Рецензии на произведение «Никита Брагин. Банальные рифмы»

Рецензия на «Никита Брагин. Банальные рифмы» (Голоса)

Это верно.Даёшь реабелитацию банальной рифме!Жить без неё не могу, а так,глядишь,и критики потянутся :))

Виктория Барашкова   24.12.2009 14:39     Заявить о нарушении
Рецензия на «Никита Брагин. Банальные рифмы» (Голоса)

Уважаемый Никита!

В общем контексте статьи про "банальные" рифмы - не могли бы Вы дать Ваше (авторское) определение "банальной" рифмы.

Ведь, с одной стороны рифма - формальная вещь, имеющая (в том числе) счётные, количественные признаки (например, - опорная, богатая...). С другой - существуют традиции рифмовки ("роза-проза").
С формальной точки зрения "роза-проза" имеет ту же "силу" как и, скажем "даль-латерраль"...

Иными словами как Вы определяете (можете порекомендовать определить) критерий "банальности".

С теплом,
Гилан


Александр Жгун   13.09.2007 20:00     Заявить о нарушении
Спасибо, Гилан. Извините, но лишь случайно обнаружил эту просьбу - лучше бы Вы прямо ко мне писали :)
Но к делу. Я думаю, банальной должна считаться рифма, затертая от многократного употребления. Такая, как осень - просинь, дороги - тревоги, и т.п. Читаешь - и видишь - было столь много раз, что вызывает ощущение штампа. Это субъективно? Конечно. Но восприятие человека читающего, причем много (а только такой и может дать понятие банальности), не может, увы, не быть субъективным. Разумеется, для человека (представим такое!), хорошо знающего русский язык, но никогда не читавшего русских стихов, рифма "розы - морозы" банальной не будет.
Что же касается уровня созвучности, то вовсе не обязательно богатая рифма банальна. Бывает и наоборот. Совершенно не банальные рифмы, два примера - острова - острого, и темени - темени ... Вторая - чистая омонимическая пара, первая - омонимы по звучанию. Но не банально, напротив. редкие рифмы, мало использовавшиеся.

Никита Брагин   28.09.2007 17:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «Никита Брагин. Банальные рифмы» (Голоса)

Нужная, полемичная (хотя бы - по дискуссии с Алтагура) статья.

Заголовок внутри произведения: "РИФМЫ БАНАЛЬНЫЕ, РИФМЫ ГЛАГОЛЬНЫЕ".
Но вот как раз примеров (именно примеров) с оправданным использованием глагольных рифм в статье нет.
Почему меня заинтересовал вопрос именно глагольных рифм. В своих произведениях я допускаю их использование, что неизбежно ведет к шквалу критики.
Оправдание уместности их использования, грамотно обоснованная индульгенция глагольных рифм - вот что нужно для против "левой болезни" глаголофобов.

В этой рецензии приведу пример глагольных рифм - (хотелось бы услышать Ваш комментарий по поводу уместности, оправданности их использования):

__________________
ты меня на рассвете разбудишь
проводить необутая выйдешь
ты меня никогда не забудешь
ты меня никогда не увидишь.
___________________________


с теплом, Гилан


Гил Вири Ан   31.07.2007 15:47     Заявить о нарушении
Спасибо, Гилан.
Я довольно холодно отношусь к грамматическим рифмам, к которым относятся глагольные, а также рифмы, образованные от прилагательных (типа "совершенный - откровенный"). Они, как бы, не особо интересны, поэтому и здесь говорить не стал. Разве что пример из истории - все-таки, глагольные были первыми рифмами русской поэзии.
"Юнона и Авось" меня оставили равнодушным.

В принципе, о глагольных нечего говорить, кроме уже сказанного. Можно ими пользоваться - иногда. Если нужно.

Никита Брагин   04.08.2007 08:53   Заявить о нарушении
уважаю Вашу позицию и отношение к глагольным рифмам...

хотя мне лично - жаль... в том плане, что не нашел в Вашем лице единомышленника... сам лично создаю своеобразную коллекцию "золотых" глагольных рифм - когда их уместно, оправданно, эстетично использовали классики Серебряного века (от Сологуба до зрелой Цветаевой)...

_______________________
Скоро крылья отрастут
У плененного Амура,
И фиалки зацветут
В сладких песнях трубадура.

Прутьев клетки не разбить
Соловью иль робкой кенке,
Но Амура полонить
Разве могут эти стенки?
(
C)



Соловей
Средь ветвей
Для подружки трели мечет,
И ручей
Меж камней
Ворожит, журчит, лепечет.

Не до сна!
Ах! весна
И любовь так сладко ранят.
Тишина
И луна
Лизу в рощу к другу манят.

( C)


Дождик, дождик перестань,
По ветвям не барабань,///

И тогда уж дождик, лей,
Лей, дождинок не жалей,—
( C)
___________________________


считаю, что глагольная рифма - один из важнейших инструментов русского языка для создания эффектов рефрена... Длинная аллитерация с ассонансом, которую позволяют задавать (в том числе и) глагольные рифмы (как в традиционной рифме - эпифоре стиха - как и для стыка, анафоры, кольцевых повторов) в руках мастеров звучала исключительно.

с теплом,
Гилан

Александр Жгун   10.08.2007 21:22   Заявить о нарушении
Я не спорю. Глагольные рифмы нужны. Особенно - в песенных текстах. Просто я далек от этого, занят другим - ищу способов сделать стихи максимально напряженными - то есть, задача противоположная. У меня. впрочем, есть одно стихотворение почти целиком на глагольных, написанное ради эксперимента -

http://www.stihi.ru/2006/05/10-1915

Никита Брагин   10.08.2007 21:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Никита Брагин. Банальные рифмы» (Голоса)

Никита, вы будете смеяться, но у меня вчера свершился поэтический коллапс, приведший к рождению некоторого произведения, существование которого, возможно, будет вам даже приятно (что меня бы обнадёжило :)), так как оно непосредственно связано с прочтением аффтаром Ре вашей статьи и последующей работой его, аффтара, подсознания, что обнаружено было только сегодня, при внесении данного произведения в тело сайта Стихи.ру с размышлениями о том, что же вдруг послужило тому первопричиной.
Посему, переходя к конкретике, вот:

http://www.stihi.ru/2007/07/24-1929

Rewsky   25.07.2007 00:09     Заявить о нарушении
Ну, навеяло, так навеяло. В добрый путь.

Никита Брагин   25.07.2007 09:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Никита Брагин. Банальные рифмы» (Голоса)

споткнулся на фразе

Я не могу выделить в нем ничего такого,
что дало бы ему «право на жизнь».

(((

Дмитрий Би   24.07.2007 21:45     Заявить о нарушении
А перепрыгнуть не пробовали?

Никита Брагин   25.07.2007 09:53   Заявить о нарушении
пробовал
потом почему-то всегда возращаюсь к тем местам, на которых спотыкаюсь
и кружу возле
несколько раз проходя снова и снова через такие места

Дмитрий Би   25.07.2007 11:07   Заявить о нарушении
Неужели Акт Творчества не создает то самое право?
или это отмазка была
без вложения себя, своей энергии, опыта

в поисках Идеальной Гармонии можно бесконечно долго уничтожать плоды своего труда

Дмитрий Би   25.07.2007 11:14   Заявить о нарушении
Дмитрий, я не такой уж максималист, чтобы все уничтожать. Но отбраковку некоторой части стихов считаю необходимой.

Никита Брагин   25.07.2007 17:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «Никита Брагин. Банальные рифмы» (Голоса)

страница Никиты Брагина:
http://www.stihi.ru/author.html?11925364

Голоса   23.07.2007 12:02     Заявить о нарушении
Чуток добавлю. Все сказанное, конечно, не означает, что надо вповалку рифмовать ушел-нашел и водка-селедка. Рифма - это инструмент. И им надо научиться пользоваться. Вообще полезно побегать по страничкам, а если лень - книжки полистывать - хотя бы в поисках рифм. Иной раз находишь интересную парочку - а за ней третья тянется - как Пушкин сказал:

две придут сами, третью приведут

Эта третья бывает иной раз получше двух первых. Да все зависит от того, над чем работаешь. Пара совсем не относящихся к делу рифм может породить и совершенно новые, абсолютно разные (вроде Каина и Авеля).

А еще можно рифмы конструировать. Взять какое-нибудь слово посложнее. Озеро, например. И придумывать рифмы к нему, самые забубенные. Полезное занятие.

Одного жаль. Почти невозможно придумать рифму, неиспользованную никем. Когда я еще только начинал это сумасшедшее занятие, удалось мне красиво срифмовать - острова-острого. Месяц ходил с осознанием собственного интеллекта, пока не узнал, что эта рифма была использована еще Минаевым, в позапрошлом веке. Вот тогда осознал до конца и правильно.

Удачи, рифмоплеты!

Никита Брагин   23.07.2007 21:06   Заявить о нарушении
Рифмы, безусловно, лишь инструмент. Вещь второстепенная, даже третьестепенная в стихе, как мне кажется. И работа над конкретным поиском рифм - суть механистическое действо. Как игра словами - а не придумать ли мне триста рифм к слову "канделябр"?
Работа над рифмами, мне кажется, должна быть серьёзно обосоюленна от работы над стихом. Всё-таки - это учение. И если в стихе вовсю изголяться, подбирая рифмы, это будет стих убивать. Нет, конечно, нужно следить за рифмами, но бинальность и лажу глаз опытного автора увидит сразу и просто не подумает рифмовать (ни глаз, ни мастер). В стихе же должна превалировать суть и смысл, а рифмы лишь помогать его воспринимать. То ись, читая хороший стих, внимания на рифмы не обращаесь - только на то, как разморачивается завораживающее действие. Но вот только если перестаёшь замечать рифмы и упиваться текстом - это рука мастера, причём, большого. В работе над рифмами изрядно поднаторевшего.
Ну, это мне так кажется)

Коркунов Владимир   23.07.2007 21:28   Заявить о нарушении
Согласен, Владимир, только добавлю - так как рифма есть инструмент, то, как всякий инструмент, она в одном деле нужна очень, даже необходима, а в другом деле может быть и вовсе не нужна. Например, есть же белый стих, верлибр - там рифма не нужна. А в акцентном стихе, тактовике, даже дольнике - рифма имеет стихообразующее, ведущее значение, без нее стихи разваливаются. Вот почему Маяковский и Цветаева писали только рифмованные стихи, и придавали рифме большое значение.

Никита Брагин   25.07.2007 09:37   Заявить о нарушении