Рецензии на произведение «Котлас»

Рецензия на «Котлас» (Катерина Богуш)

Я почти ваша землячка, родилась в 50 км от Котласа на Малодвинье. Ваше сочинение - это крик души, осмыслившей трагическую историю нашей страны. Кажется, что оно написано на одном дыхании. Читать без слез невозможно! Мои родители тоже были раскулачены и высланы! А ведь так трудно передать события в стихах! Спасибо вам огромное! Низкий поклон! С уважением и наилучшими пожеланиями мира и благоденствия!

Людмила Тчанникова   29.10.2017 12:26     Заявить о нарушении
Людмила, спасибо Вам за добрые слова. Это действительно было написано на одном дыхании, строчки приходили и приходили и я их записывала в самых диких ситуациях чтобы не упустить ;-). Когда погрузилась в эту тему найдя записки деда, не могла поверить что это такая закрытая тема и так мало об этом знают.

На самом деле, я очень далека от Котласа и, даже еще там не бывала - хотя и надеюсь что получится. Члены нашей семьи - кто бежали, а кто "загремели в Котлас" из села Лычного Рязанской-Тамбовской области (черноземье), хотя многие осели в Москве и окрестностях (как и мой дед). Написанно было это однако еще дальше от Котласа - под Вашингтоном в США, где я живу уже больше 20 лет. Видимо, как иммигрантке, тема изгнания и потери корней особенно меня задела. Вот такая небывалая история - мне особенно дорого что она нашла отголоски и в Вашей душе.

Катерина Богуш   07.11.2017 01:51   Заявить о нарушении
Рецензия на «Котлас» (Катерина Богуш)

Никак не могла преположить что эта страшная история может откликнуться спустя почти сто лет в газетных заголовках о "новом раскулачивании" в 2015

http://www.svoboda.org/content/transcript/27260205.html

Катерина Богуш   27.11.2015 06:41     Заявить о нарушении
Рецензия на «Котлас» (Катерина Богуш)

Здравствуйте, уважаемая Катерина!
Увидела название Котлас и зашла на Вашу страницу...
читаю и рецензии и Ваши ответы...
...как это тяжело даже читать, читаю и слёзы еле сдерживаю,
но не удаётся... как больно, сколько боли в нашей истории,
сколько страданий...уму непостижимо, как же так
и почему так... очень сильно ...потрясает душу сердце...
Не могу оценить, насколько это всё достоверно,
в очень драматичных и потрясающих душу подробностях...деталях
...оценивать не могу...очень сильно...
Нужно огромное человеческое мужество и талант немалый,
чтбы выразить то, о чём говорите Вы...
К наигорькому и горчайшему сожалению,
очень трагичны пути нашей истории и в двадцатом веке,
и ранее...сейчас, по прочтении, трудно размышлять об истории,
но, наверное, что-то есть в архивах...
И поражаешься, как при всём том, что
происходит на протяжении веков с нашим народом,
при всех поражающих обстоятельствах наш народ
героически выстоял в 1941-1945 годах и победил...
Именно героизм и мужество народа было решающим в Победе 1945 года.
А ещё в 19 веке было крепостное право, тоже не человеческое
отношение к человеку и "отпущение на волю" без земли,
когда образовалась беднота, не от лености, а от
несправедливости, ибо не все были сильны,
у многих отцы тоже тогда погибли и дети росли сиротами,
и выкупить землю у бывших помещиков им было не под силу,
образовалось множество противоречий и сложностей,
что во многом усугубило противоречия...и после тоже...
...так много болевого трагического в истории нашей страны
и у других стран тоже, свои сложности и трудности...
Так хочется надеяться, что придёт к человечеству
когда-то светлое это самое будущее...
Очень трудно всё выразить...
Всего Вам самого доброго...


Екатерина Строева   24.08.2015 03:12     Заявить о нарушении
Спасибо, Екатерина, что не прошли мимо такой непростой темы.

Я сама, читая архивные материалы и воспоминания очевидцев (и рассказы из семейных историй), не могла поверить что ТАКОЕ может быть продуманно и задуманно (а не обидной случайностью)...
Очень многих тронула эта страница истории: и общество "Мемориал", и школьники Котласа, поднимающие архивы и записывающие интервью старожилов - это заставило и меня задуматься что я могу сделать чтобы знали и не забыли. Хотя бы для того чтобы не повторилось ничего подобного... потому что Вы правы - во всем воля народа, о котором и сейчас так часто забывают как о силе.

После этой темы и огромного количества материалов по ней, было интересно и с новым взглядом, перечитать другие публикации тех времен - о реформах Столыпина, историю Романовых и последние годы царской семьи. Сейчас, эта тема видится еще более сложной и многогранной и поучительной для современной мировой истории. Так хочется верить что критическая масса тех кто знает и помнит эти больные темы истории, не допустит повторения и найдет правильный и менее болезненный для народа путь для России.

Катерина Богуш   24.08.2015 20:23   Заявить о нарушении
...Здравствуйте, Уважаемая Катерина!
Спасибо, что ответили...Не знаю, ошибочно или нет,
ведь такова история, мол, раньше нельзя было
отменить крепостное право, но на мой взгляд,
(а думается об этом обо всём и переживается всё с
давних давних пор), корень многих проблем и трагических
событий, которые до сих пор отдаются в душе у многих
миллионов моих сограждан, и трагичееская история Романовых,
об этом даже упоминать больно, и отмена крепостного права в
1861 году, всё очень трагично, и пследующие события многие...
...насчёт "потому что Вы правы - во всем воля народа, о котором и сейчас так часто забывают как о силе." не знаю, что Вы хотите сказать,
как бы ни о чём таком не говорила... но то, что несмотря
на очень трудные( чтобы не повторять слов) обстоятельства
ХХ века советский народ (так тогда было и этого отрицать
никто не может, ибо это очевидно) ценой неимоверных трудов
всех людей, и в тылу и на фронте, о чём немыслимо сказать
в двух словах, преодолел надвинувшуюся на мир и на нашу страну,
тогда СССР, напасть и спас мир в союзе с союзниками...,
внеся в это "правое дело" борьбы с наступавшим на мир
фашизмом или нацизмом неоценимый вклад борьбы с ним
всего народа... но, конечно, у каждой страны есть руководство...
И Жуков был, и другие...
Но не будем в это вдаваться...об этом столько говорят...
...а я очень мирный человек, весьма далёкий от политики...
Но волей судеб в истории нашей страны были гигантские
противоречия...уместно ли здесь, но надо сказать
и о том, что до революции, поока не было отменено
крепостное право ведь крепостной человек не имел возможности
учиться, так же он был лишен и многих других прав...
И потому молодёжь после революции (ну Вы понимаете,
что я это знаю только по истории как факт)
пошла учиться...Русский Север (так одно время
называли Архангельскую область, в частности)
так был назван в отношении особенностей
культуры, и песенной тоже, и одновременно,
к величайшему сожалению, издавна, с невесть каких
времён, с 16 века, если не раньше, стал местом
ссылок, а потом и лагерей, и это тоже очень прискорбно,
многие люди там оседали и привносили свой вклад,
и тоже, конечно, разный...
...знаю по рассказам, что народ там добрый
сочувственный и сострадательный, да и в других краях
тоже... желаю Вам всего доброго...
Всего не выскажешь...
называйте как
и

Екатерина Строева   24.08.2015 21:26   Заявить о нарушении
...Уважаемая Катерина! Там какие-то слова нечаянно
"прицепились" (называйте как и) ...это незаконченная мысль,
ну да ладно...у нас люди много читают, в основном,
многое о разных событиях истории нашей непростой знают
и по рассказам, и по многочисленным публикациям,
да и многие сами пережили и по рассказам предков, трагические события
и 20-х, и 30-х, и, 1941-1945 годов...
Не думаю, чтобы в нашей стране люди забывали
свою историю, и сострадают друг другу, и несмотря на трудности,
всегда трудятся и учатся и очень много и читают,
да и пишут тоже, устная культура у нас тоже испокон веков,
и письменная, и литература, конечно...

...Всего Вам самого самого хорошего...

Екатерина Строева   24.08.2015 21:46   Заявить о нарушении
Извините, Катерина, ещё добавлю немаловажное,
что на Русском Севере (так его когда-то называли
учёные-исследователи песенных и былинных традиций)
никогда не было крепостного права, это, конечно,
долгая история, но если вкратце, то как раз наоборот,
его осваивали будущие первопроходцы и открыватели
и морских путей, в те дальние века, насколько
мне известно, первыми поселенцами и были люди,
а это было ещё в давние века, уходящие туда и
в поисках "лучшей доли", и бежавшие от всевозможных
притеснений и от крепостного права и путешественники,
открыватели...И народ там жил свободолюбивый
и сострадательный, и стремящийся к знаниям...
И в суровые времена люди помогали друг другу,
и тем, кто попадал в непростые обстоятельства,
помогали, не спрашивая, кто ты и что...так было...
Но, конечно, и им самим было трудно и в 20-е,
и в 30-е, а в 40-е там было много эвакуированных
и тоже дети и из Ленинграда эвакуированные,
трудности и лишения выпали на долю людей,
это очень жалко, всего не выразить...
Всего самого доброго...

Екатерина Строева   24.08.2015 23:13   Заявить о нарушении
Спасибо, Екатерина за Ваш подробный ответ ... и за новую тему о которой почитать побольше (Русский Север и история его).
Я тоже заметила что и по восспоминаниям очевидцев Котласа, местное население было намного ближе к раскулаченным переселенцам - и подкармливали детей, и помогали бежать и принимали как своих тех кто освобождался и оседал там. Показательно (и мне было удивительно) что раскулаченные не возвращались в былые места, и либо ехали в города или оседали на Русском Севере - вплетая свой генофонд в силу и славу Русского Севера.

Так, печальное начало раскулачивания и ссылок явилось истоком нового поворота истории для целого региона. Интересно и то, что и татаро монгольское иго не было по всей Руси и многие народы не знали "рабства", что не могло не повлиять на формирование характера поколений потомков.
Очень интересно - надо еще почитать. Спасибо, еще раз Вам.

Катерина Богуш   24.08.2015 23:37   Заявить о нарушении
Екатерина, лучше поздно чем никогда - пропустила ваш дополнительный ответ:

Про Русский Север и социальное формирование личности в силу историческо-географических особенностей действительно стоит почитать - я сама отметила эту тему для себя но не довелось ещё разобраться.

Но интересно что я обнаружила исследуя ( и лично добравшись и по литературным источникам) места раскулачивания ( в основном средняя полоса и черноземье ) что многие из раскулаченных были из «Дикого Поля» ( та самая полоса Черноземья) и «однодворцев» которые были всегда независимы и не крепостными и издавна даже в царские времена считались опасной вольной, крепкой прослойкой которую запрещали учить ( и однодворцы обычно платили отдельно за образование детей). Вообще в этих местах и крепостях поставленным ещё Иваном Грозным чтобы сдерживать и предупреждать о постоянных набегах из Турецкого ханства ( потому и «Дикое Поле»), крепостных было не так много так как высока была вероятность плена, разрушения хозяйства - потому и селилось там судя по всему по призыву государственному люди отчаянные из казаков, стрельцов и других удальцов ( судя по моим собственным исследованиям семьи это подтверждается). В последствии, эта вольностью духа проявила себя и в Тамбовском восстании описанном в рассказе Солженицына, поэтому вольность и обособленность впоследствии Русского Севера имеет возможно ещё более глубокие историческо-географические корни. Это то что я смогла почерпнуть из краеведческих источников и сама хочу ещё больше понять и почитать, поэтому надеюсь и Вам может быть интересно.

Здоровья Вам и интересных находок на страницах истории. Делитесь пожалуйста если найдёте интересные ссылки и факты - подозреваю что это будет важно не только нам двоим, а многим читающим и «Котлас» и комментарии к нему. Ещё раз спасибо что не прошли мимо и поделились.

Катерина Богуш   05.04.2021 11:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «Котлас» (Катерина Богуш)

Страшная страница нашей истории. Два года назад, будучи студенткой, моя младшая дочь жила летом в Котласе. Ездила в рейс Котлас-Воркута. Так вот , одна бабушка, баба Фрося, рассказала им, молодым, эту историю. А я уже услышала от дочери. Спасибо Вам.

Тина Нева   23.08.2015 20:59     Заявить о нарушении
Спасибо Вам что не прошли мимо и пустили все это в свое сердце.
Для того и писала и не могла "отпустить" эту тему пока не вылилось все это в стихи ( или подобие их ;-).

Именно из-за этой пустоты, равнодушия и безмолвия, для меня самой страшной частью стала 3я (про потомков и забытую тему Котласа и русских деревень).
Спасибо что прочувствовали.

Катерина Богуш   24.08.2015 19:50   Заявить о нарушении
Об этом забывать нельзя. А иначе как жить? Ведь я - ленинградка. И мой город тоже много чего пережил. Поэтому мне нетрудно принять и прочувствовать. Мне трудно понять, вернее, невыносимо тяжело понимать, как ТАКОЕ вообще может быть? Много лет прошло, но тем острее чувствуется ужас того времени. И хорошо, что есть Вы, и что есть тётя Фрося, и молодые, которым было небезразлично, и они прочувствовали и рассказывают другим. Вечная всем память.

Тина Нева   24.08.2015 21:30   Заявить о нарушении
Наши мысли переплелись где-то в интернетном пространстве ;-)

Только что отвечая на другую рецензию, я ответила почти слово в слово о чем пишите и Вы (и даже выделяя одно слово как и Вы). Мистика.

"Я сама, читая архивные материалы и воспоминания очевидцев (и рассказы из семейных историй), не могла поверить что ТАКОЕ может быть продуманно и задуманно (а не обидной случайностью)...
Очень многих тронула эта страница истории: и общество "Мемориал", и школьники Котласа, поднимающие архивы и записывающие интервью старожилов - это заставило и меня задуматься что я могу сделать чтобы знали и не забыли. Хотя бы для того чтобы не повторилось ничего подобного... потому что Вы правы - во всем воля народа, о котором и сейчас так часто забывают как о силе."

Приятно осознавать родственные души - сквозь поколения и пространства ;-)

Катерина Богуш   24.08.2015 23:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «Котлас» (Катерина Богуш)

Катерина, я не заправский критик, а тем более какой-либо литератор, я простой русский кондовый мужик,( http://www.stihi.ru/2014/02/27/9223 ) живущий в деревне, потому скажу о твоей поэме с точки зрения моей души. Очень понравилось - здесь мы с тобой родня: я рисую картины непосредственно как отрывали их от корня,дома в деревне, а ты продолжаешь рисовать финал трагедии: мучения в Котласском ГУЛАГЕ всех несчастных, кто попал туда.Мучения и как следствие - смерть. Вот война-то была, так война - в одни ворота. Так искаверкали нацию, что до сих пор харкаемся кровью! Страшно! Но я уже готов к этому был, потому говорю спокойно - описано достоверно, порой, думаешь, что ты участник непосредственный этих чудовищных событий. А в Котлассе я был... Видел зоны за сетками до небес. Мне кажется наши поэмы надо в одной книжке выпустить - моя первая идёт по-порядку, твоя вторая... И вся панорама ужаса и сокрушения державных корней - мужиков будет представлена налицо.
Оборвана рывком на полуслове,
Абстрактны честь и труд, что нёс народ:
По злому умыслу иль провиденья воле,
Определив России прерванный восход...
Хорошо заканчивается: что там впереди после разрыва нас ждёт, куда идём, зачем живём и как жить дальше, зная Котласс?
Но это уже другая сторона, продолжение поступи державы нашей - я пытаюсь продолжить эту поступь, вот:http://www.stihi.ru/2014/02/27/11056
С теплом сердечным и братним

Соколов Сергей 2   20.07.2015 18:54     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей. Ваше мнение мне особенно дорого - как человека который так тонко чувствует деревенскую жизнь и так органичен в ней. Я очень боялась браться за это так как боялась исковеркать тему и образы в силу своей невольной отстранненности от деревенской жизни. Но, собрав несколько томов и исторических справок и воспоминаний первоисточников (с их особой лексикой), решилась так как эта тема меня мучила. Спасибо за то что что-то из этого академического поиска на генетической кулацкой закваске получилось.

Ваш "сенокос" велликолепен - отдам почитать отцу, который детство провел в деревне и до сих пор рвется туда ото всех курортов и пляжей. Даже хочет привезти в иммиграцию косу чтобы правильно косить без триммеров - если у таможенников в аэропорту не будет инфаркта от этого "холодного оружия", уверена что привезет вместе с чемоданом опилок без которых рыбу коптить нельзя;-). Про это кстати здесь (http://www.stihi.ru/2014/09/13/2195). Так что русский мужик и в иммиграции остается русским мужиком ;-)

Недавно (этой весной) побывала в Лычном - деревне откуда раскулачивали семью моего деда... это был, наверное, самый емоционально заряженный день в моей жизни, каждый эпизод которого до сих пор переживаю как отдельный роман.

Какие люди, какие условия и какая острая смесь несправедливости и отчаянной надежды что все будет хорошо. Нашли и тех кто помнил наших Мухортовых и воспоминания как раскулачивали (и потомков, тоже Мухортовых, кто раскулачивал которые пояснили нам что "да им сказали что в Сибири жить хорошо - вот они и поехали"), и разрушенный вандалами святой источник, который восстанавливают всем селом, и отреставрированную церковь где венчались прадед и прабабка и где крестили моего деда (который выжив, выучился и работал с Королевым запуская первого человека в космос), и могилы предков без оград (которую разобрали на хозяйственные нужды колхоза) и место старой и новой мельницы моей семьи с чертополохом так бурно растущем на черноземе что пройти ближе через эти джунгли не удалось. Так и неслась я обратно в Москву на ночном поезде выбирая занозы чертополоха из одежды, глядя в окно на проносящиеся километры который мой прадед преодолевал на санях, спасая семью от Котласа в побеге в Московский барак, и пытаясь постигнуть: "что же это было"? Россия, по прежнему родная и непостижимая.

Катерина Богуш   27.07.2015 18:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «Котлас» (Катерина Богуш)

Да... Страшная картина... И опять история ничему не учит - больше половины опрошенных "скорее одобряют" деятельность кровавого тирана.

Спасибо Вам за горькую правду!

Андрей Моисеев   23.01.2015 03:12     Заявить о нарушении
Андрей,

я попыталась довести свой "Котлас" до ума с технической точки зрения убрав ( очевидные теперь) огрехи с рифмами, размерами строк и т.д.

Как человека, которого я глубоко уважаю как поэта и понимающего ЧТО я пыталась донести,я бы хотела осмелиться и попросить Вас глянуть результат (когда будет время) и дать знать если "улучшенный вариант" не доносит основного эмоциального и фактического смысла или дать любые советы по улучшению написанного. Учитывая тему, мне очень важно попытаться довести до приличного технического исполнения, чтобы неумелые формы не отвлекали от смысла и тона произведения.

Андрей, еще раз спасибо за комментарий и за Ваше творчество. Уровень Ваших произведений по обманчивой простоте и насыщенности смыслом и образов, стимулирует пытаться и не бросать это порой безнадежное (для меня ;-) дело.


Катерина Богуш   16.03.2015 08:52   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Катерина.

Спасибо за добрые слова.
Сейчас напишу Вам письмо.

Андрей Моисеев   17.03.2015 02:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «Котлас» (Катерина Богуш)

Включаясь в ваш диалог с предыдущим рецензентом, скажу, что вам сейчас, пока, ничего «шлифовать» не надо. Вы преодолели марафонную дистанцию сюжета на сильном дыхании, разделив её на закономерные этапы, снабдив их выразительными образами. У вас или сильное точное воображение, или горький обильный опыт семейного прошлого – ваше изложение зримо и достоверно. Переведите дух. Возможно, придёт время дополнить поэму, что-то переписать, но не торопитесь. Вы добежали до финиша, браво! Вы достойно подняли «немодную тему», спасибо!
Сергей

Сергей Таллако   05.12.2014 21:04     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей!

Тоже чувствую что надо дать этому пожить вдали от меня... Слишком много читала про это и образы и цитаты так и мучали - пока не написала и отпустила все это.

Семейная связь несомненно есть, но не прямая - моему деду было бы 11 лет когда его, отца-мать, стариков и 6 братьев-сестер (младшим по 1-2) должны были бы так гнать в Котлас (у них был очень хороший дом, мельница и т.д.) Так что и Мухортовы, и Лычное, и Раненбург - все реальность. Запись о этом месте и названии нашла только в воспоминаниях - как и то что брата его отца, который не сообразил что надо все бросать и бежать, туда угнали со всей семьей.

Так что и я и все мои многичисленные талантливые и упорные двоюродные троюродные братья сестры, потомки этих выживших детей избежавших по волю случая Котласа - пример тех, нерожденных потомков и пример ужаса этих событий почти 100 лет спустя. Когда читала об этом и видела могилы Котласа в бору на фото - было ощущение что смотрю на собственную, уготованную мне и моей семье могилу... Еще раз спасибо.

Катерина Богуш   05.12.2014 21:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «Котлас» (Катерина Богуш)

Тема взята грандиозная. Если её немного подшлифовать после того, как отлежится, получится отличная поэма!

Ирина Котельникова   20.11.2014 17:25     Заявить о нарушении
Спасибо за поощрения.
Вы правы - редактировать надо через какое-то время - я и писала это по частям. Подскажите если можете где именно "шлифовать"... так как тяжело пока видеть это обьективно со стороны.

Катерина Богуш   20.11.2014 23:50   Заявить о нарушении
Рецензия на «Котлас» (Катерина Богуш)

"Это нужно не мёртвым,
Это нужно живым..." (с)
С уважением

Кованов Александр Николаевич   20.11.2014 16:46     Заявить о нарушении
Спасибо. Рада что это кому-то еще нужно и кого-то тронуло.

Катерина Богуш   20.11.2014 23:51   Заявить о нарушении
Рецензия на «Котлас» (Катерина Богуш)

К сожалению, и этого или не знают, или не понимают, или не хотят понимать... Но коммунисты уничтожили людей куда больше чем фашисты. И если Германия извинилась за преступления своих вождей(см Мысли после Победы), то эти и не думают и скорее наоборот-не против и повторить...Мой дед был в Котласе ровно 10лет, с 37по 47год.Участник 1мировой войны, врач(не погиб так ка лечил и заключённых и "хозяев"), кончил один университет(Казанский) с нашим основателем и одногодок главного бандита с усами.Слышал и читал-коммунистический змей покидает страну в 2017году и начнётся возрождение страны и нации. Дай Бог!!!Успехов Вам, всех благ, добра, любви и веры.

Василий Коньков   20.11.2014 11:50     Заявить о нарушении
Спасибо. Я и не надеялась прочитать ответ кого-то кто тоже лично и родственно связан с этим местом.
Когда случайно увидела запись с этим названием в записях деда, стала читать и ожидала найти музей, мемориал, вечный огонь, написанные книги и фильмы, автобусы школьников которых привозят в эти места... но вместо этого тишина, отдельные записи в интернете и сердобольные школьники Котласа убирающие мусор на кладбище. Это наверно мой уже американский менталитет... то что ожидала что чтят и помнят - так как уже двадцать лет живу в США и в Вашингтоне такой потрясающий музей мемориал Холокосту. Туда я могу привезти своего восьмилетнего сына а рассказать и показать что стало с прадедом и почему - негде. И поняла что должна написать это. Спасобо за отзыв.

Катерина Богуш   21.11.2014 00:34   Заявить о нарушении
Про музеи и места памяти. О Освенциме как знаке скорби, наверно, знают если не все, то очень многие. Но вот на окраине Москвы есть БУТОВО.Это место где хоронили десятки(а может и тысячи) расстрелянных врагов народа.У КГБ даже был план на выявление и расстрел "врагов"ДИКО ПРЕДСТАВИТЬ ЭТО.Но этого Бутова, не то что мемориал, а подавляющее большинство народа не знает.Заставь Господь ответить мерзавцев за преступления!Заходите в гости, у нас есть общие мысли.

Василий Коньков   21.11.2014 11:23   Заявить о нарушении
Десятки и сотни тысяч, конечно.

Василий Коньков   21.11.2014 11:24   Заявить о нарушении