Светит но не греет

Стеклянный Дым: литературный дневник

Светит, но не греет. Про нарциссическое расстройство личности



Сегодня в среде молодёжи число нарциссов растёт: 10% по сравнению с 3% тех, кому 60–70 лет. Мужчины
становятся нарциссами чаще, чем женщины.


Пожалуй, нарциссизм — характерное расстройство нашей эпохи, когда самолюбование заменяет настоящую близость, а индивидуализм и попросту одиночество давно стали нормой. Одиночки воспитывают себе подобных: дети, растущие без любви, остаются пустыми и постоянно нуждаются в чужом одобрении. Бороться с этим почти невозможно.
Тут возник вопрос, на который у меня только один ответ: если вам на жизненном пути встретился нарцисс, а вы совершенно случайно не психотерапевт с особенным интересом к хиитрым мозговым тараканам — просто бегите.


Да, нарциссы нередко творческие или просто, как говорят, «интересные» личности. Да, их оперение ярко сверкает и переливается. Чем ярче оно сверкает и переливается, тем быстрее бегите. Это приманивающая окраска для жертв. Знаете, рыбку-удильщика? У нее во рту такой интересный фонарик. Рыбки подплывают рассмотреть, что это там такое сияет так интересно — а удильщик их хам! — и готово. Вот и нарцисс так. Он сожрет ваш ресурс, облизнется и потребует еще, а если окажется, что он сожрал все, то отбросит вас и пойдет дальше.


Другое дело, если вы сами нарцисс. Тогда все вообще плохо, потому что от себя же не убежишь.


Мне кажется, что быть нарциссом — это как быть алкоголиком. Кстати, многие совмещают, по одной и той же причине: внутри у нарцисса постоянно играет вставленная в детстве шарманка, воспроизводящая одно и то же: «ты ничтожество, ла-ла-ла, тебя никто никогда не полюбит, ла-ла-ла, у тебя такие руки, что сбежали даже брюки, ла-ла-ла, ты урод моральный и физический, ла-ла-ла...» и так без конца. Чтоб заглушить эту хрень, нарциссы как раз и производят всякие там фейерверки с треском и блеском. А на пути к совершеннолетию каждый открывает для себя бухло, которое тоже на время может приглушить злопакостный органчик. Ну и вот.


Собственно, наличие этого органчика — и есть один из главных камней преткновения на пцти нарцисса к любви. Он точно в глубине себя знает, что он ничтожество и полное говно. А кто же способен полюбить ничтожество? И кому нужна любовь ничтожества? Поэтому у нарциссов вместо любви — цикл «идеализация — разочарование — обесценивание — оставление». Сначала кажется, что объект любви настолько офигенен и идеален, что его лбовь заткрет навсегда и сломает проклятую машинку, потом нарцисс обнаруживает, что машинка не затыкается, а принцессы таки какают, потом он начинает себя убеждать, что он сам велик, а принцесса целиком состоит из говна, потом он принцессу бросает и бежит искать новую.


Возможно ли демонтировать прокляту машинку? Психотарапеты говорят, что да, но не сразу, и вообще до нее докопаться трудно, потому что шибко глубоко сидит в глубинах подсознания. Я не знаю, почему вокруг так много родителей, которые запхивают эту мину замедленного действия своим детям в голову. Говорят, что ХХ-ХХI век — эпоха нарциссизма, как до нее была поха истерии. И в самом деле, почитаешь Толстоевского — все истерики. У меня есть гипотеза: индустриальный мир требовал массового производства людей-винтиков, довольных своим положением и никуда особо не устремленных. Нарциссизм, конечно, заводился — но в основном у всяких там богатых и знатных, а массам было не до того. Наоборот, чтобы вырваться как-то из рутины, какую-то отдушину себе разрешить, люди прибегали к аффекту, «выходу из себя» — они же не видели разницы между собой и своей социальной ролью, пожтому выйти из роли значило выйти из себя. И тут работала истерика. А потом индастриал начал плавно переходить в постиндастриал и потребовалось поставить на поток производство людей исключительных, что есть контрадишн ин термс. Во всем появился элемент соревновательности, даже в совке со всеобщей уравниловкой возникали такие штуки, как, например, стахановское движение. А где постоянная соревновательность — там и постоянное сранение себя с другими. Ну и как следствие — массовое вколачивание нарциссической машинки в головы подрастающему поколению. Или ты выдающаяся личность, или дерьмо и ничтожество. Без вариантов. Может, следующий век станет веком полярников. Не тех, кто на полюсе живет в научно-спортивных целях, а тех, кого еще называт маниакально-депрессивными. Кто знает.


Ну да я отвлеклась. Я сравнивала нарциссов с алкоголиками. То бишь, осознанных нарциссов с осознанными алкоголиками. Как известно, осознанный алкоголик начинает свое исцеление с того, что признает себя алкоголиком и отдает себе отчет в том, почему он алкоголик: ему хочется бухать, that simple. Никаких там «я творческая ранимая личность» или «я вернулся с войны, у меня ПТСР», а просто «мне хочется бухать». Ну и соответственно признает, что бухать нельзя. Ни «немножко», ни «только по субботам», ни «ничего крепче пива» (почитайте, что об этом пишет Кинг), а просто: тут стоп. Тут завязываем.


Так вот, та же фигня с нарциссизмом: нужно однажды сказать себе: хоре жрать чужой ресурс. Стоп. Тут завязываем.


Завязывание лучше всего начать с усвоения простого факта: внутренний органчик врет. Ну, то есть, как врет, он же не Киселев какой, чтобы врать сознательно, а тупая машинка. Он просто транслирует то, что не имеет отношения к действительности. Ты не ничтожество, ты просто нормальный, ну типа как все. Такое. Среднее. Ничего так.


То есть, удастся ли его заткнуть при помощи психотарапета, и как скоро — это Аллах акбар ведает. Но осознать, что оно просто бессмысленное свиристение ветра в голове, и отношения к правде не имеет, можно сразу. Ну и повторять это себе почаще.


Бывает трудно в моменты настоящих фэйлов и прососов. Ну, безупречных-то нет, поэтому время от времени будут фэйлы и прососы. И в этих случаях возникает желание поверить мерзостному органчику, потому что сказанное им вроде как правда.


Не надо ему верить. Фигня. Органчик повторяет одно и то же, а реальность изменчива, поэтому, как сломанные часы могут дважды в сутки совпасть с нормально работающими, так органчик может сказать что-то похожее на актуальную правду. Но тут важно помнить, что он не более чем механизм, те самые дурные поломанные часы. А если фэйл был особенно впечатляющим, помни: какой-то чувак умудрился сжечь атомную подводну лодку. Как бы ты ни проштрафился, тебе его не переплюнуть, поэтому кип калм энд кэрри он.


Вот когда хрошенько усвоишь, что органчик врет, потребность в нарциссическом питании — похвалах, восхищении и внимании других людей — снизится сама собой. Потому что в основном все это нужно, чтобы заглушать голос органчика — а тут ты приучился уже его просто игнорировать.


Но бывают минуты слабости, когда наступает срыв. Обычно когда дела идут реально херово, см. выше. Нормальный такой срыв, как у алкоголика, когда хочется шума вокруг своей персоны любой ценой, потому что игнорить проклятый органчик нет сил.


Так вот, даже в этой ситуации жрать близких — то есть, обесценивать их и самовозвышаться за счет этого — полное, нерушимое табу. То есть, это должно для тебя стать полным нерушимым табу. Срывайся на неприятелях, врагах, на тех, кто причинил тебе зло. Другой нарцисс в поисках еды — тоже вполне законная добыча. Но не очень питательная: что там один вампир высосет у другого.


А, да, и не забывай напоминать себе: ничего хорошего ты не сделал, ты не победил в интернет-споре мировое козло, не послужил силам света, ты просто сорвался и забухал, бывает. Больше так не делай. Ну, можно сдержанно похвалить себя за то, что сорвался не дома и не побил жинку и дытыну. А после похвалы вспоминаем, что программа-максимум не срываться вообще, и стараемся ее выполнять.


НО. При этом не позволяем себе срываться и в самобичевание и самообвинения. Да, ничего хорошего ты не сделал, но и ничего такого уж плохого тоже. Ничей дом не поджег, ложечек серебряных не скоммуниздил и даже телесных повреждений никому не нанес, так что продолжаем игнорить органчик.


Цикл «идеализация-разочарование-обесценивание-отвержение» пресекаем сразу же, на стадии идеализации. Если кажется, что вы встретили человека своей жизни и он сейчас силой своего принятия вас переменит вообще все — сразу говорим себе «стоп» и делаем три шага назад, тихо на пальцах. И в отдалении ждем, пока попустит. Я, как никто, понимаю всю силу соблазна подойти и погреться в ресурсе — особенно если этим человеком вы давно восхищались издалека, а он тут взял, да и заметил вас, одобрил. Нет. Нельзя. Стоим, ждем, пока попустит. Вот когда радужные зайцы перестали прыгать в глазах и вы увидели не идеал божественный, а человека со всеми его недостатками, тогда можно идти на сближение.


Вниманию потенциальных жертв: тревожными звоночками являются фразочки типа «Ты для меня все», «Я не знаю, как жил/а без тебя», «ты изменил/а мою жизнь», и вообще злоупотребление превосходной степенью в устах человека, который знает вас всего ничего. Если этикет не позволяет тут же взять ноги в руки, то хотя бы выдержите дистанцию в эти самые три шага. Если же в потоке речи появляется слово «идеал», наплюйте на все правила этикета и бегите. Просто бегите.


Проблемы осознанного нарцисса замечательно показаны в телесериалах Джосса Уэдона «Баффи» и «Ангел», в образе вампиров с душой Ангела и Спайка. Наличие души (в нашем случае осознанности) не избавляет от жажды крови, светобоязни и страха перед святым крестом Господним, не отменяет грехов, совершенных в период неосознанности и даже не мешает вести себя по-мудачески. Оно не гарантирует счастливой любви — наоборот, гарантирует несчастную. Иногда хочется впасть обратно в неосознанность, когда ты был уродом, но не парился. Но ты не впадаешь, потому что чувствуешь: ты стал лучше. Вот не достиг величия, как того требует нарциссический органчик, а просто стал лучше.


Ну так может ли психотарапевт научить тебя любить? Не знаю. Но он может научить принимать чужую любовь. Без идеализации с последущим впадением в цикл обесценивания, без содроганий на тему «а не обманывают ли меня — как же можно меня, ничтожного любить?»


А еще психотарапевт может научить добывать ресурс для того, чтобы, не чувствуя любви, делать для близких то, что делают любящие. Тоже неплохо.


ТЭГИ: развитие психология люди проблемы


источник


http://www.livejournal.com/magazine/1051681.html



Другие статьи в литературном дневнике: