Рецензии на произведение «О Цветаевой. Мысли вразброс»

Рецензия на «О Цветаевой. Мысли вразброс» (Ревекка Левитант)

Ревекка
а ситуация описанная в моём стихе могла ли иметь место в действительности?
http://www.stihi.ru/2015/09/27/ 7724
Последние 4 цифры сместите пожайлуста влево
тогда ссылка откроется

Соэль Карцев   27.09.2015 19:45     Заявить о нарушении
Ревекка я тут почитал Ваш живой журнал
и нашёл стих Орлуши (кстати почему Орлуша) я его видел уже
Вот моё если интересно
http://www.stihi.ru/2015/08/28/379

С уважением

Соэль Карцев   28.09.2015 17:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «О Цветаевой. Мысли вразброс» (Ревекка Левитант)

Добрый день,Ревекка!
Спасибо Вам за очень глубокое и неравнодушное эссе!
Я тоже много думала о феномене этой гениальной поэтессы,точнее говоря,о возможности оценивать ее по общежитейским критериям,и поняла ,вероятно,очевидное - этого делать не стОит!
Когда-то прочла о МЦ,что она одна из тех людей,о личной жизни которых лучше ничего не знать - так она (эта жизнь) неординарна и ,местами,страшна и даже - безобразна!
Если бы в то время у МЦ была возможность,как у той же Аллы Борисовны,перепоручить своих детей надежным мамкам-нянькам,а самой жить и творить,как она того хотела!
А то,что происходило с ней в реальной жизни,с материнством было почти (или - совсем- несовместимо)!
Поэтому лучше знать ее по изумительному творчеству,сильно не вдаваясь в подробности того,что у нее не могло хорошо получиться!
***
С благодарностью за выраженное и наилучшими -

Анна Ченских   31.03.2014 16:57     Заявить о нарушении
Рецензия на «О Цветаевой. Мысли вразброс» (Ревекка Левитант)

Вот говорят, что ее поэзию надо изучать-читать подготовленным... Что же это за поэзия такая-то? Элитарная? Вряд ли. Вся элитарность этой, по-настоящему несчастной женщины, заключалась в том, что только в таком мире - тоталитаризма она и могла творить. Исчезни этот мир - и ее творчество исчезло бы вместе с ним. Что и произошло после 91-го года с русской классической литературой.
Потому готовиться к прочтению ее произведений нужно только словистам и школьным учителям, вымученно цитирующим эту по-своему гениальную женщину тем, кому это уж точно ни когда не будет нужно.
Можно провести такие параллели. Цветаева - это Есенин в юбке.
Надрыв. Непонятость. Смерть.


Александр Ярцев   30.03.2014 20:12     Заявить о нарушении
Приезжайте на денек. Я Вам всю русскую литературу покажу. Достоевский бы от увиденного в вечный кайф впал и такую бы книгу написал о русской душе, что после нее уже не было бы смысла книги писать на русском языке уж точно.

Александр Ярцев   31.03.2014 17:50   Заявить о нарушении
Рецензия на «О Цветаевой. Мысли вразброс» (Ревекка Левитант)

*В её самоубийстве была логика и решимость, вызывающие уважение.*

Нет, уважение это не вызывает, это был совершенно бездарный акт..

На этот акт подтолкнул ее сынишка, ну последней каплей был он, но и он получил свое - его пристрелили на фронте как дерьмо...

С уважением. Анатолий.

* Без оценки *

Анатолий Дьяченко   24.03.2014 04:19     Заявить о нарушении
Рецензия на «О Цветаевой. Мысли вразброс» (Ревекка Левитант)

У меня небольшой стих о Марине:http://www.stihi.ru/2013/01/30/654
Эссе понравилось.

Ольга Федорук   09.01.2014 02:14     Заявить о нарушении
Она - натянутая струна на которой играл своевольный ветер Поэзии! Грустно её читать, зная судьбу. Не дай нам бог, выбирать между детьми в нашей реальной жизни, как ей пришлось невольно. Читала недавно её книгу Повесть о Сонечке - об этих тяжелых годах в Москве. Написалось о Марине, как прочувствовалось. Тронута Вашим вниманием. Спасибо!
Татуированная бабочка (Песнь песней) - название моей книги, которая выставлена на моей странице в стихире.
С уважением.
Оля

Ольга Федорук   09.01.2014 14:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «О Цветаевой. Мысли вразброс» (Ревекка Левитант)

Хорошенький "разброс" (О Цветаевой. Мысли вразброс), Ревекка!
Когда читал Вас и Нину Лёзер, то искренне восхищался (Ну вы,"тётки", даёте!)

Спасибо ВАМ за просвещение! Низкий поклон.

Счастья вам в Новом году и творческих успехов!

Сергей Данилов-Ясинский   08.01.2014 09:14     Заявить о нарушении
Рецензия на «О Цветаевой. Мысли вразброс» (Ревекка Левитант)

Здравствуйте, Ревекка.

Давно не была на Вашей страничке, зашла по ссылке и не жалею. Умный, взвешенный взгляд не просто эрудированного человека - но женщины и матери.
Знаете, гениальность - понятие "растяжимое". Самые гениальные стихи могут и не трогать. Каждый в поэзии ищет и находит что-то свое. А вот человеческие качества - это важнее любой гениальности.
Читая Вашу статью - вспомнила двух других поэтов, детских и не записанных историей в гении. Хотя на их стихах мы все росли.

Корней Чуковский. В тридцатых годах пережил смерть дочери Мурочки. Вот коротенькая запись об этом в интернете:

"...Всем существом своим противился Корней Иванович мыслям об её неизбежной гибели. Не верил. Не желал верить! То ему казалось, что врачи ошиблись. Бывает ведь так? То он понимал, что ребёнок гибнет. То, внушив себе, что она больна только временно, что она, несомненно, поправится, заставлял её учиться, задавал ей уроки, чтобы она не отстала от класса. То в полном отчаянии убегал из дома, не в силах выносить страдания ребёнка и горе Марии Борисовны..."(с)

Смерть дочери - это была незаживающая травма всей последующей жизни Чуковского.

Агния Барто. Ее пятнадцатилетний сын погиб, катаясь на велосипеде, его сбил грузовик. Барто впала в тяжкую апатию. Ее раздавило это горе. Она не ела, не спала, не вставала с постели. Она угасла бы, если бы не муж. Он буквально встряхнул ее ( кажется, даже ударил): "Вставай! Не забывай, что у нас есть еще дочь!".

И мать нашла в себе силы жить. Она нужна была второму ребенку.

Контраст огромный - не правда ли?
С благодарностью и неизменным уважением к Вам,

Ваша Лена   14.09.2013 12:36     Заявить о нарушении
Спасибо, Нина!
Статья познавательная, информативная и интересная. Я только в "перестроечное" время узнала, кто был отец Чуковского, хотя еще в детстве, читая его чудесный "Серебряный герб" думала об этом.
Лидия Корнеевна - только за одну свою "Софью Петровну" - осталась бы совестью советской литературы.
Еще помню из детства повесть или рассказ "Ася" Николая Чуковского. Мороз шел по коже.

Это была талантливая, дружная, благородная семья, роль которой для советской культуры - неоценима.

Еще раз спасибо Вам.

Ваша Лена   14.09.2013 15:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «О Цветаевой. Мысли вразброс» (Ревекка Левитант)

Прочитала ещё ваши диалоги на странице Майкла Ефимова. Наши взгляды удивительно совпадают, он вроде маститый психолог, но вы мыслите более ясно и, как мне кажется,правильно. Мне с детства нравилась ранняя Цветаева и так не хотелось, где-то даже на физическом уровне, окунаться в ужас её состояния последних лет. Может это и не правильно, может ритм сердец не совпадает, но мне физически было неуютно, инстинктивно хотелось заслониться от этого невидимого взрыва планеты. А на пушкинской планете хочется жить. Помню, лет в 17-18, когда школа была позади, одним хмурым осенним вечером на Колыме, мне в руки попался "Евгений Онегин", я перечитала и какой восторг меня охватил! Хотелось бежать куда-то, поделиться с кем-то, пусть даже с шумящими мрачными деревьями за окном. С этим ощущением я живу теперь всегда.

Клавдия Матухина   11.12.2012 00:52     Заявить о нарушении
Мне кажется, что отклик эта тема вызывает от того, что слишком много вопросов тут совмещены: гений и злодейство, прощение и ненависть, жертва и палач, тут много можно перечислять. Могут сказать, что если ты всю жизнь гуляешь по пешеходной тропинке, то никогда не поймешь гонщика сверхскоростной машины, убившего(в прямом и переносном смысле) жизнь на этом деле. Что лучше - если автор безжалостный, безнравственный, но талантливый или наоборот? Я всегда осторожно хожу по жизни, стараясь сразу не делать выводы, знаю, что жизнь не раз их изменит, просто стараюсь больше всмотреться. лучше понять. Такой человек на Бородинском поле после сражения, где и ужас, и красота, и философские размышления.
Так что интересный разговор вы затеяли.

Клавдия Матухина   12.12.2012 00:26   Заявить о нарушении
Спасибо за этот отрывок. У меня сегодня в читателях была Нина Лёзер, я заглянула на её страницу, а там тоже разговоры на эту тему, она написала стихотворение, посвящённое погибшей дочери Марины. Мнение состоит в том, что ничто - талант, гениальные стихи не стоят гибели ребёнка.
Я как-то загрустила, о многом задумалась. Можно родиться на разных ступенях социальной лестницы, можно быть готовым принести себя в жертву другим, а можно настойчиво требовать жертв со стороны окружающих. Что было бы с Пушкиным,если бы он родился сыном дворовой девки, соблазнённой заезжим иностранцем? Какой была бы Цветаева живи она в богатстве и роскоши? Я думаю о людях, сидящих в тюрьмах за разбой, грабёж и ухоженных сытых гражданах, с детства получающих всё в полном объёме. А если их поменять местами? Конечно, подлец останется таковым в любой ситуации, но отзывчивый, добрый и талантливый свой талант упустит, потому что потратит его на помощь людям - родным и не родным.
Почему-то вспомнился Пастернак, он очень ценил свою вторую жену за то, что она смогла создать вокруг него покой и уют, которые он так ценил, это необходимо для творчества. Их роман с Цветаевой в письмах ничем не кончился, они были разные и ему, видно, нужна была рядом такая женщина, как его жена. Зачем терпеть вблизи другой талант, если можно пользоваться услугами и, возможно, любить ту, которая помогает состояться твоему творчеству? Мир так сложен, субъективен, поведение людей похоже на поведение животных - инстинкты, привязанности, случайно возникающие связи. Ощущение, что всё в мире случайность и если что-то удаётся, то это просто стечение обстоятельств. Конечно, волю к победе, целеустремлённость никто не отменял, но любая волна может легко накрыть одинокого сёрфингиста в канун шторма.

Клавдия Матухина   13.12.2012 07:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «О Цветаевой. Мысли вразброс» (Ревекка Левитант)

Ваши мысли не в разброс, а чётко структурированы в желании понять, я тоже хочу её разгадать, но пока не дано, не открылось шестое чувство…
Все-таки поэзия – это мастерство возвышенного слова, в красивой форме. И прочувствованные, поданные в соответствующей обёртке строчки и мироощущение, которые находят (или нет) отклик в других душах.
За строчками – живой человек, он совершает поступки, получает жизненный опыт, в соответствии со своей шкалой ценностей и исходя из своих возможностей. И что касается Цветаевой, у неё было своё мироощущение, близкое к тому, что описано в её же рассказе «Чёрт». И все её поступки с этой точки зрения понятны - она верила в существование параллельно другой метафизически реальности, о которой писала, в которую и ушла. В этой же ей было неуютно. В жизни Марины слишком много было мистики…. Мне кажется, вы почти поняли её противоречие между реальным миром, бытом, суетой и воображаемым, вот она и стёрла эту грань. На мой взгляд, это лучшее о ней, попытка понять без штампов. Спасибо Вам!

Дмитрий Белик   30.10.2012 23:07     Заявить о нарушении
Рецензия на «О Цветаевой. Мысли вразброс» (Ревекка Левитант)

После Валерия, когда "всё по делу", что-то говорить сложно, поэтому скажу более, чем вразброс)) В смысле, обрывочно и непоследовательно.
Не отношусь к почитательнице таланта Цветаевой и воспринимаю её только в сопоставлении с Ахматовой, что Вы и сделали.
Ведь и говорили, что если стихи Ц. - дневник души, а ЛГ - сама М.И., то ЛГ А.А. - женщина с трагической судьбой и мировосприятием, очень далёким от духовного мира самой поэтессы. Гумилёв жаловался, что его обвиняли в жестоком обращении с женой, хотя в стихах Ахматовой практически ни слова о себе (в раннем творчестве). Ахматова была приучена выживать в период сталинизма, поэтому и жизнь её в стихах фактически за кадром, исключая "Реквием", да и там обобщение до судьбы народной.
Цветаева же - плод интеллигентного рафинированного воспитания, двойственности восприятия жизни: вот быт -низкое, а вот душа- высокое.
Потому и за рубежом не нашла себя в силу уже другой двойственности: для белых была красной, а для красных в России - белоэмигранткой.
Мне тоже было очень неприятно, как женщине, читать о дочерях, и кажется, что, как матери и человеку, М.И. оправдания нет...
Нам, живущим в другое время, трудно представить её сосояние.
Но если вспомнить голодное время послерев-ого периода и гр. войны, когда, к примеру, Блок вынужден был за буханку хлеба читать лекции револ-ым матросам, чтобы не умереть с голода (фактически и умер не от болезни сердца, а от недоедания), то можно понять и Цветаеву, которая делает выбор в пользу приюта, а потом в пользу одной из дочерей, как бы жестоко это ни звучало, чтобы спасти им жизнь.
Она была просто матерью и не более того, а мы хотим от неё жертвенности с высоты нашего времени.
А на Ахматову смотрим и на её материнство через призму её жертвенности с высоты мудрости и умения подать себя. (Кстати, её Лёвушка в реале был обижен на мать и на то, что она не всё сделала для его освобождения).
Цветаева же в силу молодости и беззащитной искренности в дневниках этого делать не умела.
Когда М.И. приехала в Россию перед войной в разгул сталинских репрессий, представляю её состояние, когда она, истинная интеллигентка, знающая себе цену ицену своему таланту, вынуждена была опять за кусок хлеба работать посудомойкой в защтатной Елабуге, когда абсолютно все отвернулись от неё и даже собственный сын! Были разногласия между ними. И даже после гибели он, когда увидел, что она повесилась, даже убежал, почему это и одна из причин, что не знаем, где захоронена...
Есть у меня ст-ие об одиночестве Цветаевой

Отторжение и одиночество.
Вдохновение словно пророчество
И проклятие "матери" Родины...
Не хотелось бы в рифму - уродины...

Соль трагедии матери... женщины...
И России голгофы зловещие...
Бремя дара. Души откровение.
Куст рябины до самосожжения...

Сжался стон до петлИ в одночасие.
"Наше всё" ли Марине участие?
Отжила... Отболело... Отмучилась...
Позакручена суть - не раскручена!

Не сужу горе горькое - чувствую
Дух сиротства и душеньку русскую...
Ах, с рябиною рядом боярышник...
Ах, раскол в судьбе, дева- боярышня...
Повторюсь, что не почитательница таланта М.И. (есть в нём что-то истерическое, сплошные контрасты, хотя и объяснимо), но мне её по-человечески жаль, и её трагическая судьба ближе, чем своеобразное "приспособленчество" (немного не то слово) Ахматовой.
Спасибо!
С уважением,

Гал Аник   31.08.2012 21:43     Заявить о нарушении
Понимаю Ваши чувства, Ревекка: разочаровываться больно.
Но мы ведь не спрашиваем друг друга: с кем Вы????))))
А спросив, не ставим тавро друг на друга "отвратительная" мать или "отличная"))
Задача ведь Вашего эссе и попытки моего отзыва не в этом.
Думаю, что это просто частное мнение читателя и желание поделиться откровением.
К сожалению, не знаю Вашей основной профессии... Я не исследователь творчества Цветаевой или женской поэзии вообще - читатель.
Все попытки рассказать о жизни и гибели М.И.Ц. - всего лишь версии.
Это точно так же, как и желание истолковать дневники...
Думаю, что любому дневнику творческого человека, даже если он только "для себя", верить стопроцентно нельзя. Это или, естественно, творческое видение себя или сознательно выстраиваемый имидж.
Человек не может объективно сказать о себе, тем более, поэт. Это настроение момента, как и стихи. Помните, "мысль изреченная есть ложь"...
Таковы мысли по поводу...
Тоже я вела дневники в течение 10 лет, а потом, повзрослев, при зрелом чтении, сожгла, потому что переросла их)
Что же касается частностей, это не ошибки дилетантства или недостаток эрудиции, а чтение разных источников, Ревекка. Тоже немало читала, и версии разные. Только версий гибели М.И.Ц. несколько.
Есть воспоминания Андрея Иванова, заведующего издательским отделом ЕГМЗ "Последние дни М. И. Цветаевой: от Г. Эфрона к С. Романовскому"
Вот выдержка (не стану пересказывать, как посудомойка (читай: Цветаева)дала Романовскому хлеба):». Из дневника Г. Эфрона известно, что 26 августа, находясь в Чистополе, Цветаева написала в Совет Литфонда заявление о приеме на работу. Вот текст этого заявления: «Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда». Но свидетельств о том, что Цветаева работала посудомойкой в этой литфондовской столовой, нет, как нет у самого Георгия свидетельств, что Марина Ивановна работала посудомойкой в Елабуге.
Таким образом, свидетельство Романовского о Цветаевой-посудомойке — единственное, но сегодня уже невозможно определить, был ли это творческий вымысел писателя или же действительно Цветаева как минимум один день мыла посуду в елабужской «столовке».
Есть и не подтверждённые предположения о том, что ей предлагали настойчиво сотрудничать с НКВД, что и загнало в тупик, о котором говорит М.И.
Пишут и о том, что последней каплей в гибели Цветаевой была страшная ссора с 16-летним сыном 30 августа(?), который хотел уехать в Москву. Ссорились на французском языке, поэтому непонятна была суть ссоры, по воспоминаниям современников.
Вспоминают и о том, как сын Ц. сел в пыль посреди дороги, узнав о самоубийстве матери, а позже, увидев её мёртвой, убежал. Думаю, что это шоковое состояние, объяснимое стрессом.
Есть и другие воспоминания о друге Георгия Эфрона, который, увидев гроб с телом Цветаевой, убежал, потрясённый...
Не спорю с тем, что сын Цветаевой многое сделал для сохранения памяти о ней, но у каждого из нас бывают минуты слабости.
Что касается Ахматовой, не надо понимать так буквально, но, тем не менее, многие исследователи её творчества говорили о том, что ЛГ её соединила в себе трагические типы и судьбы разных женщин (женщины-матери, женщины-вдовы, оставленной мужем женщины и т.п.)Ясно, что на всём написанном - отпечаток её личности. От этого не уйдёшь.
Извините, возможны опечатки - не перепроверяю: уже нет времени.
Спасибо Вам, Ревекка, за неравнодушное отношение к теме и новые факты в биографии М.И. Цветаевой.
Конечно, интересно, тем более, что основано на личных впечатлениях от прочитанного!


Гал Аник   01.09.2012 10:20   Заявить о нарушении
Да, я бы своих детей в приют не сдала, да и Вы, наверное, нет...
Но это не повод для того, чтобы всё же хором заклеймить всем нам М.И.)))
Да и много ли среди нас найдётся отважиться даже в наше время стать многодетной мамой, подобно Цветаевой, или вернуться на Родину? Она вырастила достойных детей, и это ещё один довод в её защиту, несмотря на то, что симпатии к ней нет.
С уважением,

Гал Аник   01.09.2012 11:50   Заявить о нарушении
Ясно, что прежде всего личность и творчество, но иногда и судьба становится легендой.
Любого поэта, рано ушедшего из жизни, жаль.
Особо горько, когда государство так безобразно относится к тем людям, которыми должно бы гордиться.
Фрагменты биографии уходят, а истинное творчество остаётся.
Спасибо Вам, Ревекка, за интересный диалог!

Гал Аник   03.09.2012 08:36   Заявить о нарушении
Вот ещё сноска: встреча первая и вторая
http://www.zur.ru/?action=show_id&id=7011&np_id=454

Гал Аник   03.09.2012 13:03   Заявить о нарушении