***

Носильщик: литературный дневник

"Безгрешность среди жителей целой страны («Сон смешного человека» Достоевского) очевидна и осуществима только через один путь: через устранение вовсе периферии с семьи, т. е. через раздвижение семьи на всю страну, включение всей страны в семью Л Мать мне — не одна эта старушка, а все старушки, каждая встреченная на дороге; но и дальше, больше: Улисс как родную, увидел старую собаку, которая встретила его после 20 лет отлучки и, завиляв хвостом, умерла. И она есть член дома, не чужая Улиссу и так — все друг' другу, так — вся страна. Гомер, старец, человек еще почти «золотого века», уловил эту «собаку»: животное есть непременная принадлежность полного дома, и коровки, и лошадки, и овцы — все. Человек вместе с животными, друг животного — это прежде всего человек, оставивший гордость. А гордость «Эдемом» исключается. Отсюда невинные и дружные человеку животные введены как органическое звено в «рай» первых человеков."
Василий Васильевич Розанов "Концы и начала, «божественное» и «демоническое», боги и демоны (По поводу главного сюжета Лермонтова)"


Собака Улисса - жила лишь ожиданьем -
И постарев - его увидев - умерла -
Семья - и государство - в мирозданье -
Любви и ненависти - вечные тела!



Другие статьи в литературном дневнике: