Самый грустный памятник. Элла Скарулис.

Ирина Гиждеу: литературный дневник

Это написала одна моя давняя и очень добрая подруга Ella Skarulis.


"Самый грустный памятник"


Я о нем услышала и захотела увидеть. Пыталась представить как он может выглядеть. Конечно можно открыть интернет и быстренько найти, но я не решалась. Хотелось на несколько мгновений стать художником, архитектором в общем соучастником... Воображение разыгралось, выдавая один рисунок за другим то слишком пафосные, то слишком трагичные, то...абсолютно бредовые. Разум уже умолял щелкнуть мышкой и посмотреть, но я стойко с ним сражалась.
"Сначала увижу памятник, а потом его фото", — сказала я себе.
В городе Люцерн очень много достопримечательностей, но сегодня мы идем к "Умирающему льву". Найти его несложно... Везде висят указатели, да, и любой горожанин вам с радостью подскажет дорогу.
В небольшом парке высеченный в скале - лев. Боль и отчаянье, одиночество и неизбежность...
- Мама, этот лев плачет, а ведь он царь зверей. Ему очень больно, - шепчет мне шестилетний сын
- Его друзья погибли. Он остался один, - отвечает ему сестра Агата.
Умирающий лев - памятник погибшим швейцарским гвардейцам.1792 год, Великая французская революция идет уже третий год, но королевский престол еще держится. Десятого августа народ осадил дворец Тюильри в Париже и войска перешли на сторону восставших. С королем Людовиком XV1 осталась лишь верная ему дворцовая охрана - около тысячи швейцарских гвардейцев, готовых защищать монарха. Но Людвик, увидев приближающихся французов, отдал приказ "Не стрелять". Этим поступком он надеялся показать, что не желает зла своему народу, но тем самым обрек на гибель сотни гвардейцев, связанных клятвой верности.
Карл Пфюффер, один из швейцарских гвардейцев, в это время находился в отпуске, благодаря чему ему удалось избежать печальной судьбы. Он настолько был потрясен гибелью своих друзей, что решил создать памятник в их честь. Однако, прошло около тридцати лет, прежде чем Пфюффер смог осуществить задуманное. На возведение памятника собирались деньги, русская царская семья сделала немалые пожертвования.
Барельеф, изображающий мертвого льва, придавленного к земле разбитым оружием, прикрывающего собой щит с изображением гербов Швейцарии и Франции, решено было высечь в скальном выступе. Эскизы памятника сделал в то время очень известный датский скульптор Бертель Торвальдсен. Он счел лучшим изобразить не мертвого, а умирающего льва. Однако, сам автор не мог осуществлять свой замысел и эта работа была поручена швейцарскому скульптору Эггеншвеллу, который не успев начать "стройку века", погиб, упав с лесов. На его место пригласили другого швейцарского скульптора Лукаса Фхорна, который и высек в скале льва по макету Торвальдсена.
Работу над памятником закончили в 1821 году., через двадцать девять лет после трагических событий.
Марк Твен назвал "Умирающего льва" "самым грустным и самым трогательным каменным изваянием в мире"
Вглядитесь в него. Он не оставляет равнодушным. Так и хочется броситься к нему перевязать раны, расчесать гриву и что-то ласковое прошептать на ушко... Не зная как помочь горю льва, люди бросают монетки в малюсенький пруд то ли на уход за памятником, то ли на обход такой участи воинам своих стран... Мы тоже бросили монетки...



Другие статьи в литературном дневнике: