***

Александра Крючкова: литературный дневник

Вадик глубоко задумался, а потом сказал: "у меня никогда не было такого Заказчика, как у тебя..." и я засмеялась. Он говорил о Вечности. На самом деле, все эти выложенные здесь черновики, даже будучи однажды причёсанными до той степени, до которой я смогу это сделать, в 80-90% всё же не то, что стоит того, чтобы. Например, я просмотрела беглым взглядом сейчас одну из частей (ещё 72 стиха надо домучать из Башни), и там только 1/4-ая мне нравится, но остальное - это тоже я, те чувства и эмоции, которые были и это было написано кому-то когда-то, поэтому нет никакого смысла от этого отрекаться. Однажды мне предложили отредактировать какого-то крутого человека (его стихи), звонила какая-то девушка, видимо, секретарша или его помощница. Я сказала, что не буду этого делать, хотя они говорили, что заплатят. Потому что редактировать можно только себя самого. Потому что ты должен вернуться в тот момент, когда ты это "творил", чтобы погрузиться с головой в те чувства и эмоции, и выразить это чуть-чуть "выше" уровнем, на другой ступеньке. Это не может сделать за тебя другой человек, потому что это будет уже его стих, а не твой.
Есть несколько стихов (мы так и не успели с Вадиком прочитать всю Башню), которые обладают интересным эффектом. Когда-то написанные в "гипнотическом" состоянии, они произвели на меня впечатление совсем "иных", "загадочных", "странных" стихов, в них есть что-то неуловимое "неотсюда". И когда ещё до этого я издавала их в книгах среди прочих, многие прочитавшие писали мне или говорили именно про эти стихи, все в один голос - они тоже чувствовали нечто в них. Теперь, когда я их причесала (хотя во многих речь шла о паре слов внутри строки или ещё о каких-то мелочах, которые не заметны, если не видишь, что было до этого), я читала Вадику, и он тоже именно на этих стихах останавливался с тем же комментарием - "это прям заклинание какое-то".
Один из них "Уходят в небо караваны" - он пришёл ко мне в пустыне на границе с Алжиром, когда экскурсовод рассказывала загадочную историю о гибели автобуса с туристами в том месте. И этот стих пришёл ко мне прямо там, в пустыне, пока экскурсовод говорила. И история гибели странная, и стих этот "оттуда". Я не могу объяснить словами, что в нём не так, но он не такой, как все остальные, даже если сравнивать с каким-то хорошим другим стишком.
Подобные "странные" стихи чувствуются даже будучи непричёсанными. Например, есть несколько стихов, в которых я не смогла "вывести блох" ("вшей" - суффиксов), что считается моветоном. Ну не смогла заменить - бывает, возможно, потом когда-нибудь "осенит", как заменить. Но стих даже с этой блохой внутри всё переворачивает. Если убирать блоху, надо сразу строчку менять. А там на этом всё завязано и уберёшь - стих можно хоронить. Он будет "роботом", мёртвым.
У сотрудницы на работе вчера Соляр включился, который я ей накануне тщательно в 1001 раз читала. И она прыгала от радости до слёз "работает! включился!" Я думаю мне надо работать "придворным" астрологом - смотреть соляры всех сотрудников, ведь людей на тонущие корабли задолго до этого собирают солярами...



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 27.05.2016. ***
  • 22.05.2016. ***
  • 10.05.2016. ***