Трактат 123. Русский язык - почему беден?

Дастин Зевинд: литературный дневник

https://www.proza.ru/2018/12/09/870


Трактат 123. Русский язык - почему беден?
Петр Сюткин
Эпиграф:
Как беден наш язык!
(Фет А.)
* * *
Если язык беден - то … используют матерные слова.
Так и привыкают - НЕ-только ругаться матом,
а и разговаривать на нем.
----------------
Рус. яз. складывался - хаотически -
а только потом, лингвисты взялись разбирать эту "кучу малу" -
и как-то прилеплять, придумывать - (якобы) правила,
которых получилось НЕ-мерено много (из-за хаотичности),
и получились они и НЕ-правила вовсе, а описания отдельных случаев,
и нагромождений их кучи и плюс кучи-кучи-кучи всяких разных исключений
на каждое как-бы правило.
---------------
Обогатить бы рус. яз.! - Но это НЕ-возможно,
ибо он уже сформировался. Уже сложилось и привыклось и - затвердело.
Не-хватка слов в языке (для одного значения - 1 слово) -
породила привычку пользоваться 1 словом в нескольких значениях
(а некоторые слова - так вообще - почти на все случаи жизни!)
Поэтому, так и будет эта бедность идти из поколения в поколение:
- миру - мир!
- замОк/зАмок (на счастье)
- ужЕ/Уже (пришло время/более узко)
- батарея (отопления, аккумуляторная, артиллерийская …)
- потОм/пОтом
- развод - манипуляция с пилой / караула / овец / моста / распад семьи
(а еще: Разводной ключ, Разводы жидкой краской)
и т.д.

* * *
Метеорологи пообещали, что на этой неделе мы все от жары - "передОхнем
(или все же - передохнЕм?) …
* * *
Нажимаю "Мой компьютер" - а он - "НЕ-моет"! Зараза!
* * *
Я иду - по-ков-ру.
Ты идешь - по-ка-врешь.
Он идет - по-ка-врет.
(Чехов. Ионыч.)
* * *
Потомственное дворянство жаловалось
в основном за службу
(например, военные заслуги)
и могло передаваться по наследству.
* * *
В мышеловку обычно ложат (или ложут?) сыр или колбасу.
В один прекрасный день в мышеловке оказалось - сало.
Что бы сказала мышь, будь она человеком?
Она бы сказала:
"Ну вы, блин, даете!"
---------------
Но мышь, как обыкновенное маленькое животное,
НЕ-сказала ничего и решила,
что в этот раз неудобно обижать соседей отказом от угощения.
Все же, они так долго старались угодить.
И она - угодила.
* * *
"Я тебя НЕ-забуду!" и
"Я тебя запомню!" - это совсем разные смыслы.
* * *
"Христос воскресе!" - А это как: - воскрес? - Или воскреснет?
* * *
Порядок слов часто НЕ-свободный:
Какие люди допускали ошибки?
Какие ошибки допускали люди?
---------------
Мать видит дочь. (Кто кого видит - НЕ-ясно).
* * *
И т.д. и т.п. - море сложившихся фраз, слов -
которые иностранцу - или очень трудно выучить
или вообще - НЕ-возможно понять.
Да и многие русские - довольно плохо знают свой родной язык,
хотя с детства живут в окружении, а атмосфере русского языка.
* * *
Чтобы мой сын мыслил широко,
мог изъясняться на высоком (аристократическом) уровне -
я помогаю ему учить,
кроме русского - еще 5 языков:
[1. Esperanto
2. Francais,
3. Espagnol,
4. English,
5. Deutsch].
* * *
Детям нужно помогать,
чтобы они вырастали НЕ-нытиками,
чтобы они НЕ-стали бесталанными серостями, бездарями и проч.,
как большинство населения.
А наоборот! - Детям нужно помогать -
чтобы они вырастали нормальными людьми:
- разносторонне-развитыми,
высоко-образованными,
добрыми,
благородными,
великодушными и т.д. -
- действительно УМНЫМИ (МУДРЫМИ) людьми!
Настоящими (талантливыми!) профессорами,
выдающимися академиками,
блестящими просветителями,
гениальными учеными,
толковыми изобретателями,
уважаемыми общественными деятелями,
преуспевающими бизнесменами и т.д. …
-------------
Чтобы каждый мог стать Настоящим Человеком!
Личностью - с Большой Буквы!
По настоящему - Счастливым Человеком!
* * *
==============
Как определять богатство языка?
Подробнее см.:
— "Язык. Богатство языка - как определить?"
Проза.ру/Петр Сюткин/Т.№92.
<http://www.proza.ru/2018/08/19/104>
* * *



Другие статьи в литературном дневнике: