Система октометра - тетраметр и галлиямб.

Рихард Мор 2: литературный дневник

ПРИЛОЖЕНИЕ ПЕРВОЕ. Начнём с тетраметра. Так как в нём и находится размер (размеры) галлиямба. Итак,






М.Л. Гаспаров - Очерк истории европейского стиха - Стр 7 http://studfiles.net/preview/6340920/page:7/


§ 22. Трохаический тетраметр. Третий важнейший размер ионийской квантитативной метрики — трохаический (хореический) тетраметр. Он возник вместе с ямбическим триметром в лирике VII в. до н. э., перешел вместе с ним и в трагедию и в комедию, но всюду оставался по сравнению с триметром менее употребителен, как бы на вторых ролях. Считалось, что этот размер в соответствии с названием («бегучий», «плясовой», см. § 18) — более эмоциональный и возбужденный, поэтому он употреблялся в драме, чтобы выделить на нейтральном фоне ямба повышенно динамичные сцены — понятным образом, чаще в комедии, чем в трагедии. Из греческой поэзии в латинскую тетраметр перешел еще раньше, чем даже триметр,— по-видимому, в пору еще долитературных контактов греческой и италийской культуры. Во всяком случае, у римлян это был (наряду с сатурнийским стихом) размер народных песен, по крайней мере насмешливых, и назывался из-за четкости ритма «квадратный стих» (см. § 19):


Gallos Caesar in triumphum / ducit, idem_in curiam: Galli bracas deposuerunt, / latum clavum sumpserunt.


Галлов Цезарь вел в триумфе, / галлов Цезарь ввел в сенат;
Сняв штаны, они надели / тогу с пурпурной каймой.


Может быть, это значит, что и у греков этот размер был более древним и более народным, чем гексаметр, но тут уверенности нет.
Строение этого стиха тоже было диподическое: четыре диподии трохея (хорея), из которых каждая похожа на ямбическую диподию, только сдвинутую по фазе на один слог, так, чтобы начиналась она не со слабого, а с сильного места: — И — Х . Последняя диподия в знак концовочности была усечена и образовывала, таким образом, не женское окончание. Для контраста с ним окончание первого полустишия должно было быть женским; поэтому в отличие от гексаметра и от триметра здесь цезура проходит не рассекая стопу, а между стопами (т. е. в точной античной терминологии является не цезурой, а диэрезой). Зато становится важно, чтобы за концовку предцезурной диподии не принять случайно концовку 1-й или 3-й диподии; поэтому на этих местах помещается зевгма, запрет словораздела.


68


Что касается разложения долгих стихов на два кратких, то здесь картина была та же, что и в триметре: максимум строгости в лирике, максимум расшатанности в стихе латинской комедии — в ней тоже теряется разница между стопами в диподиях, и стих начинает называться не «четырехдиподийником», тетраметром, а «семистопником»,
септенарием (восьмая, усеченная стопа не шла в счет). Вот пример строгого тетраметра из лирики — из «Всенощной Венеры» (Г; в. н. э.), в к о т о р о й имитируется четкий народный «квадратный стих» (пер. А. Артюшкова *):


Cras amet qui nunquam_amavit, / quique_amavit eras ametr
Ver novum, ver iam canorum: / vere natus orbis est.
Vere concordant amores, / vere nubunt alites...


Пусть полюбит не любивший, / пусть любивший любит вновь!
Вновь весна, весна певуча: / самый мир весной рожден.
Дух весной к любви стремится, / птицы любятся весной.
Роща листья распускает, / в брак вступивши с ливнями,
И на свежие цветочки / тень наводит зеленью...


Вот пример расшатанного тетраметра из комедии Плавта «Куркулион», монолог бегущего хлопотуна-интригана (пер. С. Шервинского и Ф. Петровского *):


Date viam mihi, gnotLignoti, / dum~ego_heic officium meum.
Facio: fugite_omneis, abite_ / et de via decedite,
Ne quem_ in cursu capite_aut cubito- / autpectore-offendam_aut genu...
 
Эй, знакомые, незнакомые, / прочь с дороги! службу я
Должен выслужить: все бегите, / уходите прочь с пути,
Чтоб не сбил я вас головою, / локтем, грудью или ногой!
...Вот и греки-плащеносцы, /идут, закутавши голову,
...Всю дорогу перегородили, / лезут с изреченьями,
...Ходят хмурые, ходят пьяные: / ежели натолкнусь на них,
Так из них, уж наверно, каждого / в порошок разделаю!..
 
Русские переводы тетраметра остановились на том же рубеже, что и переводы триметра: одинаково переводят как строгий, так и расшатанный стих правильным силлабо-тоническим хореем (7-стопным с дактилическим окончанием и цезурой после 4-йстопы). Передача неравносложных замен здесь еще дело будущего.






РАЗМЕРЫ ХД и ДХ тетраметра греческого образца (если верить академику Гаспарову или моему пониманию его интерпретации тетраметра), здесь:


У свечи... Греческий Тетраметр (Рихард Мор 2)
http://www.stihi.ru/2018/05/12/5324


РАЗМЕРЫ ЯА и ЯЯА тетраметра, которые мы будем отмечать как октометр (восьмимерный) или срединный 8- стопный дольник с переменной цезурой 4- стопы:




ЯМБО-ЯМБО-АНАПЕСТЫ (которые начинает единственный 8- ст. ямб):



===
1. Начала 4- ст. ямба:
===


8/9/


о1о1о1о1/о/1о1о1о1 - 16 - Я8
о1о1о1о1/о/1о1оо1о1 - 17
о1о1о1о1/о/1о1о1оо1 - 17
о1о1о1о1/о/1о1оо1оо1 - 18


о1о1о1о1/о/1оо1о1о1 - 17
о1о1о1о1/о/1оо1оо1о1 - 18
о1о1о1о1/о/1оо1о1оо1 - 18
о1о1о1о1/о/1оо1оо1оо1 - 19


8/9/10/


о1о1о1о1/о/о1о1о1о1 - 17
о1о1о1о1/о/о1о1оо1о1 - 18
о1о1о1о1/о/о1о1о1оо1 - 18
о1о1о1о1/о/о1о1оо1оо1 - 19


о1о1о1о1/о/о1оо1о1о1 - 18
о1о1о1о1/о/о1оо1оо1о1 - 19
о1о1о1о1/о/о1оо1о1оо1 - 19
о1о1о1о1/о/о1оо1оо1оо1 - 20


===
2. Начала ямбического диметра:
===


9/10/


о1о1оо1о1/о/1о1о1о1 - 17
о1о1оо1о1/о/1о1оо1о1 - 18
о1о1оо1о1/о/1о1о1оо1 - 18
о1о1оо1о1/о/1о1оо1оо1 - 19


о1о1оо1о1/о/1оо1о1о1 - 18
о1о1оо1о1/о/1оо1оо1о1 - 19
о1о1оо1о1/о/1оо1о1оо1 - 19
о1о1оо1о1/о/1оо1оо1оо1 - 20


9/10/11/


о1о1оо1о1/о/о1о1о1о1 - 18
о1о1оо1о1/о/о1о1оо1о1 - 19
о1о1оо1о1/о/о1о1о1оо1 - 19
о1о1оо1о1/о/о1о1оо1оо1 - 20


о1о1оо1о1/о/о1оо1о1о1 - 19
о1о1оо1о1/о/о1оо1оо1о1 - 20
о1о1оо1о1/о/о1оо1о1оо1 - 20
о1о1оо1о1/о/о1оо1оо1оо1 - 21
===
3. Начала пкбс с анакрузой:
===


9/10


о1о1о1оо1/о/1о1о1о1 - 17
о1о1о1оо1/о/1о1оо1о1 - 18
о1о1о1оо1/о/1о1о1оо1 - 18
о1о1о1оо1/о/1о1оо1оо1 - 19


о1о1о1оо1/о/1оо1о1о1 - 18
о1о1о1оо1/о/1оо1оо1о1 - 19
о1о1о1оо1/о/1оо1о1оо1 - 19
о1о1о1оо1/о/1оо1оо1оо1 - 20


9/10/11/


о1о1о1оо1/о/о1о1о1о1 - 18
о1о1о1оо1/о/о1о1оо1о1 - 19
о1о1о1оо1/о/о1о1о1оо1 - 19
о1о1о1оо1/о/о1о1оо1оо1 - 20


о1о1о1оо1/о/о1оо1о1о1 - 19
о1о1о1оо1/о/о1оо1оо1о1 - 20
о1о1о1оо1/о/о1оо1о1оо1 - 20
о1о1о1оо1/о/о1оо1оо1оо1 - 21


===
2. Начала ЯЯА4_б1:
===


10/11/


о1о1оо1оо1/о/1о1о1о1 - 18
о1о1оо1оо1/о/1о1оо1о1 - 19
о1о1оо1оо1/о/1о1о1оо1 - 19
о1о1оо1оо1/о/1о1оо1оо1 - 20


о1о1оо1оо1/о/1оо1о1о1 - 19
о1о1оо1оо1/о/1оо1оо1о1 - 20
о1о1оо1оо1/о/1оо1о1оо1 - 20
о1о1оо1оо1/о/1оо1оо1оо1 - 21


10/11/12/


о1о1оо1оо1/о/о1о1о1о1 - 19
о1о1оо1оо1/о/о1о1оо1о1 - 20
о1о1оо1оо1/о/о1о1о1оо1 - 20
о1о1оо1оо1/о/о1о1оо1оо1 - 21


о1о1оо1оо1/о/о1оо1о1о1 - 20
о1о1оо1оо1/о/о1оо1оо1о1 - 21
о1о1оо1оо1/о/о1оо1о1оо1 - 21
о1о1оо1оо1/о/о1оо1оо1оо1 - 22


===============
ЯМБО-АНАПЕСТЫ (которые замыкает единственный 8- ст. амфибрахий):
===============


===
1. Начала ЯА4_а1:
===


9/10/


о1оо1о1о1/о/1о1о1о1 - 17
о1оо1о1о1/о/1о1оо1о1 - 18
о1оо1о1о1/о/1о1о1оо1 - 18
о1оо1о1о1/о/1о1оо1оо1 - 19


о1оо1о1о1/о/1оо1о1о1 - 18
о1оо1о1о1/о/1оо1оо1о1 - 19
о1оо1о1о1/о/1оо1о1оо1 - 19
о1оо1о1о1/о/1оо1оо1оо1 - 20


9/10/11


о1оо1о1о1/о/о1о1о1о1 - 18
о1оо1о1о1/о/о1о1оо1о1 - 19
о1оо1о1о1/о/о1о1о1оо1 - 19
о1оо1о1о1/о/о1о1оо1оо1 - 20


о1оо1о1о1/о/о1оо1о1о1 - 19
о1оо1о1о1/о/о1оо1оо1о1 - 20
о1оо1о1о1/о/о1оо1о1оо1 - 20
о1оо1о1о1/о/о1оо1оо1оо1 - 21


===
2. Начала ЯА4_б3:
===


10/11/


о1оо1оо1о1/о/1о1о1о1 - 18
о1оо1оо1о1/о/1о1оо1о1 - 19
о1оо1оо1о1/о/1о1о1оо1 - 19
о1оо1оо1о1/о/1о1оо1оо1 - 20


о1оо1оо1о1/о/1оо1о1о1 - 19
о1оо1оо1о1/о/1оо1оо1о1 - 20
о1оо1оо1о1/о/1оо1о1оо1 - 20
о1оо1оо1о1/о/1оо1оо1оо1 - 21


10/11/12/


о1оо1оо1о1/о/о1о1о1о1 - 19
о1оо1оо1о1/о/о1о1оо1о1 - 20
о1оо1оо1о1/о/о1о1о1оо1 - 20
о1оо1оо1о1/о/о1о1оо1оо1 - 21


о1оо1оо1о1/о/о1оо1о1о1 - 20
о1оо1оо1о1/о/о1оо1оо1о1 - 21
о1оо1оо1о1/о/о1оо1о1оо1 - 21
о1оо1оо1о1/о/о1оо1оо1оо1 - 22


===
3. Начала ЯА4_б2:
===


10/11/


о1оо1о1оо1/о/1о1о1о1 - 18
о1оо1о1оо1/о/1о1оо1о1 - 19
о1оо1о1оо1/о/1о1о1оо1 - 19
о1оо1о1оо1/о/1о1оо1оо1 - 20


о1оо1о1оо1/о/1оо1о1о1 - 19
о1оо1о1оо1/о/1оо1оо1о1 - 20
о1оо1о1оо1/о/1оо1о1оо1 - 20
о1оо1о1оо1/о/1оо1оо1оо1 - 21


10/11/12/


о1оо1о1оо1/о/о1о1о1о1 - 19
о1оо1о1оо1/о/о1о1оо1о1 - 20
о1оо1о1оо1/о/о1о1о1оо1 - 20
о1оо1о1оо1/о/о1о1оо1оо1 - 21


о1оо1о1оо1/о/о1оо1о1о1 - 20
о1оо1о1оо1/о/о1оо1оо1о1 - 21
о1оо1о1оо1/о/о1оо1о1оо1 - 21
о1оо1о1оо1/о/о1оо1оо1оо1 - 22


===
4. Начала 4- ст. Амфибрахия:
===


11/12/


о1оо1оо1оо1/о/1о1о1о1 - 19
о1оо1оо1оо1/о/1о1оо1о1 - 20
о1оо1оо1оо1/о/1о1о1оо1 - 20
о1оо1оо1оо1/о/1о1оо1оо1 - 21


о1оо1оо1оо1/о/1оо1о1о1 - 20
о1оо1оо1оо1/о/1оо1оо1о1 - 21
о1оо1оо1оо1/о/1оо1о1оо1 - 21
о1оо1оо1оо1/о/1оо1оо1оо1 - 22


11/12/13/


о1оо1оо1оо1/о/о1о1о1о1 - 20
о1оо1оо1оо1/о/о1о1оо1о1 - 21
о1оо1оо1оо1/о/о1о1о1оо1 - 21
о1оо1оо1оо1/о/о1о1оо1оо1 - 22


о1оо1оо1оо1/о/о1оо1о1о1 - 21
о1оо1оо1оо1/о/о1оо1оо1о1 - 22
о1оо1оо1оо1/о/о1оо1о1оо1 - 22
о1оо1оо1оо1/о/о1оо1оо1оо1 - 23 - Ам8






ПРИМЕЧАНИЕ. Помимо срединных размеров существуют ещё и косые размеры, — они делят размер не пополам, а косо. Например, 8- стопник срединный, это 4/4, а косые это 3/5 и 5/3. Плюс, как мы, наверное понимаем, каждый размер обладает не только стопностью, но и слогом. В этом случае, если следовать логике срединных размеров, беря за основу цезурную константу, может выйти следующая забавная картинка, начинающаяся с размеров, чей изосиллабизм равен не менее 18 слогам, при Ц8/9 — как выяснилось позже только для структуры 3/5:


о1о1о1о1/о/1оо1оо1о1 - 4/4
о1оо1оо1/о/1о1о1о1о1 - 3/5


с 19 слогов, Ц8/9:


о1о1о1о1/о/1оо1оо1оо1 - 4/4
о1оо1оо1/о/1оо1о1о1о1 - 3/5


С 17 слогов, Ц9/10


о1о1оо1о1/о/1о1о1о1 - 4/4
1о1о1о1о1/о/1оо1оо1 - 5/3


С 18 слогов, Ц9/10


о1оо1о1о1/о/1оо1о1о1 - 4/4
1о1о1о1о1/о/о1оо1оо1 - 5/3


С 19 слогов, Ц9/10


о1оо1о1о1/о/1оо1оо1о1 - 4/4
0о1оо1оо1/о/1о1о1о1о1 - 3/5


с 20 слогов, Ц9/10:


о1оо1о1о1/о/1оо1оо1оо1 - 4/4
0о1оо1оо1/о/1оо1о1о1о1 - 3/5


С 18 слогов, Ц10/11


о1оо1оо1о1/о/1о1о1о1 - 4/4
1оо1о1о1о1/о/о1оо1о1 - 5/3



Достаточно. Это к вопросу о потере ориентации в пространстве при не соблюдении правила первого полустишия как фундамента для одного размера, что наши академики описывают как-то по своему:


"Что касается разложения долгих стихов на два кратких, то здесь картина была та же, что и в триметре: максимум строгости в лирике, максимум расшатанности в стихе латинской комедии — в ней тоже теряется разница между стопами в диподиях, и стих начинает называться не «четырехдиподийником», тетраметром, а «семистопником», септенарием (восьмая, усеченная стопа не шла в счет)."


Пожалуйста:


о1о1о1о1/о/1о1о1о1 - Я8
о1о1о1о1/о/1оо1оо1 - ЯЯА7
о1оо1оо1/о/1оо1оо1 - ЯА6


И так далее. Даже при сохранении первого полустишия, размеры второго (их ритмику), необходимо знать. То есть учитывать исключительно ритмику стопной строгости полустиший октометра, а не ритмические возможности их слога. То есть если размеры полустиший 4- стопные, необходимо придерживаться именно этого, а не выходить за те рамки, использующие размеры, чей слоговой объём будет тот же и, даже ритмически подходить, но в стопности или уступать или превосходить его. Это будет нарушением. Например, возьмём 3- ударные, то есть неполноударные формы 4- стопных размеров 8- сложника, среди которых окажется один ренегат — полноударной формы 3- стопного размера:


о0о1о1о1 — да
1оо0о1о1 — да
0о1оо1о1 — да — да
0о1о1оо1 — да — да
о1оо1оо1 — НЕТ — да —


Хотя, ритмически, две предшествующие схемы самой последней, дают ей своё согласие. Или картина 7- сложника, где та же ситуация, но уже с ренегатом неполноударной формы:


0о1о1о1 — нет
о1оо1о1 — да
о1о1оо1 — да
1оо1оо1 — да


В данном случае, этот ренегат, и ритмически, не подходит ни к одному из трёх. Но, — всякое может быть. Так или иначе, но при силлабике, необходимо уметь использовать все размеры. Поскольку, в данном случае мы находимся на территории метрики, то последнее слово здесь говорят стопы, а не слоги. У силлабики наоборот, — последнее слово говорят слоги, а не стопы. И там, и там, как вы понимаете, есть и то, и то. Но мы отвлеклись. Рассмотрим пример Шервинского и Петровского как показатель этой потери ориентации в пространстве:


Эй, знакОмые, нЕзнакОмые, / прОчь с дорОги! слУжбу Я
1о1оо1о1оо/1о1о1о1 - 4/4
1о1оооо1оо/1о1о1о1 - 7 ударов


ДОлжен вЫслужить: всЕ бегИте, / УходИте прОчь с путИ,
1о1оо1о1о/1о1о1о1 - 4/4
1о1оо1о1о/оо1о1о1 - 7


ЧТОб не сбИл я вАс головОю, / лОктем, грУдью Или ногОй!
1о1о1оо1о/1о1о1оо1 - 4/4
1о1о0оо1о/1о1о0оо1 - 6


...ВОт и грЕки-плАщенОсцы, /идУт, закУтавши гОлову,
1о1о1о1о/о1о1оо1оо - 4/3
1о1ооо1о/о1о1оо1оо - 6


...ВСЮ дорОгу пЕрегОродИли, / лЕзут с ИзречЕньями,
1о1о1о1о1о/1о1о1оо - 5/3
1о1о0ооо1о/1ооо1оо - 5


...ХОдят хмУрые, хОдят пьЯные: / Ежели нАтолкнУсь на нИх,
1о1оо1о1оо/1оо1о1о1 - 4/4
1о1оо1о1оо/1оооо1о1 - 7


ТАк из нИх, уж навЕрно, кАждого / в пОрошОк раздЕлаю!..
1о1оо1о1оо/1о1о1оо - 4/3
1о1оо1о1оо/оо1о1оо - 6


КОММЕНТАРИЙ. "Службу я", это круто. И в принципе, античный перевод смешанными размерами как обычно, — блещет. На схемах всё видно, — говорить: тратить впустую время. Подытоживая сказанное, отмечу главное: ваш покорный слуга обозначил формальный метод при объяснении нарушений тетраметра или октометра. И, если ещё раз упомянуть о примере двух переводчиков, то лучше семь раз нарушить, нежели перевести вот так правильно, — как это сделали они. И даже не мешались друг другу, — забавно.










ПРИЛОЖЕНИЕ ВТОРОЕ. Галлиямб и расшатанный галлиямб http://studfiles.net/preview/6340386/page:49/


М.Л. Гаспаров - Русский стих начала 20-го века в комментариях.


Галлиямб и расшатанный галлиямб


№ 140


* * *


Я иду дорогой скорбной в мой безрадостный Коктебель...
По нагорьям терн узорный и кустарники в серебре.
По долинам тонким дымом розовеет внизу миндаль,
И лежит земля страстная в черных ризах и орарях. Припаду я к острым щебням, к серым срывам размытых гор,
Причащусь я горькой соли задыхающейся волны,
Обовью я чобром, мятой и полынью седой чело.
Здравствуй ты, в весне распятый, мой торжественный Коктебель!


М. Волошин, 1907


№ 141


Вологодский ангел


(Из поэмы)


<...>
Ой, весна, ой, люди-братья, в небе серые облака,
Ой, заря над лесом, ветер, – все в темнице Господней мы!
Белый город Вологда наша, на окраине тишина,
Только стройный звон колокольный, да чирикают воробьи.
Вьется речка, блестит на солнце, а за речкой лес, холмы,
За холмами мир вольный, – но Алеша не знал о нем.
Знал пустое – что соседка продала на базаре кур,
А уряднику на почте заказное письмо лежит.
Да и Пелагея Львовна не умнее сына была,
Не в гимназии училась – у Воздвиженской попадьи.
Всякий люд идет дорогой – проезжают в тройках купцы,
И с котомками богомольцы, и солдаты на войну.
Из обители далекой в Троице-Сергию инок шел,
Попросил приюта в доме, отдохнуть и хлеба кусок.
В мае ночи коротки, белы, стихнет ветер, небо горит,
И плывет звезда Венера по сияющим морям.
Все о доле монастырской, о труде монах говорил,
А Алеша о мире думал и заснуть потом не мог.
<...>


Г. Адамович, 1916


На примере имитаций гексаметра мы видели, как на фоне более длинных стоп могут появляться стопы укороченные. На примере имитаций гораздо менее распространенного античного размера – галлиямба – можно увидеть, как на фоне более коротких стоп могут появляться стопы удлиненные.


В самом деле, если в античной квантитативной метрике два кратких слога могли стягиваться в один долгий (и из дактиля, 1оо, получался спондей, 11), то и один долгий слог мог распускаться в два кратких (и из хорея, 1о, получался «трибрахий», ооо). В силлабо-тонической имитации равнодлительность звучания переставала ощущаться, а замена трехсложия двусложием оставалась. Естественно было бы ожидать, что как гексаметр возник у нас в переводах и подражаниях античному эпосу, так и расшатывание хореев и ямбов произойдет в переводах античной драмы, которая писалась преимущественно этими размерами. Этого не произошло: античную драму у нас переводили выровненными двусложными стопами. Одинокий эксперимент произошел лишь в редком лирическом размере галлиямбе (название – от «галлов», жрецов культа богини Кибелы, которые будто бы пользовались им в своих экстатических песнях; не путать с галлами, жителями Галлии!).


В основе галлиямба лежит хореическая стопа; на русский слух строгий, без распущений галлиямб воспринимается как 8-ст. хорей (с цезурой после 4-й стопы), затянутый на конце лишним слогом. Так его и передал М. Волошин в стихотворении о крымском Коктебеле, где он жил, – «лишний» слог берем в скобки: «Я иду дорогой скорбной / в мой безрадост(ный) Коктебель...» Г. Адамович, почувствовав эффект такого приема, стал применять его и в других местах строки: «Белый город Волог(да) наша...», «Вьется речка, (бле)стит на солнце...... Стих стал более гибок и изменчив, хотя эффект выделенной концовки ослабел: в некоторых концовках автор обходится без этой обязательной в галлиямбе затяжки («...а за речкой лес, холмы», «...и солдаты на войну»), а в одном месте в середине стиха допускает даже не распущение двусложия в трехсложие, а стяжение его в односложие («За холмами мир ( – ) вольный...»), что вовсе противоречит тенденциям галлиямба. Впрочем, оговорим сразу: никаких свидетельств о том, что Адамович сознательно опирался на традицию античного галлиямба, нет. Но что он держал в сознании или в подсознании образец Волошина, можно не сомневаться.


Как же определить форму стиха, получившуюся у Г. Адамовича? Вернее всего, кажется нам, вот такой формулой:


+о1о+(+)о1о | +о1о+(+)о1


Это значит: два полустишия с цезурой между ними; первое полустишие с женским окончанием, второе – с мужским; оба – с двусложной анакрусой, первый слог которой может нести необязательное ударение; в каждом – два обязательно ударных слога (это сильные слоги сильных стоп вторичного ритма 4-ст. хорея, из которого развился наш размер: см. № 88); между ними – 3- или 4-сложный безударный интервал, на одном из внутренних слогов которого может стоять необязательное ударение. Такие произвольные ударения в затянутых промежутках между сильными местами мы встретим в тактовике – следующей за дольником переходной форме от силлабо-тоники к чистой тонике (№ 147—148). Как богатый опыт русского гексаметра был предварительной школой русского дольника, так скудный опыт русского галлиямба был предварительной школой русского тактовика.


Примерьте сами, как укладывается в изображенную схему каждый стих отрывка из поэмы Адамовича. Предупреждаем, что отклонений будет два: одно в стихе 6 (мы его упоминали), другое в стихе 9.


В заключение – небольшое отступление. В 1919 г. Блок написал очерк о Катилине, которого называл «римским большевиком». Там он цитировал по-латыни стихотворение Катулла (современника Каталины – I в. до н.э.) «Аттис», написанное галлиямбом. Ничего общего между содержанием «Аттиса» и заговором Катилины не было, но Блок услышал в ритме галлиямба – маршевом хорее с резкими перебоями-затяжками в концах строчек – нечто родственное духу заговора Катилины: «Вы слышите этот неровный, торопливый шаг обреченного, шаг революционера, шаг, в котором звучит буря ярости, разрешающаяся в прерывистых музыкальных звуках? Слушайте его...» Так Блок воспринимал «музыку революции» (одно из любимых его выражений в те годы). С этим любопытно сравнить содержание двух приведенных русских имитаций галлиямба (о которых Блок вряд ли думал): у Волошина – религиозно окрашенная торжественность (образ весенних страстей Христовых; орарь – церковное облачение, наплечная перевязь с крестами), у Адамовича – мирное захолустное затишье (хоть поэма его и кончается печально). Таково разнообразие субъективных восприятий одного и того же размера; вот почему всякий раз, говоря о связи какой-то стихотворной формы с содержанием, мы спрашиваем: «Так ли это на ваш слух?»






ПРОВЕРЯЕМ:


1. Ой, весна, ой, люди-братья, в небе серые облака,
1о1о1о1о/1о1оо0о1 -


2. Ой, заря над лесом, ветер, – все в темнице Господней мы!
1о1о1о1о/1о1оо1о1


3. Белый город Вологда наша, на окраине тишина,
1о1о1оо1о/0о1оо0о1


4. Только стройный звон колокольный, да чирикают воробьи.
1о1о1оо1о/0о1оо0о1


5. Вьется речка, блестит на солнце, а за речкой лес, холмы,
1о1оо1о1о/0о1о1о1


6. За холмами мир вольный, – но Алеша не знал о нем.
0о1о11о/0о1оо1о1


7. Знал пустое – что соседка продала на базаре кур,
1о1ооо1о/0о1оо1о1


8. А уряднику на почте заказное письмо лежит.
0о1ооо1о/0о1оо1о1


9. Да и Пелагея Львовна не умнее сына была,
1ооо1о1о/0о1о1оо1
1оо1оо1о/0о1о1оо1 - ???


10. Не в гимназии училась – у Воздвиженской попадьи.
0о1ооо1о/0о1оо0о1


11. Всякий люд идет дорогой – проезжают в тройках купцы,
1о1о1о1о/0о1о1оо1


12. И с котомками богомольцы, и солдаты на войну.
0о1оо0о1о/оо1ооо1


13. Из обители далекой в Троице-Сергию инок шел,
оо1ооо1о/1оо1оо1о1 — !


14. Попросил приюта в доме, отдохнуть и хлеба кусок.
оо1о1о1о/0о1о1оо1


15. В мае ночи коротки, белы, стихнет ветер, небо горит,
1о1ооо1о1/1о1о1оо1
1о1оо1о1о/1о1о1оо1 - ?


16. И плывет звезда Венера по сияющим морям.
оо1о1о1о/оо1ооо1


17. Все о доле монастырской, о труде монах говорил,
1о1ооо1о/0о1о1оо1


18. А Алеша о мире думал и заснуть потом не мог.
1о1оо1о1о/оо1о1о1


ПРИМЕЧАНИЕ: Нарушение, не в 9 стихе, а в 13. Если только, ПелагЕя Львовна, на самом деле не ПелАгея Львовна. Теперь сравним или лучше спросим себя, а в чём разница между расшатанными тетраметром и галлиямбом, опять же, со слов одного и того же человека? Который, даже по собственной методе, не смог рассудить, что не хореические полустишия являются — трёхдольниками.






ДОПОЛНИТЕЛЬНО. Если предположить, что галлиямб, это размер более лёгкий нежели тяжёлый наряду с элементами устойчивости к обоим, то первые его полустишия должны иметь по одной трёхсложной стопе — не более. Где исключение будет одно, — в самом конце. Не забывая, конешно же о вторых формах хорео-дактилей. Что, тоже, своего рода является исключением. В связи с чем, мы получаем следующие размеры галлиямба, — всех четырёх метров силлабометрики (и двух силлаботоники):


============
ХД ГАЛЛИЯМБ:
============


1. Начало 4- ст. хорея:


1о1о1о1/о/1о1о1о1 - 15
1о1о1о1/о/1оо1о1о1 - 16
1о1о1о1/о/1о1оо1о1 - 16 (!)
1о1о1о1/о/1о1о1оо1 - 16 (!)
1о1о1о1/о/о1о1о1о1 - 16


+


1о1о1о1/о/о1оо1о1 - 15
1о1о1о1/о/о1о1оо1 - 15
1о1о1о1/о/1оо1оо1 - 15
1о1о1о1/о/о1оо1оо1 - 16


2. Начало гликонея:


1о1оо1о1/о/1о1о1о1 - 16
1о1оо1о1/о/1оо1о1о1 - 17
1о1оо1о1/о/1о1оо1о1 - 17 (!)
1о1оо1о1/о/1о1о1оо1 - 17 (!)
1о1оо1о1/о/о1о1о1о1 - 17


+


1о1оо1о1/о/о1оо1о1 - 16
1о1оо1о1/о/о1о1оо1 - 16
1о1оо1о1/о/1оо1оо1 - 16
1о1оо1о1/о/о1оо1оо1 - 17


3. Начало пкбс:


1о1о1оо1/о/1о1о1о1 - 16
1о1о1оо1/о/1оо1о1о1 - 17
1о1о1оо1/о/1о1оо1о1 - 17 (!)
1о1о1оо1/о/1о1о1оо1 - 17 (!)
1о1о1оо1/о/о1о1о1о1 - 17


+


1о1о1оо1/о/о1оо1о1 - 16
1о1о1оо1/о/о1о1оо1 - 16
1о1о1оо1/о/1оо1оо1 - 16
1о1о1оо1/о/о1оо1оо1 - 17


Итого: 27 размеров.


============
ДХ ГАЛЛИЯМБ:
============


1оо1о1о1/о/1о1о1о1 - 16
1оо1о1о1/о/1оо1о1о1 - 17
1оо1о1о1/о/1о1оо1о1 - 17 (!)
1оо1о1о1/о/1о1о1оо1 - 17 (!)
1оо1о1о1/о/о1о1о1о1 - 17


+


1оо1о1о1/о/о1оо1о1 - 16
1оо1о1о1/о/о1о1оо1 - 16
1оо1о1о1/о/1оо1оо1 - 16
1оо1о1о1/о/о1оо1оо1 - 17


Итого: 9 размеров.


==============
ЯЯА ГАЛЛИЯМБ:
==============


1. Начало 4- ст. ямба:


о1о1о1о1/о/1о1о1о1 - 16
о1о1о1о1/о/1оо1о1о1 - 17
о1о1о1о1/о/1о1оо1о1 - 17
о1о1о1о1/о/1о1о1оо1 - 17*
о1о1о1о1/о/о1о1о1о1 - 17


+


о1о1о1о1/о/о1оо1о1 - 16
о1о1о1о1/о/о1о1оо1 - 16
о1о1о1о1/о/1оо1оо1 - 16
о1о1о1о1/о/о1оо1оо1 - 17*


2. Начало ямбического диметра:


о1о1оо1о1/о/1о1о1о1 - 17
о1о1оо1о1/о/1оо1о1о1 - 18
о1о1оо1о1/о/1о1оо1о1 - 18
о1о1оо1о1/о/1о1о1оо1 - 18*
о1о1оо1о1/о/о1о1о1о1 - 18


+


о1о1оо1о1/о/о1оо1о1 - 17
о1о1оо1о1/о/о1о1оо1 - 17
о1о1оо1о1/о/1оо1оо1 - 17
о1о1оо1о1/о/о1оо1оо1 - 18*


3. Начало пкбс с анакрузой:


о1о1о1оо1/о/1о1о1о1 - 17
о1о1о1оо1/о/1оо1о1о1 - 18
о1о1о1оо1/о/1о1оо1о1 - 18
о1о1о1оо1/о/1о1о1оо1 - 18*
о1о1о1оо1/о/о1о1о1о1 - 18


+


о1о1о1оо1/о/о1оо1о1 - 17
о1о1о1оо1/о/о1о1оо1 - 17
о1о1о1оо1/о/1оо1оо1 - 17
о1о1о1оо1/о/о1оо1оо1 - 18*


Итого: 27 размеров.


==============
ЯА ГАЛЛИЯМБ:
==============


о1оо1о1о1/о/1о1о1о1 - 17
о1оо1о1о1/о/1оо1о1о1 - 18
о1оо1о1о1/о/1о1оо1о1 - 19
о1оо1о1о1/о/1о1о1оо1 - 19*
о1оо1о1о1/о/о1о1о1о1 - 19


+


о1оо1о1о1/о/о1оо1о1 - 17
о1оо1о1о1/о/о1о1оо1 - 18
о1оо1о1о1/о/1оо1оо1 - 18
о1оо1о1о1/о/о1оо1оо1 - 18*


Итого: 9 размеров.


==============
+ХД ГАЛЛИЯМБ:
==============


1. Начало 5- ст. хорея:


1о1о1о1о1/о/1о1о1о1 - 17
1о1о1о1о1/о/1оо1о1о1 - 18
1о1о1о1о1/о/1о1оо1о1 - 18
1о1о1о1о1/о/1о1о1оо1 - 18*
1о1о1о1о1/о/о1о1о1о1 - 18


+


1о1о1о1о1/о/о1оо1о1 - 17
1о1о1о1о1/о/о1о1оо1 - 17
1о1о1о1о1/о/1оо1оо1 - 17
1о1о1о1о1/о/о1оо1оо1 - 18*


2. Начало 2 формы ХД4_б1 — 3- ст. анапеста:


0о1оо1оо1/о/1о1о1о1 - 17
0о1оо1оо1/о/1оо1о1о1 - 18
0о1оо1оо1/о/1о1оо1о1 - 18
0о1оо1оо1/о/1о1о1оо1 - 18*
0о1оо1оо1/о/о1о1о1о1 - 18


+


0о1оо1оо1/о/о1оо1о1 - 17
0о1оо1оо1/о/о1о1оо1 - 17
0о1оо1оо1/о/1оо1оо1 - 17
0о1оо1оо1/о/о1оо1оо1 - 18*


Итого: 18 размеров.






* — что я хотел сказать звёздочкой, уже забыл.



Другие статьи в литературном дневнике: