***

Феликс Эльдемуров: литературный дневник

Самое халтурное из моих стихотворных произведений (см. "Сказку", часть 3, глава "Паноптикум":


– О братья, встанем же из праха
И кровью меч свой обагрим,
Мы разорвём оковы страха
И за ценой не постоим!


Над нами – яростное знамя
Борьбы и братского труда,
Мы сеем будущего пламя
И все отправимся туда!


Кто бы знал, с каким трудом я его писал! Там, по идее, собирается общество, собирающееся, в очередной раз, спасти мир и воцарить идеалы Добра и Справедливости, а именно: Землю предоставить правящей элите (т.е., им), красно-жёлтую расу отселить на Марс, чёрную на Венеру, белую на Луну, из них евреев - на ту сторону Луны.
Какими должны быть слова гимна у этих революционеров? Безусловно, наипошлейшие. Поскольку и цели, и устремления самые пошлые. Они сами не понимают всю глупость ни своего положения, ни своих собственных речей.
А глупость эта опасна, ибо, говоря словами теле-Мюнхаузена, творится с самым серьёзным выражением лица...
Отсюда резюме: сочиняя стихи, не творим ли мы их порой с тем самым выражением?
Как там у Маяковского?
"Сидит милый на крыльце
С выраженьем на лице,
Выражает то лицо
Чем садятся на крыльцо..."
Есть стереотип и есть человечность.
Лучшие стихи - это человечные стихи. Пусть даже они бегут от формы, плохо собраны, пестрят ошибками и преувеличениями. В них должна присутствовать как минимум душа, взлёты которой естественно повторяют порывы природных чувств.
Ритм же, рифма, размер стиха - они, по сути, повторяют те жизненные ритмы, которыми живёт человеческое восприятие мира. Образы - наши архетипы этого восприятия. Ситуации... они остаются неизменными идя от Адама.
Халтура же - слепое следование стереотипу и использование образов, навязших и навязываемых.
Очень трудно писать халтуру... Правда, у некоторых получается. Слава Богу, (похвалюсь уж), не у меня покамест...



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 17.03.2009. ***
  • 07.03.2009. ***
  • 04.03.2009. ***