Рецензии на произведение «Школа поэтического мастерства для чего это нужно?»

Рецензия на «Школа поэтического мастерства для чего это нужно?» (Антиквар)

Школа поэтического мастерства...
Сильно сказано!
Только вот, обычно, мастерство подразумевает наличие навыков и инструментов.
Открываешь любой труд по стихотворчеству - нихрена! Ни навыков, ни инструментов. Одни названия и определения.
Дело в том, что Мастерство опирается на науку. А поэтической науки, ну скажем... "Поэтики", на самом деле не существует.

В своём развитии каждая наука, по моему разумению, проходит три стадии.
Первая - накопление информации и раздача названий всему, что входит в круг исследования.
Вторая - статистическая обработка полученных данных с применением математического аппарата. Выявление закономерностей.
И третья - создание свода правил и рекомендаций. По принципу - сделаешь так-то, получишь то-то.

Поэтическая теория прочно застряла на первом этапе развития. Теоретики от поэзии зациклились на терминологии. Зачастую, терминологии избыточной.
Ну посудите сами - поможет ли детальное знание поэтических терминов в создании шедевра?
Это знание даст, конечно, некоторое преимущество в некоторых ситуациях. Когда необходимо блеснуть эрудицией и выделиться из толпы... И вызывать улыбку дам огнём нежданных эпиграмм. Но на практике...???
У меня есть знакомый историк, который великолепно разбирается в керамике. По пятисантиметровому осколку он определит и вид изделия, и географическое место, и исторический период его изготовления.
А посади его за гончарный круг, поставь перед обжиговой печью, или отправь искать коалин... И что? А ничего. Кроме конфуза ничего не выйдет.
Так и в современной теории стихосложения. Она, эта теория, хороша для критиков и для аналитиков. В творческом процессе она участие не принимает. Там оперируют совершенно другими категориями.
Исследование поэзии топчется на стадии первобытного именования предметов.
Открываешь любую монографию с громким названием "школа мастерства" и сталкиваешься всё с той же растиражированной классификацией поэтических явлений.

А в принципе-то всё правильно и закономерно. Наука о поэзии так навсегда и останется на этом примитивном этапе.
Почему?
А вот давайте для сравнения обратимся к музыкальному творчеству.
В чём отличие поэзии от музыки?
Первое, что бросается в глаза, это графическая система.
Поэзия опирается на общепринятую знаковую систему.
Музыка использует специальную графику, применяемую только музыкантами.
Поэтому профессиональным музыкантом может быть только специально обученный человек.
А в поэзии у потенциального "творца" возникает ощущение лёгкости и доступности этого вида творчества. Ну как же! Это ведь просто буквы и слова!
Ошибка...

Кроме того музыкальное исполнение чаще всего бывает коллективным. Певцу нужен аккомпаниатор, а оркестр должен играть слаженно. Поэтому музыкант обязан обладать специальными, но общеизвестными в кругу музыкантов исполнительскими навыками и приёмами. Одной терминологии там недостаточно.
Поэтому музыканты вынуждены учить подопечных именно МАСТЕРСТВУ. Передавать и навыки и методику

А поэзия, о-о-о!
Поэзия дело штучное и сугубо индивидуальное. Коллективному творчеству в ней места нет.
Поэтому конкуренция на Парнасе достаточно высока. И мастера не спешат делиться знаниями с новичками.
И это правильно.
Кому захочется плодить гениев в ущерб собственной индивидуальности.
Наверняка у мэтров есть специфические наработки приёмов стихосложения, но...
Но они умирают вместе с самими мэтрами
Печально.

Так что, поэтика, как наука, обречена на прозябание.

Но и это ещё не всё.
А вы думали как?

Музыкант, это человек, обладающий музыкальным слухом. То есть бездефектной физиологией уха, развитыми височными слуховыми долями мозга, неповреждёнными лобными долями, нижняя часть которых ответственна за восприятие музыки (в том числе).
Исполнитель инструменталист обязан иметь чрезвычайно развитую часть коры головного мозга, отвечающую за тонкую моторику пальцев рук.
Вокалист обязан иметь высокую координацию между слухом и голосом.
Требования к уровню развития отдельных качеств очень высоки.

Поэтом же может стать любой!!! Главное желание!!!
???

Взять, к примеру, чувство стихотворного ритма. Которое опирается на чувство малых временны'х интервалов.
За определение таких отрезков времени (до 1,6 секунды, насколько помню) отвечает гиппокамп.
И если человек не чувствует ритма, это вполне может означать недостаточное развитие отдела мозга, отвечающего за это чувство.
Поэтому указывать автору на его ритмические недостатки - бесполезное занятие. С точки зрения "поэта" его творения идеальны. Поэту непонятно - чего критику из под него надо.
Объясняя ритмическое несовершенство автору корявых строк, вы обращайтесь к несуществующей у него части мозга. Или эта область серого вещества у него недоразвита.

В отношении рифмы дело ещё хуже. Там задействован не только ритмический, но и тембральный, и интонационных слух.
Но основной принцип тот же. Человек, строгающий нерифмику, просто не понимает - в чем его упрекают.

Так нужна ли современная теория поэзии?
Несомненно нужна.
В любом творчестве необходимы критики и аналитики. А как иначе? Должен же кто-то профессионально оценивать уровень поэтического таланта.
Но, называть повторение общепринятой классификации (или даже создание новой терминологии) ШКОЛОЙ поэтического МАСТЕРСТВА - не следует. Не стоит вводить в заблуждение искателей поэтической истины, стремящихся получить именно навыки и инструментарий.
Ведь сама по себе терминология, какой бы совершенной она ни была, ничего не даёт стихотворцу в его тяжком поэтическом труде.

Волков Юрий Николаевич   31.03.2017 03:50     Заявить о нарушении
Я думаю, что стихотворца уместнее сравнивать с композитором, чем с музыкантом. Тогда как музыканта - с чтецом, уж извините ради Бога. И все встанет на свои места. Попробуй научи кого писать хорошую музыку! Люди даже с хорошим слухом пишут, если пишут, плохую музыку.

Мои 5 копеек.

С ув.

Рагим Ругам   20.03.2023 05:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «Школа поэтического мастерства для чего это нужно?» (Антиквар)

Один стишок, эскиз, мотив
запечатлеть - доступно многим.
Но долго следовать дороге,
где курс под грифом "мой курсив",
дано лишь тем, кто в вихре тем
чтит знаки формул теорем.
.
Никита, ваша страница неоценима. Я рада, что попала на неё.
Известное врачебное "Не навреди!" нужно отнести ко всем пишущим, потому что плохой текст приносит вред здоровью (и автору, и читателю), поэтому учиться законам стихосложения надо всегда.
И, хотя творчество есть отражение внутреннего мира творца, но и мир этот упорядочивать тоже полезно, тогда и результат будет красивее.
Еще раз спасибо за интереснейшую информацию.

Ольга Лютых-Грицаенко   15.07.2016 10:17     Заявить о нарушении
Благодарю!

Никита Брагин   27.07.2016 19:05   Заявить о нарушении
Рецензия на «Школа поэтического мастерства для чего это нужно?» (Антиквар)

Вы делаете очень важное дело: о сложном говорите так доходчиво, убедительно, ярко! Спасибо вам огромное. В нашем литобъединении многие поэты не считают необходимым чему-то учиться. Пытаюсь их переубедить, использую ваши статьи для их обучения. И сама многому у вас учусь. Поклон вам. С добром.

Галина Яковлева 3   26.09.2015 08:00     Заявить о нарушении
Спасибо, Галина. Жаль, времени у меня совсем нет, не могу продолжить эту работу. А учиться надо. Музыке, живописи - учатся, и никто не возражает.

Никита Брагин   30.09.2015 11:48   Заявить о нарушении
Рецензия на «Школа поэтического мастерства для чего это нужно?» (Антиквар)

После написания 40 стихов, я пришла к выводу, что природного чувства
рифмы, ритма, аналогии ЯВНО НЕДОСТАТОЧНО. Я обратилась в библиотеки,
книжные магазины... Увы и ах! Ничего по стихосложению не обнаружила.
Наверное, объяснить не могла. Учебник в портале почти изучила, малова-
то будет. "Судорожно" ищу. Слава богу, обнаружила Вас. Спасибо.
С уважением, Галина.

Галина Ленкова 2   05.04.2015 11:25     Заявить о нарушении
Рад был оказаться полезным. Удачи Вам, Галина.

Никита Брагин   08.04.2015 16:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «Школа поэтического мастерства для чего это нужно?» (Антиквар)

А стану ли мастерицей поэзии? Посмотрим...

Щербакова Влада   30.10.2014 23:59     Заявить о нарушении
Рецензия на «Школа поэтического мастерства для чего это нужно?» (Антиквар)

И ещё... Спасибо, за трепетный подход к творчеству!

Иван Кунцевич   04.07.2014 12:44     Заявить о нарушении
Рецензия на «Школа поэтического мастерства для чего это нужно?» (Антиквар)

Спасибо за ценнейшие уроки мастерства.Все вижу непросто,тем более для меня,пишу 1.5 года и интерес не угасает пока.С уважением.Татьяна.

Татьяна Каргальцева   02.05.2014 10:50     Заявить о нарушении
Рецензия на «Школа поэтического мастерства для чего это нужно?» (Антиквар)

Очень правеДно. Спасибо огромное. С лю.Лю.

Людмила Межиньш 2   03.11.2013 11:09     Заявить о нарушении
Спасибо.

Никита Брагин   04.11.2013 20:17   Заявить о нарушении
Рецензия на «Школа поэтического мастерства для чего это нужно?» (Антиквар)

Спасибо, Никита. И впрямь, это интересно...
...хотя меня лично и пугает: в многой мудрости много печали))) И так знаю, что ничего не знаю, но не знаю, до какой степени)))))

Фили-Грань   13.09.2013 11:24     Заявить о нарушении
Это лишь начало. Многие знают, но печалятся, потому, что не умеют. А те. кто умеют, печалятся, потому, что остаются непонятыми. А те, кто поняты. оказываются битыми. И так далее :)

Никита Брагин   14.09.2013 11:56   Заявить о нарушении