Не презирайте малых сих

Равенсвуд: литературный дневник

Забрёл тут недавно на одну из знакомых наших страниц некий поэт из местных. (Стихи пишущий, между нами говоря, не Бог весть какие. Достаточно складные, гладкие, грамотно сработанные, но ничем не выдающиеся. Нормальные такие стихи, обыкновенные. Подобных сыщется тринадцать на дюжину. Одно стихотворение мне, правда, у него по-настоящему понравилось, но только одно). И давай попрекать составителей страницы тем, что они дерзнули смешать настоящую поэзию со всяким барахлом (я не дословно его цитирую, а только общий смысл передаю). Страница, о которой идёт речь -- коллективная, у неё несколько хозяев, и они сразу написали в резюме, что страницу создавали не для читателей, а для себя. Мол, хотим сохранить себе на память стихи наших близких. И я их очень понимаю. Каждый человек чем-нибудь интересен, даже если он не Поэт с большой буквы. А если кого-то любишь, будь он другом твоим или родственником, тем более, если его уже нет в живых (как многих авторов той страницы), тебе, конечно, хочется сохранить что-то в память о нём. В частности, его стихи, пусть даже не очень умелые. Хозяева той страницы, о которой я рассказываю, ни к кому не пристают (в отличие от накрутчиков и любителей рейтинга), по чужим страницам не таскаются, рецензий не выклянчивают, читателей любыми средствами залучить не пытаются -- одним словом, никому не мешают, никого не трогают и используют стихушку, как и я, в качестве удобнейшего места хранения текстов. Ни в какой защите они тоже не нуждаются, в стихушечной жизни совершенно не участвуют, и я эти свои рассуждения пишу вовсе и не в их защиту. Просто маленький сей эпизод вновь и вновь вызвал у меня примерно те же мысли, что были изложены ранее в дневнике на Штрамповской странице (кажется, в прошлом году, и кажется, под титлом "Мысли об жизни стихушечной").


Почтеннейшие Поэты, профессиональные литераторы! Почему вы всегда думаете, что мы, убогие, публикуемся здесь для того, чтобы вы (или кто другой) нас читали? У каждого из нас свои цели. Мы у вас хлеб не отбиваем, читателей не переманиваем, с ножом к горлу не пристаём, чтобы вы обратили благосклонное внимание на наши опусы. Взять, к примеру, меня. Зачем стихи пишу? А я не нарочно, сами пишутся. Периодически. Когда не пишутся -- ну и не надо, я о них и не вспоминаю. А то вдруг прорвёт, ну и напишешь стишок-другой. Для меня стихи -- чудесная игра, скрашивающая жизнь. И мне безразлично, читают их окружающие или нет. (Между нами говоря, не читают). А я всё равно получаю удовольствие. Я не знаю никаких правил, никакой теории; не умею "ямба от хорея отличить" (максимум -- квидухатт от дротткветта или десетерац от гекзаметра, но не более того); никогда не "работаю" над стихами: пою себе, как птичка Божия. Птичка Божия не задумывается, как петь. Поёт, когда поётся. Вот и я так же. А стихушка -- очень удобное место, где можно собрать всё компактненько в одну кучку, даже сделать для себя подобие книжки с картинками, которую мне же и приятно перелистывать. И мне дела нет до того, приятно ли её листать посторонним. Я свою "книгу" никому силой в руки не сую и в глаза не тычу. А мои друзья, когда захотят, могут сами её почитать, что с удовольствием и делают время от времени.


Защищая так называемых графоманов, я не о себе пекусь. Скажу без ложной скромности, что стихи у меня в целом выше среднестихушечного уровня. Но мне всегда неприятно, когда "маститые" начинают свысока поучать (а то и поносить) "малых сих", которые пишут, как умеют, просто потому, что получают удовольствие от этого творческого процесса (как и я). Бывают, конечно, графоманы наглые, злостные, шляющиеся по чужим страницам, борющиеся за рейтинг: они и меня раздражают, но я не о них. Я -- о тихих людях, не поэтах, но добрых и хороших, пишущих для души. Да пусть себе пишут на здоровье! За что их долбить-то?! У них и стихи зачастую такие же милые и добрые, как они сами. Да, их стихи бывают корявенькими и даже смешными своей неумелостью. Да, это не высокая поэзия. Но если душа жаждет высокой -- спокойно пройдите мимо, не обдавая их презрением. Хорошие люди презрения не заслуживают даже в том случае, если они не являются одновременно ещё и хорошими поэтами. Высокой поэзии на свете -- пруд пруди, даже на стихушке её найти можно без особого труда (главное, знать, где искать). Вот и наслаждайтесь! Но не отказывайте в праве и пенсионерам, и домохозяйкам, и подросткам, и вообще всем желающим (т.е. людям, для которых поэзия -- не главное дело, смысл, цель и содержание жизни, а лишь приятное дополнение к ней) писать свои простенькие стихи для себя и друг для друга. Писание стихов облегчает жизнь, проверено на опыте, и не только мной.


Предположим, настоящие гениальные стихи -- это розы, орхидеи и лилии. Допустим, у меня -- это ландыши, незабудки и фиалки. У кого-то -- ещё попроще: лютики, ромашки и клевер. А у кого-то -- просто травушка-муравушка зелёненькая. И что? Давайте только розы с орхидеями в садах поэзии оставим, а всё остальное надобно под корень истребить? И что тогда останется от многообразия и многоцветия?


А мне вот иной наивный и нескладный стишок тоже интересно бывает прочесть. Бывает и в них своеобразная прелесть. Всегда интересно взглянуть на мир глазами другого, даже в душу другую доброжелательно заглянуть (что и позволяют сделать стихи). И несовершенная форма чьих-то стихов подчас таит в себе чистый и хороший взгляд на мир. Как наивное народное искусство. Откровенно дурацкие, пустые, пошлые, злобные, похабные стихи я просто-напросто больше не читаю, однажды наткнувшись на них: обхожу стороной таких авторов. Однако на той странице, с которой начался этот разговор, подобных стихов нет. На ней -- простые стихи хороших людей. Не поэтов, а просто хороших людей. Не вижу никакого преступления перед поэзией в том, что кому-то захотелось собрать для себя стихи своих близких (в том числе уже умерших), стихи общих знакомых (отсюда и решение разместить их на сайте -- это не публикация ради публикации, ради "всеобщего признания", а форма общения внутри своего узкого круга, среди тех, кто знал и любил авторов, представленных на странице).


Повторю снова и снова: "не презирайте малых сих". Вы -- поэт или считаете себя таковым? Отлично. А они -- не поэты и не считают себя ими, но тоже пишут стихи, никому при этом не делая ничего плохого и ни от кого ничего не требуя. Зачем же вы им отказываете в удовольствии тоже писать стихи? Неужто только вы и прочие профессионалы на это право имеют? Дорогу вам любители не переходят; публикуются не из тщеславия, а для удобства; никуда не лезут. Напротив, если уж на то пошло, это вы лезете к ним. Зачем? Не понравились вам их стихи -- не читайте, ступайте с миром.


Вновь скажу банальность: каждый человек уникален и неповторим. Но ведь так оно и есть. А потому любой человек (особенно тот, кого ты знаешь и кому симпатизируешь) может быть по-своему интересен, даже так называемый "маленький", т.е. как будто ничем не замечательный и не примечательный, обыкновенный. (Мне, например, в детстве ужасно интересно было слушать рассказы бабушкиной домработницы -- совершенно необразованной, не блистающей красноречием, не отличающейся, честно говоря, умом; она была родом из сельской местности, имела лишь начальное образование, но слушать её воспоминания было захватывающе интересно именно потому, что это была её жизнь, неповторимая, мне не знакомая, не похожая на мою...) Стихов, правда, она не сочиняла, но я вспоминаю о ней именно как о таком, казалось бы, "заурядном" человеке. Слушать которого, однако, мне было куда интереснее, чем читать какой-нибудь выдающийся, но выдуманный, роман. На самом деле заурядных людей, наверное, и вовсе нет. И самая забубённая жизнь не менее (а то и более) увлекательна, чем изощрённые плоды фантазии глубокомысленного литератора. И стихи "маленького человека" тоже по-своему интересны. Интересна даже повседневность. В современной исторической науке одно из популярных направлений -- именно "история повседневности". А вот такая "малая поэзия", сохраняющая голоса "маленьких людей" -- это тоже в своём роде история повседневности. В одной из моих рецензий (не на этой странице) содержалась мысль, внезапно меня осенившая: что, если бы стихушка существовала в Средние века или хотя бы 100-200-300 лет назад? И мы сейчас имели бы возможность читать не только произведения великих общепризнанных поэтов, но и всякую чепуху, написанную тогда? В этих стишках слышались бы голоса давно умерших людей, угадывались бы какие-то детали и подробности их жизни, мы бы видели, что их занимало, волновало, радовало и огорчало, о чём они думали. И это было бы необычайно интересно! Поэтому почти любые стихи, как кусочки чужой жизни, имеют право на существование и определённую (не всегда и не только художественную) ценность.






Маленькое майское дополнение (неохота отдельную заметку писать).
Люди!!! Человеки!!!
Да не хожу я в гости с этой страницы!!!
(Если иногда и хожу, то только к так называемым избранным).
Не трудитесь, пожалуйста, упорно открывать бессмертное произведение "Стансы Кировского района" в рассчёте залучить к себе Равенсвуда. Не попрётся он к вам, ибо общительностью не страдает, а страница эта -- полусекретная, о ней должны знать лишь немногие. Вот, как-то так (как нынче принято говорить). Что касается самого означенного произведения, то это лишь пример санештрамповского дуракаваляния, и исключительно ради дуракаваляния размещено первым. То есть о стиле и содержании равенсвудовой страницы оно не даёт ровным счётом никакого представления.
Одним словом, пожалуйста, не докучайте тов.Равенсвуду, он к вам всё равно не заявится.



*****


24. IV. 2023.
Подписывайтесь на канал "Союз пера и левкаса"! Ссылка внизу страницы.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 22.04.2018. Не презирайте малых сих