Нефертити. Об исторической неценности

Мара Йорд: литературный дневник

Посвящено вот этому шедевру: https://www.stihi.ru/2018/08/12/4129


Заметке сей дОлжно было появиться по двум причинам:
1. Чтоб друзья-египтологи и люди, просто смыслящие в теме, не закидали меня тухлыми помидорами незаслуженно.
2. Чтоб не вводить в историческое заблуждение людей легковерных, в теме не разбирающихся.


И так, стихотворение "Нефертити" не имеет совершенно никакой исторической ценности. Это аллюзия, фантазия на тему известных событий. Хотя, конечно, никто не может с уверенностью утверждать, как всё было на самом деле, в академическом мире доминируют следующие представления:
* Да, некоторые ученые полагают, что Нефертити была пришлой принцесской, выписанной специально для молодого фараона откуда-то из условно соседних земель. Но была ли она жрицей Атона, была ли она жрицей вообще - скорее всего, нет.
* Нет никаких сведений о том, что Нефертити оказала существенное влияние на религиозные и прочие реформы супруга. Как раз скорее, на Эхнатона оказывала большое идеологическое влияние (если не давление) Тийя, мать его (Эхнатона).
* Город и правда был, именовался он Ахетатон (Горизонт Атона). И да, он действительно был разрушен одним из последующих фараонов.
* Период правления Эхнатона, несмотря на существенный подъем в области искусств и культуры, нифига не был "золотым веком" для жителей Египта. Фараон занимался исключительно вопросами горнего, а страна тем временем почти полностью потеряла военную мощь, с соседями отношения конкретно испортились, страна обнищала, народ стал голодать. Если добавить, что Эхнатон поджал правящую (ранее) элиту - всякого рода духовенство, так сказать, весьма правдивым покажется предположение некоторых египтологов, будто фараону отбыть на тот (возможно, не лучший) свет помогли ближайшие дру.... враги. Доказать или опровергнуть эту версию пока никому не удалось. И да, Эхнатон, как позже - Герострат, был проклят и предан забвению. Что характерно, в обоих случаях забвение не удалось.
* Предположение о связи Атона с Б-гом Израиля, конечно, весьма смелое. В академическом мире оно не приветствуется, но в литературе околонаучной, у всяческих историков-альтернативщиков есть масса спекуляций и гипотез, некоторые из которых мне лично кажутся весьма убедительными. Но это уже другая история.


* И о главном (с точки зрения содержания стиха). Подозреваю, что в реальности Нефертити плевать хотела на ту Кийю с высокой пирамиды. Это современные барышни, живущие в мире преимущественно "де юре" моногамном, начинают истерить и ходить по потолку, когда "де юре" не совпадает с "де факто". Женщины древнего мира были феминизмом не избалованы, а мужчины женскими истериками не пуганы, потому во всех регионах преимущественно радостно процветало многоженство. При этом женщины особо не страдади по этому поводу. Допустим, папенька Энатона, Аменхотеп 3, помимо основной супруги Тийи (настолько основной, что даже допущенной к управлению государством, что было редким делом), имел бесчетное множество жен, в том числе трех своих старших дочерей. Вообще повезло тетке: и дочери хорошо замуж вышли, и сама в браке счастлива. Вот такие дела.



Другие статьи в литературном дневнике: