Не совсем поэтический, но не менее полезный диспут

Владимир Мальчевский: литературный дневник

Н. Нефёдов:
"Психология - область физики". - Смелое утверждение. Такое мог сказать явно не психолог и не физик. "Степного волка" Гессе написал в 1927, тогда был революционный подъём и в физике и в психологии, но кибернетики ещё не было.
В физике под силой понимается причина изменения движения тел. В философском смысле движение есть изменение чего-либо, и можно говорить о движении мысли, движении души, чувств и пр. духовных явлений. Основой мышления является сравнение, любое ощущение есть сравнение состояний, любое чувство есть переживание состояния, т. е. сравнение его с пользой и вредом для продолжения жизни, для самосохранения. Мысль всегда движется, а ощущение мысли тоже мысль? Мысль движется в обычном физическом пространстве, или в каком-то ином?
Вопросов много, много и ответов и непонятно одна ли истина, или их тоже множество».


Попытаюсь отвечать по пунктам, на каждую фразу по предложениям.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


В. Мальчевский:
1. «В физике под силой понимается причина изменения движения тел».
Всё живое везде, где оно есть движется только с целью изменения окружающей действительности в сторону "лучше" чем есть. Непосредственным или опосредствованным путём.
Когда мы говорим о СИЛЕ реакции на раздражитель, мы имеем ввиду пассивную и активную реакцию. Можно спокойного отойти от нежелательного влияния в изменении окружающей действительности (как суммы действий по отношению к субъекту), избежать, уступить и т. д. Здесь эмоциональный фактор невелик.
Но если это изменение – крупный, например, хищник, то сила страха заставит Вас забыв всё на свете бежать! Эмоция УСИЛИВАЕТ реакцию на действие в отношении Вас. Пусть даже это действие – дождь, например. Или Вы идёте к пруду искупаться, (Ваше тело движется в эту сторону), но замечаете в воде змею. Вы тут же измените движение Вашего тела, сначала остановившись, но потом двинувшись назад.


2. То же самое и в познании: решая проблему и двигаясь последовательно к намеченной цели, Вы обнаруживаете какую-либо неясность, невыясненность, из-за которой останавливаетесь с целью преодоления уже этой неожиданной задачи, возвращаетесь к исходной предпосылке, обращаясь к причинно-следственной связи.


И там, и там Вы преодолеваете силу инерции. И там, и там Ваш мозг запущен для решения неожиданной проблемы (чем неожиданней, тем выше СИЛА удивления, тем сильней её толчок, быстрей и эффективнее работает мысль КАК МЕТОД РЕШЕНИЯ по удовлетворению потребности, чей показатель БИОЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ выше, разумеется, предыдущей. Борьба потребностей или их конфликт тоже решается путём эмоциональной оценки степени важности данного действия на данный момент времени. То есть: Эмоция (удивление или страх) мобилизует подсознание к расчёту вероятности удовлетворения данной потребности (куда бежать от змеи – выбрать оптимальное направление или к какой литературе обратиться за помощью в решении возникшей парадигмы).
V(вероятность удовлетворения потребности) умножается на t – время, отпущенное на удовлетворение данной потребности и мы получаем СИЛУ эмоции Sa (Aмовере(греч.) – оценка). Это – единственный стимул любого движения. Если копнуть глубже, то у каждой потребности есть свои биологические отрезки времени, отпущенные на её удовлетворение. А значит – удельный вес(!). Сколько можно прожить без воды или пищи или не обращаясь, например, к врачу при наличии плохого самочувствия, или без дальнейшего образования, понимая, какое социальное место занимают неучи, не женясь, если хочешь иметь семью, тем более просчёт вероятности компаньона (женщины) дал «+», а время идёт...
Допустим, у Вас есть пара рублей на пирожок, а Вы, студент института, не имеете шансов задать экзамен или зачёт без какой либо книжки, встречающейся редко а продаже и вероятность приобрести её очень мала. И вот, выходя из дома за пирожком, Вы вдруг обнаруживаете на уличном лотке эту книжонку. Средство удовлетворения Ваших двух потребностей – голода и нехватки информации – те самые пара рублей. Конфликт потребностей всегда есть борьба за средство удовлетворения,
чем по сути и являются возможности организма. Потребности – это всегда пучок, похожий на веник, но какая-то из них чуть-чуть или намного выше других. Вот показателем этой «высоты» (как на графике температуры больного в палате) и есть эмоция. Она – индикатор степени важности данной потребности на данный момент времени. Вы понимаете, что и будучи голодны остаётесь успевающим студентом, если купите, наконец, книжку, а вероятность «перекусить» у друзей всё же есть, и она высока. Вот так определяется причина любого действия человека. И сумма этих действий – сама его жизнь. Потому я утверждаю, что эмоция – единственный стимул к действию как результату оценки ситуации в меняющейся среде обитания. Причём, на любых уровнях. И с философской позиции нахожу, что всё живое во вселенной, в каких бы формах и измерениях оно ни существовало, подвергает окружающую действительность эмоциональной ОЦЕНКЕ «хорошо-плохо» как абсолютному критерию бытия – стимулу к любому действию мысли и, как результата, – организма в целом.


3. «Основой мышления является сравнение, любое ощущение есть сравнение состояний, любое чувство есть переживание состояния, т. е. сравнение его с пользой и вредом для продолжения жизни, для самосохранения».


«Основой мышления является сравнение». Что же означает эта фраза?
Во-первых, здесь нет различия между подсознанием и сознанием. Мышлением является и то, и то. Но роль их в механизме ума необходимо жёстко определить.
Во-первых, всё опубликованное мною здесь, на сайте, есть результат исследования именно подсознания человека. Мы не видим его, не замечаем, принимая как данность априорно. Но «Познай себя – и познаешь небо» фраза не литературная . Это единственно правильное направление в познании.
Ваше, Николай, замечание по поводу того, что при наклоне осей зрения каждого глаза в построении «Золотого сечения» к фокусу F выглядит как небольшие эллипсы сечения конусов, абсолютно справедливо, но мы же не видим мир в перевёрнутом виде, как видят его глаза! Мозг компенсирует этот факт ДЛЯ СОЗДАНИЯ АДЕКВАТНОГО ОРИЕНТИРА, что он проделывает и с эллипсами. Если просчитать его действия в этой области (компенсации), то мы получим кучу чертежей и формул, которые займут уйму времени и места на бумаге, но уверяю Вас, что создать эти выкладки можно только при наличии группы инженеров-программистов и с помощью «картинок» на мониторах. Однако результат будет абсолютно соответствовать поставленной гипотезе. Почему?
Да потому, что в основе этого исследования лежит МЕТОД, о котором надо говорить отдельно. Он и есть основа единственно верного пути познания «самого себя».
Это и представляется «познанием собственного подсознания», чтобы «перевести» его в область СОЗНАТЕЛЬНОГО. Исследовать устройство и действия механизма подсознания через уже построенные человеком машины, устройства и целенаправленные функциональные помещения как то: театры, стадионы, аэропорты и т. д. потому, что всё это – модели работы подсознания, результаты его машинного устройства. «По делам их узнаете их». И себя человек может познать только через собственные достижения в технических и др. областях деятельности.
О «сравнивании» или «сравнении», о котором Вы пишете могу сказать следующее.
В статье «Золотое сечение» - билет в чёрный ящик» я популярно и очень поверхностно упомянул об образовании ФОНА. О наличии ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ФОНА на «ЭКРАНЕ» чёрного ящика – нашего механизма подсознания, где как в кино происходят потрясающие по своей скорости и сложности наложения наличного на фоновое. Это Вам необходимо вдумчиво прочесть.


4. «… любое чувство есть переживание состояния, т. е. сравнение его с пользой и вредом для продолжения жизни, для самосохранения».
«С пользой и вредом» означает БИОЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ – одним словом. Это – закон. Всё, что приближает к смерти есть «плохо», и наоборот. Другого не дано. А о продолжении рода говорить ещё рано. Это опять литература для меня. Выяснение должно двигаться по ступенькам. Голодным не до размножения, а это значит, что первичная потребность – в сохранении биохимического постоянства организма, а не как по Фрейду – стремление к удовольствиям. Удовольствие комплексно. И от пищи, и от размножения. А нехватка комплекса ЭЛЕМЕНТОВ в организме порождает голод. Эта потребность – основная и элементарная, а потому – ПЕРВИЧНАЯ. Хотя в удовлетворении её участвуют комплексы, о чём я уже писал. Только расщепляя комплекс (фрукты, хлеб и т. д.) организм способен выделить недостающие элементы для пополнения своего состава. Просто всё дело в терминах. Здесь нужна научная, исчерпывающая точность характеристик.


4. «В физике под силой понимается причина изменения движения тел. В философском смысле движение есть изменение чего-либо, и можно говорить о движении мысли, движении души, чувств и пр. духовных явлений»
Причина изменения движенья тел – вне человеческой психики ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА – ничто, пока не коснётся его интересов или интересов его вида.
Реакции не будет. Движенья организма – тоже, как и изучения явления и отношения к нему вообще.
Только зафиксированные изменения действительности, входящие в вероятностный диапазон биоцелесообразности могут быть причиной реакции, которая подразделяется как полезно-вредно (на что немедленно нужна реакция) или «про запас» на вероятный случай, ибо всё может быть... Мало ли что происходит в Природе, до чего нам «нет дела» - в глубинах океана, например, но это необходимо знать «про запас» на случай. Вот "про запас" мы и получили Теорию относительности, вероятности, квантовую физику и т.д. Второе силой не обладает. А в первом иерархия сил – в неограниченном диапазоне: известно много экстремальных, даже «сверхъестественных» случаев реакции, как например, женщина, остановившая руками поезд, чтоб спасти ребёнка.
Но сверхъестественное – образ непознанного в области эмоции как силы, как мобилизации эмоциональной энергии.
Сила требует МЕРЫ. Вне измерения её нет. В философском русле к этому не подобраться. Про «духовность» молчу – это вообще 150-й этаж, а мы говорим о ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ как точной науке. Нельзя мешать всё в одну кучу. Это усложняет понимание вопроса.


5. «Мысль всегда движется, а ощущение мысли тоже мысль? Мысль движется в обычном физическом пространстве, или в каком-то ином?»
Вот сами посудите: такое «определение» аспекта я называю литературой. Мысль.
ЧТО вкладывают в это понятие? – картинку, стоящую в подсознании, догадку-ключ к неразрешённой проблеме, направление или метод усилия? Представление того, что... или просто динамичный или статичный образ? Ведь так нельзя говорить! «Быка за рога» можно взять только у самой основы причин происходящего, а не в коем случае не за счёт широты охвата проблемы или задачи (в диапазоне). Как движется мысль, куда, какой энергией является... - это не наш аспект. Если Вы пришли поесть с работы, а Вам на голову каплет дождевая вода из прохудившейся крыши, Вы психанёте, схватившись за молоток, и забравшись под дождём по лестнице, сначала забьёте дырку! А уж потом вернётесь, облегчённо вздохнув, и приметесь за ужин. Вы знаете, СКОЛЬКО здесь расшифровки Ваших действий, мыслей, чувств и потребностей? На целой том по математике и гносеологии. Здесь и конфликт потребностей, и возвращение к «норме»,
которое Вы оцените как «хорошо» на ФОНЕ отрицательной оценки-эмоции от холодной воды с потолка, и силу, с которой Вы полезете по лестнице, чтоб – быстрей избавиться от неприятной помехи и т. д. И какая в данном аспекте разница, «в каком пространстве» движется мысль, что надо исправить ситуацию, никакого значения не имеет! Это вопрос из другой области познания. Самое главное – научить себя не распыляться на образный хаос, а выстроить ряд практически необходимых задач по степени их важности, ибо критерий любой теории – практика.



Владимир.



Другие статьи в литературном дневнике: