Возвращение к Первому Снегу - А. Кузнецов-Маянский

Анита Карелина: литературный дневник

Часто Время отодвигает наши замыслы на неопределённый срок. Вот и с «Первым снегом» случился непреднамеренный застой. Я непростительно забыла о нём на долгий срок. А тут и нынешний снежный январь уже совершает вояж... Таяние при плюсовой погоде начинается. Однако совсем с последним снегом придётся подождать. Астрономическая зима ещё почти весь март будет резвиться.


Возвращаясь к первому снегу, вспомнила, что моё стихотворение о нём было написано давно как дополнение к рецензии на «Первый снег» Анатолия Кузнецова-Маянского, но так и оставалось только у меня в архиве:


По межсезонью воровато кралась Ночь.
Кружила по округе, словно пришлый тать.
Полудождливость захотелось в ступе истолочь.
Всё от безделья – лишь бы время скоротать.


По первоснежью Ночь шагала босиком,
Стучалась лихо в окна ноющей тоской.
Будила тех, кто с нею вовсе не знаком.
Бездомной странницей просилась на постой.

Запеленала Землю северная хмарь.
Угодлив ветер был – теплом всё согревал.
Снег преждевременно вписался в календарь,
Не ко двору пришёлся, стаял и пропал.



Также не хочется, чтобы и мои размышления над вдохновенной и чувственной зарисовкой поэта остались только в моём архиве:


"Первый снег" - Анатолий Кузнецов-Маянский
http://stihi.ru/2019/10/18/2680


Будто с кляпом во рту
и с губами под скотч,
пробиваясь дорогой окольной,
было слышно -
сквозь сон -
плачем хлюпала Ночь
и в окошко скребла недовольно.
На румянец Зари взглянешь из-под руки:
златовласая Осень отпела.
Потемнел
голубой позвоночник Реки
вдоль Степи белоснежного тела.


...Когда впервые прочла это стихотворение, подумала: надо же, как художественно изображена Ночь! Сразу представила эту печальную дождливую плакальщицу, услышала оживающие за окном шорохи... Наверное, я уже встречалась с похожей героиней в одном из своих полуснов, прислушиваясь к происходящему в сумраке. Вот и снова воображаемый портрет Ночи оживает - она словно приглашает прогуляться вместе с ней. И самой доводилось не раз идти по жидкому, вязкому, осеннему бездорожью, вызывая своими шагами именно хлюпающие звуки, особенно во время дождя. Думаю, многим знакомы выражения «чавкающие звуки», «хлюпать чаем», «хлюпать носом»... Вот и Ночь, решила «плачем хлюпать», наверное, разжалобить хочет.

У Ночи тоже есть своя жизнь и свои печали, и ей очень хочется с кем-то поделиться. Поэтому скиталица веточкой решила поскрести по оконному стеклу... Можно и пёрышком скрести, и вспомнить, что чувства бывают скребущими... Вздрогнешь и тоже молчишь. Оправдать молчание Ночи можно только предположением, что она «будто с кляпом во рту», а если не кляп, так "скотч на губах". Ещё сильнее ощущается ночная печаль Осени, вспоминается и «румянец зари», и состоявшееся «отпевание» солнечных дней, а потом – шествие по дождливому межсезонью к Зиме и первому поторопившемуся снегу.


И вдруг... новые ассоциации: «голубой позвоночник Реки» тянется «вдоль белоснежного тела Степи». Слово «поЗВОНочник» - звенящее, ведь и вода в реке позванивает. Образ, скорее, неожиданный, но вовсе не «анатомический». К примеру, сравнение реки с «вьющейся лентой» настолько приелось, что иногда возникают не очень приятные ощущения, но почему-то это ни у кого не вызывают нареканий. Видимо, потому, что присутствует ограничение рамками стереотипного мышления, ведь среднестатистический гражданин пользуется определёнными штампами. Отсюда может появиться странность восприятия нового образа реки с «позвоночником». А ведь это в поэзии не что иное, как олицетворение. Оно и понятно - с древних времён приписывались человеческие качества природным явлениям. Природа – живой организм, вот и одеяние сменила с приближением зимы, покрывшись первым снегом и обретя яркую белоснежность. Образ Степи, как земного тела, просто великолепен и обретает одушевлённость. Жаль, что как-то неожиданно сказ обрывается, и остаётся незавершённость, свойственная и природным явлениям. Ведь ещё не совсем Зима, но уже и не Осень, а просто Ночь гуляет по межсезонью...


Именно такие короткие пейзажные зарисовки я больше всего ценю, любуясь созданной пейзажно-философской картиной. К сожалению, в угоду ритму и рифме в этом стихотворении появляется в последней строке инверсия... Возможно, правильнее было бы сказать: «вдоль белоснежного тела Степи». Если подправить, не меняя рифму: «вдоль Степи с белоснежностью тела» - это приобретёт уже другой оттенок. Правка ради рифмы и соблюдения стиля может лишить стихотворение первозданного смысла и особого звучания.


Думаю, множество вопросов может возникнуть от непонимания даже «простенького» стихотворения, а точнее - небольшой чувственной зарисовки. Умение работать со словом важно и для поэта, и для критика. Ну а для читателя главное - суметь погрузиться в поэтический мир автора и услышать сказанное в междустрочиях, тогда не будет возникать ни вопросов, ни претензий.
Надеюсь, я никого не утомила...


Анита Карелина





Другие статьи в литературном дневнике:

  • 15.01.2023. Возвращение к Первому Снегу - А. Кузнецов-Маянский