Переставляя книги на полке...

Владимир Гоголицин: литературный дневник

Переставляя книги на полке, наткнулся на маленький сборник стихов Игоря Волгина "Кольцевая дорога" (1970 г.), купленный очень давно, еще в начале 70-х. Тогда имя Игоря Волгина уже было известно в кругах любителей поэзии. Молодой поэт выпустил уже вторую книжку стихов, которую я тогда и приобрел вместе со стихами другого, известного прибалтийского поэта Марцинкявичюса. Марцинкявичюс на меня впечатление тогда не произвел (может потому что многое было в переводе), а вот стихи Игоря Волгина сразу запоминались, ложась на душу. Лиризм и глубина любовной лирики и пафос тогда всегда привлекавшей внимание и часто читаемой между строк гражданской захватывали своей свежестью и новым для меня контекстом.
Теперь Игорь Волгин - маститый литературовед, писатель и телеведущий. Вот выдержка из Википедии:


"Игорь Леонидович Волгин (род. 6 марта 1942, Молотов) — советский и российский писатель и историк, достоевист, поэт. Доктор филологических наук, кандидат исторических наук академик РАЕНЛейт, профессор факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова и Литературного института им. А. М. Горького. Вице-президент Международного Общества Ф. М. Достоевского с июня 2010 г.Мальвина Ведущий программ «Игра в бисер» и «Контекст» на телеканале «Россия-Культура»."


А тогда это был симпатичный молодой поэт, только входивший в литературу. Но стихи тех лет и сейчас производят впечатление и вызывают много мыслей. В частности, как меняются в нашем сознании многие ценности и постулаты. В интернете на сайте произведений Игоря Волгина удалось найти не все стихи из этой замечательной книжки. Возможно, автор по каким-то соображениям не включил некоторые сам: его мировоззрение тоже менялось со временем. Тем более в связи с углубленным изучением творчества Достоевского. Так, в эту "антологию" его стихов не вошло запомнившееся мне сразу стихотворение "Софья ПЕровская". Я приведу его из книги "Кольцевая дорога" в ручном наборе с клавиатуры компьютера.


А начну показ его стихов с любовной лирики:



- Все это так, - ты говоришь


и голову упрямо клонишь.


- Все это так! - И замолчишь,


ни звука больше не проронишь.



Меня не удостоишь впредь


ты пререкания с собою.


Я прав!


Но легче умереть,


чем правым быть перед тобою.



Я говорю. А ты молчишь


и лишь кивнешь вместо ответа.


- Все это так, - ты говоришь.


И я не знаю - так ли это.



* * *


Я не искал случайных встреч с тобой.


Но мне, несуеверному с рожденья,


в идущей мимо женщине любой


твой образ мнился, словно наважденье.



Был город сводней.


Я сбивался с ног!


Что за район? Какое это место?


Ведь ты могла, внезапная, как рок,


явиться мне из каждого подъезда.



...Но твой отъезд - и как бы не у дел,


бреду понуро по Замоскворечью.


Куда спешить мне?


Город опустел.


На что глазеть?


Я никого не встречу.


Вот стихотворения менее личные, может быть, но не менее глубокие по мысли и отношению к вечной Музе поэтов - женщине:



Отплакала, отпела, отлюбила,


отголосила,


мертвых отждала.


И жизнь прошла: что было - позабыла,


Как будто бы и вовсе не была.


Разбит очаг, муж не пришел из плена,


В могиле дети - кровь ее и плоть.


- Как, мать, жила?


- Жила? Обыкновенно.


Не без греха,


да милостив господь...



* * *


Не тень увядшей красоты


и не следы страстей потухших -


лишь отблеск счастья иль беды


на лицах женских и на душах.



Уже как будто отошла


пора -


лишь смотрят сердобольно


глаза, не помнящие зла,


что мы содеяли невольно...


Гражданская лирика Игоря Волгина в этом сборнике представляется в контексте тех исканий советской интеллигенции, которые характерны для 70-х годов. Вот два как бы программных стихотворения. Первое, "Чаадаев", мне кажется, написано под впечатлением от произведения Осипа Мандельштама "Декабрист", часть стихов которого в то "запретительное" время продвинутые молодые поэты хорошо знали.


Чаадаев



Задуть заплывшую свечу,


закрыть Жан-Жака, чертыхнуться


и в щегольскую епанчу,


мрачнея, глубже запахнуться.



Внизу шумят наперебой,


и пляшут блики на лосинах,


и звон стекла, и, боже мой,


нельзя ж так врать на клавесинах!



Но что, по правде говоря,


взять с этих жалких рестораций,


где мечут банк фельдъегеря


в потугах тщетных – отыграться.



Что ждать от сумрачной страны –


альянса блудного с Востоком –


в тенетах рабской тишины,


в сем небрежении жестоком!



Что проку – гласно, напролом,


явив предерзостную вольность,


философическим пером


зло уязвить благопристойность!



Оставь – и бога не гневи!


У нас не жалуют витийства,


у нас в медлительной крови


отравный привкус византийства.



Не проще ль – жертвою страстей


вкусить забвенья и бесславья


вдали от бдения властей,


народности и православья.



И, озирая долгий ряд


друзей опальных и казненных,


бежать куда глаза глядят


от глаз участливо-казенных.



…Но разве есть еще одна


с такими ж скорбными очами –


Россия, горькая страна,


отчизна веры и печали.



И разве сгинули как дым


мятежной юности призывы:


«Пока свободою горим,


пока сердца для чести живы…»


И обещанное и сейчас кажущееся спорным по аллюзиям и сравнениям (но не по гражданскому темпераменту) стихотворение "Софья Перовская", которое можно найти только в самом сборнике 70-го года.


Софья Перовская


И просвещенье уж дает плоды!
...Но, приводя правительство в смущенье
выходят боком рьяные труды
на столь достойной ниве просвященья.


И - глядь! - до попирания основ
отдельные доходят элементы:
курсистки, литераторы, студенты -
всеобщее растление умов!


...О господи, откуда вы взялись
в кухмейстерских какой-нибудь Казани,
мальчишки с декабристскими глазами,
с таким запретным выраженьем лиц!


И из какой явившиеся тьмы
идеалисты вы иль нигилисты -
кружковцы, нелегальщики, бомбисты -
крамольные и резкие умы!


Постигшие словестность и латынь,
в глуши немых уездных захолустий
вы спорите совсем не о Сен-Жюсте,
А о разделе барских десятин.


Вы мыслите о близких мятежах!
Пока в дыму картежники вистуют,
пока аудитории пустуют,
Желябовы растут, как на дрожжах!


Страна проходит сквозь в т о р о й э т а п.
И, сообразно этому этапу,
иркутским трактом движется этап:
интеллигентов гонят по этапу.


И дабы государственный террор
пресек собою индивидуальный,
им высшей меры просит прокурор,
как выход в высшей мере идеальный.


Россия, что еще там впереди?
Не жертвенного нимба излученье.
Но с той поры живет в твоей груди
Неслыханное самоотреченье.


Пусть ты пошла совсем иным путем,
своей судьбы крутой не избежала,
Но что-то в самом главном, в основном
То поколенье с нами вдруг сближало.


...Я помню фото: сорок первый год!
В Петрищеве, у школьницы московской,
что через миг взойдёт на эшафот,
Такие же глаза, как у Перовской.



По-моему, эти стихи и сейчас звучат свежо и актуально. Хоть автор их постарел, остепенился и сам учит студентов журфака МГУ и молодых поэтов своей известной в Москве студии, занятия в которой транслируются в авторской передаче Игоря Волгина на телевизионном канале "Культура".






Другие статьи в литературном дневнике: