О творчестве Виктора Пелевина

Сергей Фатулев: литературный дневник

Сейчас среди популярных писателей стали называть Виктора Пелевина. О нем отзываются и дают самые лестные отзывы довольно известные люди, включая нынешнего президента России. Его называют культовым, молодым автором, создавшим свой литературный мир, и т.д.
По совету своего друга, я нашел в Интернете несколько произведений этого автора. Насколько я был шокирован, прочитав так называемый роман «Желтая стрела». Шокирован не содержанием, а тем, что все-таки дочитал до конца! Я был шокирован собой - я ЭТО прочитал!
Чтобы не принимать для себя скоропалительных выводов (как же, отстану от литературной моды), – решил-таки прочитать еще несколько произведений. Одно осилил, дальше – нет…
Не могу определить для себя в каком жанре они (произведения) все написаны. Но вдруг вспомнились слова одной известной застольной украинской песни о том, как «Ты ж мэнэ пидманула, ты ж мэнэ пидвэла…» Я приведу чуток с написанием в русской транскрипции:
«Вот я сплю и мэни сныться, що зи мной лежить дывыця, Я лап-лап – ее нэма – пидманула, пидвела…»

Таким образом, романы и рассказы В. Пелевина я бы назвал ночной сон, доведенный до абсурда с элементами фэнтези и больного воображения. Наверное, я мало прочитал, чтобы давать серьезные суждения, но что-то не хочется больше читать, честное слово!


Почему-то, прочитав любой рассказ Зощенко или Чехова, или того же Булгакова – понимаешь, что ты узнал нечто новое, смешное, забавное или наоборот, вызывающее какие-то серьезные чувства. И знаешь, что, прочитав новое произведение того же автора, ты узнаешь еще что-то для тебя неизвестное…


Странно как-то.


Нет, я не имею ничего против того, чтобы ЭТО читали. Это дело вкуса каждого. Наверное, кому-то нравится читать ЭТО и, при этом, искать потаенный смысл. Мой товарищ, который посоветовал познакомиться с произведениями В. Пелевина, так вообще назвал все ЭТО философскими размышлениями, облаченными в оригинальную форму.


Вот одна из рецензий, котору я нащел в Интернете:
Творчество Пелевина не поддается точной классификации, как считают критики, оно находится на стыке постмодернистской прозы, эзотерической традиции, абсурдистской и сатирической научной фантастики и других разновидностей литературы и лишь условно может быть отнесено к научной фантастике и фэнтези, хотя автор часто использует приемы и сюжеты этих жанров. Начиная с первых опубликованных произведений, Пелевин привлек внимание своеобразной "популяризацией" западноевропейской трансцедентальной философии, буддизма и учений современных мистиков (в частности, Карлоса Кастанеды), анализом состояний сознания и опытами создания новой мифологии на базе сатирически рассмотренной советской и "постсоветской" действительности.


Вопрос, кому это надо? Не знаю, у меня нет готового ответа.



Другие статьи в литературном дневнике: