Январь 2018

Кедров-Челищев: литературный дневник


Коротко о себе


Наткнулся на билиберду в Википедии, нагороженную разными троцкистами- сталинистами и антисемитами и понял что надо написать автобиографию. Вот она.


Я родился 12-го ноября 1942-го года в актерской семье. Мама-актриса, дворянка из Дубровской Калужской ветви рода Челищевых. Её дед, мой прадед Фёдор Сергеевеч Челищев-калужский помещик и отец гениального художника Павла Челищева. Павел Челищев , младший брат моей бабушки Софьи Челищевой.
Отец мой Александр БердичЕвский -ученик Мейерхольда, режиссер и актер.
К моменту моего рождения в военное время семью забросило в Рыбинск Ярославской области. Родился я прямо напротив великолепного собора, который украшает набережную этого прекрасного волжского города. Ничего этого я в младенчестве не видел, первые мои впечатления от мира в Москве в 7-ом Ростовском переулке, где в узенькой комнатенке в здании школы (оно и сейчас сохранилось) жила моя тётушка Варвара Фёдоровна Зарудная (до замужества Челищева). Она преподовала литературу, но не в этом здании, а в школе, где училась дочь Сталина Светлана Алилуева. Мужа, математика Алексея Зарудного расстреляли. Тогда я не знал, что в деревянном сундучке у окна хранились ранние пастели Павла Челищева. Не знал, что сестра Варвары Фёдоровны томиться в концлагере, а сам Павел Челищев живет в США.
Мои ранние впечатления-пронзительный школный звонок в коридоре и шум школьных перемен. Родители мои в это время проподали на театральной бирже в поисках работы. Это 1945-48-е годы. Так что моё раннее детство-это Москва , там где снят позднее фильм "Три тополя на Плющихе". Ещё запомнились гудки машин и постоянный звонок трамвая. который сливался и перекликался со школьным ручным звонком.
Лето-Углич-улица Свободы 21. Там сейчас стоит какой-то памятный камень-валун прямо под окнами маленького трёхоконного дома, где теперь курсы английского языка, а тогда жили две тётушки актрисы на пенсии Мария и Александра Юматовы, сёстры моего дедушки дворянина Владимира Юматова. И дедушка Владимир Юматов и бабушка Софья Челищева сгинули в 1919-ом в огне гражданской войны. Их выдворили из родового имения Дубровки в 1918-ом по телеграмме Ленина вместе с Павлом Челищевым и моей мамой двух лет отроду.
Москва-Углич города моего детства до 1950го года, а в 1950-ом отец получил работу в Новозыбковском театре им. Луначарского. Там я в семилетнем возрасте вышел на сцену, играя гнома в "Золушке"-чисто мейерхольдовской постановке отца. Событие это отражено в журнале "Огонек" №23 1950 в статье "Театр семи городов". Там мой отец запечатлён в роли Аркашки Счастливцева в "Лесе" Островского, а я у ног Золушки, правда по замыслу фотографа лицом к Золушке и затылком к обьективу. Это знаменитый фотограф Уманский. Отца у него расстреляли в 1938м, а пздне в 60-х он прославился снимками космонавтов.
Текст пьесы Золушка я знал наизусть целиком и часто повторял его перед сном как молитву вместе со своей ролью гнома, вручающего Золушке -Бенецевич хрустальные башмачки. Отец играл Короля, а мама Королеву. Не удивительно что первый мой стих в пятилетнем возрасте:
Я сижу на троне
В золотой короне
Естественно я вспомнил его недавно , когда в ЦДЛ в день 75-летия на меня водрузили корону Короля поэтов.
Ещё одно важнейшее событие детства крещение в 1950г в Клинцах во время гастролей ночью в церковной сторожке единоверческой старообрядческой церкви. Церковь деревянную сожгли вместе со сторожкой в 70-х. Поджигатели за сей подвиг получили квартиры.
Дальше-трагедия. Семья наша распалась и я мечусь между папой , мамой и тётушками в Москве и Угличе. 1й и 2й класс в Угличе в начале 50-х. 3й-4-й-5й в Костроме в семье мамы с её мужем Алексеем Кедровым. Он человек запойный, сын расстрелянного священника. Талантливый главный инженер без образования. Как сын расстрелянного священника из Новозыбкого, пораженный в правах. Так же и моя мама, пораженная в правах дворянская дочь на высшее образование прав не имела.
В Костроме я был удостоен счастья в детстве прислуживать в Алтаре в церкви Воскресения на Дебре прямо напротив школы. Помню всю пасхальную службу наизусть, как Золушку. А летом прислуживал в Угличе в Алтаре. Разумеется моя воцерковлённость всячески скрывалась и прямых неприятностей родителям не было. Хотя я не сомневаюсь, что были соответствующие доносы.
В 1952-ом-важнейшее событие-из концлагеря после 9 лет отсидки вышла сестра моей бабушки Софьи Челищевой Мария Фёдоровна Челищева. Именно она рассказала мне и родослоную и поведала о Павле Челищеве. Я даже успел получить открытку от дедушки Павлика в год его смерти в Италии в 1956-ом. Позднее после смерти тётушек я заполучил всю переписку Павла Челищева-оена в моем архиве в РГАЛИ хранится со следами моего мальчишеского варварства. Из американских конвертов я вырезал все марки. Альбом с посмертной выставки Павла 1956-го года меня ошеломил. Мистический сюрреализм меня ошарашил и озадачил и несомненно оказал влияние на мою поэзию.
Как поэт я начинаюсь в 1957-ом году стихотворением "Есть на свете страна мировой печали.." Уже в 1958-ом первая публикация в молодёжной газете в Казани. Потом-тяжко вспоминать бесконечные гонения то в МГУ то в КГУ , то в Москве, то в Казани. Такой поэзии по мнению всех этих хрущёвых и брежневый не должно было быть. Было решение секретариата Союза писателей-не рекомендовать к печати. Четверть века я как заяц метался и петлял от преследований КГБ. Всеми правдами и неправдами, пройдя через попытку самоубийства на Урюпе под Красноярском(ружье не выстрелило) и пузырек с хлороформом в Казани я всё же выжил. Защитил на отлично диплои о полузапрещенном Велимире Хлебникове в 1966-ом. Проскитавшись два года в бездомно-безработном состоянии чудом поступил в аспирантуру Литературного института. Описать все виды травли, исходящей от КГБ не берусь. Вот лишь небольшой перечень обвинений: рассказывал о Боге, рассказывал о чёрте, рассказывал о Фрейде. Вообщем , как выяснилось лишь в середине 90-х на меня велось Дело по статье (Антисоветская пропоганда и агитация с высказываниями ревизионистского характера). Лишь на днях я узнал в только что вышедшей монографии о Павле Челищеве, что у прадеда моего Фёдора Сергеевича из-за лесного хозяйства в родовом имении на 7миллионов была дружеская кличка -Царь леса. Видимо поэтому Дело КГБ называется"Лесник". Сохранилась запись-отчет о деятельности 5го управления КГБ за 1984-й год. "Удалось отдалить Лесника от поступления в Союз Писателей" Отдалили настолько, что после 13ти лет преподования вынудили в августе 1986го написать заявление: "Прошу освободить меня от должности старшего преподователя в связи с переходом на творческую работу. Творческая работа, вернее безработица длилась до августовского путча 1991-го. Пришлось продать картины Павла Челищева, полученные в наследство ещё в 1972-ом. Что тоже навлекло на меня много бед.
Потому первый сборник "Компьютер любви" с послесловием Андрея Вознесенског, несмотря на бешеное сопротивление КГБ вышал в 1990 (за свой счёт разумеется), а счёт этот 9000рублей-все сбережения, но в основном деньги за картины Павла Челищева. Ну а годом ранее монография в 333стр "Поэтический космос" со стастранчным послесловием, как со мной бороться со ссылками на Маркса и Энгельса. Но и с этим послесловием двадцатитысячный тираж пытались арестовать на выезде со склада и запретили продавать в семи городах: В Москве,Ленинграде, Минске, Киеве, Красноярске,Свердловске, Новосибирске) Так называемый МИНУСИНСК-минус семь городов.
Ну а итог всем известен. По сообщению Международного нобелевского информационного центра моя книга "Инсайдаут" внесена в фонд Нобелевской библиотеки в Стокгольме. Моя книга "Или" рекомендована на сайте Всемирной Стокгольмской библиотеки. В 2013-ом я удостоен вместе с Нельсоном Манделой и Тибетским Далай-Ламой буддистской премии Манхе в номинации литература и искусство, а в 1914-ом немецкой премии ДОМИНАНТА (за выдающиеся заслуги в поэзии и философии и открытие новых эстетических принципов).
Недавно липецкий священник опубликовал своё покаяние за донос на меня, который его вынудили подписать. "Меня подставили"-пишет бывший студент Литинститута. Думаю таких вынужденных и не вынужденных доносов было не мало. Прощаю всех! Искренне и сердечно. Но не прощаю саму систему, вынуждающую студентов писать доносы на своих преподователей.



Мой таганский Раёк


Ваш радиационный пояс
Земле и мне давно по пояс
Разиньте пасти-Ну и ну-
Летали люди на Луну


Среди ддругих небесных тел
И я на Солнце залетел
И до сих пор ещё горю
Поверьте-правду говорю


Поверьте-радиус вселенной
Он для меня ремень отменный
Вот похудею просверлюсь
И чуть потуже затянусь


Живу не лучше и не хуже
Но чуть потуже чуть потуже
И всей вселенной голоса
За мной уходят в небеса


Я вместе с 21-м веком
Не будь я даже человеком
Я просто на волнах нейтрино
Плыву маршрутом Лоэнгрина


Лоэнгрин смывает грим
А под гримом Лоэнгрин
Да и вся вселенная
Наше тело бренное


Из глубин всех чёрных дыр
Крик Кручёных-щил-бул-дыр-
Зря я горлышко деру
В эту чёрную дыру


Где среди орбит кручёных
Повстречался мне Кручёных
Хоккинг Хоккинг где ты был
На Таганке виски пил


Пил с Любимовым великим
Многолайким многоликим
Пил с Еленой Менелай
Кого хочешь выбирай


Выбирай не выбирай
Выбираю только Рай
Не бесплотный не небесный
А сегодняшний телесный


Утверждаю-Вечность здесь_
Говорит Любимов-Йес-
Там в Афинах мы когда-то
Вместе ставили Сократа


Вместе с космонавтом NATO
У подножия Парнаса
Под Пегасом всё гудело
Ну а мы взялсь задело


И поставили Сократа
В Риме в самом сердце NATO
Среди прочих всяких типов
Мой Сократ артист Антипов


Выдали сухой паёк
И закончился раёк
Словно табор был цыганский
Хулиганский рай таганский


Я в том таборе Алеко
Был ещё в начале века
Где Земфира-Каталин
Круче римских Каталин


Ах венгерская цыганка
Ах таганка-растаганка


Ты и Альфа и Омега
Наша гордость и краса
На Любимова телега
Все 4 колеса


Ну а я то кто же я- то
Я таганского Сократа
Неизменный вечный автор
Был вчера-сегодня-завтра


Чижик-пыжик где ты был
Гамлет Гамлета убил
Он теперь в Раю таганском
В нашем грешном хулиганском


9 января 2018


Следы остаются в сердце
Ведь каждое сердце-след
Всё прошлое бледный ксерокс
Прошлого просто нет


И только следы живые
Трепещущие в груди
Трепещут пока живые
По ним сам к себе иди


След в след значит сердце в сердце
По контуру вдруг совпали
И все мы и все мы и все мы
Навек друг в друга запали


23 января 2018


Да конечно преходящее
Всё всегда происходящее
Но увы не обратимое
Всё уже невозвратимое


Я влюбился в невозвратное
Мне понятно непонятное
Мне известно не известное
И телесно бестелесное


Небеса как немеса
Всех умерших голоса
Все галактики как гнёзда
Гомонят птенцы как звёзды


В небе звёздная мистерия
Почему молчит материя
Но за мыслию в погоне я
Вот такая космогония


20 января 2018



Москва ·


Родина моя любимая
Ныне всеми нелюбимая
Мною ты всегда любимая
Я гоним и ты гонимая


Хорошо когда нас гонят
Потому что не догонят
Я сам спирт- не перегон
Не догонят самогон


Хочешь смейся хочешь плач
Ты первачка я первач
Я твой гёрл а ты гёрла
Пьём с гёрлою из горла


Из горла поёт гёрла
Вот такие брат дела
Понимаю я что срач
Но первач всегда первач


Мы не однополые
Из огня да в полымя
В полынью из полымя
Милая помилуй мя


Из полымя в полынью
Айлав-ню и айлав-нью
Это не Европа ведь
Этой жизни проповедь


Я ведь не преподаю
Я ведь проповедую
Я Христа не продаю
Мы его не предали


Через край в бескрайность льём
Вместе но вместите ли
Мы вдвоём из Чаши пьём
Со своим Спасителем


22 января 2018


Невероятное мужество рек
Продолжать в своем русле бег
Их разворачивают кретины
Перегораживают плотины


Иногда становится грустно
Человек это тоже русло
Не изменится мой настрой
Строй плотины или не строй


Не дай бог изменит кульбит
Русла рек и пути орбит
И поэт в глубине строки
Это только русло реки


17 января 2018
Погости погости на погосте
На погосте погосте по госту
Была эпоха Возрождения
Пришла эпоха Разрождения


Смерть назвал бы я -разрождение
А рождение-возрождение
Где ты был до того как родился
Как родился так и разродился


Где ты был до того как стал
Чижик-пыжик у ста устал
Я устав написал устав
Н а устах, устах, и в устах


Ах Гоморрагородок
Бес-покойная я
Беспокойная я
Упокой ты меня


Затравили вовсе меня
Пушкинисты седьмого дня
В небе воз золотой родился
Раз родился я разродился


17 января 2018


Нас ожидает множество открытий
За горизонтом мировых событий
Но самое ужасное событие
Что там я совершил своё открытие


И всё таки есть множество событий
За горизонтом мировых открытий
Лениво перечитывая Джойся
Я говорю себе-Сезам откройся-


Открылись шлюзы как врата Сезама
Мой разум замер я счастливый замер
Я словно сдал какой-то там экзамен
За образами как за образАми


Мне говорили дети-Образумься_
Но я не образумился-разулся
Не образумился но мыслью озарился
За горизонтом с крылышками скрылся


Там за шлагбаумом звенит прощальный зуммер
Я не пойму уснул я или умер
Сказал Толстой-Я умер я проснулся-
А я во сне зачем то встрепенулся


Бывает всё конечно всё бывает
Но снег летит и землю покрывает
Бугаев стал давно Андреем Белым
И снег белеет- белое на белом


18 января 2018


Все формулы давно открыты
А человек как ученик
Их списывает открыто
И превращает в груды книг


И так устроено на диво мне
Я сам в сем деле преуспел
Чем школьник в классе нерадивее
Тем больше он списать успел


Я сам хоть это и не ново
К уроку жизни не готовый
У Бога списываю Слово
И повторяю Слово в слово


О Господи-моя отрада
Опять не успеваю в срок
Списать что надо и не надо
Продлись мой жизненый урок


19 января 2018


Я верю только в нашу встречу
Она одна над всем пребудет
И в прошлом я тебя не встречу
И в будущем меня не будет


Над этим и над прошлым веком
Смеятся я уже устал
Я не хотел быть человеком
Но кажется им всё же стал


Везде метафизический туман
Живу в России ранньше жил в Союзе я
Не верьте жизни-это же обман
Не верьте смерти-это же иллюзия


Признаюсь честно перед Вами
Не знаю участи иной
"Вы так играете словами"..
О нет! Слова играют мной


Вы наверное тоже заметих
Я пожалуй не тех и не этих
Не хочу никаких утех
Ни у этих и не у тех


Признаюсь честно перед Вами
Не знаю участи иной
"Вы так играете словами"..
О нет! Слова играют мной


Смысл затаённый как кровь в кагоре
Словно Адам из Рая я
Волга впадает в Каспийское море
Иерусалим столица Израиля


Я вижу всюду вижу всюду
спит разум сам себя губя
Как только я ушел отсюда
Я тотчас же пришел в себя


Прошлое давно забыто
Вьётся времени змея
Бытие не знает быта
Быт не знает Бытия


9 января 2018



Сонет лазури


как Толстой опрощаюсь
весь мир мне как с гуся вода
я ни с кем не прощаюсь
я буду везде и всегда


в небесах голубея
остаётся надфресковый Джотто
буду верен себе я
фрески это небесное фото


эти строки свои не считаю стихами
они слишком я
но и я это слишком
слишком я это тоже не я


в небесах голубея
лазурит превратился в лазурь
позволяю себе я
быть лазурью не знающей бурь


штукатурка из снега
основаниье для будущей фрески
для лазурного неба
мне нужны серых тучь занавески


тот поэт кто из бурь синевою весь мир озарит
кто не едет в Италию чтобы укрыться от бурь
кто крадет для небес у земли голубой лазурит
кто крадет у небес для земли голубую лазурь


15 января 2018


Небесные Ботаны


Куда ж вы смотрите, Небесные Ботаны
Сидите в ожидании Годо
И пьете кровь-вино Стросс-Кана
На тайной вечере Шарли Эбдо


Ну что вам стоит
Крылышком взмахнуть
Смести с лица земли всю эту нечесть
Вдохнуть и выдохнуть
И выдохнуть-вдохнуть
Сегодня на планете стало нечем


Но знаю твёрдо что Шарли Эбдо
На небе в ожидании Годо
А на земле как старый пеликан
Ласкает клювом девочек Стросс-Кан


13 января 2018


Свеча Вознесенского и Пастернака


Ну что вы что вы что вы что вы черти
Кроите наш бюджет и так и сяк
А мой резервный фонд нисколько не исчерпан
И основной нисколько не иссяк


Есть в творчестве конечно неликвиды
Не успеваю израсходовать свой мозг
Но у меня на будущее виды
Воск озаряет мозг мозг плавится как воск


Я плавлюсь как свеча у Пастернака
Которая горела на столе
Печатай дальша фабрика госзнака
Купюры страсти в жарком январе


Свеча горела это лишь пол дела
Наперекор крутому янваю
Неважно чья свеча во тьме сгорела
А важно что я сам всю жизнь горю


Кто виноват и кто тут прав однако
Кто разменял милеющий милени-УМ
Андрюша со свечею Пастернака
Выходит на сияющий просцени-УМ


Он просит чтобы я воспламенил свечу
Как память о ненапечатаных стихах
Я молча зажигаю я молчу
А зал зашелся в мощном вопле-Аххх!


Ещё советской власти не финал
Две бесконечности прижались вертикально
Год 88 номинал
Сакрально всё и даже криминально


Ещё не сожжены дела доносы
В печи плавильной на сталелитейном
Что мне за Дело вечному ДООСу
Я был собой я оставался цельном


Что мне до этих глупых профилактик
Когда они мне затыкали глотку
Меня посланца множества галлактик
Как говорится-брали в разработку


В погонах по Руси гуляли черти
Под их конвоем каждый человек
Я знал что их резерв давно исчерпан
А мой неисчерпаемый вовек


И если я от вас уйду в резерв
Останется мой пламенный резерв


Андрюша Первозванный Первозданный
Сказал: "Есть Бог, а с нами Костя-бог"
Иронией святою осиянный
Я вышел к залу и свечу зажег


Пусть пламя пастернаковской свечи
Сияет в галлактической ночи


Свеча не может вас согреть
Но тает навиду
Какая разница-Сгореть
В Раю или в аду


13 января 2018
Живой кристал


Всех хитростей своих не перечислю
Я думать не умею-просто мыслю
Мысль как дыхание прервать себя не может
Меня она нисколько не тревожит


Кристализуется в живую речь
Которой всё же трудно пренебречь
Я как могу ей не пренебрегаю
Себе и вам стихами помогаю


Потом я сдам их к Ферсману в музей
Ходи себе вдоль стендов и глазей
Живой кристал издаст внезапный вой
Ну стало быть и я ещё живой


В музее Ферсмана есть множество кристалов
И всяких там прекрасных минералов
Уверен я что каждый минерал
Живой поэт когда то прооррал


Ори поэт и мучайся поэт
Кристал сияет миллионы лет
Вот хризолит вот дымчатый топаз
Графит преображается в алмаз


9 января 2018


Первый Международный день поэзии 21-го марта 2000-го на Таганке


Да на Таганке было это
Международный день поэта
Был год Милениум 2000
И в зале зрителей пол тысячи


Здесь в Равноденствии Весеннем
На сцену вышли мы без грима
На сцене я и Вознесенский
Кацюба Бузник и Любимов


А Витухновская Алина
Шокирует стихами зал
На сцену вышли мы без грима
Так нам Любимов приказал


Алина залу стихами вмазала
Как Кручёных вмазывал :"Дыр -бул шыл:
"Я торчал как шпроц одноразовый
Из материи чёрных дыл"


Конечно можно было шире
Встряхнуть обрюзгшие ума
Начнётся праздник и в Париже
Но первыми остались мы


Париж в дали Таганка ближе
Париж поздней на три часа
Париж останется в Париже
А здесь живые голоса


Мы здесь как 40 тысяч братьев
Любимов ; "Ничего если пока
Вместо шика парижских платьев
Я тебя одену в дым табака"


В дым табака Маяковским окутан
Любимов парит над временем
Я: " В это время змея сползающая с откоса в мазуте
Оставляет кожу на шпалах как шлейф Карениной.."


Вознесенский: Голос теряю теряю голос-
Жал шлёт записки: "Громче!"
Слёзный комок застревает в горле
Горче ещё и горче


Кацюба: "Красивые всегда правы!"
Дерзко швыряет в зал
Зал вкушает стихов отраву
Зал гудит как вокзал


О Боже как мы играли нервами
Весь мир как с гуся вода
Мы знали знали-мы были первыми
Первыми останемся навсегда


13 января 2018


Костя-моряк курит табак
Кедров-Челищев
Знаю Харьков-он теперь не русский
И совсем не русская Одесса
Не советский вовсе был союз тот
Но- И Молдаванка и Пересыпь


С Украиной мы теперь не вместе
И союз тот был не навека
Но и Молдованка и Пересыпь
Обожают Костю моряка


Знаю знаю не моряк я вовсе
И в Одессе не жил даже в детстве
Но я в детстве был тем самым Костей
Моряком я был в советском детстве


Хоть меня дразнили Кость-моряк
Не курил я вовсе их табак
Но речетатив дразнилки той
Ныне стал молитвою святой


Я ВАМ НЕ СКАЖУ ЗА ВСЮ ОДЕССУ
ВСЯ ОДЕССА ОЧЕНЬ ВЕЛИКА
НО И МОЛДОВАНКА И ПЕРЕСЫПЬ
ОБОЖАЮТ КОСТЮ МОРЯКА



6 января 2018



Другие статьи в литературном дневнике: