегает в суете настоящее.
Тени сосен и берёз – звероящеры.

По проселочной Лесной, вниз – к источнику:
может правда он Святой? Ржавы, в точечку
тростники, вода зато –
животворная:
ах, сквозь время бы – в затон…
Вижу двор, и я –
из «вигвама» – Фенимора творение:
мамин старенький халат – в оперении!

Расправляю два крыла в лето вечное:
в огороде – пастернак, огуречники;
Сад, где сотни зорких глаз смотрят вишнями.
Выбирают времена люди «лишние»…

Платья смутный силуэт с лёгким вырезом.
Утро, старых сепий след в жёлтых ирисах…
И – дворовее дворян, – тех – до вырубки,
тени предков говорят, –
мы – их выкройки.

Годы горбятся, дороги с прорехами.
Заблудились или мимо проехали?
Вечереет: зорька в ласковом мареве…

— Здравствуй, Борька!
А махнём на Самаринский*?

______________________________
*Самаринский пруд в Переделкине – по названию усадьбы Самариных в Измалкове-Передельцах ( Д. Самарин - прототип Ю.Живаго) В 1933 г. там появляется «Городок писателей»


№28 Где цветы?

Где цветы? Где цветы? Где цветы? Где цветы?
Там, где шла босиком по прогалинам ты,
Там, где таяла смерть от любви теплоты,
Там, где рыщут сейчас времена темноты.
Времена темноты -
Перемен времена...
До цветов ли? "Конечно!" - ответит весна.
А пока постарайся сама угадать,
Где придется тебе оставаться и ждать?
Где проклюнется слабая жизни трава?
С кем окажешься вдруг абсолютно права?
А пока, а пока, а пока, а пока
Под сугробами дышит устало пурга.
А пока под сугробами спят имена.
"Не нужна!" - повторяют тебе, - "Не нужна!"
"Не нежна? Не нежна,
Не она? Не она" -
Времена беспробудного тёмного сна
Предлагают ответ. Но другой знаешь ты
И цветы, и цветы, и цветы, и цветы...


№29 *** («Вытаращил глазищи жёлтые»)

Вытаращил глазищи жёлтые,
лАпищи раскОгтил,
в пасти розовой влажно клыки белеют,
алый язык дрожит
шипенье вибрируя,
дышит мех золотой.
Котёнок.


№30 *** («Маяковский – 4 fortissimo»)

Маяковский – 4 fortissimo.
  Его читать – экзекуция.
    Сломаешь язык,
      мозги свернёшь,
         если не брат
                Конфуция.
Претили его понты -
     пальцы веером
          и бычья
              кичливость.
Эго моим
      была выбрана
            есенинская
                сопливость.
В библиотеке
      родителей
           выискал
                зорким оком:
про суку,
   очередь кобелей,
         с текущим
             по мордам соком.
Время не лекарь.
       Время - палач,
              рубящий
                без жалости,
в сухом остатке
       с тобой и в тебе -
              бесценные
                малости.
Я извиняюсь перед В.В.
     за глупость
          отроческую,
                максимализм.
Лишь потому,
    что с бульдозерной
         яростью
             он славил
                патриотизм.


№31 Когда с тобой

Когда с тобой мы на одной волне,
мне дождь и слякоть нравятся вполне.
Мне хочется шутить и громко петь,
пусть оба уха отдавил медведь.
Полно проблем? Какая ерунда!
Они уйдут, они – не навсегда.

Когда с тобой мы на одной волне,
я даже забываю о войне…


№32 Стихотворение снято с конкурса


№33 Усадьба «Утешение»
 
Ищу от печали лекарство
И двигаюсь просекой вбок
В заросшее сонное царство –
На старой усадьбы порог.
 
Здесь некогда в память о сыне
Родители замок и парк
Построили в дикой пустыне,
Чтоб в сердце рассеялся мрак.
 
Ходили по этой дорожке
К зеркальным пруду и реке.
Встречали закат из окошка –
Под крышей на чердаке.
 
Порой будто блик всколыхнется –
Ведь дверь-то отворена.
Хозяйка за ручку берется –
Супруг приезжает с гумна…
 
Две бабочки мягко танцуют,
Шумит в отдалении лес…
Иль это тревожит впустую               
От лодки Хароновой плеск?
 
Но с берега ветер доносит
Лишь запах гниющей воды…
На травах, на ветоши сосен
Туман оставляет следы…
 
Меня на заросших террасах
Гоняет, тряся головой,
Кипрей, как слуга безобразный,
Как эта усадьба – седой.
 
Но я узнаю очертанья
Аллеи, лужайки, пруда…
И плёса, где лодка печально
Пропала – уже навсегда…


№34 По мотивам «Снегурочки»

Снегурочка растаяла.
Мизгирь
с обрыва вниз -
над ним сомкнулись воды.
Любовь слепа -
в служенье  у природы,
А страсть -
её безумный поводырь.

Царь  Берендей:
"Споёмте гимн скорей!
Ярилин день уж золотом на кронах!" -
Ведь смерти двух и более  влюблённых
не омрачают праздников царей.

Весёлый Лель,
похожий на апрель,
К царю спешит со знойною Купавой:
"Благослови на счастие со славой,
на новую семью и колыбель!"

Народ ликует:
к лету поворот!
Ждёт перемен,
ждёт жития без лиха.
Грустят одни Бобыль и Бобылиха:
Ждут зиму...
Ждут Снегурку...
Вдруг придёт...


№35 Без слов

Над крышей дома противоположного
Гуляет неприметная звезда.
Я звёздною её любуюсь рожею,
Она моею тоже - иногда.
 
Сквозь воздух загустевший пластилиновый
Транзитом мысли медленно текут:
То прямо, то извилистою линией
Отсрочивая назначенья пункт.
 
Переправляем мы друг другу искренность,
Словами заполняя порожняк.
Готово недосказанное выстрелить,
Но застревает в тучах болтовня.
 
И снова я ищу её, далёкую,
Угадывая времени поток.
Гремит гроза ночная водостоками,
Предвозвещая жизненный потоп.
 
Мне не впервой под стук пустого гулкого
Терять живое в сутолоке дней.
По краю ночи, мглистыми проулками
Лети, моя гулящая, ко мне.


№36 Тут полоска асфальта окончена

Тут полоска асфальта окончена.
Расстелилась кума Новгородчина,
где семейная спряталась вотчина
под покровом медвежьих лесов.
По грунтовке ползу осторожно я.
Есть на всякий ватрушка творожная,
но запаска она - ненадёжная.
И бренчит в рюкзаке термосок.
 
Встали ели угрюмыми стражами.
Позади - терема с экипажами.
Без святого причастья куда же им,
на вершинах горят купола.
Ну, а там где беда с капиталами,
доживают селения малые,
тащат псы животы свои впалые,
да петляет речушка Пола.
 
Всюду тянется даль просветлённая,
щебетанием птах окрылённая,
голубая, льняная, посконная,
словно ветхой истории срез.
И, к благим обратясь откровениям,
подчиняюсь глухим направлениям,
до которых уже, тем не менее,
долетает сигнал джи-пи-эс.
 
Вот и красные звёзды обители,
здесь покой обрели победители.
Те, кто нашей судьбы не предвидели,
оставаясь в едином строю.
Задержусь у фамилии деда я,
по-хорошему с ним побеседую,
и ещё, перед тем как уеду, я
до краёв ему чарку налью.


№37 К другу

На дорожку выпил кофе,
Сумку быстренько собрал,
Захватил гитару в кофре,
Еду к другу на Урал.

Сутки в поезде на полке:
Отосплюсь, ну, как медведь.
Соберём народ в посёлке
Песен бардовских попеть.

Банька к вечеру поспеет:
Смоем пыль с больной души.
Слово доброе посеем
В оглушительной тиши.

За столом за разговором,
Час за часом - время вспять
Разогретые минором,
Будем память обновлять

Наступает день воскресный,
Ночь закончится зарёй,
Встретим мы её совместно,
А потом пора домой.

Пусть обратная дорога
Будет радостно-горька
С подведением итога
За рюмашкой коньяка.


№38 Случайное…
 
Её я встретил совсем случайно -
На остановке стоял и мёрз.
Она сказала, что я отчаян,
Собравшись ехать в такой мороз.

Сейчас не помнятся все детали:
Как тёр отмёрзшие щёки, нос.
Потом о чём-то мы с ней болтали
И нас автобус куда-то вёз.

А после было тепло квартиры
И сладкий запах её духов.
И все богатства, что были в мире,
Я ей отдать был в тот миг готов.

От чувств пьянило вином незрелым,
Взахлёб читался какой-то стих...
Она, как ангел, в халате белом
Лишь улыбалась, и я затих...

Промчались годы, и память зыбка.
Нахлынет вдруг беспричинно грусть:
Лица не помню - одну улыбку.
И стих запомнился. Наизусть.


№39 Согласие.. иногда
 
Как часто, слыша мнение других,
не можешь мудро обойти искусы
и предъявляешь: это чушь и бред! Но..
я сам порой не прост – скорее, сложен.
И тоже вроде никому не должен
разжёвывать своё больное кредо,
в попытке навязать иные вкусы
квадраты рисовать, а не круги.
Так неужели здесь одни враги? –
Едва ли.. Нежно зализав укусы,
пойму, что спорить глупо, даже вредно.
Особенно с которой делишь ложе..
 
иногда.


№40 Пророк
 
Славясь грубостью,
Не ценя умы,
Встретясь с глупостью,
Не смеялись мы.
 
Но пришел пророк,
Дурь на смех обрек.
Но таков ли грех, так ли тяжек груз?
Слишком долгий смех порождает грусть.
 
Мы конечности
Не даем на слом,
От зол лечимся
Воздавая злом.
 
Вот пришел пророк,
Культ добра изрек,
Но не каждый смог, и не всем везло,
Слишком добрый бог порождает зло.
 
В полумраке жил,
Серость стен - не грязь,
Зря не тратил сил, 
За звездой гонясь.
 
Но пришел пророк,
Небосвод поджёг,
Почернел стен цвет, невдомек ему,
Слишком яркий свет порождает тьму.


№41 Гвардии майор

Скуп майор. Он к Разгуляю
шел по улице Немецкой.
Рядом шли мастеровые,
баба шла с гусём.
Взял майор, торгуясь, дрожки,
ехал до ворот Покровских.
Казачок бежал за ними – спотыкаясь всё.

В галстуке и с лёгкой тростью
по Мясницкой беззаботно
он идёт в Охотный ряд, а…
казачок – бежит.
Шёл майор, глазел на женщин,
и спустился в погреб винный.
Три бутылки Сен-Пере взял
и одну лафит.

И сказал, народ чтоб слышал,
казачку: «Неси покупку!
Адрес, дурачок, не помнишь -
запишу сейчас.
Дом Головкиной графини,
рядом мой, его все знают –
гвардии майора Пуш-ки-на. Беги, дурак!».

А жена осталась в доме
с дочерью и малым сыном.
Уходя, он заглянул к ним – спали все ещё.
И никто не знал на свете,
что у гвардии майора
этот мальчик – русский гений
будет:  «Наше всё!».

двадцать девять лет майору
было он уже в отставке
год в кригс-комиссариате клерком прибывал.
Но считал
Себя майором
Гвардию покинув с братом –
Так с Василием решили выразить протест.
Гвардия
реформы Павла
обозначила «бореем»,
пережить в отставке легче ветер перемен.


№42 Друже
 
Где-то стих мой бродит, друже.
За окном темным-темно.
Возвращайся, ты мне нужен.
Так у нас заведено -
 
Психануть и на крылечко,
Накурить - тушите свет.
Стих в груди у человечка
Был и нету, сплыл и нет.
 
Пепел горкой на ладошке,
Провалиться от стыда -
Стих писался понарошку,
Оказалось, навсегда.
 
Вот и кончено, довольно,
Стих, гулёна, марш домой.
Кот прищурился довольно:
" Погуляю... не впервой..."
 
Табака давно не стало,
Лишь туманом за окном
Стих рождается сначала,
Возвращаясь утром в дом.
 
Кот у блюдечка, гулёна,
Смотрит хитро - как спалось?
Я в тетрадке вдохновлённо
Шпарю строчки на авось.


№43 Homo homini deus est или разговор по душам

Поверь, мой друг, мне жаль,
что всё так вышло.
Что ждёт тебя - узнаешь вскоре.
Но горе не должно
твоё разрушить сердце.
Хотя, судьба переселенца -
трудная стезя.

Но может, всё не зря?
Скажи, ты веришь ли в себя?

Ты смог бы помолиться за людей
и сделать всех добрей,
хотя бы на немного;
дорогу указать заблудшему
и с каждым разделить
его тревогу?

Ты смог бы, всех любя,
не упрекнуть
и слёз не проронить ни капли,
когда все близкие забудут про тебя?

Ты сможешь крест нелёгкий пронести
и не свернуть с пути,
не повернуть назад
и вырастить в пустыне дивный сад?

Скажи, в тебе достанет сил?
Ответь, как есть, - поверю я словам.

- Зачем спросил ты -
смог бы я или не смог?
Мой ангел, ты не видишь разве сам?
Я человек.
А человек - он человеку бог.


№44 Бодрость

- "Как можно от жизни устать?" -
подумал я, глядя на сосны.
Мне было всего двадцать пять -
не лет и не зим, а
вёсен.
Светились мечты бахромой,
подшитой к бескрайности неба.
И плыл корабельный покой
по ветру сосновый, целебный.

И плыли в воронку года -
кружили вороны причинно.
Менялась доктрина окна -
был крестик луны, как чирей.
Бил свадебный спьяну хрусталь.
Был сын отстранённо взрослым.
Но "нет, - говорю, - не устал"
я вечнозелёным соснам.

Иду, улыбаясь, домой
по первым несмелым снежинкам.
Эпоха прожитая мной
мне кажется блёклой и жидкой
в земной спектрограмме любви.
Но вечность - в трамвайных обоймах.
И в сердце мужицкая выпь
молчит, дрессирована болью.


№45 Маргарита
                "Я стала ведьмой..."
                "... и очень этим довольна!"
                М. Булгаков "Мастер и Маргарита"

Я помню, что в квартиру дверь открыта -
не нужен ключ. И повод - ни к чему.
Ты есть всегда.
Войду (в руке поллитра),
шутливо  прокричу:
"гудавчинун!"

Ты улыбнёшься, дрогнут в сердце стрелы
моём,
их кучно много -
за тебя
Амур порвёт(!),
как грелку атмосферы
июльский дождь
вокруг
порвал шутя.

И по окну поют-танцуют капли -
разливистый, почти готовый хит.
Согласно теме
и былой закалке,
я разливаю по бокалам спирт.

Ты сядешь рядом -
белая сорочка
подобно баухинии цветёт.
Мы не бухаем, просто верим в то, что
идёт ещё один удачный год.

Ещё, ещё.
Бокалы не пустеют.
Хоть знаю,
что напрасно я решил
мечтами воскресить изящность  тела
и чистым спиртом чистоту души.

Пинаю грусть по берегу Амура,
гляжу, как в воду,
в омут бытия.
От солнечной системы до иммунной -
давно всё развалилось без тебя.


№46 Костомаров

Кого б такая передряга
не сбила с ног?
Ты – устоял, собрав отвагу -
без ног, но смог.

Кто не сломался бы от горя,
лишившись вдруг
в канве трагических историй
ещё и рук?

Кого не вышибло б в могилу
вон из седла?
Но не тебя - не тут-то было! -
любовь спасла.

Прогноз отвергнув окаянный:
«Коньки - нельзя»,
ты удивляешь, филигранно
по льду скользя.

Такой вираж по жизни круче
любых карьер!
Какой же ты, Роман, могучий!
Живой пример.

Кричите громче, папарацци:
«Не сдал, не сник!», -
Ну, как тобой не восхищаться?
Каков мужик!


№47 Аритмическое

Мерю шагами больничный холл…
Доктор Сапрагин присядет за стол,
Карту подвинет, поднимет глаза.
Доктор, хотите мне что-то сказать?

Всё понимаю, слушаться буду,
Не допущу до себя и простуду.
Да, я согласна. И Вы не печальтесь.
Будьте здоровы, доктор. Прощайте.

Из больницы вышла –
Капает с крыши!
Новая жизнь, новая!
А весна-то нынче – добрая, спорая.

Дошла до ворот –
А там новые «скорые».
В настроении поворот –
Сбрось обороты:
Кто ты?
Вешалка старая!
Старая тара я!
Вот.

Но чист небосвод,
И птичка поёт.
И сын дома встретит – не обормот.


№48 *** («Господь плавил нас как бесценный металл»)

Господь плавил нас как бесценный металл.
Раздувал мехи, ковал, закалял.
Господь правил нас как алмазное лезвие,
Словно меч-кладенец слал в дорогу над бездною.

Мы летели над бездной, от страха не жмурились.
Вот теперь мы задумались и от думы нахмурились.
Под ветрами стоим да под ястребов клёкотом.
Что же дальше-то, Отче наш? Поделись с нами опытом…


№49 Ночные прогулки
 
Не ходил бы ты вечером
Погулять на болота,
Не здоровался  с нечистью,
Выходя за ворота.
 
Знамо, черти там водятся,
Нагоняя всем страха,
Кто ступил за околицу;
И у них - жизнь не сахар:
 
Вечномокрая волюшка -
Нет ни хаты ни денег...
Чья-то горькая долюшка
Их порою заденет.
 
Эманации грустные
Налетят и затопят.
И они посочувствуют,
И упрячутся в топи...
 
И болотистой ночью
Неизбывны страдания -
Раздаются не волчьи,
А твои завывания.


№50 моя

не нарушить криком глухую тишь
не пробить кайлом ледяную твердь
из угла шмыгнёт показалось мышь
оказалось смерть

из яйца иголку добудь сынок
и тоску как нить сквозь ушко продень
наступает ночь и рыбак у ног
отрезает тень

на рассвете в комнате голубой
аромат накрахмаленного белья
что отдашь чтоб не чувствовать эту боль
не отдам
моя


№51 Советы по Г.О.

Снегопад не прекратится
Если вы достали грабли
Ведра, лейки и лопаты
Чтобы выйти в огород

Срочно надевайте шапки
Куртки, свитера, ботинки
Доставайте лыжи, санки
Будто снова Новый год

Покупайте мандарины
Свеклу, майонез, селёдку
С наступающим поздравьте
Всех соседей и друзей

Запускайте фейерверки
Кучей скатывайтесь с горки
И кричите громким хором
Поздравления офф-лайн

Тут Погоде станет стыдно
Неуютно, удивлённо
И ее к начальству срочно
Вызовут на разговор:

Что у вас творится?
Здрасьте!
Календарь забыли?
Здрасьте!
Или в либеральном пыле
Вам начальство не указ?

И пойдет гулять Погода
Торопливо исправляться
Вспоминая, как сердито
Ей отсыпал месяц Май

Вот теперь пора за дело -
Майки надевать и шорты
Смело выезжать на дачу
Жарить мясо во дворе


№52 Воскресная

Вот и всё, теперь легко и просто,
позади упрёки и обиды.
Светом и теплом пропитан воздух,
изгороди лозами обвиты.

Ты – перо, парящее над бездной.
Дети знают: чудо – в перьях. То есть
просто жди на станции «Воскресной»
из небытия прибывший поезд.

Плачь, реви – сейчас уже не страшно,
Здесь никто за слёзы не осудит.
Страх ушёл, остался в дне вчерашнем
чернотой в невымытой посуде.

Вот же люди – копят, запасают.
А уходят без единой вещи…
Вечность, друг, – нагая и босая.
Вот и поезд. В добрый путь. До встречи.



Друзья, жду ваши письма с выбранными стихами. Выбирая, не забывайте о том, что в этот раз опять будет "Угадайка".

Ведущая конкурса Елена Чалиева  – http://stihi.ru/avtor/chalieva.