Что мы о нём знаем

Лазурная: литературный дневник

Открыла старую книжечку Джанни Родари, младшая дочка попросила что-то найти для неё небольшое по объёму и, главное, на русском языке, чтобы она сама почитала. И я вспомнила, что у Родари кроме Чиполлино, есть очень умные, коротенькие рассказики, буквально на полстранички, вот такой монолог не самого лояльного учителя Грамматикуса)А, кстати, что мы знаем о Родари. Он красивый мужчина. Умер рано, в 60 лет. И да, состоял в фашистской партии. Причём до самого распада. Правда, потом уже перешёл в нормальную) Ну и хватит. И спасибо ему за говорящие овощи))
Не буду утомлять читателей, кому интересно - откроют эти рассказы, но я хотела остановиться на одном. Эта миниатюрочка называется "Быть и иметь".
БЫТЬ И ИМЕТЬ
Учитель Грамматикус ехал как-то в поезде и слушал разговор своих
соседей по купе. Это были рабочие с юга Италии, которые ездили за границу.
Они долго работали там, а теперь возвращались на время домой навестить
своих близких.
- Я имел поездку в Италию пять лет назад, - сказал один из них.
- А я имел поездку в Бельгию, работал там на угольной шахте, и это было
очень трудно.
Учитель Грамматикус слушал их некоторое время и молчал. Но если б вы
присмотрелись к нему, то заметили бы, как он сердится и как похож на
чайник с водой, которая вот-вот закипит. Наконец вода закипела, крышка
подскочила, и учитель Грамматикус воскликнул, строго глядя на своих
попутчиков:
- "Имел поездку! Имел поездку!.." Вот опять привычка южан употреблять
глагол "иметь" вместо глагола "быть"! Разве вас не учили в школе, что надо
говорить "я был в Италии", а не "я имел поездку в Италию"?
Рабочие притихли, исполненные уважения к этому почтенному седовласому
синьору в черной шляпе.
- Глагол "иметь" нельзя употреблять в таком сочетании, - продолжал
учитель Грамматикус, - это грубая ошибка! Это неправильное выражение!
Рабочие вздохнули. Потом один из них прокашлялся, как бы набираясь
храбрости, и сказал:
- Очень возможно, синьор, что вы и правы. Вы, должно быть, много
учились. А я окончил только начальную школу, но и тогда мне больше
приходилось пасти овец, чем сидеть над учебником. Очень возможно, что это
неправильное выражение.
- Конечно, неправильное!
- Вот-вот! И это, наверное, очень важно, не спорю. Но мне кажется, что
это еще и очень грустное выражение, очень! Ведь нам приходится искать
работу в чужой стране... Приходится оставлять надолго свои семьи, детей.
Учитель Грамматикус растерялся:
- Конечно... В общем... Словом... Однако, как бы там ни было, все-таки
надо говорить "я был", а не "имел поездку". Так говорят только немцы. А мы
должны употреблять другой глагол: я был, мы были, он был...
- Эх, - сказал рабочий, вежливо улыбаясь, - я был! Мы были!.. Знаете,
где бы мы больше всего хотели быть? У себя на родине! Хоть мы и имели
поездку во Францию и ФРГ, больше всего мы хотели бы быть здесь, в Италии,
никуда не уезжать отсюда, иметь тут работу, хороший дом и спокойно жить в
нем.
И он посмотрел на учителя Грамматикуса ясными и добрыми глазами.
Учителю Грамматикусу очень захотелось ударить себя кулаками по голове. И
он пробормотал про себя: "Глупец! Глупец ты, больше ничего! Ищешь
ошибки... Неправильное выражение!.. Ошибка-то, и куда более серьезная,
совсем в другом!" (с)
Другие рассказики вот здесь, если интересно
http://lib.ru/RODARI/errors.txt
................
Я остановилась на этом рассказе, потому что вполне понимаю, как раздражает даже не учителя, а многих людей, кому дорог родной язык, такие безрамотные предложения. Может быть многие обидятся на меня, тем более, что у меня полно и ошибок, и описок, и прочих языковых грехов, спасибо моим замечательным читателям и друзьям, которые исправляют, но боже мой, как меня коробит, когда читаю у кого-нибудь в резюме " Я имею высшее образование" или "я имею детей" и тд. Уже молчу о том, что никого, в общем-то, не волнует ничьё образование и дети, но это "имею" отрубает желание читать автора. И мне так понятно негодование Родари, хотя он, конечно, сделал акцент на другое и, вроде, уже не так важно в итоге, как написано, но для меня великий итальянский писатель не изменил своё мнение, даже если и пожалел рабочих.
Ну что там у нас в мире.
Самолёт упал на Кубе, да что же это такое, раньше не падали так часто. В королевском семействе Англии свадьба, ну и хорошо, пусть будут счастливы. И, кстати, о Лондоне. Я - старый Плюшкин и храню все детские памятные вещички, афиши их музыкальных вечеров, все их открыточки с поздравлениями, рисунки, начиная с детского садика, ну в общем, всё, что дорого всем мамам и папам, и разбирала свои сокровища и нашла карту Лондона, это память о поездке старших детей со школой, мне так жаль, что не могу вам её показать, там было приложение - район Лондона, где школа сняла отель, этот фрагмент раздали всем деткам и я сохранила поэтому, так вот в этом районе значками отмечены театры. Я поразилась. Их десятки. На одном пятачке. Даже не представляю, сколько их по всему городу. Я держала в руках эту карту и думала, что безумно хотела бы, чтобы на карте моей Родины, в каждом городке и селе были такие треугольнички, пусть не десятки, пусть не только театры, а двери, которые открывались бы вечером, чтобы человек мог по деньгам и по душе зайти и отдохнуть, посмотреть хороший фильм, спектакль, послушать концерт, только не халтурщиков и бездарей с чёсом по стране, потому что на безрыбье народ пойдёт, чтобы было где пообщаться с людьми, почитать хорошую книжку, посидеть за компом, если дома нет возможности и интернета тоже, я так хочу, чтобы с этого Запада, который знаю, живу здесь и за многое уважаю - брали самое хорошее и нужное людям, самым лучшим людям на планете, моим соотечественникам. Дай вам Бог.



Другие статьи в литературном дневнике: