Учитель тех, кто знает - Дант об Аристотеле.

Алёна Платонова Норильчанка: литературный дневник

Поскольку "я знаю только то, что ничего не знаю" (scio me nihil scire),- обратимся к Аристотелю, вернее, продолжим предыдущий монолог Аристотеля моими устами.
Итак, "душа - это всеобщий принцип жизни". Ключевое слово "принцип".
Это - определённое нечто, то есть сущность, качество или же количество ?
Состоит душа из частей или же нет? Однородны все души или нет? Отличаются ли души по виду или роду? Это важно, поскольку неясно: одно ли определение души для всех живых существ?
Аристотель определяет душу как форму тела, как энтилехию тела, сравнивая тело с орудием, рассуждает о неотделимости души от тела. Отметим, что до Аристотеля слова "энергия" не было. Отметим: Аристотель ввёл этот термин в физику, соответственно в трактате о душе ему понадобился неологизм , и он появился : энтилехия.
Сегодня мы вправе говорить: "энергия души" точно так, как некогда говорили "энтилехия души".
Подтвердим вышесказанное мнением Аристотеля и его предшественников: душа - это движущее начало; душа - нечто самодвижущееся; душа как самодвижущее число - эти три признаваемые ранее Аристотеля признака души рождают общеизвестное: подобное познаётся подобным...
Душа и начала. Противоположности - в началах! Аристотель возражает даже своему учителю Платону, критикуя его взгляд на душу, как нечто протяжённое - мировую душу.
По Аристотелю - душа есть то, чем мы живём, ощущаем и мыслим, она имманентна определённому телу. Стремление души - это желание, страсть и воля. Одарённость зависит от тонкости осязательных ощущений. Душа - это совокупность сущего. Она не имеет ощущений, не может чему-либо научиться и что-либо постигнуть! Без представления невозможно созерцание умом. Ум - особый вид души (припомним понятие "энергия ума").
Вызывает затруднение изучение состояний души: очевидно, в большинстве случаев душа ничего не испытывает без тела и не действует без него...следовательно, и мышления не может быть без тела. Душа неотделима от тела, существует вместе с тем или иным телом. Все состояния души связаны с телом: негодование, кротость, страх, сострадание, отвага, радость, любовь и отвращение; вместе с этими состояниями души нечто испытывает и тело: это очевидно при волнении, радости, возбуждении, страхе!
Если это обстоит так, то ясно, что состояния души имеют свою основу в материи. Вот почему изучение такого рода состояний души (и тела) есть дело рассуждающего о природе.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 04.09.2017. Учитель тех, кто знает - Дант об Аристотеле.