Из ботинка. Сравнительно новое.

Борис Рубежов Пятая Страница: литературный дневник

Прошел...ну, мы и ломанулись-ПЕСАХ


http://botinok.co.il/node/80098


«Как человек может уважать религию, которая подстраивает свои законы под него?»
Граучо Маркс


Высшее мерило достоинства человека - это чего он никогда в жизни и ни за какие деньги НЕ СДЕЛАЕТ.


Четыре раввина идут летом через парк домой, обсуждая какое-то место из Торы.
Мнения разделились на 3 к 1.Оставшийся в меньшинстве раввин восклицает:
-Г-споди,дай знак,что я прав!
И тут, о чудо, среди лета начинает падать снег!
Раввин восклицает:
-Видите,я прав.
Раввины ему говорят:
-Это случайность,мы правы.
Оставшийся в меньшинстве раввин восклицает:
-Г-споди, скажи им, что я прав! И тут происходит чудо.Раздается глас небесный:
-Он прав!
Тогда раввины говорят:
-Ну и что- все равно 3 к 2!


Умирал прекрасный человек.Ну просто исключительный.Во всех отношениях.И к тому же неимоверно богатый.Что иногда каким-то непонятным образом в одном и том же человеке объединяется.И завещал он каждому из близких то, что больше всего ценил в них.Сыну,своему любимому,единственному сыну,он передал свою доброту.И сын стал ещё добрее,хотя, вро-де бы, и некуда дальше было.Дочери,своей обожаемой, единственной дочери,которая слыла во всём городе и за его пределами первой красавицей,он завещал свою красоту,запечатлённую в полотнах выдающихся художников.И теперь уже весь континент воспевал её!Жене,своей единственной, любимой жене,с которой прожил счастливую жизнь, он передал своё благородство.Хотя в те далёкие времена на кой оно было нужно!Тем более,что и своего у неё в избытке было.Брату,своему единственному,любимому брату,безукоризненная честность которого всю жизнь ему жить мешала,он добавил ещё и свою. Возможно вы,следуя логике,решили,что мерзавцу,бросившему его любимую дочь, умеющему делать только деньги и обожающему их, он оставил свои миллионы?Таки нет!Он таки был прекрасный человек,более того,исключительный, но идиотом он не был...


В среде российских евреев эта молитва называется изкор,но ее полное название— азкарат нешамот,поминовение душ умерших. Читается она четыре раза в год в синагоге (или в присутствии не менее десяти молящихся взрослых евреев) перед молитвой Мусаф,сразу после чтения по свитку Торы.По ашкеназскому обычаю:в последний день пeсaхальной недели, а также на Шавуот (за границей — на второй день праздника), Йом-Кипур и Шмини-Ацерет. Любопытно,что некогда в России и Польше изкор читали каждую субботу(если среди молящихся не было жениха или в этот день не происходило обрезание).Но со временем этот обычай отменили.В этой молитве мы просим успокоения души умершего.Молитва очень короткая.Она красива и несколько торжественна.Впрочем,произносится она индивидуально.Люди,у которых живы оба родителя,во время ее произнесения,выходят из зала.Обычно поминаются покойные души отца и матери.А также других родственников,если после них не осталось сыновей,которые прочли бы молитву; причем каждый упоминается отдельно.В завершение,ведущий общественную молитву поминает вслух души уважаемых людей общины и всего еврейского народа,а также жертв Катастрофы и других трагедий.Во многих общинах заведен свой порядок поминовения.Завершается поминовение молитвой «Ав Арахамим» (Милосердный Отец).Даже те,кто,как правило,не посещают синагог по праздникам и субботам,стараются прийти и прочесть изкор по своим умершим родителям,в указанные четыре дня года.


„Группа крупных российских бизнесменов еврейского происхождения начала 3 апреля трехдневное паломническое шествие по Израилю,приуроченное к главному иудейскому празднику Песах,символизирующий исход евреев из Египта.Среди участников похода, организованного Российским еврейским конгрессом (РЕК), попечители и члены руководства РЕК:президент Конгресса Юрий Каннер, совладелец "Альфа-Групп" Михаил Фридман, президент бизнес-школы "Сколково" Андрей Раппопорт, президент группы компаний "Уникум" Борис Белоцерковский, совладелец финансовой компании "Открытие" Борис Минц, директор РЕК Бенни Брискин и другие представители российской деловой элиты, сообщает пресс-служба РЕК.Поход начался в израильской пустыне Арава близ городка Цофар,а завершится 6 апреля в Иерусалиме.Этот путь паломники пройдут пешком по пустыне,в условиях,максимально приближенных к библейским временам.В последний день шествия бизнесмены по старинным рецептам испекут мацу,а церемонию торжественного пeсaхального ужина,Седера,совершат вечером 6 апреля в главном для иудеев городе Иерусалиме.“
Как этот бред можно воспринять?Типы,которые шуруют в этой организации,созданной наполовину конторой и мафиозными братками,паломничают?Эти Изяславы,крестящиеся в синагогах? И ведет их Моисей,нанятый за бабло?...


Благодарность–важная тема.Одна из самых важных в иудаизме.Мы благодарим Создателя, когда Он спасает нас от бед,неприятностей, проблем и несчастий.И часто Его спасение оборачивается настоящим чудом.Но как мы попадаем в ситуацию, когда нас может спасти только чудо?Понятно,что попадаем мы в такую ситуацию совсем не случайно.А именно-это или испытание,или наказание.В первом случае, преодолевая трудность,мы становимся сильнее. Во втором–исправляемся.Часто испытание и наказание сопутствуют друг другу.Но зачем приходит испытание или наказание?Чтобы мы улучшили свою природу(исправились). Улучшение наших внутренних качеств – это и есть то изменение в себе,которое Всевышний помогает нам проделать.Схема простая: прегрешение– беда(всегда приходит по принципу "мера за меру") – исправление (тшува) – чудо спасения – благодарность Творцу.Итог:если мы исправляемся – приходит чудо спасения. Если нет – то нет.Вывод:можно не молиться о чуде спасения, если мы не готовы к самоисправлению.Это правило действует для всех молитв с просьбами.Неслучайно,в Йом-Киппур,на нашей готовности к исправлению выстроен весь молитвенный порядок службы:дай нам спасение, прости нас-а мы для этого исправимся. Но если даже не исправимся до конца–помоги нам исключительно по Своему милосердию.Т.е.мы понимаем,что иногда не заслуживаем Твоего прощения–но Ты же видишь:мы стараемся, плачем,постимся,раскаиваемся, сожалеем о своих прегрешениях.Так что прости нас – уже за одно то, что мы Тебя любим!..
Чем отличается вера в идола от веры в Творца?Идолопоклонник завел свою деревяшку для того,чтобы та выполняла его задания:помогла оборониться от соседнего племени,сделала охоту удачной,навела дождь в дни засухи.Если деревяшка с заданиями не справляется–ее уносят на дрова.И заводят новую.Заводят и говорят: я приказываю – ты выполняй.В то время,как обращаясь к Творцу,еврей хочет увидеть выполненными не свои просьбы,а пожелания,обращенные к нему Творцом. Он говорит: Ты приказывай – я выполню.И когда у еврея накапливаются просьбы личного характера:напало соседнее племя,парнаса уменьшилась, – он обращается к Творцу с такими словами:я хочу исполнить все Твои повеления – но мне тяжело их исполнить,если Ты не уведешь от меня беду. Не для себя прошу – а только чтобы Ты дал мне возможность служить Тебе дальше.Вывод:все мои просьбы–для Тебя.В них нет ничего личного.И только одно исходит от меня по моей же инициативе – это моя к Тебе благодарность...


Каин отобрал плоды из полученного урожая и совершил жертвоприношение Всевышнему,а вслед за ним его брат,Xaвель,также решил последовать примеру брата.Дар Xaвеля был принят, а дар Каина – нет.Каин очень тяжело работал весь тот год.Работал,потому что после изгнания из райского сада,им приходилось работать,чтобы жить.Каин должен был работать,потому что его родители однажды съели не то,что надо было.Но ведь он-то ничего не ел! Почему он должен...Хорошо,Каин смирился с этим.Он любил своих родителей и не винил их. Он даже надеялся,что своим праведным поведением сумеет еще все исправить,заслужит возвращение всей семьи,всего человечества в рай!Ответственность перед будущим ложилась на его, Каиновы,плечи:на брата нечего было и надеяться.И он решил совершить свой первый шаг на таком сложном,героическом пути (как трудно исправлять родительские ошибки!)–он решил принести Б-гу жертву.Этот недотепа никогда бы до такого не додумался,если бы Каин не научил его!Он умеет только обезьянничать!..Но жертва Xaвеля принята,а Каина– нет.И тогда Каин задумался.Родители съели запретный плод,а он расплачивается за них.Он, Каин,совершил великий праведный поступок,а все вознаграждение,все почести достались этому придурку...Значит, на самом-то деле,в мире нет справедливости.И нет идеи Каина о добре,о воздаянии,о Б-ге – все это ложь! Значит, прав тот,кто сильнее,тот,кто наглее.Прав тот, кто выиграл.Если он страдает из-за других,то почему другие не должны страдать из-за него? Все,что нужно,–это переступить через себя, через все эти моральные заторы и препятствия, доказать,что ты не тварь дрожащая, а право имеешь!.. Каин убил Авеля.В наказание он стал вечным скитальцем,не мог остановиться ни в одном месте и не мог завершить ни одного начатого дела.Он больше никогда не обращался к Б-гу и не совершал жертвоприношений.Был убит одним из своих потомков.Все потомки Каина,кроме Наамы (жены Ноя),погибли во время потопа(Во всяком случае,так считает наша традиция!).


Это был один из жарких,тяжелых иерусалимских дней.Но царь был в хорошем расположении духа:только вчера гонцы военачальника Йоава сообщили ему радостное известие:еврейская армия полностью разгромила аммонитян и приступила к осаде города Раббы.Царь встал со своего ложа и поднялся на кровлю дома.Жара отступала,вечер вздохнул свободно и налился прохладой.С крыши царь увидел купающуюся женщину,и зрелище понравилось ему.Царь спустился, вызвал одного из слуг и послал его разузнать об этой женщине. Ее звали Бат-Шева,она была женой Урии, одного из воинов,рубившихся сейчас с аммони-тянами.Он послал людей привести ее во дворец. Ее привели,он переспал с ней, и она вернулась обратно домой.Некоторое время спустя,Бат-Шева послала сообщить царю о том, что забеременела. Царь отправил гонца к Йоаву,чтобы тот прислал к нему Урию.Урия прибыл.Царь расспросил его об успехах, о положении дел на войне,вручил ему письмо для военачальника и отправил обратно.В письме царь просил Йоава сделать так,чтобы Урия оказался в месте самого жестокого сражения и соратники на время покинули его... Всякое случается на войне,никому не уберечься от опасности...Урия погиб.По прошествии дней траура,Бат-Шева стала женой Давида и родила сына.Все это Танах описывает с удивительной и страшной простотой.Ни в одном месте он не пытается смягчить, приукрасить,хотя бы просто объяснить действия Давида.Давида,Праведника из праведников, самого великого царя за всю историю еврейского народа!Есть ли оправдание его действиям?Можно найти,сколько угодно.Уже тогда были PR-специалисты.Но лишь только взглянешь на текст,на то,как просто и неумолимо он констатирует факты,отпадает всякое желание...К царю пришел пророк Натан. Пророк заговорил:«В одном городе было два человека: один богатый,а другой бедный. У богатого было очень много мелкого и крупного скота,а у бедного ничего не было,кроме одной маленькой овечки,которую он купил и выкормил;она выросла вместе с его детьми;один кусок хлеба она с ним ела и из одной чаши пила,и на груди его спала, и была для него,как дочь.Однажды пришел гость к богатому человеку,но тот пожалел своего скота.Взял он овечку бедного человека,зарезал ее и приготовил еду для гостя».«Как жив Г-сподь.–сказал царь,– человек, сделавший это,достоин смерти!»«Ты – этот человек!» – ответил пророк Семь дней Давид не ел, не пил.Все ночи он проводил на земле.Он молился.Много наказаний Давид получил за свой поступок–они преследовали его до конца жизни.Но самое страшное и самое первое– смерть ребенка.Ребенок заболел и умер через семь дней,после разговора царя и пророка. Через семь дней Давид встал с земли,умылся, начал пить и есть.И стал прежним–тем самым бесстрашным и мудрым царем,величайшим царем Израиля.Он утешил Бат-Шеву,и вскоре у них родился еще один сын. Соломон.Давид раскаялся.Раскаялся не в значении «сожалел о содеянном», а в значении «вернулся».Он сумел заново обрести смысл жизни,сумел верить и служить Всевышнему после всего,что произошло.Каин–не сумел,хотя,наверняка,жалел об убийстве брата и вряд ли совершал нечто подобное в будущем.Но он навсегда разорвал свои отношения с Б-гом. Почему?Ведь дело здесь не в том,принял ли человек решение никогда впредь не повторять своего поступка или нет,и уж конечно не в силе воли...Дело в том,что, переступив через черту,человек не может вернуться обратно,потому что не может захотеть вернуться обратно.Это закон,это правило из «инструкции по эксплуатации "homo sapiens»: есть черта,переступив через которую,механизм ломается.Так,что уже не в состоянии самовосстановиться.Это не наказание,это просто закон.Поэтому и не мог Каин принести еще одну жертву,не мог найти новой цели в жизни, не мог завершить ни одного начатого дела.И потомки Каина не смогли спастись от позора именно по этой причине.Нет дороги назад.А Давид?Каким образом ему удалось?Или его поступок был лучше поступка Каина?Не знаю. Лично мне он кажется более мерзким.Да и чисто арифметически:Каин совершил убийство,а Давид – убийство(царское,изощренное убийство, не испачкав своих рук в крови подданного) и прелюбодеяние. Как же он сумел вернуться, как вновь стал человеком?


В тот момент, когда все внутри разрушено до основания, когда не осталось сил ни просить,ни плакать,человек не может раскаяться.Ему нуж-но нечто, что подтолкнет и поддержит его.Но за что бы он ни хватался – все рушится.Нужно что-то такое,чего он не сумел поколебать даже своим поступком.Например, любовь– непоколебимая,не зависящая ни от чего...Давид действительно любил Бат-Шеву и сына.И эта любовь помогла Давиду выкарабкаться,раскаяться,вернуться.И она же подарила миру самого мудрого человека–человека,построившего первый Храм.Вот и простая мораль.Вот и еще один магический закон, которому подчиняются все человеческие существа...


Ништкошер!


У мужчин жизнь зебра-блондинка,брюнетка... A у женщин зоопарк - козёл, осёл...


Дорогой!У тебя там в кармане 500 баксов лежит,можно я их уже взяла?


Можно ли относиться к жене как к лекарству, если она капает на мозги несколько раз в день?


Вы топите свои проблемы в вине,а они не тонут.Значит ли это,что проблемы - г--но?


Знаю,что истина в вине...Но вот в какой бутылке?!


Объявление.Пункт обмена битых на небитых временно закрыт - небитые кончились.


Мальчик,воспитанный блоггерами,довел учительницу до истерики комментариями в дневнике.


Я не могу просто так поступиться своими принципами. А вот цену обговорить - можно.


-Долго ли ждать перемен к лучшему?
-Если ждать, то долго.


-Государь Кот,там мыши спрашивают-чем сегодня мзду приносить?
-Скажите - я сегодня сыт.Пусть не мздят.


Рабинович так часто подводил людей,что на него плюнули даже киллеры...


Хотели как лучше,а получается так,что лучше бы и не хотели.


Самая лучшая работа-та,которую за тебя делают другие.


Все хотят,чтобы что-нибудь произошло,и все боятся, как бы чего-нибудь не случилось.


Когда бежишь впереди паровоза,то главное- не споткнуться.


Историк-это следователь,а не прокурор или адвокат.


Кашу в голове иногда надо перемешивать,чтоб не пригорела!


Когда не могут попасть в цель-начинают целить в того, кто её поставил.


Ищете женщину?Лучше ищите деньги.Женщина сама вас найдет.


Когда ищешь человеческую благодарность, главное - сильно не нагибаться.


Раньше в моей квартире происходили странные вещи:билась посуда,
я слышал ужасные крики по ночам,а потом развелся-и все прошло.


Если тебе дают деньги— возьми их,положи в карман и застегни его,
а уже потом можешь нести всякую чушь типа:«ой да не надо»,«да что вы» и т.п.


Штирлиц,проходя по переулку,заметил,как маляр
закрашивал матерные слова на заборе.
-"Модератор", подумал Штирлиц.


-Постой, Абрам, а как мы друг друга узнаем?
-Я буду с розой в руках.
-А я буду жирная.


Зачем спрашивать:"Как дела?",если мы входим в одну и ту же еврейскую общину?


Совесть как женщина,даётся тому,кто может с ней спать.


Опытный психотерапевт Рабинович ищет работу. Ищет, блин, уже третий месяц.
Что за грёбаная страна! Все - козлы и уроды. Ненавижу всех!
Звоните, твари!


-Изя,а вы верите во второе пришествие?
-ОЙЙЙЙ,Фима...И к кому сюда ходить?И шо тут смотреть?


Если вы хотите,чтобы в общине относились к вам по-доброму-постоянно,ежеминутно,
ежесекундно улыбайтесь!Люди поймут,что вы дебил, и не посмеют сделать вам зла!


К сожалению,я совсем не знаю невесту,и поэтому я не могу поздравить жениха.
Но я очень хорошо знаю жениха,и поэтому не могу поздравить невесту...


-Ты никогда не слушаешь других,Сема,а у них тоже есть свое мнение!
-Это не мнение,это отсебятина!


Кому нечего делать,тот спасает мир.


Сколько дурака ни учи-он только становится более учёным дураком.


Природа не любит пустоты.Поэтому в голове либо мысли, либо тараканы...


За власть Заветов!
Сегодня-восьмой день Песаха, Изкор, мы читаем Дварим,14:22-16:17,
Бемидбар,28:19-25 и hафтару Йесайя,10:32-12:6.



Другие статьи в литературном дневнике: