Справочник поэта...

Ушакова Ольга Николаевна: литературный дневник

Почитала статью Яни Смит. Кое-что себе на заметку взяла ;)
Яни



- Акростих (от греч. акрос - крайний, стихос - стих) - стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образуют какое-либо слово, чаще всего имя. Акростих известен ещё в 6-ом веке до н.э. у древних греков. Такого рода построение
может встречаться и в прозе. Акростих встречается редко и художественного значения, как правило, не имеет. В древней письменности, когда в произведении имя автора не указывалось, Акростих часто употреблялся в конце текста, скрыто обозначая имя автора произведения.
Вот начало Акростиха "Валерию Брюсову", написанного русским поэтом 20-го века М.А. Кузминым (1875 - 1936):


Валы стремят свой яростный прибой,
А скалы все стоят неколебимо.
Летит орёл, прицелов жалких мимо,
Едва ли кто ему прикажет "Стой!"
Разящий меч готов на грозный бой,
И зов трубы звучит неутомимо.
Ютясь в тени, шипит непримиримо
Бессильный хор врагов, презрен тобой...И т.д.



Анапест (от греч. анапоистос - отраженный назад) - трёхсложный размер, где ударения падают преимущественно на 3, 6, 9, 12 и т.д. слоги. В 18-ом веке встречался крайне редко, например, в духовной оде А. Сумарокова "Правосудное небо, воззари...". Наиболее характерен для второй половины 19-го века (Н. Некрасов., А. Фет). Самая популярная форма - трёхстопный. Анапест значительно реже встречается четырёхстопный:


У людей-то в дому - чистота, лепота,
А у нас-то в дому - теснота, духота...
(Н. Некрасов. Песни)


Изредка встречается двустопный. И как исключение, пятистопный:


Истрепалися сосен мохнатые ветви от бури,
Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами...
(А. Фет.)


(последние мои стихи, получается, писала, используя анапест ;)
http://www.stihi.ru/2009/04/12/2111
http://www.stihi.ru/2009/04/08/1430 (с)Оля Ушакова)



Амфибрахий. (от греч. амфибрахус - с двух сторон краткий) - трёхсложный размер, где ударения падают преимущественно на 2, 5, 8, 11 и т. д. слоги. В 18-ом веке употреблялся крайне редко. В широкую практику введен В. Жуковским. К нему обращались В. Кюхельбекер,
М. Лермонтов, В. Бенедиктов, А. Фет, А.К. Толстой и др. Наиболее распространенная форма - четырёхстопный Амфибрахий:


Герои скитальцы морей, альбатросы,
Застольные гости громовых пиров,
Орлиное племя, матросы, матросы,
Вам песнь огненная рубиновых слов.
(В. Кириллов. Матросам. 1918.)


А также трёхстопный:


Шумела полночная вьюга
В лесной и глухой стороне.
(А. Фет.)



Дактиль. (от греч. дактилос - палец) - трёхсложный размер, где ударения падают преимущественно на 1, 4, 7, 10 и т. д. слоги. В 18-ом веке встречался у А. Сумарокова.,
Г. Державина, А. Радищева, Н. Карамзина. Поэты пушкинской поры предпочитали ему амфибрахий, но позднее А. Майков, Л. Мей, Н. Некрасов, А. Фет, Н. Щербина восстановили
его популярность. Первоначально наиболее продуктивной была двустопная форма:


Пчелка златая!
Что ты жужжишь?
(Г. Державин. Пчелка.)


Затем она была вытеснена четырёхстопным, а также формой смешанного четырёхстопного и трёхстопного Дактиля:


Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я про свечах навела;
В два ряда свет - и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала.
(А. Фет) К.В.


Это было объяснение Яни о трёхсложных размерах в поэзии.
Яни



Ямб. (от греч. ямбус, восходит к названию музыкального инструмента) - двусложный размер , где ударение приходится на четные - 2-ой, 4-ый, 6-ой, 8-ой и т.д. - слоги, хотя очень часто встречаются пропуски ударений на положенном месте. В 18-ом веке
наиболее распостраненными были вольный ямб, шестистопный и четырёхстопный. В 19-ом веке происходит выдвижение пятистопного ямба не только в драматургической поэзии, но и в лирической (Пушкин, Лермонтов, Тютчев и др.). Это самый популярный размер, им написано более 2/3 всех русских стихотворений. В современной русской поэзии почти половина всех стихотворных произведений пишется ямбом. Пример четырёхстопного ямба:


Так бей, не знай отдохновенья,
Пусть жила жизни глубока:
Алмаз горит издалека -
Дроби, мой гневный ямб, каменья!
(А. Блок. Возмездие. Пролог.) К.В.



Хорей, или трохей (от греч. хорос - хор), - двусложный размер, где ударения приходятся на нечетные - 1-ый, 3-ий, 7-ой и т. д. слоги, хотя очень часто встречаются пропуски ударений на положенном месте - пиррихии. Хорей, так же как и ямб, - очень популярен в русской поэзии.


Яни



К публикации привлечены материалы поэтических справочников
и энциклопедии, а также "Словарь Литературоведческих Терминов".


(с)Яни Сит, Журнал "Мастерство и вдохновение"
Справочник поэта!Поэтика.Ритм.Рифма.Размер.Акростих.http://www.stihi.ru/2005/11/16-865



Другие статьи в литературном дневнике: