О театрах и иностранных языках...

Владимир Гоголицин: литературный дневник

Смотрю иногда телевизор, правда не информационные каналы, а потому беру раз в неделю телепрограмму "Панарама ТВ, СПб". Издание информирующие, конечно, но не новостное. Гламур и нечто о культуре, кроме собственно программ телепередач. Но в нем три колонки отданы и профессиональным журналистам. Прежде всего редактору, конечно. Сейчас издание возглавил человек консервативный, может быть в прошлом и не журналист, как сейчас это принято... Редакторские колонки соответствующие...
Тем не менее две другие колонки отданы профессионалам высокой пробы. Одну из них ведет довольно едкая, но в целом соответствующая гл.редактору по взглядам, известная в Питере журналистка Татьяна Москвина, жена (бывшая?) не менее известного в прошлом киноведа Сергея Шолохова, который, видимо, уступил ей место в своей колонке, ставшей теперь не киноведческой, а о разном... Её читаю редко...
А третью колонку продолжает вести Кирилл Набутов, знаменитый еще недавно тележурналист ("Пятое колесо", "Адамово яблоко" и другие) авторские передачи, которого набирали на пятом канале когда-то громадную зрительскую аудиторию. Но..."Всё течет...". Кирилла на телеэкране больше не видно. Но в "Панораме" его колонка продолжает радовать мастерски написанными небольшими, часто ироническими текстами. Вот и в "Панораме ТВ, СПб" № 43 (с 28 октября по 3 ноября 2019 года)такой текст привлек мое внимание не только тонким юмором, но удивительной актуальностью по нашим временам. Вот этот отсканированный из этого журнала текст:


"ДУХОПОДЪЁМНОЕ


Кирилл Набутов



Проводил я тут недавно ревизию своих цифровых каналов и наткнулся на одну программу на канале «Царьград» - просто песня! Ведет ее сам основатель канала молодой олигарх Константин Малофеев.
Но я сейчас не про него. Увидев название «Русская мечта», я тут же впе- рился в экран, потому что
уже лет шестьдесят все никак не пойму, какая у
меня мечта.


В очень красивом ролике бабушка наставляла внучку на путь истинный. Двадцатилетнюю девушку приглашают на модные показы в Токио, но она предпочитает выйти за- муж за своего хахаля. И пошли у них: мальчик мальчик - девочка - котики-собачки и опять мальчик ... Такая программа на ближайшие двенадцать лет. И мораль: семейные радости не идут ни в какое сравнение с заморскими чудесами.


А помогает бабушке вправить внучке мозги голосовая виртуальная помощница в кокошнике. Забыл добавить, что дело происходит в будущем, в дорогущих интерьерах из стекла-алюминия, принадлежащих, надо думать, бабушке.


Но еще круче был выпуск с господином Пожигайло. Это вам не рядовой чинуша, а заместитель председателя Общественного совета при Министерстве культуры. В прошлом военный ,-
сначала ракетчик, потом разведчик. Но это даже хорошо, что культура находится в крепких офицерских руках.


Для начала г-н Пожигайло заявил, что закрыл бы театры. И я его пони- маю: там иногда такое увидишь, что хоть святых выноси, - и мат, и порно, и прочие эксперименты. А сколько народных денег
уходит на эти самые театры? Но оказалось, что Пожигайло против театров в принципе. Вообще всех,
даже кукольных. Потому что они - порождение проклятого Запада и диверсия против православного нашего народа. Тут я несколько удивился. А пока осмысливал услышанное, Пожигайло перешел на образование. Оказалось, он против английского языка. Потому что тоже диверсия и инструмент иностранного влияния на неокрепшие умы. И с учетом нынешней неспокойной обстановки язык этот следует запретить лет на десять, а лучше на сорок - наверное, чтобы, как у Моисея, успело вы-
расти новое поколение, английского не помнящее. В самом деле, подумал я, искореним английский и наконец-то своим умом заживем. Чем не русская мечта?"


Да, подумалось мне после прочтения, маразм крепчает...
Хотя... Все это уже было на Руси. И вспомнились герои бессмертной для нашей страны пьесы гениального Александра Грибоедова "Горе от ума". В его время Скалозубы , правда и в театры ходили (а где еще, кроме балов и салонов выпушками и мундирами блеснуть перед дамами?) и французский язык по крайней мере вдетстве учили - дворяне всё-таки, не дети крестьян...
Но тем не менее к просвещению относились Скалозубы также:


"Салозуб - Репетилову


Ученостью меня не обморочишь;
Скликай других, а если хочешь,
Я князь-Григорию и вам
Фельдфебеля в Волтеры дам,
Он в три шеренги вас построит,
А пикнете, так мигом успокоит."


Вообще Грибоедов всё более актуален. Недавно по ТВ "Культура" показали, почему-то всё-таки не к датам рождения и смерти, спектакль Академического Малого театра "Горе от ума" в прекрасной постановке (есть в инете). После просмотра захотелось перечитать великий стихотворный текст Александра Грибоедова. Одни монологи Чацкого чего стоят, только теперь понимаешь...


Вот один из них, знакомых с детства, но как бы заново звучащих для нас:


"Чацкий


А судьи кто? — За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют всё песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен,
Для замыслов каких-то непонятных,
Дитёй возили на поклон?
Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменил борзые три собаки!!!
Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы по одиночке!!
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется — враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
К искусствам творческим, высоким и прекрасным,
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!! —
Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!
Теперь уж в это мне ребячество не впасть;
Но кто б тогда за всеми не повлекся?
Когда из гвардии, иные от двора
Сюда на время приезжали, —
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!"


Всю пьесу можно читать в инете онлайн, набрав: А.Грибоедов Горе от ума онлайн.


Эту великую пьесу каждый русский человек должен знать наизусть. Она вечна в своей актуальности. Такова природа нашей страны. И единственная возможность улучшать эту природу от поколения к поколению - воспитывать эти поколения на лучших образцах Великой русской культуры, в том числе и Литературы от Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Белинского до современных писателей этого тренда свободолюбия и просвещения. А не извращать классику выдуманными версиями о верноподданическом содержании её самых известных произведений, вообще отрицанием авторства некоторых стихов , например, Пушкина и Лермонтова, как это делается на некоторых телевизионных каналах и в печати, не обливать конспирологическими помоями биографии "великих", таких как Мандельштам, Ахматова и Цветаева, что делают сейчас некоторые литературоведы-коньюктурщики, "играя в бисер" лжи...
Читайте подлинные тексты великих наших "всё"!.





Другие статьи в литературном дневнике:

  • 04.11.2019. О театрах и иностранных языках...