Система октометра - тетраметр и галлиямб.ПРИЛОЖЕНИЕ ПЕРВОЕ. Начнём с тетраметра. Так как в нём и находится размер (размеры) галлиямба. Итак, М.Л. Гаспаров - Очерк истории европейского стиха - Стр 7 http://studfiles.net/preview/6340920/page:7/ § 22. Трохаический тетраметр. Третий важнейший размер ионийской квантитативной метрики — трохаический (хореический) тетраметр. Он возник вместе с ямбическим триметром в лирике VII в. до н. э., перешел вместе с ним и в трагедию и в комедию, но всюду оставался по сравнению с триметром менее употребителен, как бы на вторых ролях. Считалось, что этот размер в соответствии с названием («бегучий», «плясовой», см. § 18) — более эмоциональный и возбужденный, поэтому он употреблялся в драме, чтобы выделить на нейтральном фоне ямба повышенно динамичные сцены — понятным образом, чаще в комедии, чем в трагедии. Из греческой поэзии в латинскую тетраметр перешел еще раньше, чем даже триметр,— по-видимому, в пору еще долитературных контактов греческой и италийской культуры. Во всяком случае, у римлян это был (наряду с сатурнийским стихом) размер народных песен, по крайней мере насмешливых, и назывался из-за четкости ритма «квадратный стих» (см. § 19): Gallos Caesar in triumphum / ducit, idem_in curiam: Galli bracas deposuerunt, / latum clavum sumpserunt. Галлов Цезарь вел в триумфе, / галлов Цезарь ввел в сенат; Может быть, это значит, что и у греков этот размер был более древним и более народным, чем гексаметр, но тут уверенности нет. 68 Что касается разложения долгих стихов на два кратких, то здесь картина была та же, что и в триметре: максимум строгости в лирике, максимум расшатанности в стихе латинской комедии — в ней тоже теряется разница между стопами в диподиях, и стих начинает называться не «четырехдиподийником», тетраметром, а «семистопником», Cras amet qui nunquam_amavit, / quique_amavit eras ametr Пусть полюбит не любивший, / пусть любивший любит вновь! Вот пример расшатанного тетраметра из комедии Плавта «Куркулион», монолог бегущего хлопотуна-интригана (пер. С. Шервинского и Ф. Петровского *): Date viam mihi, gnotLignoti, / dum~ego_heic officium meum. РАЗМЕРЫ ХД и ДХ тетраметра греческого образца (если верить академику Гаспарову или моему пониманию его интерпретации тетраметра), здесь: У свечи... Греческий Тетраметр (Рихард Мор 2) РАЗМЕРЫ ЯА и ЯЯА тетраметра, которые мы будем отмечать как октометр (восьмимерный) или срединный 8- стопный дольник с переменной цезурой 4- стопы:
=== 8/9/ о1о1о1о1/о/1о1о1о1 - 16 - Я8 о1о1о1о1/о/1оо1о1о1 - 17 8/9/10/ о1о1о1о1/о/о1о1о1о1 - 17 о1о1о1о1/о/о1оо1о1о1 - 18 === 9/10/ о1о1оо1о1/о/1о1о1о1 - 17 о1о1оо1о1/о/1оо1о1о1 - 18 9/10/11/ о1о1оо1о1/о/о1о1о1о1 - 18 о1о1оо1о1/о/о1оо1о1о1 - 19 9/10 о1о1о1оо1/о/1о1о1о1 - 17 о1о1о1оо1/о/1оо1о1о1 - 18 9/10/11/ о1о1о1оо1/о/о1о1о1о1 - 18 о1о1о1оо1/о/о1оо1о1о1 - 19 === 10/11/ о1о1оо1оо1/о/1о1о1о1 - 18 о1о1оо1оо1/о/1оо1о1о1 - 19 10/11/12/ о1о1оо1оо1/о/о1о1о1о1 - 19 о1о1оо1оо1/о/о1оо1о1о1 - 20 =============== === 9/10/ о1оо1о1о1/о/1о1о1о1 - 17 о1оо1о1о1/о/1оо1о1о1 - 18 9/10/11 о1оо1о1о1/о/о1о1о1о1 - 18 о1оо1о1о1/о/о1оо1о1о1 - 19 === 10/11/ о1оо1оо1о1/о/1о1о1о1 - 18 о1оо1оо1о1/о/1оо1о1о1 - 19 10/11/12/ о1оо1оо1о1/о/о1о1о1о1 - 19 о1оо1оо1о1/о/о1оо1о1о1 - 20 === 10/11/ о1оо1о1оо1/о/1о1о1о1 - 18 о1оо1о1оо1/о/1оо1о1о1 - 19 10/11/12/ о1оо1о1оо1/о/о1о1о1о1 - 19 о1оо1о1оо1/о/о1оо1о1о1 - 20 === 11/12/ о1оо1оо1оо1/о/1о1о1о1 - 19 о1оо1оо1оо1/о/1оо1о1о1 - 20 11/12/13/ о1оо1оо1оо1/о/о1о1о1о1 - 20 о1оо1оо1оо1/о/о1оо1о1о1 - 21 ПРИМЕЧАНИЕ. Помимо срединных размеров существуют ещё и косые размеры, — они делят размер не пополам, а косо. Например, 8- стопник срединный, это 4/4, а косые это 3/5 и 5/3. Плюс, как мы, наверное понимаем, каждый размер обладает не только стопностью, но и слогом. В этом случае, если следовать логике срединных размеров, беря за основу цезурную константу, может выйти следующая забавная картинка, начинающаяся с размеров, чей изосиллабизм равен не менее 18 слогам, при Ц8/9 — как выяснилось позже только для структуры 3/5: о1о1о1о1/о/1оо1оо1о1 - 4/4 с 19 слогов, Ц8/9: о1о1о1о1/о/1оо1оо1оо1 - 4/4 С 17 слогов, Ц9/10 о1о1оо1о1/о/1о1о1о1 - 4/4 С 18 слогов, Ц9/10 о1оо1о1о1/о/1оо1о1о1 - 4/4 С 19 слогов, Ц9/10 о1оо1о1о1/о/1оо1оо1о1 - 4/4 с 20 слогов, Ц9/10: о1оо1о1о1/о/1оо1оо1оо1 - 4/4 С 18 слогов, Ц10/11 о1оо1оо1о1/о/1о1о1о1 - 4/4 Достаточно. Это к вопросу о потере ориентации в пространстве при не соблюдении правила первого полустишия как фундамента для одного размера, что наши академики описывают как-то по своему: "Что касается разложения долгих стихов на два кратких, то здесь картина была та же, что и в триметре: максимум строгости в лирике, максимум расшатанности в стихе латинской комедии — в ней тоже теряется разница между стопами в диподиях, и стих начинает называться не «четырехдиподийником», тетраметром, а «семистопником», септенарием (восьмая, усеченная стопа не шла в счет)." Пожалуйста: о1о1о1о1/о/1о1о1о1 - Я8 И так далее. Даже при сохранении первого полустишия, размеры второго (их ритмику), необходимо знать. То есть учитывать исключительно ритмику стопной строгости полустиший октометра, а не ритмические возможности их слога. То есть если размеры полустиший 4- стопные, необходимо придерживаться именно этого, а не выходить за те рамки, использующие размеры, чей слоговой объём будет тот же и, даже ритмически подходить, но в стопности или уступать или превосходить его. Это будет нарушением. Например, возьмём 3- ударные, то есть неполноударные формы 4- стопных размеров 8- сложника, среди которых окажется один ренегат — полноударной формы 3- стопного размера: о0о1о1о1 — да Хотя, ритмически, две предшествующие схемы самой последней, дают ей своё согласие. Или картина 7- сложника, где та же ситуация, но уже с ренегатом неполноударной формы: 0о1о1о1 — нет В данном случае, этот ренегат, и ритмически, не подходит ни к одному из трёх. Но, — всякое может быть. Так или иначе, но при силлабике, необходимо уметь использовать все размеры. Поскольку, в данном случае мы находимся на территории метрики, то последнее слово здесь говорят стопы, а не слоги. У силлабики наоборот, — последнее слово говорят слоги, а не стопы. И там, и там, как вы понимаете, есть и то, и то. Но мы отвлеклись. Рассмотрим пример Шервинского и Петровского как показатель этой потери ориентации в пространстве: Эй, знакОмые, нЕзнакОмые, / прОчь с дорОги! слУжбу Я ДОлжен вЫслужить: всЕ бегИте, / УходИте прОчь с путИ, ЧТОб не сбИл я вАс головОю, / лОктем, грУдью Или ногОй! ...ВОт и грЕки-плАщенОсцы, /идУт, закУтавши гОлову, ...ВСЮ дорОгу пЕрегОродИли, / лЕзут с ИзречЕньями, ...ХОдят хмУрые, хОдят пьЯные: / Ежели нАтолкнУсь на нИх, ТАк из нИх, уж навЕрно, кАждого / в пОрошОк раздЕлаю!.. КОММЕНТАРИЙ. "Службу я", это круто. И в принципе, античный перевод смешанными размерами как обычно, — блещет. На схемах всё видно, — говорить: тратить впустую время. Подытоживая сказанное, отмечу главное: ваш покорный слуга обозначил формальный метод при объяснении нарушений тетраметра или октометра. И, если ещё раз упомянуть о примере двух переводчиков, то лучше семь раз нарушить, нежели перевести вот так правильно, — как это сделали они. И даже не мешались друг другу, — забавно. ПРИЛОЖЕНИЕ ВТОРОЕ. Галлиямб и расшатанный галлиямб http://studfiles.net/preview/6340386/page:49/ М.Л. Гаспаров - Русский стих начала 20-го века в комментариях. Галлиямб и расшатанный галлиямб № 140 * * * Я иду дорогой скорбной в мой безрадостный Коктебель... М. Волошин, 1907 № 141 Вологодский ангел (Из поэмы) <...> Г. Адамович, 1916 На примере имитаций гексаметра мы видели, как на фоне более длинных стоп могут появляться стопы укороченные. На примере имитаций гораздо менее распространенного античного размера – галлиямба – можно увидеть, как на фоне более коротких стоп могут появляться стопы удлиненные. В самом деле, если в античной квантитативной метрике два кратких слога могли стягиваться в один долгий (и из дактиля, 1оо, получался спондей, 11), то и один долгий слог мог распускаться в два кратких (и из хорея, 1о, получался «трибрахий», ооо). В силлабо-тонической имитации равнодлительность звучания переставала ощущаться, а замена трехсложия двусложием оставалась. Естественно было бы ожидать, что как гексаметр возник у нас в переводах и подражаниях античному эпосу, так и расшатывание хореев и ямбов произойдет в переводах античной драмы, которая писалась преимущественно этими размерами. Этого не произошло: античную драму у нас переводили выровненными двусложными стопами. Одинокий эксперимент произошел лишь в редком лирическом размере галлиямбе (название – от «галлов», жрецов культа богини Кибелы, которые будто бы пользовались им в своих экстатических песнях; не путать с галлами, жителями Галлии!). В основе галлиямба лежит хореическая стопа; на русский слух строгий, без распущений галлиямб воспринимается как 8-ст. хорей (с цезурой после 4-й стопы), затянутый на конце лишним слогом. Так его и передал М. Волошин в стихотворении о крымском Коктебеле, где он жил, – «лишний» слог берем в скобки: «Я иду дорогой скорбной / в мой безрадост(ный) Коктебель...» Г. Адамович, почувствовав эффект такого приема, стал применять его и в других местах строки: «Белый город Волог(да) наша...», «Вьется речка, (бле)стит на солнце...... Стих стал более гибок и изменчив, хотя эффект выделенной концовки ослабел: в некоторых концовках автор обходится без этой обязательной в галлиямбе затяжки («...а за речкой лес, холмы», «...и солдаты на войну»), а в одном месте в середине стиха допускает даже не распущение двусложия в трехсложие, а стяжение его в односложие («За холмами мир ( – ) вольный...»), что вовсе противоречит тенденциям галлиямба. Впрочем, оговорим сразу: никаких свидетельств о том, что Адамович сознательно опирался на традицию античного галлиямба, нет. Но что он держал в сознании или в подсознании образец Волошина, можно не сомневаться. Как же определить форму стиха, получившуюся у Г. Адамовича? Вернее всего, кажется нам, вот такой формулой: +о1о+(+)о1о | +о1о+(+)о1 Это значит: два полустишия с цезурой между ними; первое полустишие с женским окончанием, второе – с мужским; оба – с двусложной анакрусой, первый слог которой может нести необязательное ударение; в каждом – два обязательно ударных слога (это сильные слоги сильных стоп вторичного ритма 4-ст. хорея, из которого развился наш размер: см. № 88); между ними – 3- или 4-сложный безударный интервал, на одном из внутренних слогов которого может стоять необязательное ударение. Такие произвольные ударения в затянутых промежутках между сильными местами мы встретим в тактовике – следующей за дольником переходной форме от силлабо-тоники к чистой тонике (№ 147—148). Как богатый опыт русского гексаметра был предварительной школой русского дольника, так скудный опыт русского галлиямба был предварительной школой русского тактовика. Примерьте сами, как укладывается в изображенную схему каждый стих отрывка из поэмы Адамовича. Предупреждаем, что отклонений будет два: одно в стихе 6 (мы его упоминали), другое в стихе 9. В заключение – небольшое отступление. В 1919 г. Блок написал очерк о Катилине, которого называл «римским большевиком». Там он цитировал по-латыни стихотворение Катулла (современника Каталины – I в. до н.э.) «Аттис», написанное галлиямбом. Ничего общего между содержанием «Аттиса» и заговором Катилины не было, но Блок услышал в ритме галлиямба – маршевом хорее с резкими перебоями-затяжками в концах строчек – нечто родственное духу заговора Катилины: «Вы слышите этот неровный, торопливый шаг обреченного, шаг революционера, шаг, в котором звучит буря ярости, разрешающаяся в прерывистых музыкальных звуках? Слушайте его...» Так Блок воспринимал «музыку революции» (одно из любимых его выражений в те годы). С этим любопытно сравнить содержание двух приведенных русских имитаций галлиямба (о которых Блок вряд ли думал): у Волошина – религиозно окрашенная торжественность (образ весенних страстей Христовых; орарь – церковное облачение, наплечная перевязь с крестами), у Адамовича – мирное захолустное затишье (хоть поэма его и кончается печально). Таково разнообразие субъективных восприятий одного и того же размера; вот почему всякий раз, говоря о связи какой-то стихотворной формы с содержанием, мы спрашиваем: «Так ли это на ваш слух?» ПРОВЕРЯЕМ: 1. Ой, весна, ой, люди-братья, в небе серые облака, 2. Ой, заря над лесом, ветер, – все в темнице Господней мы! 3. Белый город Вологда наша, на окраине тишина, 4. Только стройный звон колокольный, да чирикают воробьи. 5. Вьется речка, блестит на солнце, а за речкой лес, холмы, 6. За холмами мир вольный, – но Алеша не знал о нем. 7. Знал пустое – что соседка продала на базаре кур, 8. А уряднику на почте заказное письмо лежит. 9. Да и Пелагея Львовна не умнее сына была, 10. Не в гимназии училась – у Воздвиженской попадьи. 11. Всякий люд идет дорогой – проезжают в тройках купцы, 12. И с котомками богомольцы, и солдаты на войну. 13. Из обители далекой в Троице-Сергию инок шел, 14. Попросил приюта в доме, отдохнуть и хлеба кусок. 15. В мае ночи коротки, белы, стихнет ветер, небо горит, 16. И плывет звезда Венера по сияющим морям. 17. Все о доле монастырской, о труде монах говорил, 18. А Алеша о мире думал и заснуть потом не мог. ПРИМЕЧАНИЕ: Нарушение, не в 9 стихе, а в 13. Если только, ПелагЕя Львовна, на самом деле не ПелАгея Львовна. Теперь сравним или лучше спросим себя, а в чём разница между расшатанными тетраметром и галлиямбом, опять же, со слов одного и того же человека? Который, даже по собственной методе, не смог рассудить, что не хореические полустишия являются — трёхдольниками. ДОПОЛНИТЕЛЬНО. Если предположить, что галлиямб, это размер более лёгкий нежели тяжёлый наряду с элементами устойчивости к обоим, то первые его полустишия должны иметь по одной трёхсложной стопе — не более. Где исключение будет одно, — в самом конце. Не забывая, конешно же о вторых формах хорео-дактилей. Что, тоже, своего рода является исключением. В связи с чем, мы получаем следующие размеры галлиямба, — всех четырёх метров силлабометрики (и двух силлаботоники): ============ 1. Начало 4- ст. хорея: 1о1о1о1/о/1о1о1о1 - 15 + 1о1о1о1/о/о1оо1о1 - 15 2. Начало гликонея: 1о1оо1о1/о/1о1о1о1 - 16 + 1о1оо1о1/о/о1оо1о1 - 16 3. Начало пкбс: 1о1о1оо1/о/1о1о1о1 - 16 + 1о1о1оо1/о/о1оо1о1 - 16 Итого: 27 размеров. ============ 1оо1о1о1/о/1о1о1о1 - 16 + 1оо1о1о1/о/о1оо1о1 - 16 Итого: 9 размеров. ============== 1. Начало 4- ст. ямба: о1о1о1о1/о/1о1о1о1 - 16 + о1о1о1о1/о/о1оо1о1 - 16 2. Начало ямбического диметра: о1о1оо1о1/о/1о1о1о1 - 17 + о1о1оо1о1/о/о1оо1о1 - 17 3. Начало пкбс с анакрузой: о1о1о1оо1/о/1о1о1о1 - 17 + о1о1о1оо1/о/о1оо1о1 - 17 Итого: 27 размеров. ============== о1оо1о1о1/о/1о1о1о1 - 17 + о1оо1о1о1/о/о1оо1о1 - 17 Итого: 9 размеров. ============== 1. Начало 5- ст. хорея: 1о1о1о1о1/о/1о1о1о1 - 17 + 1о1о1о1о1/о/о1оо1о1 - 17 2. Начало 2 формы ХД4_б1 — 3- ст. анапеста: 0о1оо1оо1/о/1о1о1о1 - 17 + 0о1оо1оо1/о/о1оо1о1 - 17 Итого: 18 размеров. * — что я хотел сказать звёздочкой, уже забыл. © Copyright: Рихард Мор 2, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|