Поэзия должна быть депрессивна, невротична

Михаил Моставлянский: литературный дневник

И маргинальна. Другой поэзии я не признаю. Более того, способность переживать вообще есть свойство высшего разума. Чем, в сущности, человек отличается от животных — интеллектом? способностью говорить? способностью создавать? Всё так. Но по моему скромному мнению, главная отличительная черта человека — это ощущение времени, его разрушительной силы, способность отделить Я от "не Я" и осознание своей смертности. На мой взгляд, именно страх смерти и есть главный движитель любого творческого, созидательного и прочего процесса — это бессознательная погоня за бессмертием, стремление оставить в этом мире ту частицу своего Я, которое не умрёт вместе с человеком. Большинство людей делают это чисто рефлекторно — заводят потомство, что-то созидают, ищут оправдание своему существованию. Создатель сыграл с нами очень злую шутку. У животных нет страха смерти — есть только инстинкт самосохранения. По сути, они перманентно счастливы. А человеку, для того чтобы чувствовать себя счастливым, постоянно необходим допинг, наркотик, чтобы хоть на какое-то время забыть и не думать о смерти. Любое творчество (и поэзия в частности) — это один из таких наркотиков: с одной стороны, человека согревает мысль, что он оставит что-то после себя, но, главное, это почувствовать себя Творцом, т.е. сущностью бессмертной. Эту мысль я как-то провёл в своём "программном" стишке вот здесь: http://www.stihi.ru/2016/12/12/822 А еще во всех людях на генетическом уровне сидит воспоминание от некоем рае, из которого в силу каких-либо обстоятельств он был изгнан. Вот почему "здесь и сейчас" редко кого удовлетворяет, нам всегда хочется ТУДА, в этот затерянный рай. Окружающий мир кажется нам несовершенным и враждебным. Как писал Бродский, "Нам не нравится время, но чаще — место". И вот эта постоянная фрустрация и тоска по несостоявшемуся и есть та странная субстанция, которая является строительным материалом поэзии. Безусловно, согласно этой логике, высшим существом может считаться только особь подвида "человек страдающий", "homo patiens". Человек, довольный всем, подобен животному. Но это лишь на первый взгляд. Ибо для чего тогда существуют все духовные практики мира, религии, наконец? Разве не для того, чтобы, наконец, уйти от страданий. Поэтому закономерно предположить, что существует еще боле высокая ступень духовности — "человек просветленный", прошедший через страдания, осознавший их тщету, и в результате настолько возвысившийся над ними, что, по сути, в собственном сознании стал бессмертным... Всевозможные праведники, пророки и святые, вероятно, и образуют эту недостижимую касту. Недаром Рамбам (Маймонид) выделяет их как высшую ступень в цепи природы. В какой-то степени, я иногда чувствую, что поэзия — это явный тормоз на пути к "просветлению", поскольку интуитивно как бы лелеет эти страдания и превращает их в высшую ценность и сущность самого человека...



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 07.12.2017. Поэзия должна быть депрессивна, невротична