Антисемитизм это навсегда?

Григорий Липец: литературный дневник

Скопировано с сайта Проза.Ру и опубликовано здесь с разрешения автора статьи.


ЕВГЕНИЙ ШЕЙНМАН


Антисемитизм – понятие близкое каждому еврею, и каждый еврей испытал на себе в той или иной степени, что это такое, на собственной шкуре. Но меня часто посещала мысль, что, вот, арабы, например, первейшие антисемиты, но ведь они как- будто сами принадлежат к семитам? Посмотрим.
Итак, семиты — термин, введённый в науку немецкими учёными А.Л. Шлецером и И. Г. Эйхгорном в 80-х гг.XVIII в. для обозначения древних народов, взятых из Ветхого завета , где ряд народов Ближнего Востока объединён под общим названием «сыны Сима». К числу современных семитских народов относят арабов, евреев, мальтийцев, потомков древних представителей южной подгруппы южных семитов в Южной Аравии (махри, шахри, жителей о. Сокотра и др.), амхара, тигре, тиграи и ряд других народностей Эфиопии, ассирийцев. Во как!


Так что же, антисемитизм действует против всех этих народов? ЧИТАЕМ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АНТИСЕМИТИЗМА В ВИКИПЕДИИ: «АНТИСЕМИТИЗМ (НЕМ. ANTISEMITISMUS) — ОДНА ИЗ ФОРМ НАЦИОНАЛЬНОЙ НЕТЕРПИМОСТИ, выражающаяся во враждебном отношении К ЕВРЕЯМ, КАК ЭТНИЧЕСКОЙ ИЛИ РЕЛИГИОЗНОЙ ГРУППЕ. Основан на предрассудках и является одной из разновидностей ксенофобии. ТЕРМИН ОБОЗНАЧАЕТ ВРАЖДЕБНОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЕВРЕЯМ И/ИЛИ ИУДЕЯМ, А НЕ КО ВСЕМ НАРОДАМ СЕМИТСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ ГРУППЫ. * Вот оно что!


* Примечание: Я позволил себе чуть модифицировать этот абзац в статье уважаемого Евгения Шейнмана, выделив основные моменты этого основополагающего положения заглавными буквами, дабы не было сомнения в лживости утверждений некоторых деятелей, будто термин "антисемитизм" неправомерно применять только по отношению к евреям. Как видите, Википедия опровергает эти утверждения. (Г.Л.)


Несмотря на большое количество источников по проблеме антисемитизма, его причины остаются плохо раскрытыми. Один религиозный деятель Дерек Принс, известный проповедник и учитель Библии замечает: "Любой человек, изучающий историю антисемитизма, оглянувшись назад, на тысячелетия ужаса, неизбежно придет к такому выводу: антисемитизм является самой продолжительной и глубокой ненавистью за всю историю человечества. Другие формы ненависти, возможно, превосходили эту на каком-то историческом этапе, но они уже заняли либо начинают занимать свое место на исторической свалке. Какая другая ненависть длится вот уже 23 столетия, насчитывая 6 млн. жертв геноцида только за последнее столетие и все еще имеет в себе огромный потенциал на многие годы жизни? Не правда ли, ситуация подталкивает искать объяснение? Откуда взялась эта непрекращающаяся ненависть? Что ею двигает? Кто или что несет ответственность за нее?».
Или, вот, Бердяев: "Таинственна историческая судьба евреев. Непостижимо самое сохранение этого народа и необъяснимо рационально. С точки зрения обыкновенных исторических объяснений народ должен был перестать существовать. Ни один народ мира не выдержал бы подобной судьбы".
По поводу того, когда впервые антисемитизм проявился, есть множество противоречивых точек зрения. Профессор Иерусалимского университета Ш. Эттингер возводит возникновение антисемитизма ко временам «первичного антагонизма между языческими империями и находившимся в их пределах монотеистическим меньшинством». Когда же именно этот «антагонизм» проявил себя? Тот же исследователь указывает: «Ненависть к евреям и иудаизму существует со времен первого соприкосновения еврейского народа с эллинским миром в III в. до н. э.». Л. Поляков, также относя зарождение антисемитизма к античным временам, пишет, что в современной форме он проявился уже во второй половине XIV века. Напротив, С. Лурье считает, что «антисемитизм в древнем мире не только не был менее интенсивен, чем в наше время, но и выражался как раз в таких же формах, как и теперь. Нет ни одного обвинения, бросаемого ныне евреям, которое не предъявлялось бы им уже в древности». Однако и он под «древним миром» подразумевает времена не ранее античности. А некоторые же исследователи считают, что истоки антисемитизма следует искать в «библейских временах»
Кто же был первым антисемитом? Листая Тору ,можно найти его. Аман, фаворит персидского царя Ахашвероша, империя которого простиралась тогда «от Индии до Эфиопии», уязвленный недостатком уважения со стороны Мордехая (персонаж Ветхого Завета, вместе со своей родственницей, а впоследствии приёмной дочерью Есфирь (Эстер), стал спасителем еврейского народа от козней Амана), решает уничтожить весь «народ Мордехая» – всех, поголовно, в один день (правда, что-то напоминает?).
Откуда взялся этот антисемит? Намек на это содержится в прозвище, которое сопровождает его имя: а-агаги. Агагом же назывался царь народа Амалек – согласно одной точке зрения, это было его имя собственное, согласно другой – титул (подобно фараону в Египте). Аман был его прямым потомком: оставленный в живых царем Шаулем вопреки приказу Всевышнего и указанию пророка Шмуэля, Агаг успел переспать с некоей женщиной, та зачала от него; наутро явился Шмуэль и собственноручно убил Агага, однако семя его осталось в мире и спустя несколько поколений воплотилось в личности Амана, поставившего перед собой задачу уничтожить народ Израиля. Следовательно, корень Амана – в Амалеке, и в поисках корней антисемитизма необходимо понять, что представляет собой Амалек. Как сила, враждебная Израилю, он появляется вскоре после исхода из Египта: нападает на Израиль, но, получив достойный отпор, исчезает и более как действующий персонаж в Пятикнижии не появляется. Почему же Всевышний приказывает «стереть память об Амалеке из поднебесной»?
Скрытые, глубинные причины нападения Амалека на Израиль:во-первых, это отрицание Амалеком Б-га. Все народы, зная, какие чудеса совершил Всевышний в Египте и на море, трепетали от страха пред Всевышним и Его народом. Амалек же ожесточил свое сердце, чтобы не допустить в него страх перед Б-гом, и напал на Израиль, желая доказать всему свету, что Всевышний бессилен спасти Свой народ, и что все чудеса – это результат мудрости Моше и его познаний в искусстве колдовства (но Моше-то не устоит перед Амалеком, еще более великим колдуном и чародеем!). Поэтому суть войны Амалека против Израиля в том, что на самом деле она была войной против Всевышнего, утверждает Мальбим. В качестве второй истинной причины Мальбим называет древнюю вражду, которую Амалек унаследовал от своего деда Эсава, – вражду к Яакову и его потомству.
Различают религиозный и расовый антисемитизм. Религиозный возник в рамках христианства примерно во II веке. Предполагает ненависть к евреям как носителям иудаизма за то, что те не признают Иисуса мессией, а также исходя из убеждения, что они были причастны к его распятию. Для такого мировоззрения характерно разделение людей по критерию вероисповедания, а не национальности. Таким образом, в идеальном варианте, иудеи, переходя в христианство, переставали быть предметом ненависти. На практике так происходило не всегда, и зачастую такие люди и их дети, несмотря на смену религии, не признавались полноценными членами общества и назывались «выкрестами» (например,марраны). В наше время религиозный антисемитизм не ограничивается христианством, поскольку антиеврейские настроения, основанные в том числе на религиозных мотивах, широко распространены среди мусульман.
Расовый антисемитизм возник в XIX веке. Его можно назвать «классическим»: именно с ним связано возникновение самого понятия «антисемитизм», и именно его результатом стало крупнейшее проявление антисемитизма — холокост. Сам термин “антисемитизм” был введен в употребление в конце 70-х гг. XIX века немецким журналистом Вильгельмом Маром, радикальным антисемитом, который назвал группу своих приверженцев “антисемитской лигой”. Сначала этот термин вошел в широкое употребление в Германии, а затем и в других странах.
Сегодня список обвинений против евреев очень велик, поскольку формировался многие столетия. Как сказал Зеэв Жаботинский, обращаясь к евреям России в начале 20-го века: «Нас не любят не из-за того, что на нас возведены всяческие обвинения, а на нас возведены эти обвинения потому, что не любят. Поэтому этих обвинений так много и они так разнообразны и так противоречивы». Если начать заниматься поиском первопричин этого явления, чтоб найти тот «снежок», который превратился в громадный снежный ком, то так или иначе, мы придём к самым истокам - ко времени раннего христианства и негативизации образа евреев в Новом Завете, важнейшую роль в котором сыграли два основных эпизода: предательство Иуды и суд над Иисусом. Приказ о казни Иисуса Пилат отдал, ни минуты не сомневаясь и безо всякого одобрения со стороны толпы иудеев, как об этом красочно рассказывается в Евангелии. Иуда является одним из ключевых персонажей Евангелия и ,естественно, самым главным отрицательным персонажем. Современные учёные считают, что ранние христиане намеренно демонизировали именно Иуду, наделив его теми качествами, которыми хотели представлять иудеев, вдобавок, ещё и с настолько характерным именем, вызывающим однозначные ассоциации. Даже в наше время есть немало людей, ошибочно считающих, что иудеи так называются из-за Иуды. Историками давно уже доказано, что Иисус был казнён римлянами и распят на римском кресте, но тем не менее, люди, зачастую даже атеисты, в этом упорно продолжают винить евреев, опираясь на Евангелие, как на единственный исторический документ. Вообще, какие претензии могут быть к евреям у вчерашних язычников, уверовавших в Христа? И почему христиане считают, что иудеи были обязаны отказаться от своей вполне устоявшейся религии, самодостаточно существовавшей на тот момент уже 1300 лет? Ответа, как не было, так и нет.
Официальное отношение Католической церкви к евреям и иудаизму изменилось, начиная с периода понтификата Иоанна XXIII(1958—1963). Иоанн XXIII был инициатором официальной переоценки отношения Католической церкви к евреям. В 1959 году папа распорядился, чтобы из читаемой в Страстную пятницу молитвы были исключены антиеврейские элементы (например, выражение «коварные» применительно к евреям). В 1960 год Иоанн XXIII назначил комиссию кардиналов для подготовки декларации об отношении церкви к евреям. Перед своей смертью в 1960 году он также составил покаянную молитву, которую назвал «Акт раскаяния»:
«Мы сознаём теперь, что многие века были слепы, что не видели красоты избранного Тобой народа, не узнавали в нём наших братьев. Мы понимаем, что клеймо Каина стоит на наших лбах. На протяжении веков наш брат Авель лежал в крови, которую мы проливали, источал слёзы, которые мы вызывали, забывая о Твоей любви. Прости нас за то, что мы проклинали евреев. Прости нас за то, что мы второй раз распяли Тебя в их лице. Мы не ведали, что творили». Сильно!
Как пишет политолог Вячеслав Лихачёв, в русской православной церкви доминирует консерватизм и сопротивление религиозным новациям. В связи с этим ревизия доктрины негативного отношения к евреям, которая была проведена в католической и протестантской церквях, затруднена. Однако в 1991 году Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси на встрече с раввинами в Нью Йорке процитировал обращение к евреям, сделанное в начале ХХ века архиепископом Николаем:
Еврейский народ близок нам по вере. Ваш закон — это наш закон, ваши пророки — это наши пророки. Десять заповедь Моисея обязывают христиан, как и евреев. Мы желаем всегда жить с вами в мире и согласии, чтобы никаких недоразумений, вражды и ненависти не было между нами.
19 апреля 2008 года группа из 12 православных священников из пяти разных церквей (русской, греческой, украинской, грузинской и Вселенской (Константинопольской)) выпустила обращение с призывом пересмотреть давние богословские позиции по отношению к евреям и государству Израиль и удалить антисемитские места из богослужений, особенно пасхальных, где ненависть к евреям выражается особенно ярко.
По мнению некоторых исследователей фундаментальная причина антисемитизма — это то, что сделало евреев евреями, а именно иудаизм. Иудаизм — это не просто религия, это целостная картина мира, зачастую чуждая картине мира тех народов, среди которых существовали и существуют еврейские общины. Иудаизм не поддается ассимиляции и открыто отделяет себя от традиций окружающих этносов, превращая евреев в вечных чужаков, к которым в лучшем случае надо относиться с подозрением. В Древнем мире иудеи были единственным народом, исповедующим монотеизм. Но это еще полбеды. В то время как языческие народы (египтяне, греки, римляне и т.д.) отличались веротерпимостью и даже «обменивались» божествами, иудеи считали своего Бога единственным во вселенной, а богов соседей держали за мертвых идолов. Подобное отношение раздражало особенно те народы, у которых существовала традиция обожествления правителей. В первую очередь это касается Древнего Рима. Это была уже не религиозная, а государственная проблема: евреи превращались в «пятую колонну», потенциально неблагонадежный элемент, внушающий сомнения в политической лояльности. А, если учесть, что иудеи несколько раз поднимали против римлян кровопролитные восстания, то можно понять, почему их не жаловали в империи. Из-за своей приверженности к монотеизму, иудеи испортили отношения и с последователями Христа, отказываясь признавать в Иисусе Бога, что воспринималось последними как предательство. На волне этой конфронтации сыны Израиля вступили в эпоху Средневековья, превратившись в изгоев христианского мира (пошли разговоры о том, что евреи распяли Господа, что они на Пасху пьют кровь христианских младенцев, распространяют чуму и отравляют колодцы). Дополнительным раздражающим фактором служила вера евреев в свою богоизбранность. Как отметил Н. Киселев, ” избранность Богом евреев состоит не в каких-либо льготах и преимуществах, а в том, что на Авраама и его потомков была возложена весьма почетная миссия – донести единого Бога до всех людей”. И хотя свое избранничество иудеи толкуют исключительно как проповедь ветхозаветной веры и морали, антисемиты во все времена пытались представить дело так, будто евреи претендуют на врожденное национальное превосходство и на этой почве стремятся занять доминирующее положение в обществе. Особенно распространились эти идеи в Новое время. Не теряют они популярности и в современном обществе. Действительно, среди успешных предпринимателей и политиков иудеи составляют значительный процент (около 30%). Да и вообще, уровень благосостояния еврейских семей зачастую выше, чем у их нееврейских соседей. Причина здесь опять же заключается в иудейских традициях. Иудаизм всегда считал учебу религиозной обязанностью для всех своих последователей. «Обязанность каждого еврея, — писал средневековый законник Моисей Маймонид, — изучать Тору, независимо от того, беден он или богат, в крепком или слабом здоровье, полон юношеских сил или стар и слаб». Грамоту должны были разуметь не только мужчины, но и женщины. Эта традиция, идущая с античных времен, дала себя знать в современном обществе, где знания превратились в главную ценность. «Еврейская страсть к учебе, — пишет Дэнис Прейгер, — помогает объяснить, почему у евреев оказывается наибольший среднестатистический доход из всех этнических групп, который на 72% выше средненационального (американского) и на 40% больше, чем у японцев, стоящих на втором месте». Конечно, антисемиты трактуют это как подтверждение своих опасений на счет претензий евреев на мировое господство. Причиной этого страха явяются объективно правдоподобные свидетельства избранности евреев как народа Завета. K таким свидетельствам относится, прежде всего, непропорционально большая роль, которую евреи играют в жизни и истории человечества, и непропорционально большое влияние, которое еврейский народ оказал на развитие мировой цивилизации.
Еще одно из самых распространенных и банальных объяснений антисемитизма - это зависть. В книжке одного из раввинов «Останьтесь верны себе. Правда о миссионерах» написано: «Получив от Всевышнего Тору, народ Израиля стал народом возвышенным и вечным, и рядом с ним прочие народы увидели вдруг всю свою никчемность – пигмей рядом с гигантом… И зависть их породила ненависть».У Василия Гросмана в романе «Жизнь и судьба»: «Антисемитизм есть выражение бездарности, неспособности победить в равноправной жизненной борьбе, всюду – в науке, в торговле, в ремесле, в живописи. Антисемитизм – мера человеческой бездарности»
Своего рода «антисемитской классикой» является книга В.В. Шульгина«Что нам в них не нравится». По Шульгину, евреев можно не любить за разные вещи: за внешний вид – «Антисемитизм расовый или инстинктивный», за националистическую враждебность – «Антисемитизм политический или рационалистический», за чуждую русским религию и культуру – «Антисемитизм мистический». Сам он, правда, открещивается от «антисемитизма расового»: «Я лично плохой антисемит в смысле расовом. Есть люди, которые евреев просто «не переносят». Бесполезно таких спрашивать, что им в евреях не нравится. Не нравится все. Начиная с физических качеств – наружности, черт лица, горбатого носа, оттопыренных ушей, кривой спины…» Замечательно выразил это поэт И.Губерман:
За все на евреев найдется судья.
За живость. За ум. За сутулость.
За то, что еврейка стреляла в вождя.
За то, что она промахнулась.
Есть такие антисемиты, которым не нравится вообще какое-то ни было приближение к ним евреев, хоть фальшивое, хоть искреннее. В этой связи интересно привести высказывание Андрея Чернова, который в статье «Против иудеев» обвиняет евреев в «фальшивом подобии»: «Самая бросающаяся в глаза странность натурализованного иудея – тотальное отсутствие странностей с точки зрения так называемой «нормы». Какой-нибудь рядовой казах или немец по сравнению с иудеем ощущается как сверхнеобычный. Как представитель специфики своего народа, такой человек хорошо заметен, и, раз не считает нужным скрывать свою принципиальную инаковость, с ним можно прекрасно иметь дело (или не иметь). В иудее же поражает совершенство «общечеловеческой» мимикрии, соответствие консенсусу, каким бы консенсус в данном месте ни был».
Многие теологи, как еврейские, так и христианские часто объясняют еврейский вопрос и феномен антисемитизма своего рода наказанием евреев за отступничество и несоблюдение заповедей их Бога. Так, например, рав Ицхак Зильбер в своей книге «Пламя не спалит тебя» пишет: «Когда задумываешься над причинами всеобщей ненависти к нашему народу, неизбежно приходишь к выводу, что антисемитизм – явление абсолютно иррациональное. …Так что логики в антисемитизме искать не приходится, и объясняется это явление чрезвычайно просто: антисемит – это кнут в руке Всевышнего, кнут, которым Г-сподь наказывает нас за наши грехи». Отмечается любопытный факт: «Чаще всего Творец наказывал нас руками тех народов, мировоззрением которых мы увлекались. То же произошло и с возникновением христианства: новая религия, созданная евреями-отступниками, сначала способствовала отторжению их самих от народа Израиля, а впоследствии принесла неисчислимые бедствия еврейству, среди которого возникла». Многие антисемиты считают, что антисемитизм разжигается самими евреями, для чего вкладывают много сил в так называемую «талмудическую ложь» о своих лишениях, гонениях, оскорблениях, притеснениях, ущемлениях, унижениях, неравных правах с другими народами. Антисемиты это отрицают, как не соотвующее истине и высказанное намеренно и сознательно – согласно предписаниям Талмуда обманывать «гоев».
Антисемитами были выдающиеся деятели прошлого. Вот некоторые из них: Марк Цицерон (римский политический деятель, оратор), Страбон (древнегреческий философ, географ, историк, путешественник),Люций Сенека (римский философ), Тацит (римский историк), Мухаммед (основатель ислама), Эразм Роттердамский( голландский учёный, гуманист эпохи ВозрождениЯ), Гунтрам (король франков), Фома Аквинский (философ) Мартин Лютер (церковный реформатор), Джордано Бруно (ученый и философ), Петр I(русский император),Жан Франсуа Вольтер (французский писатель), Бенджамин Франклин (американский ученый и государственный деятель), Мария-Терезия (австрийская императрица), Наполеон Бонапарт (император Франции), Франц Лист (венгерский композитор), Мобучум Окума (японский ученый), Эрнст Ренан (французский историк) Джорж Вашингтон (первый президент США), Томас Джефферсон(третий Президент США),Генри Форд (американский автопромышленник, Уинстон Черчилль(премьер — министр Великобритании. Антисемитами также были Фёдор Достоевский (хотя он сам это отрицал), Виктор Гюго, Рихард Вагнер, Фридрих II, Александр III, Отто фон Бисмарк, Артур Шопенгауэр и многие другие. В пьесе Шекспира «Венецианский Купец» имеется крайне негативный образ еврея Шейлока, соответствующего всем антисемитским стереотипам.
Я мог бы привести высказывания каждого из них о евреях, но не буду этого делать, поверьте, все они достаточно мерзки. Увы, к антисемитам надо причислить и А.И. Солженицина с его книгой«200 лет вместе» (2000). Он полагал, что единой причины антисемитизма не было, в частности в разных областях России периодически возникали определённые проблемы между обособленными в своей общине пришельцами-евреями и коренным населением. Например, он считал, что причинами, возбуждающими рознь в черте оседлости, были «несправедливые проценты» и активная торговля водкой под залог. Я читал этот труд и могу засвидетельствовать, что там сквозит подленькая мысль что, мол, часто евреи, что называется, сами «нарывались»...
Психиатр Вадим Ротенберг считает, что в немалой степени в основе ненависти, зависти и презрения к евреям, этих постоянных составляющих антисемитизма, во все времена лежал своеобразный когнитивный диссонанс. (Когнитивный диссонанс- это противоречие между двумя знаниями, умозаключениями или впечатлениями, каждое из которых имеет свои основания). Именно это противоестественное сочетание ощущения внутренней силы и потенции с внешним проявлением униженности, беспомощности, мелочности и готовности «быть битым» вызывает антисемитский комплекс раздражения, презрения и ненависти. Любой когнитивный диссонанс вызывает у человека эмоциональное напряжение и желание от него избавиться. У антисемитов это желание сочетается со стремлением избавиться от тех, кто этот диссонанс провоцирует. Один из путей преодоления когнитивного диссонанса: «Это соответствовать в своем поведении той внутренней силе, которую ощущают в нас другие народы, силе не только физической, на которую только и рассчитывают некоторые из сегодняшних руководителей страны, но и нравственной, выражающейся, в частности, в не предательстве своих союзников и самих себя. Это путь, когда-то провозглашенный Жаботинским и не только им, уже неоднократно себя оправдывал и сегодня имеет все возможности быть реализованным благодаря существованию сильного государства Израиль».
Исследователи отмечают резкий рост числа антисемитских акций в мире в 2009 году. Так, в Канаде количество инцидентов в 2009 году выросло на 11,4 процентов, по сравнению с предыдущим годом, и достигло самого высокого показателя из когда-либо зарегистрированных в течение 28 лет. Почти вдвое выросло количество антисемитских акций во Франции, на 55% — в Великобритании. В 2013 году в докладе госдепартамента США по ситуации с правами человека в мире за 2012 год самыми неблагополучными в плане антисемитизма странами были названы Венгрия, Венесуэла, Греция и Украина. В докладе Центра Кантора при Тель-Авивском университете указано, что по сравнению с 2011 годом число антисемитских проявлений в мире выросло на 30%. В 2013 году в мире произошло 554 случая нападения на евреев. Больше всего антисемитских инцидентов в 2013 г. зафиксировано во Франции, на втором месте Великобритания, на третьем Канада, затем США. Как минимум 15 политиков и общественных деятелей высокого ранга в разных странах мира вынуждены были уйти со своих постов из-за сделанных ими антисемитских заявлений. В 2014 году снова удвоилось число антисемитских акций во Франции. 15 апреля 2015 года Центром Кантора был представлен отчет об уровне антисемитизма в мире в 2014 году. Так, число актов насилия против евреев выросло на 38% по сравнению с 2013 годом, когда было зафиксировано 554 случая. В 2014 году было зафиксировано 766 случая насильственного проявления антисемитизма, совершённых как с применением оружия, так и без него. Количество поджогов более чем утроилось по сравнению с предыдущим годом, было зафиксировано 412 актов вандализма. Более 306 человек подверглись атакам, что не менее чем на 66% больше, чем в 2013 году. Зафиксировано 114 случаев нападения на синагоги (рост на 70%), 57 случаев нападения на общинные центры и школы, 118 – на кладбища и памятники, 171 – на объекты частной собственности. Уже на протяжении нескольких лет наибольшее число случаев проявления насилия приходится на Францию: 164 по сравнению с 141 в 2013 году. Резкий рост актов насилия отмечен в Великобритании (141 по сравнению с 95), Австралии (30 по сравнению с 11), Германии (76 по сравнению с 36 в 2013 году), Австрии (9 по сравнению с 4), Италии (23 по сравнению с 12), Швеции (17 по сравнению с 3), Бельгии (30 по сравнению с 11) и в ЮАР (14 по сравнению с 1).
В мае 2014 года Антидиффамационная лига опубликовала «ADL Global 100: индекс антисемитизма». Опрос ADL был проведен в 102 странах среди более 53 тысяч человек. Целью опроса являлось определение уровня и динамики антисемитских тенденций в мире. Согласно опросу наиболее высокий уровень антисемитизма зафиксирован на Ближнем Востоке и в Северной Африке (74% населения). Второе место среди регионов мира по уровню антисемитизма занимает Восточная Европа, где антисемитами являются 34% населения, при этом в России антисемитов 30%, на Украине и в Белоруссии — по 38%. В Западной Европе антисемитские предрассудки разделяют 24% населения. Наименее антисемитский регион мира — Австралия и Океания (14%). В Северной и Южной Америке (вместе) антисемитов 17%, при этом в США антисемитских взглядов придерживается 9% населения. 74% участников опроса заявили, что они никогда в жизни не встречали еврея.
22 января 2015 года проблему антисемитизма впервые в истории рассматривала Генеральная ассаблея ООН.
Как победить антисемитизм? Этот вопрос занимает евреев уже не один десяток лет. Теодор Герцль, разуверившись в Западе, видел выход в создании независимого еврейского государства. Однако появление Израиля в 1948 г. не уничтожило антисемитизм. Еврейское государство с первого дня оказалось в состоянии войны. Мечта Герцля не сбылась (в своих трудах он утверждал, что Израилю армия вообще не пригодится), однако Израиль как государство смогло изменить отношение к евреям, исключив презренное отношение к евреям. Евреев во всем мире начали уважать после Шестидневной войны (Израиль тогда за 6 дней увеличился в 2,5 раза).
Еврейские левые возлагали надежды на интернационализм, другие европейские евреи, напротив, делали ставку на патриотизм. После Холокоста некоторые надеялись, что мир извлечёт уроки из чудовищных преступлений нацизма и избавится от антисемитизма. Как известно, ни одна из этих надежд не оправдалась. В нашу эпоху глобальных коммуникаций ненависть к евреям процветает и всё шире расползается по планете.
Так можно ли победить антисемитизм? Чего же на самом деле надо желать? Некоторые считают, что кардинальным средством является ассимиляция. Ассимилянты предложили самое, казалось бы, простое решение вопроса: нужно прекратить существование еврейского народа, и некого будет ненавидеть. Нужно попросту смешаться с местным населением, не только перенять его культуру и образ жизни, как предлагали реформисты, но смешаться физически — с помощью смешанных браков, с помощью принятия христианства, как угодно, — главное, смешаться. Решение радикальное, должно бы было помочь. Смогли ли ассимилянты победить антисемитизм? Им самим, безусловно, казалось, что они преуспевают. Ассимилировавшись, они получили все права и быстро проникли в экономические круги, промышленность и культуру. Однако прошло время, и настал момент, когда попытка евреев вести себя как неевреи начала раздражать их окружение. «Я бы ничего не имел против евреев, если бы они вели себя как евреи и не лезли бы повсюду как немцы». Знаете, кто это сказал? Адольф Гитлер. Мы видим, что ассимиляция нисколько не ослабила антисемитизм, напротив, она обострила еврейский вопрос.
Истинный противник ассимиляции не еврей, а антисемит. Еврей пытается стать полноправным членом общества, но общество его отталкивает. Следовательно, не имеет смысла воздействовать на него, чтобы он ускорил интеграцию, которую ему не дают начать: до тех пор, пока существует антисемитизм, ассимиляция не может быть реализована. Если говорить об ассимиляции сегодня, то речь идет о ликвидации еврейского народа! Большинство сознательных евреев отвергают ассимиляцию, если она должна произойти в такой форме. Да, они мечтают влиться в нацию, но в качестве евреев, - кто может их за это упрекнуть?
Существуют совершенно фантастические предложения. Так сторонники бесклассового общества (оказывается, подобные мечтатели существуют до сих пор) считают, антисемитизм - это феномен социального плюрализма. В обществе, где все члены солидарны, потому что все участвуют в общем деле, для антисемитизма не нашлось бы места. В бесклассовом обществе, основанном на коллективной собственности на средства производства, когда человек избавится от призраков прошлого и начнет, наконец, свое дело, - строительство Царства Человека(!), для антисемитизма просто не останется почвы, его корни будут вырваны. Таким образом, для ликвидации антисемитизма необходима и достаточна социалистическая революция, которую эти «мечтатели» произведут «в том числе и для евреев». А пока - что, ждать? Возлагать ответственность за решение еврейского вопроса на будущую революцию – «это для тех, кто ничего не хочет делать». Но ведь речь идет о том, что непосредственно касается всех: «Мы солидарны с евреями потому, что антисемитизм ведет нас кратчайшим путем к национал-социализму. Антисемитизм - не еврейская проблема, это наша проблема. И не евреи должны начинать создание военизированного союза по борьбе с антисемитизмом, а мы». И на том спасибо!
Еще похлеще мнение Бориса Дрика «Антисемитизм был, есть и будет до тех пор пока мы, евреи, не ликвидируем причину его. А причиной является зависть и ненависть, которые мы вызываем к себе успехами своего труда, своими достижениями. Мы все время выделяемся, стараемся быть лучше и это нам удается с успехом. За это Б-г всю жизнь наказывает евреев. Антисемитизм и погромы, которые преследуют нас всю многовековую историю - это наказание Б-га за наше нежелание сесть, подумать и поискать причину происходящего, найти эту причину и не допускать зависти к себе в дальнейшем. Для этого надо всего лишь не выделяться. Быть как все!. Но как этого достигнуть, если изнутри нас прет желание хорошо работать, настойчивость в достижении цели и упорство? Что делать, если у нас такие гены, и голова продолжает работать, и мы придумываем все новые и новые вещи, делаем все новые и новые открытия? И, как только мы начинаем работать и двигаться в любом направлении, мы опережаем других и наши результаты труда превосходят аналогичные результаты труда других. Если мы не можем затормозить собственное развитие, мы должны ускорить развитие и улучшить обеспеченность других народов, развивающихся не так быстро, как мы. Мы и никто другой должны сделать это, ибо это нужно нам в первую очередь! Мы должны это сделать, чтобы не выделяться, чтобы не вызывать зависть у окружающих, чтобы быть как все. Так и только так можно ликвидировать зависть и ненависть к себе, антисемитизм, погромы, Холокосты. Надо создать Всемирный Союз всех стран мира с Парламентом и Кабинетом Министров (по аналогии с государством), собирать со всех стран налоги (все страны делают взносы пропорционально своим годовым национальным продуктам). Эти средства сходятся в один Всемирный Банк, откуда распределяются отсталым странам на основании планов, предварительно обсуждаемых и утверждаемых Кабинетом Министров и Парламентом. Если будет внедрена эта схема, исчезнет зависть и напряженность между странами, резко сократится количество конфликтов и упадет напряженность между странами. Иссякнет арабо-израильский конфликт, Европе и США не нужно будет строить заборы для защиты своих территорий. Никто не будет приставать и насиловать немецких женщин. Исчезнет терроризм. Не надо будет тратить огромные средства на безопасность от террора. Эти все сэкономленные средства можно будет направить на развитие слабо развитых стран. Наступит мир и благополучие! Вы себе представить не можете то счастье, которое овладеет нами. А может быть тогда и придет долгожданный Мошиах. За это надо бороться».
Следующей попыткой избавиться от антисемитизма была организация реформатских конгрегаций в Западной Европе, в основном, в Германии, и затем в Америке. Те, кто вдохновил это движение, полагали, что антисемитизм происходит от того, что образ жизни еврея слишком отличается от жизни окружающих народов; отличается, как небо от земли. Это, по-видимому, вызывает чувство у окружающих народов, мы(евреи) — чужаки. Нас ненавидят за то, что мы чужаки, и виной тому законы иудаизма.
Вывод простой — нужно изменить образ жизни, а это означает — отказаться от таких законов Торы, которые евреев выделяют, — Шабат, законы кашрута, брит-мила и другие. И лидеры реформатских синагог взялись за эти начинания. Реформа пыталась превратить евреев в немцев, исповедующих религию Моисея, причем вдохновитель и теоретик этого движения, философ Моше Мендельсон, призывал евреев быть евреями дома и немцами на улице. Достигла ли реформа своей цели? Реформа не достигла ничего. Не иной образ жизни вызвал ненависть к евреям; факт остается фактом: евреи сменили образ жизни, но это не помогло, их отказались считать другими евреями. Одно время в качестве корреспондента одной из венских газет в Париже находился венгерский ассимилированный еврей Теодор Герцль. Процесс Дрейфуса и все, что происходило вокруг него, произвело в душе этого человека переворот. Герцль, как известно, в дальнейшем становится основателем нового движения в еврейском народе — сионизма. Сионизм рассматривал антисемитизм как часть нашего изгнания. С точки зрения сионизма, причиной антисемитизма является то, что наш народ рассеян среди других народов. Правда, есть французы, которые живут, например, в Англии; а сколько англичан живет по всему свету, сколько американцев, почему они не испытывают ненависти? Сионизм нашел ответ: за спиной у англичанина, который живет во Франции, стоит Англия, т.е. у него есть национальный дом, который защищает его интересы. Если так, то нужно построить национальный дом для евреев, иными словами, нужно построить еврейское государство. Можно ли утверждать вообще, что само наше рассеяние, то, что мы находимся в диаспоре, вызывает ненависть к нам? Ведь вместе с еврейским народом в ту же самую эпоху были изгнаны с родины его соседи: моавитяне, аммонитяне и другие народы. Почему не возникла ненависть к ним? Кто-нибудь слышал об анти-моавизме или антиаммонизме? Может быть, никто из нас ничего подобного не слышал по той простой причине, что эти народы исчезли. Но тогда почему еврейский народ не исчез, ведь он был в тех же условиях, что и его соседи? Почему же он до сих пор существует, несмотря на постоянные попытки его уничтожить? Ослабило ли создание еврейского государства антисемитизм? Считают, что наоборот, усилило.
Духовные вожди еврейского народа никогда не искали радикального решения еврейского вопроса, не мечтали искоренить антисемитизм, потому что воспринимали его как данное. Они видели в ненависти к евреям закон, подобный закону природы. Кому-нибудь придет в голову бороться с дождем? Закон есть закон! Откуда была такая уверенность?
Тора, в книге «Дварим», предупреждает евреев о соблюдении законов Торы. Тора предсказывает, что ,если еврейский народ не извлечет опыта из изгнания, не поймет, что оно пришло в наказание за отход от Торы, то тогда его настигнут страдания: народы мира станут ненавидеть его. Эта ненависть, животная, необъяснимая, будет бичом в руках Творца. Появится сила, противостоящая желанию евреев ассимилироваться, иррациональная животная ненависть, имя которой — антисемитизм. И делается парадоксальный вывод, что это и сохранило еврейский народ! Теодор Герцль в своем дневнике писал: «Я понимаю антисемитизм. Мы, евреи, сами приписали его тому, что мы чужие среди разных наций. В действительности антисемитизм — следствие еврейской эмансипации… Но антисемитизм евреям не повредит; я считаю его полезным движением для воспитания еврейского характера»
Итак, антисемитизм рассматривается как диалектическое явление; как один из способов существования еврейской нации. Об этом писал один из лидеров сионизма Зеев (Владимир) Жаботинский, согласно которому антисемитизм напоминает еврею о его происхождении, призывает его к работе по восстановлению собственного государства, самобытной культуры.
Макс Нордау, известный сионист и общественный деятель, находил антисемитизм, "возведенный в принцип", весьма удобным и полезным явлением, который встал естественной стеной на пути ассимиляции. И это, как он считает, подтверждает вся история диаспоры.
Кто-то считает антисемитизм косвенной оценкой исполнения евреями своей миссии. «Антисемитизм это хорошо — это признание языческим миром успехов избранного народа в исполнении его миссии».
А. Эйнштейн: "Антисемитизм – тень еврейского народа… Я – физик, и знаю, что каждая вещь отбрасывает тень. Тень, отбрасываемая моим народом, – антисемитизм".
Знаменитый режиссер Стивен Спилберг выступил в Гарвардском университете и заявил, что ребенком он был уверен, что антисемитизм отомрет, но сегодня понимает, что ошибался. Только за последние два года около 20.000 евреев были вынуждены покинуть Европу в поисках более безопасного места жительства. «В этом году я был в израильском посольстве во время визита Обамы, высказавшего печальную правду: "Мы должны признать нынешнюю реальность – антисемитизм набирает силу, нельзя это отрицать».
Евгений Сатановский: «Необходимо понимать, что антисемитизм вечен и лишь меняет формы, с ним бесполезно бороться, хотя ему можно противостоять. Не надо пытаться изменить евреев или Израиль, чтобы антисемиты их полюбили – этого не произойдет».
Виктор Шендерович: «Бытовой антисемитизм всегда связан с уровнем бытового невежества, я в этом уверен. И второе, в чем я уверен: вряд ли человечеству удастся когда-нибудь искоренить невежество до такой степени, чтобы антисемитизм превратился в какую-то малозаметную разновидность уродства, как, например, теленок с двумя головами. Нет, боюсь антисемитизм будет всегда. Может быть, для этого нужна тысяча лет, но, боюсь, человечество столько не проживет: мы искореним род человеческий гораздо раньше, чем антисемитизм».
Итак задаются вопросом - исчезнет ли когда-нибудь антисемитизм?Ответ - наверно вместе с еврейским народом. Но ... Может ли народ исчезнуть с 3500-летней историей выживания?
Каков же итог? Ни одно из предложенных решений проблемы антисемитизма не достигло своей цели. Серьезные люди, мыслители, на протяжении двух веков не могут понять, в чем суть этого явления. Что же делать?
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, открывая пятый Глобальный форум по борьбе с антисемитизмом в Иерусалиме(13 мая 2015), заявил, что человечество не смогло преодолеть антисемитизм. Он подчеркнул, что неизвестно, сможет ли человечество полностью остановить распространение антисемитизма, но бороться с ним – это обязанность всех живущих на земле.
Хочется закончить статью чем-то оптимистичным. И, вот, нашел чье-то высказывание: «Многовековая история антисемитизма – это еще не приговор. В конце концов найдется человек, который предложит решение».
Написал и задумался... Около 40 лет я работал на кафедре в одном почтенном вузе. Коллектив состоял из высокообразрванных и культурных людей. Были русские, украинцы, армянин. Я был единственным евреем. Отношения у нас были прекрасные. Но все до единого были... антисемитами. При мне они не высказывались, но ,когда меня не было рядом, не стеснялись. Если я случайно это слышал, то я бросался в бой, горячо опровергая традиционные наветы на евреев. Последним доводом было восклицание: «А как же я?» И мне отвечали: «А ты не еврей!», таким образом высказывая свое расположение ко мне... Вот и думай при этом – антисемитизм – это навсегда?




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 14.04.2018. Антисемитизм это навсегда?