КТО написал стихи о... немытой Россииили «…Эти стихи – эпитафия всей николаевской России.» ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ Заметила: в последнее время в СМИ, в Инете просто муссируется тема... "неумытых-немытых" РУССКИХ! Как-то, не так давно, в переписке-разговоре-споре с Алексеем Сальниковым (по поводу авторства и подлинности некоторых рубаи Омара Хайяма, в частности – про зло-бумеранг), мы с ним совершенно случайно затронули и ещё один очень интересный вопрос: А кто же на самом деле написал стихотворение «Прощай, немытая Россия...»? Если не все помнят, то вот оно: «Прощай, немытая Россия, Однако в последнее время появились публикации, которые ставят авторство русского классика под сомнение. Двадцатисемилетнего поэта тогда переполняли тягостные чувства: после отпуска в Санкт-Петербурге ему предстояло возвращаться на Кавказ, на военную службу. Напомню: под пули кавказских горцев, непокорных и коварных чеченцев, Лермонтов отправлялся не по доброй воле. Ещё в 1837-ом году его в первый раз выслали на Кавказ по политическим мотивам: Михаил, потрясённый смертью Пушкина, написал тогда своё самое смелое, разоблачительное и гневное стихотворение «На смерть поэта», впоследствии переименованное им (?) в «Смерть Поэта». Императору Николаю Первому эту крамолу услужливо дал почитать кто-то из придворных, сделав к стихам приписку: «Призыв к революции». Та первая лермонтовская «командировка» на Кавказ была недолгой – бабушка поэта добилась, чтобы внука через несколько месяцев перевели служить в центральную Россию. В то время к молодому поэту уже пришла литературная слава, в «толстых» журналах публиковали его стихи и роман «Герой нашего времени». Если верить биографам, Лермонтову не хотелось служить, он мечтал выйти в отставку и целиком посвятить себя литературе. И поэт снова уезжает на Кавказ, где через несколько месяцев ему суждено было погибнуть на очередной дуэли, из-за очередного глупого конфликта с сослуживцем Николаем Мартыновым. В общем-то, всё выглядит вполне правдоподобно и убедительно. Впервые они были опубликованы в печати только в 1887-ом году, то есть спустя 46 (!) лет после смерти поэта (по др. данным – спустя 32 года после смерти Лермонтова). Один из первых биографов М.Ю.Лермонтова, Павел Висковатов, процитировал это восьмистишие в своей статье в журнале «Русская старина». До нашего времени дошло письмо П.Бартенева от 9 марта 1873 года к издателю Петру Ефремову, который готовил тогда к выпуску двухтомное издание сочинений Лермонтова. В письме Бартенев процитировал это восьмистишие и предложил включить его в книгу. Как можно понять из письма Бартенева, сам он списал это восьмистишие с оригинальной рукописи Лермонтова, которую видел у наследниц поэта, его двоюродных сестёр по материнской линии. Как, впрочем, и никто другой! Валентин Антонов пишет: «...То безмерное разочарование в «народе», которым буквально пронизаны стихи о немытой России, наступило у нашей просвещённой «элиты» только лишь четверть века спустя и выходит, что Лермонтов успел в нём (и в России!) разувериться уже в 1841 году?..» А как же тогда искренний патриотизм Лермонтова в его «Родине», написанной тоже в 1841 году? «Люблю отчизну я, но странною любовью!..» И заканчивается строками: «И в праздник, вечером росистым, Здесь ведь и намёка нет на презрение к «немытому» народу России!..* Да и вообще, по мнению многих известных литературоведов, стиль этих стихов слишком примитивен и НЕ характерен для гениального Лермонтова (мне, уже хорошо изучившей его жизнь и творчество, ТЕПЕРЬ тоже ТАК кажется!). Литератор Д.Минаев прославился в 70-80-е гг. тем, что в издевательской манере… «перепел» стихи многих русских дворянских поэтов: Жуковского, Пушкина, Тютчева, Фета. «Когда хилея день от дня, Как можно понять из воспоминаний современников, Минаев был типичным либералом, западником и... русофобом. И слова про «немытую Россию, страну рабов, страну господ» гораздо больше были созвучны именно ему и его окружению, нежели аристократу Лермонтову, автору прекрасных патриотических стихов про Бородинское сражение («Бородино»), про Родину («Родина»). Издатель и литературовед Пётр Ефремов, который до конца XIX века несколько раз переиздавал Лермонтова, ни разу так и не включил стихотворение «Прощай, немытая Россия…» ни в одно собрание его сочинений! Сведений о том, когда это восьмистишие признали каноническим, лермонтовским и стали публиковать в книгах, я, к сожалению, не нашла. Рискну предположить, что это случилось только после революции 1917-го года, когда в бывшей «стране рабов, стране господ» начали строить социализм. Если верить современному исследователю Павлу Краснову, в советские школьные учебники литературы спорное стихотворение попало лишь в 60-е годы, во время т.н. «оттепели». Тогда его якобы и признали «вершиной политической лирики Лермонтова». В общем, трудно (пока!) абсолютно точно сказать, КТО на самом деле написал стихотворение о «немытой России», приписываемое М.Ю.Лермонтову. Надеюсь, эту загадку когда-нибудь разгадают! «Судить его нам права нет. Так пусть же его нежная и суровая Лира ВСЕГДА и ВСЕМ несёт свой СВЕТ Любви, Добра и Разума! Примечание *Н. А. Добролюбов в статье «О степени участия народности в развитии русской литературы» отметил, что Лермонтов, «умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе». «Доказательством, - писал критик, - служит его удивительное стихотворение «Родина», в котором он становится решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно». **Строки из стих-я автора Стихи.ру Комбатова. В наше время строчки о «немытой России», «стране рабов, стране господ» приобрели новый смысл. Но кому бы тогда эти стихи были интересны СЕГОДНЯ, когда так активизировались русофобы всех мастей, эти прозападные злобные шавки-пачкуны, только и ждущие возможности… укусить Россию и россиян побольнее!?! Вот только ОН ли это?!.. P.S. В Интернете я видела три версии «лермонтовского» стихотворения, существовавшие ещё в XIX веке (!) и существенно отличающиеся друг от друга. Современную версию знаменитого стихотворения написал литератор и журналист Дмитрий Быков для проекта «Поэт и гражданин». «Ну, что, немытая Россия, Стихи эти… тоже «с душком», не правда ли?!.. А зря! © Ольга Благодарёва, 2018 N.B.-2! Репостинг с указанием источника и автора приветствуется! +ПРИЛОЖЕНИЕ Во избежание всяческих инсинуаций, предупреждаю: факты взяты из разных источников в открытом доступе в Интернете. Надеюсь, ЭТО здесь не возбраняется? 1.«Главное, что сразу бросается в глаза, вызывает недоумение и внутренний протест, так это оскорбление Отечества – с первой строки. Лермонтов, дворянин и патриот, с любовью в своих сочинениях отзывавшийся о простом народе, НИГДЕ, ни одним словом не отмечает телесной нечистоплотности низших сословий. «К слову сказать, – пишет П.Краснов, – словосочетание «немытая Россия» если чем и примечательно, так это своей подлостью и переворачиванием ситуации с ног на голову. Уж по уровню гигиены с русским мужиком из самой захудалой деревни, сотни лет мывшимся в парной бане, как минимум, раз в неделю, не сравниться не то, что европейским крестьянам, мывшимся два раза в жизни, но и самым изысканным французским дворянам, мывшимся, в лучшем случае, раз в год, и придумавшим духи и одеколон для отбивания невыносимого смрада немытого тела, и дворянкам, носившим блохоловки». "...Соотечественники, будьте бдительны и разборчивы! Читайте подлинного Лермонтова – «Родину», «Бородино», да практически всё, что им написано. К столетнему юбилею поэта «Вестник литературы» откликнулся такими словами: «Лермонтов составляет гордость и славу русской поэзии, которому наравне с другими «богатырями пера» обязаны мы крепостью наших национальных чувств… Ведь Лермонтов, бесспорно, был одним из тех поэтов, которые научили нас любить нашу родину и заставили возгордиться ею...». В.О.Ключевский писал: «... вспомните РОДИНУ Лермонтова... Поэзия, согретая личным чувством поэта, становится явлением народной жизни, историческим фактом. Ни один русский поэт доселе не был так способен глубоко проникнуться народным чувством и дать ему художественное выражение, как Лермонтов»." 2."В средневековье Европа жила хорошо, но грязно. Личная гигиена тогда в тех краях вообще отсутствовала. Люди ходили годами немытые и очень дурно пахли. Мытье считалось делом опасным и не нужным, некоторые не мылись вообще никогда. И это касалось не только простых смертных, но и сильных мира сего: королей, королев, герцогов и прочей знати. По этой причине именно в то время и были изобретены духи - чтобы отбивать смрад, исходивший от людей. Вши заедали всех и от них избавлялись ртутью. Умирали от этого пачками, но вшей выводили. А русских считали придурками и извращенцами за то, что они каждую неделю ходили в баню. Темные были времена..." 3."Немытой" Европа была в Средние века. Так считают многие. И ошибаются. Наоборот, до XV–XVI веков европейцы все-таки мылись. Непростительно часто — раз в полгода. А в эпоху Возрождения, как ни парадоксально, и вовсе оставили эту «скверную» привычку." 4.См. «Кто написал «Немытую Россию»?» — Российская газета, 25.06.2017 5.Из статьи автора Павел Басинский: © Copyright: Ольга Благодарёва, 2018.
Другие статьи в литературном дневнике:
|