Православие против Пушкина и Библии

Фима Жиганец: литературный дневник

"НАШЕ ВРЕМЯ" / №325 от 27 октября 2017 г.


Не Матильдой единой...
Александр Сидоров


Выступления против фильма Алексея Учителя могут вызвать эффект «православного домино»



*Император в роли Шарикова*


Поздравляю, наконец-то дождались! «Кошшунственный» фильм Алексея Учителя «Матильда» вышел на широкие экраны страны. Несмотря на дикую истерию «защитников святого императора», среди которых, как мне кажется, преобладают фанатики и невежды. Прошу не считать это оскорблением. Невежество - всего лишь незнание. Как там у Пушкина: «Он сердцем милый был невежда....». Правда, многих противников «Матильды», которые опустились до угроз, поджогов и погромов, милыми вряд ли назов ешь. Но это уже - обычная дурость. Потому что верующий должен знать элементарные вещи, прежде чем нестись на защиту «святого государя».


История вокруг «Матильды» является хорошо спланированной провокацией. И славно, что она провалилась. А ведь сначала, после того как картина получила прокатное удостоверение, по стране пошли «протестные митинги» и «стояния», прокатились пакостные беспорядки в духе кота Бегемота и «бывшего регента» Коровьева. Даже в столице многие киносети отказались демонстрировать «Матильду». То же случилось и в Ростове. Но это продолжалось недолго.


-Почему мы не должны ее показывать? – прокомментировала ситуацию для «КП-на-Дону» PR-менеджер киносети «Чарли» Анастасия Луценко. – Кинотеатры сами решают, какой фильм ставить.


«Киномакс-Дон» будет показывать фильм Учителя с 6 октября по 8 ноября. А если «покатит» - еще недельки две. В киноцентре «Большой» отметили, что при рейтинге ожидаемости сборов в 83 % глупо отказываться от ее демонстрации.


Но наша тема - вовсе не о «Матильде», а о святости. Потому нас и интересует прежде всего «виновник торжества» Николай II, из-за которого разгорелся весь сыр-бор. Противники «Матильды» усматривают в истории любви императора и балерины «глумление над святым Православной Церкви». Но так ли это?


В конце 1990-х синодальная комиссия по канонизации святых, которую возглавил митрополит Ювеналий, девятнадцать заседаний посвятила изучению жизни царской семьи и ее расстрелу в подвале дома Ипатьева с 16 на 17 июля 1918 года. Архиерейский собор Русской православной церкви внес решение от 14 августа 2000 года: прославить всю царскую семью как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников российских. При этом комиссия особо отметила, что в жизни Николая II было два неравных по продолжительности и духовной значимости периода — время царствования и время пребывания в заключении. В первом периоде (пребывания у власти) комиссия не нашла достаточных оснований для канонизации, второй период (духовных и физических страданий) для Церкви является более важным, и поэтому она сосредоточила свое внимание на нем. Другими словами, жизнь Николая II до заключения в Екатеринославле и мученической смерти ни в коем случае не является святой! Сегодня Николай, его жена и пятеро детей почитаются лишь как царственные страстотерпцы. Само по себе это немало, но не надо ставить Николая II в один ряд с Сергием Радонежским…


Многие священники и истинно православные люди резко негативно отнеслись к канонизации имератора. Их возмущали и возмущают личностные качества самодержца, которые не вяжутся с образом святого. Канадский православный историк Дмитрий Поспеловский приводит свидетельство знавших царя офицеров о его «удивительно безучастном» отношении к массовым человеческим жертвам во время первой мировой войны. Из дневников Николая следует, что убийство им очередной кошки его интересовало куда больше, чем рассказ приближенного, который вернулся с русско-японской войны.


Убийство кошек вообще было для государя российского одной из любимейших забав. Царские дневники пестрят записями:


«1897 год


31 марта. Понедельник.


Гулял один и убил ворону (38-ю) и кошку».


«1905 год:


Гулял с Дмитрием в последний раз. Убил кошку».


Да что там невинные прогулки! Их величество изволили за одну только охоту 1902 года укокошить... 1322 кошки! Возможно, лупил по бедным барсикам и муркам не он один, но и его сподвижники. А император, набив себе порядочную горку трупиков, благосклонно наблюдал со стороны и милостиво улыбался…


Никого не напоминает?


«-До чего вредное животное.


- Это кого вы имеете в виду, позвольте вас спросить?


- Кота я имею в виду. Такая сволочь».


«- Позвольте вас спросить: почему от вас так отвратительно пахнет?


- Ну что ж, пахнет. Известно, по специальности. Вчера котов душили-душили, душили-душили, душили-душили...»


Без обид, но ведь так и подмывает сравнить последнего русского самодержца с начальником подотдела очистки коммунхоза города Москвы от бродячих животных. Одно останавливает: ровно таким же образом Николай II во время упомянутой выше охоты застрелил и... 899 бродячих собак! И кто удивится после этого тому, как относился нынешний «святой» к своим «назойливым» подданным?


Лично у меня все это вызывает чувство омерзения. Однако я не требую признать последнего русского императора садистом и маньяком. Хотите считать его святым? Считайте. В темном уголке перед иконкой. А те, кто выйдет в его «защиту» с битами и «коктейлями Молотова» - пожалте на лесоповал. Годков на десять. Лесов у нас в стране пока не меряно.



*Хоть святых выноси…*


Православная церковь Московского патриархата, канонизируя Николая II, руководствовалась благими намерениями. Как было сказано по итогам работы комиссии Ювеналия, канонизация не должна дать поводов и аргументов в политической борьбе или мирских противостояниях. Ее задача - способствовать объединению народа Божия в вере и благочестии. Но, как мы знаем, благими намерениями вымощена дорога в ад. Плод подобного «объединения народа» мы сейчас и пожинаем.


Выступления против фильма Алексея Учителя могут вызвать эффект «православного домино»Почему как раз вопросы веры провоцируют раскол в обществе, доходящий до уличных беспорядков? Ответ один: слишком далеко распростерла церковь руки свои в дела человеческие. Мы все более забываем, что она отделена от государства и не имеет право насильно навязывать обществу свое мировоззрение, порядки, традиции, запреты.


ПОЛНОСТЬЮ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ -


http://www.nvgazeta.ru/news/12370/525307/



Другие статьи в литературном дневнике: