***

Винил: литературный дневник

Наверное, все мы раньше или позже приходим к некоторым вопросам, которые не задавали себе раньше. Это известные вопросы, они уже не раз обсуждались на разных уровнях, разных тусовках, в разных сообществах. Но ни одно обсуждение не заканчивалось сколько-нибудь убедительным выводом и дискуссия оставалась открытой для последующих разглагольствований на тему.



Итак, один из вопросов, который заинтересовал меня на сегодняшний день - как отличить просто качественно написанные рифмованные тексты от стихов мастера, от, собственно, поэзии? Рецептов множество, но ни один не будет хорош для всех страждущих. Посему всё написанное, не более, чем рассуждение и сугубо субъективный взгляд на вещи.



Каждый автор знает цену тому, что пишет. Она может быть завышенной и заниженной, но сам себе никто не врёт. Ошибаться может, врать - вряд ли. И вот здесь возникает некая закавыка - пишу-то я хорошо, всё на уровне - техника, ритм, рифмы... Всё осмысленно, всё, вроде бы, так. Но... Это поэзия или нет? Увидеть откровенно плохие стихи легко, а вот те, которые уже на уровне (хотя бы техническом)? И даже немного выше? Тут всё усложняется.



Автор начинает поиск ответов. Ничто так не затрудняет поиск черной кошки, как темнота в комнате. Почти цитата... Вот так понимаешь смысл выражения - темноты напустить. То есть, не просто скрыть истину, а сделать её поиск бесконечным, а самому устроиться этим самым искателем истины. Работа не пыльная и на всю жизнь, свои мелкие радости, какие-то денежки, некоторый статус. Такие умельцы есть и в количествах немалых. А что с этого автору? А что должно быть? Обратили на тебя внимание, написали пару слов, даже если поругали - радуйся, реклама, как-никак. И на вопрос - что стихи, а где начинается поэзия, вам будет высказано много и ещё больше с пометкой в конце - "продолжение следует". Количество серий не ограничено. Никак и ничем.



По это причине приходится искать ответы на вопросы самому. Без каких бы то ни было надежд на удачу, на верный результат и тому подобное. Но самое главное - это поиск, попытка понять, объяснить хотя бы самому себе. Первое и важное - поэзия не однообразна, она постоянно развивается и видоизменяется, оставаясь собой. И любой, кто скажет - я знаю, как надо писать правильно, и это так и так - будет неправ. Не делайте этой ошибки. Поэзия куда в большей мере, чем проза, допускает нарушение правил, но только осознанное, направленное на достижение определённого эффекта. В общем и целом склоняясь к правильному языку, но во всех его проявлениях и ипостасях, от литературного до жаргонов, слов, привнесённых из других языков, просторечий, в отдельных случаях - и обсценной лексики. Плюс к этому необходимо учитывать возрастные группы, их потребности, особенности их мышления, психики и темперамента. молодые, чаще всего, будут искать что-то новое. То, что это хорошо (а иногда и не слишком) забытое старое - не важно. Но именно они будут твердить, что классика устарела, силлаботоника - далёкое прошлое в нафталине, и что именно они, молодые, видят и творят завтрашний день в поэзии. Люди за 60 будут писать стилем журнала Огонёк и Работница, ссылаясь на высокую культуру тех лет, когда ни одного грязного слова в тексте, а за неуважение можно было... Лично мне ближе других группа 35-55 - летних авторов. Ясное дело - цифры и классификация групп очень и очень приблизительные... Но тем не менее.



Не люблю само слово - графоманы. Она воспринимается, как диагноз, как психическое заболевание. И замечаю, что пользуются этим определением в адрес других... Как вы думаете, кто? По принципу - вот громче всех кричит "держи вора"! Да-да, именно сами графоманы. Графоманы, в общепринятом сегодня смысле, не больные, а вполне здоровые люди. Хорошо понимающие, что значит вовремя и умело навешанный ярлык. Слабые авторы, слабые, беспомощные стишата... Обычно их видно сразу. И говорить о них мы не будем. А вот стихи сделанные умело, со знанием дела. Тексты крепкого ремесленника, но написанные "от головы", масскульт, конъюнктура? Как быть с ними?



Ответ напрашивался, но я долго не мог его сформулировать. Помогло одно определение, касающееся изобразительного искусства, портрета. Был задан вопрос - чем отличается портрет красавицы, сделанный опытным ремесленником от портрета, сделанного мастером? И ответ мне очень понравился. Если ты видишь портрет, сделанный ремесленником, ты смотришь на красавицу. Если портрет сделан мастером - красавица смотрит на тебя.



Хорошо сработанные стихи всегда что-то говорят тебе. А поэзия говорит с тобой. Вот и вся разница. Просто хорошие строки в рифму - это сообщение, месседж читающему. Он может быть интересным, увлекающим, даже захватывающим. Но на этом всё. Это форма монолога. Поэзия требует ответа. Нет, не отзыва, рецензии, или ещё чего-то подобного. Она требует ответа внутреннего, она требует диалога. Когда ты не просто читаешь стихи, а общаешься с ними, когда они читают тебя. В чем выражается этот диалог? В потребности возвращения и перечитывания, в необходимости "проговаривания", нахождения новых смыслов написанного.



Можно возразить, что для каждого читающего такие стихи будут другими... Вполне резонно. И всё же, коллеги, читатели, кто угодно... Всё же, всё же. Вспомните о возрастных группах. Молодые говорят с будущим на своём языке, они говорят с инопланетянами, персонажами ужастиков и боевиков. На пубертатном языке чернухи и мата. На языке прочитанных учебников по стихоложению и по стихопрочтению (единственно верному). Старики - с тенями умерших вождей и литераторов. Говорят с поколением военным и послевоенным. Ещё - с дореволюционной империей. С царями, мучениками, святыми. Они очень часто ворчливые пикейные жилеты и говорят они на языке своей молодости, им понятном, а всё новое им чуждо. Средняя группа более "мультисистемна", ей я доверяю больше... Она и в прошлом, и направлена в будущее, головой и сердцем посредине. Ещё раз - различия между группами весьма условны и размыты, но они есть. Но для всех этих групп, слоёв, сообществ есть одно общее правило - рифмованные тексты - монолог, обращение к вам, читателям, поэзия - форма диалога, беседа/разговор на равных, доверительный и откровенный. Мне кажется с этой точки можно начинать искать ответ на вопрос - чем отличаются просто хорошие стихи от настоящей поэзии.



С уважением.



Л.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 27.07.2019. ***
  • 13.07.2019. ***