Гуго Фридрих - Структура современной лирики

Татьяна Костандогло: литературный дневник

Часто критики (да, да, - именно критики!) горюют о том, что нет сегодня настоящей поэзии. Так ли это? Попытаемся кое-что прояснить. Прав Поэт Евгений Головин - иссякла кровь мифа. Сегодняшнее время вышвыривает всех мощной струёй в быт,
поэты мелеют как реки, перерождаясь в стихотворцев. Почему это происходит?
Смотрите - природная интуиция сужается, превращаясь в ручеёк. Поэт запечатывается в точку. Политика, как чёрная дыра, втягивает в себя жизнь. Разумеется, и поэзия становится иной. Но исчезнуть совсем она не может.


Поэты, если вам доведётся приобрести книгу Гуго Фридриха "Структура современной лирики" (От Бодлера до середины двадцатого столетия), вы будете спасены! Наша критика не в состоянии говорить о вечном, она привязана к материальной территории, к реальности одного дня, года, столетия. Увы, так называемая реальность не в состоянии объяснить поэтическую бездну образов, импульсную природу животворящего духа.
Давайте немного подышим живительным воздухом книги "Структура современной лирики" в переводе Евгения Головина:


***
"Слово не является случайным человеческим изобретением, но соответствует космическому Единому. Оно погружает создателя и читателя в сакральное. Художественно понятый язык есть разновидность магических заклинаний."
***
"Лирика постепенно отступает от логического и даже грамматического порядка, содержание рождается от вербального импульса, а не из предварительных размышлений. Начинают проявляться магические энергии чистых тонов."


***
"Итак, цель поэта: проникнуть в неизвестное, услышать неслышимое, увидеть невидимое. Поэт - рабочий, взрывающий мир возможностью повелительной фантазии. Поэтическое действо есть авантюра самосозерцающего духа.
Лирика - искусство анахоретов.
"
***
"Дух абсолютной свободы в поэзии ведёт к неограниченной рецепции любых данных независимо от их иерархии. Поэзия вспыхивает в звёздных туманах и океанах, но также в падающем носовом платке и в чиркающей спичке. Абсурдное и героическое имеют равные права. Поэты, словно "алхимики", должны углубляться в редкие исследования и формулы, поэзия должна стать "лирической алхимией".


***
"Поэзия полна опасностей и несчастий, это рискованный эксперимент, где надо полагаться не на удачу, а на мужество. И главное в поэзии - сюрприз, направленный против читателя в агрессивном драматизме текста. Поэт, дабы высказать это в анормальном языке, должен быть одинок, осмеян или оклеветан."


***
"Современные поэты сознательно или несознательно могут остановить или вообще убить творческий процесс. Возможно, это удар технизированной эпохи, когда человек работает, дабы вообще уничтожить земной шар. Правило здесь одно - разрыв с традицией.("Пусть я беден, но я царствую над собственными обезьянами и попугаями")


Намеренному разрыву с традицией, конечно же, противостоит открытость для восприятия всех литератур и религий, стремление к познанию глубинного психического мира, где соединяются Азия и Европа, магические и мифические прообразы. Это чувствуется ещё у Рембо, задолго до исследований К.Г. Юнга в области коллективного бессознательного и архетипов. В разрознице и разноголосице умирает история. Современная лирика делает историческое пространство столь же безродным, как пространство вещественное.


***
"Важная тема - дегуманизация. Она прослеживается в устранении естественных эмоциональных позиций, ценимого раньше ступенчатого перехода от вещи к человеку. Отныне человек перемещён на самую нижнюю ступень. Более того, он изображается под таким углом зрения, чтобы в нём оставалось как можно меньше человеческого...


Дегуманизация содержания и эмоциональных реакций - следствие неограниченной власти, которую поэтический дух предоставил себе самому. И в поэзии человек стремится к диктатуре. Он уничтожает свою естественность, отстраняется от мира, игнорирует мир ради собственной свободы. Это специфический парадокс дегуманизации."


***
"Современная лирика - дело холодное и бесстрастное. Таковы и размышления о ней. Её обсуждают с технической точки зрения. Почти все ведущие европейские лирики встречают вдохновение недоверчиво и пытаются разделить возбуждение и энергию. "Обнаженное слово" возвышается над восторженной речью...
Современные лирики говорят о своей "лаборатории", о "вычислении" стихов и "операциях" над ними. И только в длительном испытании многозначный магический ДИКТ способен доказать своё право на бытие и свою неизбежность."
***
"Так называемая техника смещений является композиционным приёмом. Пример. У Гарсиа Лорки читаем:"Тащится чёрная лошадь через глубокий путь гитары". У него же "заросли звонков", "тикающие листья", "дикий лес - чудовищный паук, плетущий сонорную сеть для надежды." Традиционная функция метафоры (сравнение) резко меняется. Нечто, выдающее себя за сравнение, в тоне и структуре метафоры, фактически есть полное неравенство. Примеры. У Элюара: "В бурной равнине гниют корни рыданий". У Аполлинера: "Твой язык - красная рыба в бокале твоего голоса.")


К счастью, метафора не хочет сводить неизвестное к известному. Современная лирика, используя свойство метафоры соединять нечто близкое и нечто дальнее, игнорирует логическую последовательность и развивает ошеломляющие комбинации.
По поводу метафорического уравнивания надо отметить интересный факт. В то время, как техническая цивилизация соединяет материальные пространства, поэзия творит своей метафорикой соединение несоединимого в материальном мире. Внутренняя стремление выхода из действительного и нормального доказывает качество стихотворения."


***
"Властительное воздействие поэзии чувствуется всегда, независимо от темноты и сложности материала. Не критик, а читатель безошибочно отличает шарлатанов от поэтов, а сиюминутных авангардистов от призванных."


Мною приведены краткие выдержки из размышлений о лирике Гарсиа Лорка, Бодлера и Эдгаро По, Ортеги-и-Гассета и Малларме. С чем-то можно согласиться, с чем-то нет,
чему-то удивиться. Но то, что зрелому Поэту интересно окунуться в мысли иноязычных собратьев, - бесспорно. И это удивительнейшим образом создаёт одну почву и одно небо. Всем нам светит одно Солнце по имени - Поэзия. Всех нас роднит один простор по имени - Любовь. И на каком бы языке поэты не говорили - они друг друга слышат.
Спасибо за внимание, мои дорогие. Будьте в Радости, в Здравии, и в Творчестве!




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 25.04.2012. Гуго Фридрих - Структура современной лирики