Казачьи оттенки

Лев Красоткин: литературный дневник

Недавно побывал в нашем краеведческом музее. Привлекла моё внимание коллекция предметов одежды казачьего люда. Особенно женские тёплые носочки. А вот почему именно они? Начнем по порядку.


Практически каждый человек независимо от близости к изобразительным профессиям знает о наличии в природе трёх основных цветов - синего, жёлтого и красного. Все остальные цвета и оттенки всего-то результат смешения этих трёх цветов в различных пропорциях. Цветов и оттенков неисчислимое множество. А, следовательно, и названий очень и очень много. Вот о названиях я и хотел поговорить. Любой школьник знает поговорку, позволяющую запомнить основные цвета видимого спектра светового излучения (радуги) "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан". Красный, Оранжевый, Жёлтый, Зелёный, Голубой, Синий, Фиолетовый соответственно.


А вот теперь плавно переходим к основному вопросу, который хотелось затронуть - названия цветов в различных мировых культурах. Между прочим, в русских названиях цветов радуги только два, фиолетовый и оранжевый, неславянского происхождения. Название "фиолетовый" восходит к латинскому viola "фиалка", а "оранжевый" - к французскому orange "апельсин".


"Красный" - общеславянское слово, восходящее к той же основе, что и краса, и имевшее исходное значение – "красивый".
"Жёлтый" и "Зелёный" - прилагательные, образованные от общеславянского "zelb", давшего также слова "золото", "злак".
"Голубой" - восточнославянское слово, значение которого определяется цветом голубиной шейки.
"Синий" - общеславянское слово, восходящее к той же основе, что и глагол "сиять".


Что касается оттенков, то тут простирается необозримое поле человеческой фантазии. И если "нефритовый", "бисквитный" или "лососевый" как-то можно представить, есть такие, что даже стыдно произносить вслух... Полюбуйтесь на некоторые примеры -


- "влюбленной жабы" (зеленовато-серый);
- "гусиного помёта" (желто-зеленый с коричневым отливом);
- "испуганной мыши" (оттенок серого);
- "иудина дерева" (ярко-розовый);
- "московского пожара" (похож на цвет давленой брусники);
- "парижской грязи" (грязно-коричневый);
- "последний вздох жако" (желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют);
- "паука, замышляющего преступление" (темный оттенок серого);
- "цвет ляжки тронутой, смущенной или задетой нимфы" (нежно-розовый);
- "сюрприз дофина" (цвет детской неожиданности. По легенде, в Париже принялись красить ткани в цвет обкаканных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними «оскандалился»).


Предвижу вполне законный вопрос - причём тут поход в краеведческий музей и коллекция казачьей одежды? Дело в том, что у казаков тоже был своеобразный цвет, имеющий неповторимое название. Женщины украшали предметы одежды особыми кружевами, в целом создающими иллюзию птичьего оперения. И назывался этот цвет "скворцовым"! Вот какая милота! Как раз эти женские носочки и были "скворцового" цвета. И никаких пауков, грязи и помёта! Горжусь нашими предками.


Почаще ходите в музеи, друзья мои.


#левкрасоткин



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 18.05.2018. Казачьи оттенки