Хорошо забытое старое...

Алёна Платонова Норильчанка: литературный дневник

Хорошо забытое старое! Станет ли оно "новым"?
Уходят времена , имена... А ведь среди них есть властители умов не одного поколения! Вернее, прошлых поколений. И, если верно то, что "новое - это хорошо забытое старое", то сегодня мы оглянемся и постараемся увидеть "новое" в забытом...
Плеханов Георгий Валентинович и Чернышевский Николай Гаврилович. Вернее, Плеханов о Чернышевском и его "Эстетической теории"в моём свободном изложении.


"Если Белинский был родоначальником наших просветителей, то Чернышевский является самым крупным их представителем". Его литературные и вообще эстетические взгляды имели огромное влияние на дальнейшее развитие русской критики. Они и сегодня достойны внимания. Наиболее значима в этом смысле диссертация Чернышевского, представленная в марте 1855 года : "Эстетическое отношение искусства к действительности".
В своей диссертации Чернышевский первым сформулировал тезис о том, что "прекрасное есть жизнь", а также то, что прекрасное не зависит от бесконечного разнообразия личных вкусов! "Прекрасным существом кажется человеку то существо, в котором он видит жизнь, как её понимает".
Доктрина "эстетических отношений" Чернышевского не ставила цели разрушить всякую эстетику. Напротив, её автор сформулировал законы идеальной критики художественного произведения. Разобрать художественное произведение означает понять его идею и оценить его форму: критик должен судить и о содержании, и о форме; он должен быть и эстетиком, и мыслителем; короче - "идеал критики есть философская критика", которой и принадлежит право произнесения окончательного приговора произведению.
Следует отметить, что для современников Чернышевского эстетика была "наукой о прекрасном", а для него самого- "теорией искусства, системой общих принципов искусства вообще и поэзии в особенности". Чернышевский доказывает, что "область искусства не ограничивается и не может ограничиваться областью прекрасного".
"Прекрасное, трагическое, комическое" - это лишь три элемента из тысяч многих , от которых зависит жизненный интерес! Тем не менее, как считал наш просветитель, множество произведений искусства не подойдут по содержанию под "эти три рубрики". Следовательно, "область искусства несравненно ниже области прекрасного".
Чернышевский не только не хотел разрушать эстетику, но и доказал, что сфера искусства несравненно шире сферы прекрасного, поскольку искусство не ограничивается элементом прекрасного. Молодой, полный сил Чернышевский положил эту мысль в основу своего первого крупного теоретического исследования. Его диссертация явилась дальнейшим развитием тех взглядов на искусство, к которым пришёл Белинский в последние годы своей литературной деятельности. "Быть учебником жизни " - значит содействовать умственному развитию общества, пересмотру устарелых общественных отношений и традиционных понятий . По мнению Чернышевского, "искусство для искусства" - мысль такая же странная, как и богатство для богатства, наука для науки и т.д. Всё должно служить на пользу человеку! "Искусство также должно служить на существенную пользу, а не на бесплодное удовольствие". Искусство гораздо более иных областей человеческой деятельности привлекает к себе внимание публики, и "этим самым, вовсе о том не думая, содействует распространению образованности, ясных понятий о вещах - всего, что приносит умственную, а потом принесёт и материальную пользу людям",- говорит Чернышевский, подчёркивая также особую роль поэзии в ряду прочих видов искусства.
"Просветитель не враждует с искусством, но он не имеет к нему и безусловного пристрастия. У него вообще нет исключительного пристрастия ни к чему , кроме своей великой и единственной цели: распространения в обществе здравых понятий". По мнению Чернышевского, просветитель должен устремлять свою деятельность туда, куда устремлена жизнь его народа, что , несомненно, имеет и современное значение.


"Прекрасное есть жизнь"! От нас самих зависит наполнение этой жизни великим и прекрасным или... "Пуста и бесцветна жизнь только у пустых и бесцветных людей, которые толкуют о чувствах и потребностях , на самом деле не будучи способны иметь никаких особенных чувств и потребностей , кроме потребности рисоваться".
Окончательный приговор Чернышевского трудно обжаловать: "Прекрасное чаще встречается в действительности, чем в искусстве". Не оттого ли искусство, подменяющее собой жизнь, - недолговечно, то есть нежизненно, а новое - это хорошо забытое старое. Да и старое ли!



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 08.01.2017. Хорошо забытое старое...