Имидж Жириновского

Анита Карелина: литературный дневник

Наша жизнь не стоит на месте, постоянно ориентируя человека на новые модели поведения, формируя новый тип отношений в обществе. Современный человек пытается как можно быстрее приспособиться к стремительно изменяющимся жизненным условиям. Но он не желает действовать методом проб и ошибок, а опирается на предшествующий жизненный опыт поколений, постоянно подкрепляемый научными знаниями. Примеров тому множество. Скажем, активизация политической жизни в нашей стране заставляет современных политиков обращаться к принципам технологии формирования имиджа, пользуясь услугами имиджмейкеров. Все политики стремятся придать своему образу позитивную окраску. И здесь у многих может возникнуть вопрос: а как же Жириновский? Неужели его образ приобрёл именно положительные качества? Надо, наконец, признаться, что это действительно так.


Когда В.В. Жириновский появился на политической арене, то сразу заявил о себе в полный голос, приковав к себе взоры многомиллионной аудитории. Но тут наш народ не смог простить ему новаторство - разрушение традиционного образа российского политика. Называя Владимира Вольфовича «клоуном», никто не задумывался над тем, что законы работы в области коммуникаций, как в шоу-бизнесе, так и в политике, совпадают. Ведь современный политик должен учитывать мнение толпы, удовлетворять её желания, одновременно делая попытки подкрепить свой образ имиджами популярных людей, хотя бы тех же поп-певцов. Без этого «захватить новые каналы коммуникации» невозможно. Политик, прежде всего, работает на публику, а желание оказаться в центре общественного внимания играет не последнюю роль.


Считается, что самое главное в политическом деятеле – личностный имидж, который принято называть базой. Личностный имидж лидера ЛДПР никогда не оставался без внимания. Здесь безразличных нет. Однако существует ещё и профессиональный имидж, это уже - надстройка. А вот здесь на Жириновского, как на профессионала-юриста, профессионала-политика обращалось мало внимания со стороны массы. Ведь о высоком уровне его интеллекта как-то не говорили. К примеру, многие ли знали что-либо о его законопроектах в Думу..? Зато сейчас, хотя и с опозданием, Владимира Вольфовича оценили по достоинству.


И, тем не менее, личность Владимира Вольфовича - это феномен. Он интересен всем, даже тем, у кого сложилось о нём негативное мнение. Видимо, не зря пытаются изучать Жириновского политологи и социологи, психиатры и психологи, да и имиджмейкерам здесь есть чему поучиться. И ведь за пределами России Жириновский тоже известен, а его личность изучается там и политологами, и социологами.


Большую роль в восприятии массами личностного имиджа Жириновского сыграло телевидение. Естественно, коммуникативное пространство формируется на основании своих законов, преувеличением каких-либо реальных характеристик, поэтому проявляется интерес не только к позитивным, но и негативным событиям или скандалам. Сознанием же выхватывается минутная «телесенсация» и обмусоливается миллионами, даже теми, кто её не видел.


То, что в отношении Владимира Вольфовича возникали самые разные суждения, не так уж странно. Ну и что с того, что некоторые относились к нему с неприязнью, считали «развлекательным персонажем», «клоуном»? Одно то, что ЛДПР – одна из самых многочисленных партий, говорило о массовом признании Жириновского. И всё же профессиональный имидж лидера ЛДПР медленно, но прочно завоевывал массовую аудиторию.


Как-то в одну из предвыборных кампаний, телеведущий, собрав в студии политических деятелей, дал положительную оценку Жириновскому, его профессионализму, интеллекту, чем даже Вольфовича поверг в изумление. А ведь В.В. Жириновский – Заслуженный юрист Российской Федерации, награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" 4 степени. Имеет ряд учёных званий и степеней. Полковник запаса, награждён почётным оружием – именным кортиком от Министерства внутренних дел РФ. Удостоен множества наград. Владеет английским, турецким, немецким и французским языками. Автор множества книг, статей и брошюр. Жириновский не только создал у себя огромный аналитический центр, Институт мировых цивилизаций для получения высшего элитарного образования, но и является создателем огромного количества "овеществленных продуктов", обладателем массы символов, обязательных атрибутов политика.


Как известно, вербальный имидж формируется на основе вербальной и паравербальной продукции. В этом плане Владимир Вольфович также обладает множеством достоинств и владеет массой приемов, к тому же он прекрасно владел жестами, в том числе и многими приёмами манипулирования сознанием.


Внешние характеристики Жириновского имели эффектный характер, что подтверждали частые скандальные хроники. И эта стратегия реальна, т.к. ни один из скандалов не повлиял на его рейтинг. Ориентируясь на разные типы аудитории, которые практически никем больше не реализуются, он заполнял бреши от следов, оставленных другими политиками.


Вспомним, что ТВ на 69% состоит из невербальной информации, которая оказывается очень действенной. Возможно, поэтому неслучайны такие высказывания о лидере ЛДПР: "По своей пластичности, переходящей в несдержанность, Жириновский оказался очень выгодным объектом", "...на невербальном уровне Жириновский порождает достаточное количество сообщений, которые также "считываются" зрителями, не говоря уже о целых текстах скандального типа..."


Не все хотят понимать, что политик должен выступать как символ, как актер. Жириновский не нарушал законы общения с массовой аудиторией. О нем говорили не только как о чисто телевизионном политике или как о "секс-символе России", но и как о "сделанном политике", как о единственном российском политике, обладающим ораторским искусством. Уровень его врагов был высок, также как и рейтинг, который был практически неизменен. Личность Жириновского давно начали обсуждать и за пределами России, иногда употребляя его имя как имя нарицательное.


Надо заметить, что не каждый политик может использовать так умело агрессивную манеру ведения политической дискуссии. Жириновский сознательно занижал свой объект с тем, чтобы зритель чувствовал себя комфортнее, сильнее... С одной стороны - глобальная риторика победителя, с другой - разговор с позиции самого избирателя, а не сверху. Он захватил территорию повседневности - политику для подчиненных. Ведение политической коммуникации у него всегда было на высоком уровне. Он строил выступления не на новизне, гиперболизировал, доводя «картинки» до того, с чем согласны многие, умело реализовал себя в ситуации, которую психология назвала «скрытой паникой». Характерной особенностью его риторики становилось моментальное решение всех проблем, но этим он нисколько не нарушал законы общения с массовой аудиторией. Успеху Жириновского некоторые приписывали "процессный характер его действий, их транслятивность, пересказываемость", указывали на эмоциональную информацию текстов его выступлений, чётко предлагаемый уровень бытового общения. Несмотря на то, что имидж Жириновского многим не пришелся по вкусу, надо признать, что на уровне подсознания всё же именно ему отдавалось предпочтение большинства.

Как известно, Жириновского часто называли просто по имени-отчеству. В некоторых аналитических обзорах, распекая Жириновского, журналисты также вместо фамилии употребляли только его имя и отчество. И этим многое сказано, ведь из психологии риторики известно, что подобное "величание" человека – «диагностический симптом позитивной установки как минимум - на подсознательном уровне, как максимум - на уровне сознания». Это объясняется неосознанной симпатией, которая проявлялась даже у тех журналистов, которые не испытывали к Владимиру Вольфовичу симпатию осознанную. То есть подсознательный позитив не всегда побеждаем сознательным негативизмом. Жириновскому прощали многое, потому что "получали" от него "порцию своих улыбок" и позитивные эмоции. Как известно, «провоцирование улыбки» - один из технических приемов воздействия на подсознание.


Для того чтобы мнение о политике было положительным, требуются не только личностные качества, но и специальные знания в областях психологии восприятия человека человеком, психологии установки, психологии мотивации, психологии риторики и многое другое. Из всех политиков только Жириновский, являясь хорошим оратором, обладателем искусства красноречия, полемики, вдруг поступает будто бы не совсем правильно. Кажется, что в данном случае он не заботится о своём только позитивном имидже, так как его действия вызывают противоречивые реакции: одних он просто раздражает, других - восхищает, у третьих вызывает насмешку, у четвертых - удовольствие наблюдать за ним.


И всё же - Жириновский блестяще владеет техникой убеждения, используя общепринятые приемы, такие технические воздействия, как "разговаривать, а не говорить", "говорить то, что хотят услышать", "провоцирование улыбки", "преодоление социального табу", - адресованы подсознанию людей, образуя позитивное мнение об источнике подобного чувства удовлетворенности. Люди не любят, когда им советуют, чувствуя при этом себя ущемлёнными, приниженными, но зато любят, когда с ними советуются. В данном случае Жириновский создавал о себе положительное мнение на уровне подсознания и сознания, причем у большинства. К тому же он из любых сложных ситуаций выходил победителем, а победителей, как известно, не судят.


Подсознательное восприятие у человека функционирует постоянно. Люди строят своё поведение по отношению к другим в соответствии с поступающей в их сознание информацией: это “слабый”, “сильный”, “опасный”… Возможно, по такому принципу и строилось отношение к В. Жириновскому: "сильный", "опасный", что вызывало определенный негатив. Человек не знает, что находится за пределами его сознания, к тому же и живёт он стереотипами. Люди - обладатели массы стереотипных действий, “загоняемых” своей психикой в подсознание, чтобы не перегружать своё сознание и иметь возможность свободно думать. 80% поведенческих действий осуществляется на подсознательном уровне. Поэтому одним из принципов технологии формирования имиджа является в большей мере воздействие на подсознание в совершенстве, чем закладывается в подсознание людей позитив. Где бы Жириновский ни выступал, он мог свободно, не стесняясь, говорить на сексуальные темы, или вставлять фразы на эту же тему в серьёзный разговор. А ведь российский менталитет в этой области тогда был ещё не на высшем уровне, и это "социальное табу" всегда распространялось на выступления официальных лиц - воспитанников пуританской России.


Многие не разделяли определённые поступки Жириновского, особенно - идеологические (политические) позиции, считая его обладателем агрессивного национализма. "И в то же время при всём при этом мой внутренний голос (мой "штатный оппонент") говорит: "Слушай, надо же быть всё-таки честным и сказать, что есть такой феномен - "имидж Жириновского", сказать, невзирая на свою антипатию к его идеологии" – так высказывался о Владимире Вольфовиче А.Ю. Панасюк, доктор психологических наук, профессор Российской правовой академии и Российской академии государственной службы при Президенте РФ, член-корреспондент Международной академии акмеологических наук, и с этим трудно не согласиться.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 04.11.2022. Имидж Жириновского