Рецензии на произведение «поводом для...»

Рецензия на «поводом для...» (Евгения Райзер)

Желаю вам здоровья, Евгения! Если вы хотите просто остаться, то это напоминает песню российской группы Город 312 - у них есть песня про клиническую смерть ("Останусь"). Не надо переламываться в окнах, причём они вас правильно не переломят, вот бриллианты... (бриллиант - это огранённый алмаз. Кстати, лучшие друзья девушек - это бриллианты). Ваше стихотворение напоминает мне струну музыки, струйку воды - проскальзывает сквозь душу и становиться приятно. Сам не знаю, почему. Просто остаться можно лишь человеку, а не Поэту. Идущий куда-то

Алексей Гальстер   30.06.2010 09:31     Заявить о нарушении
Рецензия на «поводом для...» (Евгения Райзер)

Обрадовалась, увидев этот стих. Вот где можно дать вволю моим математическим способностям, желанию математикой проверить гармонию. Первое, что бросилось в глаза - это потрясающая упорядоченность согласных. Уже первая строка подтвердит это наблюдение: Просто остаться - из 8-ми согласных 6 "эс", "тэ"! И если буква "пэ" выпала из этой статистики то лишь для того, чтоб задавать некоторую инерцию всему остальному стиху - из 20-ти строк 7(!) начинается на "пэ". + 5 на "вэ" и 4 на "и". Не поленилась и пересчитала все слова - 105 слов с предлогами и союзами - 22 (пятая часть!) слова на "пэ", 11 "эс" (именно, "пэ" и "эс" "сделали первую строку", а затем протянулись через весь стих) 10 "вэ", - итого треть (!) стиха построена из трёх согласных.
Упорядоченность гласных не так заметна и все-таки она просматривается

Оа
Оуау
Ыыоыу
Иоиео
Иоио
Ыоие
Ыыыие
Ааа
Еоыуа

Оа
Оеео
Еоооо
Аыеы
Аеоуи
аеееа
Оаоа
Ииое
Ыаее

Уаоу
Оаоу



Упорядоченность на самом низком уровне не могла не прорваться на более высокие. Стихотворение богато внутренними рифмами: пересудов - рассудок, Влиться - лицах - переломиться, смены - перемены - времени, привычек - кавычек. Правда, сами рифмы не очень богаты: света - билетом, пледом-бреда, года-кода, кавычек-спичек, признаний-иносказаний. Более интересны соты - сотой, ради - на день. Интересна цепочка рифм рассудок-суток-сотой-соты.
Перейдём на более высокий уровень. Очень часто авторы в погоне за буквой жертвуют смыслом целых предложений. Чуждый чарам чёрный челн (Бальмонт). Тяжело удерживать равновесие и именно здесь проявляется мастерство. Надо признать, что в большинстве случаев автору это удается, но "когда рассудок выдал часы приёма", "предаваясь таинству иносказаний, вверить ладоням языческий ключ признани" (но в принципе автор сама говорит об иносказаниях), "Темою для кавычек", "И без причины причиной" - скорее минусы. Смысл неясен. Смена походки(?). Хотя понятно чисто психологически, когда человек сбросил давивший его многие годы груз - и стал не ходить, а летать. Не оставляя следов посуды (?), может, следов на посуде? - например, следы губной помады? "Выпасть из суток" - перестать ориентироваться во времени, "Выпасть счастливым билетом" - неплохо.
Во многих произведениях Евгении Диневич я отмечала необычайно точные наблюдения над внешним и внутренним миром - это то, что отмечали у Ахматовой - "Я на левую руку надела перчатку с правой руки". Это стихотворение не стало исключением:
Смены причёски, походки, замочного кода,
Старых привычек. Темою для кавычек.
И, как бы, между прочим, "не будет ли спичек?",
И, как бы между делом, сомнения ради,
Поводом для расставаний не больше, чем на день - наверное, это самое удачное место стиха. Какая потрясающая точность! Смена причёски, замочного кода - какой верный признак новой жизни, жажды перемен! Это прощание с прошлым и между тем "не будет ли спичек?" - фраза отлично подходящая для нового знакомства и именно как бы, между прочим! И далее: "сомнения ради, поводом для расставаний не больше, чем на день" Я представляю женщину, которая решительно меняет свою жизнь, но… на день. Она не может уйти и расстаться с человеком, возможно уже не любимым, она возвращается, чтоб, не заснув ночью, утром повторить все с начала. Сама композиция стиха, как некий намёк на возвращение - просто (легко) остаться - с этого начинается и этим заканчивается стих. Просто остаться - тяжело уйти. Круг.
Но может быть именно жажда к точности, материальности, ощутимости веса предметов - что, безусловно, является достоинством стихов Евгении - иногда приводит к перебору "легкомысленным маленьким клетчатым пледом" - три определения. А так ли важно, что плед маленький клетчатый. Чем это обогащает наше представление? Легкомысленный уже представляется маленьким, а плед - почему-то исключительно клетчатым - шотландским. Примерно таким мы его и представляем. Свет преломляется. Безжизненных стен - стены не бывают живыми (другое дело стены - холодные, когда рядом нет человеческого дыхания), языческий ключ - интересно, но как бы не из этого стиха (но ведь автор и говорит иносказаниями). Можно представить этот ключ, как некий талисман, символ, не только ключ к себе, но реальный - он вполне подходит под кодовый замок, но "языческий" ничего не объясняет - разве что для автора этот ключ наделен некой языческой силой.
В заключении хотелось бы заметить, что это не первая редакция стиха, что само по себе уже показывает, что это произведение еще только рождается. Безусловно, оно уже очень хорошо и, наверное, одно из лучших у автора, но… Предчувствие шедевра.
Извините, писала без черновика - по первому впечатлению. Стих, действительно, достойный. Женя, - в Ваших стихах есть строки, которые как бы реально ощущаются, - помните про косточку? Так никто бы не смог написать, кроме очень хороших поэтов. Вы молодец. Не гонитесь за экспериментаторами - Ваш стих классический. Если точнее попытаться определить его местоположение (естественно, у Вас свой голос), то это Ахматова-Мандельштам-Бродский. Не нужно этого современного стихирушного эксперементаторства. Будьте более строги к себе, пытайся подобрать определение, которое придаст слову вес. Я хочу держать Ваши стихи на руках… - как сказала!!!

Правда Горькая   12.03.2004 20:10     Заявить о нарушении
Вы меня поразили! Просто убили, если быть точнее. Мне кажется, ещё никогда я не получала столь подробных рецензий. И если бы позволила этика, я бы номинировала её. Не потому, что мне, а потому что серьёзная работа чувствуется под всем выше изложенным. Поразительно то, как точно Вы определили мои слабые места. И слова о предчувствии. Недавно некто написал мне то же самое. Да и я сама, должна признаться, всё время ощущаю странное недовольство собой. Как будто всё, что появилось за последние годы, только лишь «предчувствие». И, кажется, вот-вот, оно случится. А оно всё никак. И страшно от того, и совсем не хочется писать: а вдруг следущее будет хуже, чем, к примеру, это, одно из лучших на мой взгляд у меня. И в постоянном сравнении не рождается истины. Там вообще ничего не рождается, окромя тоски. Очень Вам благодарна. За правду горькую)) Но именно этого хотела бы услышать и от близкого друга, хотя таковым Вы не являетесь. Перебором действительно страдаю. меня заносит, когда пишу. То, что кажется мне понятным, безусловно понятно часто только мне. И об этом надо помнить, но как увлекающийся человек, в процессе я не задумываюсь о будущих читателях, пишу исключительно для себя. А потому «когда рассудок выдал часы приёма" кажется вполне ясным. Рассудок, обычно неупрявляемый, вдруг выдал часы приёма: то бишь, есть возможность к нему пробиться и быть услышанным. Что случается редко, надо признаться)) И так далее. Я понимаю, объяснения после не работают. Но иногда внутри где-то есть надежда, а вдруг не я одна с таким извращённым восприятием мира живу. И какая-то родственная душа думает и мыслит точно также, кривобоко.. Всё не о том говорю. А если о том - спасибо Вам! За то, что дали почувствовать себя нужной. Поверьте, в последнее время этого почти не происходило. У меня заниженная самооценка, я в себя не верю. А вам желаю силы в это непростом деле, критике. На этом сайте Вы услышите много ругани в ответ, но и много благодарности. Здесь нет критиков - одни писатели-поэты. И читателей нет, к сожалению. Хороший критик - редкая вещь. А посему, пожалуйста, пишите!

Евгения Райзер   14.03.2004 23:37   Заявить о нарушении
Уважаемая, Евгения, спасибо за добрые слова, надеюсь, что заслужила их не тем, что хвалила Ваше произведение (оно того достойно). День выдался удачным: Эклога обозвала меня «мудаком», а вы чуть не номинировали, а истина всегда где-то по середине. Не преувеличивайте мой скромный труд. Наверняка, Вам уже писали подобные рецензии, просто их у Вас так много, что Вы уже и позабыли. Недовольство собой совершенно нормальная вещь для поэта. Помните как у Пушкина в разговоре книгопродавца с поэтом:
Вам ваше дорого творенье,
Пока на пламени труда
Кипит, бурлит воображенье,
Оно застынет и тогда
Постыло вам и сочиненье.
Я всегда понимала эти строки так: в момент творчества, озарения поэту его произведение кажется чем-то значительным, важным, но когда все записано, и вдохновение спало, поэт уже недоволен своим стихом. Но настоящая радость, смысл именно в этом моменте – этого восторга, озарения, рождения новой строки, приобщения к неким высшим, непонятным человеку энергиям, когда боишься, что сейчас умрешь, но не смерти боишься, а того, что не успеешь записать эту строку. Вы пишите, что живете в предчувствии – поверьте, оно не обманет, - только поверьте (извините за каламбур) в себя. Мне кажется, вся русская поэзия сейчас живет в этом ожидании – рождения нового гения. А в мои времена говорили: если не я, то кто же? Почему не Вы? Мне нравится определение гения: гений – это один процент таланта и 99% труда. Талант Ваш бесспорен – осталась мелочь – труд. Недовольство собой – это нормально для творческого человека. Через какое-то время творец перерастает сам себя – и недоволен всем, что он сделал (ты сам свой Высший Суд!). Но ведь для тех, кто остался там же (кто не вырос) – его стихи останутся шедеврами. Куда опаснее самодовольство, почивание на лаврах: я лучшая! Нет ни одного поэта, который бы на 100% писал шедевры – даже Пушкин. Может гений это тот, кто смог достигнуть того, что 10% его произведений – шедевры? Не бойтесь того, что что-то выходит хуже, чем было. Главное, не останавливаться – и писать. Сегодня – слабо, завтра все изменится – и будет выше. Даже творческие застои по году – не показатель (пример, Мандельштам). Вам совершенно нечего паниковать: стихи замечательные, есть признание, друзья. Вас знают и любят.
А что касается номинации, то, может, я ее еще и не заслужила – первую неделю на сайте и сразу в князи. Еще случится со мной головокружение от успехов. Буду считать Ваши слова авансом – и обязательно пришлю Вам мою критику, как только найду на сайте достойное стихотворение, и как только на это достойное произведение я напишу достойную критику. Извините за болтливость. Спасибо за добрые слова.

Правда Горькая   15.03.2004 03:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «поводом для...» (Евгения Райзер)

ну вот, опять ночное
кони загнаны в пот и в кровь
бронзов жупел, и он, если всмотришься, ворон
а если мельком, то голубь, снегирь , постой
черное - это к лицу, траур - помнишь вчера
завтра в нем билось претоненькой жилкой
но сокращала свой бег, в никуда
в сердце твое очерствевшее, выстрел
он прорубил словно Петр окно
к северу что нам Европ - а пресытая дама
бейся в своих упражнениях рифмы, но
вот кто там заплакал
не он ли вернывшись за нами

утро твое никогда не отмечено
врозь вместе вы слитны
как тот в кимберлитовой трубке
камешек имя алмаз в нем прекрепкой структурой
уголь блести исслезив преисподнее дно

кто то опять исковеркав стремленье мое
скажет он бред он удачлив в своем сумасшествии
но я не жду ни второго ни прочих пришествий
как упоительно время, когда мы вдвоем

Стас.

Gost   03.01.2004 15:38     Заявить о нарушении
Стас, у меня порой нет слова на твои отзывы, так страшно становится... От твоего проникновения в мои мысли и чувства. Или мне кажется это? Через два дня будет год. Возвращаюсь и возвращаюсь к этому дню, не отпускает. Кажется, что засосало. нелепость какая-то. я хочу жить.

Евгения Райзер   06.01.2004 01:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «поводом для...» (Евгения Райзер)

Спичек не будет,
потому что уже давно
все курящие перешли на зажигалки...

Просто останься поводом
для приятного знакомства,
а уж тогда
для пересудов!..
__________________________________
С самыми наилучшими пожеланиями!
Удачи, успехов!
С уважением,

Serg Merisarov   03.05.2003 16:45     Заявить о нарушении
Привет! Всем поклонникам творчества Самсонова
отправляю ссылки на мои "кошачьи" пародии и
шуточные стихи:
http://stihi.ru/2002/11/03-789
http://stihi.ru/2003/05/03-113
http://stihi.ru/2003/05/03-123
http://stihi.ru/2003/05/03-681
http://stihi.ru/2003/05/03-740
Приятного прочтения и весёлого настроения!
Пародист
:^)))

Пародист   03.05.2003 21:20   Заявить о нарушении
Решено, остаюсь поводом для знакомства. Меня Женей зовут, а Вас, судя по всему, Сергеем. Привет, Серёжа! Как живётся? Мне живётся вполне прилично. Кофе с утра не горчит, настроение тоже. Чем не плохо?

Спасибо, Серж!

Евгения Райзер   05.05.2003 23:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «поводом для...» (Евгения Райзер)

мне оказалась не близкой Ваша поэзия. Прочитав ваш диалог с Сашей бредом, стало ясна причина: Вы не выстраиваете стихотворение, вы его выпеваете и за внешней мелодией не уделяете много внимания внутренним колокольчикам. Стихи словно ориентированы на слушателя, а не читателя: там где мне хотелось бы одной "отточенной и завершенной фразы", у Вас - строфа, чтобы слушатель успел сообразить, успел "врубиться"...

послушать бы Вас...

а ст-е словно написано от женщины к женщине:
"Просто остаться...
...поводом для расставаний не больше, чем на день.
И без причины причиной ночного бреда
Под легкомысленным маленьким клетчатым пледом."
мужчина под таким пледиком не уместится

целую пальчики...

L   09.01.2003 14:46     Заявить о нарушении
простите... в ОВ... простите...

L   09.01.2003 15:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «поводом для...» (Евгения Райзер)

Конечно, это замечательное стихотворение. Как ты хорошо описала! И все ощущаемо, и все зримо... Какие мысли, какие ассоциации, просто сокровище

Крепко обнимаю и самым лучших мыслей в новом году.

Эльдар Мамедли   09.01.2003 13:56     Заявить о нарушении
присоединяюсь

L   09.01.2003 14:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «поводом для...» (Евгения Райзер)

Как всё же интересно устроено наше восприятие окружающего нас мира и, как частный случай, чужого творчества. Каждое понравившееся стихотворение проникает в сердце своим, непохожим на другие путём.
Женя, как на духу. Когда я читал это первый раз, то оно меня почему-то совсем не впечатлило. И перечитывать я его начал по банальной причине, что в моём испорченном сознании ключевая фраза вдруг прозвуча как "просто отдаться..." (Прости, ради Бога). А вот при чтении по второму разу я уже стал проникаться содержанием и открыл для себя редкое по красоте произведение.
Сейчас же мне хочется перечитывать его снова и снова.
Если не возражаешь, забираю в коллекцию.

С уважением,

Вячеслав Игнатович   06.12.2002 13:45     Заявить о нарушении
Слав, конечно же не возражаю, а даже поддерживаю твоё желание)) Забирай и пользуйся! На здоровье.
Спасибо, что не забываешь...

Евгения Райзер   10.12.2002 01:14   Заявить о нарушении
Рецензия на «поводом для...» (Евгения Райзер)

Просто остаться
Поводом для волнения, в миг одухотворения,
Придет понимание, того слепого желания.
Тихой улыбкой из буковок-слов,
Чем-то загадочным из детских снов.
Поводом выпить, что-то со льдом,
Чтобы остыть и согреться потом.

Просто остаться
Поводом для сближения, даже в воображении.
Стихами в дебрях инета, когда-то и где-то,
Тенью в сетях лунного света.
(Это я так)

Очень ёмкое стихотворение,
в то же время острое...

Спасибо:)

R.Kray   06.12.2002 13:23     Заявить о нарушении
Спасибо и Вам. Странное дело, вроде прошло какое-то время, успеваешь остыть к стиху. Но приходит кто-то, пишет стихи на твоё, и как будто читаешь свой стих новыми глазами, как будто только его написала, он ещё и остыть не успел..
Это приятно, за что Вас и благодарю:)

Евгения Райзер   10.12.2002 01:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «поводом для...» (Евгения Райзер)

Всё врут.Это-НЕ Бродский.Это-НЕ Мафусаил,он такое не умеет.
Он ваще любовной лирики не умеет.А сравнения с классиком(в смысле,И.Б.),видимо,оттого происходят,что на солидной высоте лица-то не разглядеть особо - вот и валят всё в кучу...
Хорошо,хорошо.И однородная рифмовка не мешает.Вот послушать ба б при сопровождении струмента...

Мафусаил   13.11.2002 20:42     Заявить о нарушении
Ой... Вы...))
нет, не песня то, не песня. Ну Вы то знаете этот жанр, такое не споёшь - зал от тоски заснёт. У меня вообще по этому поводу мучения, что петь. Поскольку есть совсем разные песни, от очень простых до более сложных. И публика разная, то козла требуют (песенка такая развесёлая), над философскими засыпают, а другие - полная противоположность, грят, зачем нам козёл? Даёшь бабскую кухонную философию!))
даю..
рада Вам очень, такой вчера день провела, читая Вас. Почему-то совершенно отчётливо представила, как это должно звучать со сцены. Ну то, что звучит, я не сомневаюсь, но я даже голос Ваш услышала. Он у Вас низкий, с хрипотцой.. А смотрите пронзительно и мудро. Слушатели небось замирают, как перед взглядом удава))
У Вас есть записи? В Америке не выступали?

Евгения Райзер   13.11.2002 20:52   Заявить о нарушении
Увы,увы...в Америке пока не приходилось.Записи частично есть.Именно частично,но есть надежда,что я это дело доведу до ума,в смысле-до диска.А насчёт оцепенений во время...не замечал,чессло.тем паче,что под всяко-разно джазовые ритмы как-то не принято цепенеть,а?Пляшут-эт бывает,но редко.Вот кто бы ещё определил,что за зверь такой-"авторская песня"-сходу памятник,даже и при жизни!А банальной аси у почти классика не водится?

Мафусаил   25.11.2002 21:19   Заявить о нарушении
Если есть желание, можно перевести разговор на уровень письма. Кстати, если опять-таки есть желание, можно и концерт организовать здесь, в нескольких городах. Скажем, Вы выбираете побережье (понятно дело, что наше - западное) и.. дальше просто:) А если серьёзно, то термин «авторская песня» для меня лично сильно изменился за последние годы. Лет так семь назад я не знала ни одного барда, окромя самых-самых. Я и сейчас их не знаю, но жанры настолько разные, что то радует. От рок-бардов до джаз-бардов. (условно, конечно)

Евгения Райзер   06.12.2002 10:32   Заявить о нарушении
и кстати аси банальной нет(( Время космических цивилизаций, а у меня ничего, окромя почты))
geniyar@yahoo.com

Евгения Райзер   06.12.2002 10:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «поводом для...» (Евгения Райзер)

(когда прочёл и стал думать над тем, что что-то надо написать. а не-... просто бы не смог, рассмеялся, да и то, скорее хмыкнул с удовольствием)

ФУ, КАК ХОРОШО....

Да вы и сами заете. Очень по женски (с хорошей точки. а то заболбали уже и испортили понятие "женская лирика"-нам так не написать) и так сильно. Очень хотелось бы, что вы обратили внимание на Наталью Хаткину - у вас общая генетика чувств, вот только где искать её стихи я не знаю. хотя если ввести в поиск Инета её имя, то высветится и проза и стихи. Вот только какие - я не знаю. Я давно потерял с ней связь, а она как истинный поэт бедна, как церковныя мышь, да и боится всего и всех - её покалбасило в жизни, а тётка она ещё того времени, когда было можно только писать и ничего нельзя было делать.

Дмитрий Ленский   10.11.2002 22:34     Заявить о нарушении
Мне чего-то так было хорошо сегодня (по вашему вчера) прочитать все ваши отзывы, Дмитрий, что я до сих пор под каким-то наркотическим лёгким опьяненим витаю в облаках.. Всё-таки странная штука, похвала, невозможно к ней привыкнуть.. Но хорошо, что жадность не проявляет себя))
И про женскую лирику Вы правильно рассуждаете: есть женские стихи, не в смысле, что написаны женщиной, а в смысле определения стиля. Женскими стихами здесь и некоторые мужчины пишут. Ведь согласитесь, было бы странно, если бы я, женщина, писала абсолютно как мужчина. Конечно женские! Ещё какие женские. Но.. рада, что стиль у меня быавет и в мужском духе, достаточно жёсткий. Люблю иногда лёгкий такой налёт цинизма припустиь))
Вопрос у меня к Вам. Не подскажете, в какой посиковой системе лучше посмотреть Наталью Хаткину?

Евгения Райзер   11.11.2002 12:08   Заявить о нарушении