вопросы

Кедров-Челищев: литературный дневник

Не будет преувеличением сказать , что к храму меня привёл прежде всего сам храм. И внешнее убранство уцелевших православных церквей и сама служба не могла не очаровать
слух и зрение семилетнего военно-послевоенного ребёнка. Привела меня в храм мама актриса дворянка из славного рода Челищевых. Она же пошла на смелый шаг, окрестив меня в 1950-ом году тайно ночью во время гастролей в Клинцах. С тех пор, где бы мы ни жили, я первуюочередь устремлялся в церковь к Литургии и Всенощной.Не удивительно, что во время каникул в Угличе я стал алтарником в единственной действующей церкви на краю города.Облачившись в стихарь я ощутил такую радость и благодать. которя не покидала меня всю жизнь. Ну а в 15 лет в обители в углических лесах мне посчасливилось стать духовным сыном будущего архиепископа Костромского и галического иеромонаха отца Кассиана. Он тогда вернулся из заключения. пробыв в ссылках более десяти лет.Тогда под его руководством прочёл я не только Новый Завет, но и запрещённое Добротолюбие.Потом уже в студенческие годы окормлял меня и принимал в своём доме архиепископ казанский и чистопольский Михаил-тогда то изацепило меня КГБ,
одержимое манией антирелигиоза.Онитак и не могли от меня отцепиться аж до 30-го августа 1990 г. Завели Дело по статье "антисоветская пропоганда и агитация"0 и всё только потому, что я всю жизнь был верующий и православный.
2 Учёный мир очень не однороден и по составу и по образу мысли Например профессор Сергей Капица, будучи воинствующим агностиком, тем ни менее отснял со мною три передачи в серии "Очевидное -невероятное", а на обсуждении моей книги "Или" М. Мысль 2002 сказал: "В этой книги больше ответственности , чем во всём, что издовалось два последних десятилетия". Обсуждение проходило на Ученом совете Института философии РАН, где я в 1996-ом защитил докторскую по своей монографии "Поэтический космос" Вышла сия монография в 1989 в солиднейшем тогда издательстве "Советский писатель"тиражом 20000. Так вот книгу эту снабдили аж стостраничным послесловием профессора г. Куницына. Там он громил меня с марксистких позийий, доказывая из последних сил, что Бога нет, а есть круговорот материи. Ещё он жаловался, что до меня ни разу не видел "живого идеалиста". Я ему ответил:Понятно, что живого не видели-все остальные мертвы по воле ваших единомышленников. Книгу мою запретили к продаже в больших городах-разбросали по сельмагаам, но большая часть уплыла за границу.
3 В студенческие годы и в аспирантуре Литинститута я жадно изучал труды Лосева. Не удивительно , что в моей кандидатской диссертации было несколько ссылок на его "Античную эстетику". Алексей Фёдорович не мог с его гениальной интуицией, что пишет человек верующий. Но при нашей встрече в его квартире на Арбате в 1974 г он явно избегал религиозных тем, видимо опасаясь одслушек. Однако говоря о метафизике Платона и Плотина мы конечно же касались проблм каподокийского богословия,Ю там и об умной молитве Паламы и о Добротолюбии заговорили. Это был такой условный язык на котором общались верующие люди в те времена. СТРЕМЯСЬ НЕ ПОВРЕДИТЬ ДРУГ ДРУГУвВедь мы преподовали в советских та называемых идеологических вузах. Так по телефону в Пасху мы поздравляли друг друга с весной, зная, что телефон прослушивается.Обмениваличь статьями, книгами мыслями и понимали друг друга с полуслова и с полунамёка. Трудное это было время. В конечном итоге мне не удалось избежать обвинений в религиозности.Ну а свои идеи и термины (метакод, инсайдаут. метаметафора) я от гения мысли не утаил и они ему явно пришлись по духу.
4. Незадолго до своего ухода в вечность Сергей Капица пригласил меня к себе на Николину Гору.Встреча была долгой и плодотворной и за широким столом и в кабинете. Сергей Пктрович стал нахваливать только что вышедшую книгу какого то англоязычного агностика. Я сказал: "Но согласитесь, что если убрать понятие или даже метафору Бога всё обрушится, ничего не останется, не будет ни нашей истории , ни цивилизации
-тУТ Я С ВАми согласен. Бог как метафора ничем заменим быть не может-
-А незаменимая метафора это и есть сверхреальность-метаметафора-. Тут наступила пауза и Капица сказал: "У меня метафора-у вас метаметафора". Так вот и поговорили. Таких бесед унас было много. Однажды в День Надежды Веры Любви он подарил мне свою монографию с надписью "Косте любимому с Надеждой Верою и Любовью" Так что всё не просто у таких умов. как Еапица. Думаю в глубине души он знал. что Бог есть.
5 Я счастлив , что мой основной труд пополнил Нобелевскую научную библиотеку в Сокгольме. Произошло это без моего ведома и участия после просочишихся в мировые СМИ о моей нобелевской номинации. Примечательно и то, что книга стихов и эссе помещена в раздел Космология. Раздела Богословие там к сожалению нет.Моя поэзия изначально религиозна и космологична. Это давняя традиция русской поэзии. Космологичны утренние и вечернии размышления о Божием величии Ломоносова и ода Державина "Бог" и главные стихи Тютчева. Бог явлен человеку через свое великое творение-космос. Поэты всегда это видели чуствовали и знали. В этом контексте существуе и моя поэзия. Творчество без Бога и космоса меня не интересует-не моё. Ну а космос без космологии и поэзии не существует. Отсюда тонкая связь между современной космологией и современной поэзией. Ну а космология и поэзия без Бога для меня просто немыслимы.
6 Ещё в 1958-ом году я испытал буквально восторг когда познакомился с ОТО -общей теорией относительности Эйнштейна. Из неё проистекало что вселенную пронизывют невидимые и неуловимые никакими приборами гравитационные волны.Я сразу понял, что
если вполне реальные радиоволны и электромагнитные излучения могут передавать и нести божественную музыку Баха, то уже совсем бесплотные гравитационные волны могут по воле Божией передавать по всей вселенной весть от Духа Утещиттеля- Святого Духа. Эйнштейн не сомневался в существовании гравитационных волн но он предпологал.что их никогда не удастся поймать и зарегистрировать приборами-слишком тонкая субстанция. И вот мы дожили до великого чуда-гравитационные волны всё же удалось поймать с помощью многокилометровых антен.Многие.кто , как я с детства имели счастья предстоять в Алтаре у Престола, особенно в Пасху и в момент Таинства Евхаристии подтвердят схождение велмкой внутренней теплоты и часто даже внешне видимого сияния. Есть все основания предположить, что среди других чудес незримого мира тут участвут те самые неуловимые гравитационные волны. Тут не детали и частности важны , а суть.
7 Фильи "Прозрение. Сон о Павле Флоренском" отснятый ещё при советской власти стоил мне большой крови. В нём я попытался зримо воплотить прозрение отца Павла, что Иконостас не преграда между Алтарём и молящимся, а окно в Рай. Гениальная мысль священника богослова о том, что весь материальный мир создан для того, чтобы сквозь него можно было прозреть мир духовный, без этой преграды невидимый-удалось воплотить с помощью достижений кинематогрофа 20-го века. Мне пришлось сыграть роль отца Павла посреди зимнего соловецкого леса, где по преданию он служил тайную литургию. С 1990-го года по 1994 фильм всегда показывали на ТВ на Пасху.
8 У меня чуть ли не после каждого материала было множество дружеских дискуссий на религиозную тему. Однажды ко мне из Парижа приехала вдова автора книги "Христианская физика" Даниила Панин. Его Солженицын вывел в образе изобретателя Нержина в своей повести " В круге первом№. Так вот Панин считал, что Душа человека в виде неуловимых "трансфизических частиц, огибая сердце концентрируется в горле. Он даже опубликовал схему в разрезе, как это выглядит. Я опубликовал целую полосу с этим изображением и статьёй излагающей гипотезу Панина. Что тут поднялось. Известинцы гудели как улей. Они же почти все были, марксисты и материалисты. И тут вдруг вполне материалистический Лацис сказал:" А знаете я могу чётко засвидетельствовать, что в минуту опасности в горлн чувствую холодок. Он сказал это без иронии очень серьёзно и все затихли.
9Однажды меня пригласили на кафедру теории относительности в МГУ. После моего доклада наступила вполне доброжелательная пауза. Потом кто-то воинственно воскликнул: "Это больше похоже не на физику а на сказку" Ему возразил заведующий кафедрой профессор Петров. "А что плохого в сказке. Сказеа это красиво. А красота, считал Эйнштейн, есть высший критерий достоверности и реальности"
В издательстве Мысль в 2005 вышла моя кннига "Эйнштейн.Без формул". Тираж 500экз , но разошлась мгновенно.Вот снова приглашают в Литинститут с курсом лекцийю Но скажу честно-академический мир и у нас и на западе отравлен материализмом позитивизмом и атеизмом. Нужно терпение и время,чтобы преодолеть эти заблуждения 20-го века принесших человечеству столько бед и сделавшим человека из счастливого избранника и любимца Бога сущесвом страдающим и несчастным никому не нужным в океане бездушной материи которой как оказалось и не существует вовсе в прежнем понимании этого слова.



Другие статьи в литературном дневнике: