Выдержка по истории лесного дела в России

Механик Яната Эспирито: литературный дневник

Из учебного пособия профессора, доктора с.х.н., М.Д. Мерзленко «Краткий курс лесного дела в России – М. ГОУ ВПО МГУЛ – 2010г. – 170с».


ЛЕСОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ ДО 1917 г., В СССР
Россия – лесная держава. На её долю приходится пятая часть всех лесов мира. Сами же леса – это составная и очень важная часть биосферы, элемент географического ландшафта. Лес является не только сложным биологическим объектом, но и представляет собой историческую летопись природы. В отличие от сельскохозяйственных растений лесовод имеет дело с многолетними растениями, жизнь которых исчисляется десятилетиями и даже столетиями. Поэтому нельзя грамотно осуществлять лесопользование, охранять и создавать новые леса, не зная истории леса, истории лесоводства, ибо лес выращивается несколькими поколениями лесоводов. Здесь в факторе времени, особенно важен принцип профессиональной преемственности положительного опыта и знаний.
Опыт отечественного лесного дела исчисляется многими столетиями. Лесная наука и государственное управление лесами своими анналами относится ко времени Петра Великого. Более двухсот лет существует высшее лесное образование. И как тут не вспомнить слова из романа «Русский лес» нашего замечательного писателя Леонида Леонова: «Чтобы принести наибольшую пользу Отечеству, мало благих намерений или беглого ознакомления с правилами лесоводственной науки. Без изучения прошлого нельзя наметить столбовой дороги и в наше завтра; человеческий опыт питается памятью о содеянных ошибках».
Народная мудрость гласит, что «история не учит, она – наказывает».
Это действительно так, ибо повторяя ошибки прошлого, человек наказывает себя и, наоборот, впитывая в себя все лучшее, что выработано в прошлом, и отбрасывая негатив, человечество идет к прогрессу. Именно в русле последнего, отечественное лесное дело веками старалось трансформироваться в наиболее прогрессивные и совершенные формы. Сама же важность знания истории лесного дела была чётко осознана еще в XIX веке. Уже тогда она преподавалась классиками лесной науки в Санкт-Петербургском лесном институте, в Петровской земледельческой и лесной академии, в Ново-Александрийском институте сельского хозяйства и лесоводства.
Во времена царствования Алексея Михайловича лес, наконец, начал приобретать государственное значение. Это обусловливалось двумя основными причинами. Первая – это военно-стратегическое значение леса, что имело место на южных рубежах Руси, где от набегов крымских татар и степняков была обустроена засечная черта. За сбережение засечных лесов отвечали воеводы, а все дела о засеках были поручены Пушкарскому приказу. Это уже было прообразом государственного управления лесами. Вторая – признание (объявление) заповедными некоторых лесных территорий. Последнее делалось, главным образом, с целью сохранения охотничьих лесных угодий, служивших непосредственно Государевому двору.
В царствование Петра Великого лесные богатства послужили решающей материальной базой для создания первого военного морского флота страны и утверждения стратегического военного и экономического могущества Русского Государства. Именно лес был основной энергетической силой и технологическим сырьем большинства производств: металлургического, гончарного, лесохимического, стекольного, получения красок, беления тканей, строительства городов и пр.
Ещё в XIX веке, когда праздновалось 200-летие со дня рождения Петра Великого, лесоводы по праву назвали его «первым лесоводом в России» настолько велик сделанный им вклад в дело сбережения и приумножения лесных богатств России.Около 200 лесных указов, писем и распоряжений Петра I имеют прямое или косвенное отношение к лесу.
С Петра 1 начался новый период, ознаменованный постановлениями, не имевшими ничего общего с законами его предшественников. Законода-тельство Петра было следствием одной из великих его идей - идеи созда-ния сильного военно-морского флота. От этого отправного пункта всё его внимание было обращено на корабельный лес, а строгая запретительная система составила основу всех остальных постановлений Императора.
Лесные указы Петра Великого впервые были общегосударственными, служащими интересам государственного величия и преобразования России. Особенно это касалось корабельных лесов, необходимых для строительства Петром I мощного военного флота.
Первым своим лесным указом общегосударственного значения Пётр Великий положил предел свободной рубке лесов в России.
Указ от 19 ноября 1703 г. предусматривал описать во всех го¬родах и уездах все леса по берегам больших на 50 вёрст и малых, удобных к сплаву леса рек на 20 вёрст, считать заповедным, а в этих заповедных пределах деревья дуба, ильма, вяза, ясеня, карагача, лиственницы и сосны от 12 вершков в толщине (53 см) установить заповедные дубовые массивы Ильину гору и Большесурскую рощу в Симбирской и Леонтьев байрак в Харьковской губернии. Деревья заповедных пород могли быть срублены только для потребностей флота. За самовольную порубку заповедных ле-сов, годных на кораблестроение, полагалась смертная казнь.
Впервые при Петре I была введена государственная лесная админи-страция - лесные надзиратели или надсмотрщики лесов, вальдмейстеры (лесничие), обер-вальдмейстер (главный лесничий) с Обер-вальдмейстерской канцелярией при Адмиралтейской коллегии. Для того времени это была уже стройно организованная система охранения лесов. Все это закреплялось Обер-вальдмейстерской инструкцией 1723 г. Многие статьи из неё длительное время сохранялись в Уставе лесном, действовав-шем до 1917 г., например: «огня ни под какими деревьями в лесу ближе 2-х саженей не раскладывать»; «при делании в лесу обжигов, призывать народ с огнегасительными снарядами», «в случае пожара в лесу, сзывать окрест¬ных жителей за 10 вёрст» .
В ноябре 1724 г. вышли в свет два дополнительные к инструкции указа. Первым 11-го числа, велено содержание вальдмейстерской канцеля-рии производить из штрафных денег, а чтоб вальдмейстеры и надзиратели, получавшие процент из штрафных денег, не могли для личных выгод штрафовать кого-нибудь напрасно, то постановлено, чтобы по открытии порубки они производили ей свидетельство в присутствии полковника, а при его отсутствии - комиссара и штраф брали при них же. 13-го же нояб¬ря было повелено вальдмейстеров и надсмотрщиков виноватых в порубке, за первую вину, наказав кнутом и вырезав ноздри, ссылать навечно на ка¬торжные работы.
Из мер хозяйственного порядка в лесном законодательстве Петра I следует отметить введение пилы при раскряжёвке стволов, предваритель-ное клеймение подлежащих рубке корабельных деревьев, технологию при-готовления поташа из отходов древесины корабельных лесов и разработку торфа для экономии дров и пр. Заслуживает внимания рекомендация по разделению заводских лесов на 20-30 лесосек со срубкой ежегодно одной из них и запущении её под естественное заращивание, что представляет собой явную попытку внедрения в заводских лесах принципа постоянства пользования лесом.
К петровским временам относится первая разбивка лесных массивов просеками. Наглядный пример такого деяния Петра I - Майский просек в современных Сокольниках, давно вошедших в черту города Москвы.
Пётр I, передав заводам Демидова на Урале большие площади лесов, составил «Правила для хозяйствования ближними к заводам лесами», ввёл там нарезку лесосек для постоянного пользования, требовал заботиться о формировании молодняков и об охране их от пожаров. Эти правила вошли в Обервальдмейстерскую инструкцию 1723 г.
Главными же особенностями лесных законов Петра I были: их запре-тительный характер, признание за лесами государственного значения, при-родоохранная направленность, учет интересов будущих поколений.
Пётр I по праву может быть назван и первым сеятелем леса. Конеч¬но, на Руси и задолго до Петра I создавались рукотворные рощи и делались многочисленные посадки единичных лесных деревьев, однако именно ве-ликому преобразователю России мы обязаны не только его действенным требованиям в отношении необходимости посева и посадки лесов, но и личному примеру на этом важном поприще. Так известно, что в 1696 г. им была заложена дубовая роща в урочище «Большая черепаха», где затем был основан город Таганрог, что на Азовском море.
Кроме создания дубовой рощи близ Таганрога есть ещё достоверное свидетельство посадки дубовой рощи лично Петром I, зафиксированное И.И. Голиковым в его фундаментальном печатном труде «Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам. В 12 частях, СПб., 1788-1789». Автор пишет следующее: «Он и сам выбрал себе за городом на Петергофской дороге место длиною в 200, а шириною в 50 шагов для рассады дубового леса, который по свойству здешнего климата растет, хотя медленно, но до¬вольно хорошо, и некоторые деревья ныне (1788 г.)
В целом лесные законы и практическая деятельность Петра Великого в 1696-1725 гг. - это знаменательный этап в истории отечественного лес-ного законодательства. Кроме того, из литературных источников известно, что Пётр I переписывался с Голицыным по поводу сочинения о лесово-дстве. К сожалению, эту идею Пётр I осуществить не успел, однако как бы то ни было, но наше отечественное лесоводство своим возникновением, дальнейшим развитием и совершенствованием во многом обязано тому фундаменту, который был заложен Петром I, - не только великим рефор-матором, но и первым лесоводом России.
Основное значение лесного и природоохранительного законодатель-ства Петра I состоит в том, что всё оно было преимущественно направлено на решение общегосударственных задач. Будучи мудрым и прозорливым государственным деятелем, Петр I заботился о сохранении лесов и для бу-дущего России. В этом отношении прогрессивным было расширение и ук-репление феодально-государственной собственности на леса. Природо-охранительные и редкие лесные указы предшественников да и преемников Петра I в большей мере зависели от случайных причин, от того, например, интересовала царя охота или нет. Указы Петра I служили в целом Россий-скому Государству, созданию мощного военного флота, созданию и разви-тию многих других производств.
Будучи, очевидно, знакомым с состоянием лесов в Западной Европе, Петр I не хотел, чтобы и в России, тогда еще очень богатой лесами, повто-рилось то, что произошло в Европе, и ему удалось жестокими законами приостановить процесс безудержного и часто бесцельного лесоистребления, к сожалению, только на краткий срок своего царствования, так как преемники Петра I не смогли ни понять, ни оценить его действий. К тому времени Западная Европа уже ощущала в лесе острый недостаток. Именно к концу XVII века стала очевидной пагубность стремления вырубать леса, не заботясь об их восстановлении. Европейцы в первую очередь вырубали леса по берегам рек - бревна дешевле и проще было сплавлять по воде к местам строительства. Естественным результатом этого было обмеление рек. Оно стало особенно заметно в связи с развитием морского и речного судоходства, которым так интересовался русский царь, и не могло остаться незамеченным.
Жестокость лесного законодательства Петра I была отражением во-обще жестокости и суровости крепостнических порядков не только в России, но и в других странах Европы. Так, например, в Средневековой Гер¬мании за самовольную сдирку коры с дерева виновному распарывали жи¬вот и внутренностями привязывали к поврежденному дереву.
Таким образом до Петра Великого леса служили местами для за-щиты государства в виде засек, местами - оброчной статьёй, как бортное угожье. Идея Петра по устройству флота определила и важность леса: с этих пор лес сделался материалом для кораблестроения, а с завоеванием прибалтийских шведских владений - предметом заграничной торговли.
Не всех преемников Петра I на царском троне интересовали вопросы охраны и рационального использования природных ресурсов. Так, напри-мер, его внук Пётр II «...Не терпел ни моря, ни кораблей, а страстно любил псовую охо -
ту». Со временем некоторые законы Петра I были преданы заб-вению, другие заменены противоположенными по смыслу. В правление Екатерины I последовала ликвидация службы вальдмейстеров, уменьши-лась величина заповедных полос по большим рекам шириной до 15 вёрст, а по малым и вовсе ограничение было снято.
В годы правления Екатерины II государственное лесное управле¬ние подверглось ряду негативных реформ. Грамотой 1762 г. «О вольно¬сти дворянства» она ликвидировала в губерниях службу вальдмейсте¬ров, чем был нанесен серьёзный удар по сохранности корабельных ле¬сов.
В 1782 г. Екатерина II закрепила принад¬лежавшие помещикам леса в полную их собственность, разрешив поль¬зование ими «...как угодно их милости». Началось повсеместное ис¬требление и продажа даже корабельных лесов. Ограничение и запреты этому были введены довольно поздно уже при Павле I правительствен¬ным указом 1796 г.
Важной вехой в истории России, способствовавшей развитию го-сударственного лесного хозяйства, а так же лесной науки и образова¬ния, явилось учреждение в конце XVIII века Лесного Департамента. Он был создан по указу Павла-I в 1798 г., согласно которому в нем значи¬лось: «...для сбережения казённых лесов для нужд кораблестроения, заведование всей лесной частью под ведомством Адмиралтейств-коллегий учреждён особый Лесной Департамент». Директором депар¬тамента назначен был Осип Михайлович де-Рибас. Для управления ле¬сами на местах назначались 40 обер-форстмейстеров и 160 форстмейстеров. При этом издана инструкция, определяющая их деятельность.
И после смерти Павла I Лесной департамент находился в составе Адмиралтейства вплоть до 1802 г. Особенность и важность этого периода состоит в том, что за короткий отрезок времени Департамент не только со-хранил и приумножил все достижения петровского времени, но и создал условия для более совершенных форм управления лесами как в центре, так и на местах.
В течение первых четырех лет деятельности Лесного департамента было издано более 70 указов и повелений по лесному делу. В числе важнейших следует отметить утверждение в июле 1799 г. первых лесных такс на древесину, отпускаемую из казенных лесов, а также разделение в 1800г. всех губерний в соответствии с их положением, характером деятельности и обычаями населения. лесистостью территории на 8 отделений, что явилось первым лесоэкономическим и лесохозяйственным районированием в России.
По проекту «Устава о лесах» 1802 г. Лесному департаменту были даны власть и права наравне с Государственными Коллегиями. Председа-тель его - «Главный директор государственных лесов» - избирался и опре-делялся лично Его Императорским Величеством. «Главный директор» обя¬зан был ежегодно представлять Сенату и министру финансов сведения «о состоянии лесов, об успехах в разведении оных вновь, о собранных от ле¬сов доходах» (10-я статья Устава). Хозяйственные правила «Устава о ле-сах» начинались с утверждения необходимости обеспечения постоянства пользования лесом. Эта мысль уже тогда стала основополагающим прин-ципом лесоводства. В этом и сегодня остается главный смысл ведения хо-зяйства в лесах.
В 1843 г. в системе Министерства Государственных имуществ вос-становлен Лесной департамент со следующими отделениями: инспектор-ское, по управлению лесами; по охране лесов; лесоустройства и лесных работ для правильного ведения лесного хозяйства; по употреблению лесов; счётное. Более тридцати лет ушло на осознание ошибки, связанной с лик¬видацией в 1811г. самостоятельной лесной службы, пока Николай I не возродил разумное детище своего отца - Лесной департамент, основанный еще в 1798 г. Восемнадцатилетний период (1838-1856) руководства Мини-стерством Государственных имуществ графом П.Д. Киселёвым бесспорно, является наиболее эффективным по целевому ведению в России лесных дел: в этот период была изыскана и апробирована на практике оптимальная структура управления лесами в виде самостоятельного лесного учрежде¬ния, осознана не только социально-экономическая, но и общеприродная значимость лесов.
О финансовой же стороне лесного хозяйства П. Д. Киселев вы-сказывался так: «...оставим доход на заднем плане наших задач, сохран-ность же лесов на первом».
С приходом Советской власти Лесной департамент был реорганизо-ван в Центральное лесное управление (ЦЛУ) Народного комиссариата земледелия (Наркомзема). Уже в январе 1918 г. была проведена реоргани-зация лесного управления на местах. 12 января 1918 г. было утверждено и «Временное положение об управлении лесами». Таким образом были ор-ганизованы лесные отделы при губернских, уездных и волостных земель-ных комитетах. При этом сделана существенная децентрализация управле-ния лесами. Значительно расширены права местных органов лесного управления. Центральным органом лесного управления был реорганизо-ванный Лесной департамент Наркома земледелия, преобразованный 4 июня 1918г. в Центральный лесной отдел.'
27 мая 1918 г. В.И. Лениным был подписан Декрет о лесах, которым отменялась частная собственность на леса и определялись основные на-правления
по ведению в них хозяйства. Указывалось, что оно должно осу-ществляться в интересах народа и на основе планомерного воспроизводст-ва, местным органам вменялось в обязанность всеми мерами увеличивать площадь лесов для достижения норм лесистости.
Национализацию природных ресурсов, объявленную Советской вла-стью, некоторые понимали на местах как бесконтрольное использование природных богатств. На страницах издававшегося в 1918-1919 гг. журнала «Леса Республики» имеется много примеров участившихся после революции массовых порубок леса, бесконтрольного пользования ими, отстранения лес¬ничих, лесной стражи от должностей и даже убийств их местным населени¬ем. В связи с этим Совет Народных Комиссаров обратился ко всем Советам Рабочих, Крестьянских и Солдатских депутатов с обращением, подписанным Председателем Совнаркома В.И. Лениным и наркомом земледелия:
«Вследствие получения сведений о массовых увольнениях лесных специалистов от должностей и вовсе от службы, Совет Народных Комис-саров считает необходимым сообщить, что:
1. С момента революции лесоводы не оставляли своих постов и не пре¬кращали работы, продолжая связь мест с центром и тем давая возмож-ность государственному лесному хозяйству действовать.
2. Имеющихся во всей России лесных специалистов далеко недостаточно для проведения в жизнь тех широких задач, кои намечаются основным лесным законом.
3. Лесных специалистов нельзя заменить другими без ущерба для леса и тем самым - для всего народа: лесное хозяйство требует специальных технических знаний.
4. Поголовное увольнение лесоводов лишит лесное ведомство опытных и ценных работников, и правительство не в состоянии будет провести в жизнь все требования народа.
5. Наследие несчастной войны оставило громадные площади оголенных мест, которые необходимо в интересах народа, немедленно засадить и засеять лесом.
6. Все леса не составляют собственности ни сёл, ни уездов, ни губерний, ни областей, представляют собой общенародный фонд и ни в коем случае не могут подлежать какому-либо разделу и распределению ни между гражданами, ни между хозяйствами.
Первое десятилетие после Великой Октябрьской социалистической революции - 1918-1927 гг. - было фактически периодом восстановления почти полностью разрушенного в годы гражданской войны лесного хозяйства. Сплошные рубки даже в малолесных районах значительно превыша¬ли площади лесокультурных работ. Однако и за эти годы посев и посадка леса были произведены на площади 412 тыс. га, а содействие естественно¬му возобновлению леса - на 25 тыс. га.
Наряду с этим было разрешено в многолесных районах широко практиковать концентрированные сплошные вырубки с осуществлением мероприятий, предупреждающих заболачивание и обеспечение возобнов-ления леса. Было реорганизовано и управление лесным хозяйством и лес-ной промышленностью, организованы пользующиеся достаточной само-стоятельностью леспромхозы и лесхозы. Были приняты также меры по усилению подготовки кадров в лесных вузах и техникумах.
Структура управления лесным хозяйством оставалась неизменной до принятия в декабре 1929 г. «Положения о советских лесных хозяйствах», по которому все права и обязанности, связанные с лесом, передавались в ведение ВСНХ. Произошло слияние лесного хозяйства и лесной промыш-ленности.
4 апреля 1947 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР на ба¬зе Главлесоохраны было образовано Министерство лесного хозяйства СССР. Сбылись предначертания корифея лесной науки профессора М.М. Орлова (1930), который считал, что для нашей самой многолесной державы центральный орган управления лесами должен быть самостоя-тельным ведомством в статусе министерства. Ведь леса России, занимая четверть мирового лесного покрова, «являются уже мировым экономиче¬ским фактором и объектом самого крупного лесного хозяйства на Земном Шаре, своеобразного по своим социальным основам».
В стране с созданием Министерства лесного хозяйства сложилась чёткая система централизованного управления лесным хозяйством. Её структура была выпестована исходя из более чем 200-летнего опыта госу-дарственного управления лесами.
Создание Министерства лесного хозяйства СССР стало апофеозом нашей лесной державы. Сразу, наряду с ростом объемов лесохозяйственных работ были достигнуты успехи в повышении их качества, что привело к возникновению положительных тенденций в характеристике лесного фонда.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 20.08.2015. Выдержка по истории лесного дела в России