Поэзия - это жертва, а не завоевание...

Оксана Светлакова: литературный дневник

Вчера я впервые прочла эссе Варлама Шаламова под названием "Таблица умножения для молодых поэтов". И была в полном восторге от того, как он коротко и четко выразил то, о чем я часто говорю на этом сайте. Нет плохих и хороших стихов. Есть поэзия и не-поэзия... не наличие рифм определяет поэзия это или нет.... и так далее. Прежде, чем разместить здесь этот текст, я добавлю лишь пару строк. Поэт - это всегда особое состояние души... Это - микрокосм, врастающий в макрокосм, и способный при этом описать особенности этого "врастания"...
Другие свои мысли по этому поводу я, пожалуй, тоже изложу, но чуть позже. Основное все же в том, что поэтический дар - это не солнечный поцелуй небес, а достаточно непростая и ответственная ноша...


ВАРЛАМ ШАЛАМОВ
"ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ ДЛЯ МОЛОДЫХ ПОЭТОВ"


1. 1x1=1.


Напрасно говорят, что в искусстве нет законов. Эти законы есть. Постижение тайн искусства – важная задача поэта. Эти тайны искусства имеют мало общего с поисками размера, овладением рифмой и т.д. Размеры и рифмы – это тайны сапожной мастерской, а не тайны искусства.


2. Научиться писать стихи – нельзя.


Поэтому и не бывает никаких «первых» стихов. Учиться нужно не писать стихи, а воспитывать в себе любовь к стихам, требовательный и строгий вкус, понимание авторского чувства.


3. Поэзия – это неожиданность.


Неожиданность, новизна: чувства, наблюдения, мысли, детали, ритма...


4. Поэзия – это жертва, а не завоевание. Обнажение души, искренность, «самоотдача» –


непременные условия поэтической работы.


5. Поэзия – это судьба, а не ремесло.


Пока кровь не выступает на строчках – поэта нет, есть только версификатор. В лицейском Пушкине еще нет поэта, и напрасно школьников заставляют учить «Воспоминания в Царском Селе».


6. Начала и цели поэзии.


Начала большой поэзии – самые разные. Цель же – одинакова с религией, с наукой, с политическим учением – сделать человека лучше, добиться, чтобы нравственный климат мира стал чуть-чуть лучше... Истинное произведение искусства, способное улучшить человеческую породу, незримым и сложным способом может быть создано чаще всего не на путях дидактических.


7. Поэзия – это опыт.


Огромный личный опыт, подобный завещанному Рильке, хотя стихи самого Рильке и не результат такого опыта.


8. Поэзия – неизвестность, тайна.


В стихах поэту не должно быть все заранее известно до того, как стихотворение начато. Иначе незачем писать стихи.


9. Стихи – это всеобщий язык.


На этот язык может быть переведено любое явление жизни – общественной, личной, физической природы. Это всеобщий знаменатель, то число, на которое делится весь мир без остатка.


10. Поэт - это инструмент.


Инструмент, с помощью которого высказывается природа. Переводчик с языка природы на человеческий язык. Суждения природы не всегда просто перевести на обычный человеческий язык.


11. Чувства гораздо богаче мыслей.


Поэзия своими средствами: подтекстом, аллегорией, интонацией, звуковой организацией, переплетенной со смысловым содержанием, сопоставлением дальнего и близкого, то недомолвками, то многозначительностью – стремится донести до нас именно то, что не может быть ясно выражено словами, но тем не менее существует вопреки Декарту. Стихи работают в этой «пограничной» области.


12. Ритм – важное начало поэзии, как и любого из искусств – музыки, скульптуры, живописи. Необходимое, но не единственное начало. Расстояние от народной песни до монологов Фауста видно невооруженным глазом.


13. Стихи – это не поиски.


Поэт ничего не ищет. Творческий процесс – это не поиски, а отбрасывание того безмерного количества явлений, картин, мыслей, чувств, идей, являющихся мгновенно в мозгу поэта на зов рифмы, звукового повтора в строке.


14. Ясность и точность в поэзии не одно и то же.


Поэзии нужна точность, а не ясность. Поэзия имеет дело с подтекстом, с аллегориями, с намеками, с интонационным строем фразы. Сложность чувства не всегда можно выразить ясно. Язык слишком беден для этого. Кроме того, язык природы не всегда можно ясно перевести на человеческий язык.


15. Минор в стихах действует сильнее мажора. «Евгения Онегина» мы запоминаем не потому, что это «энциклопедия русской жизни», а потому, что там любовь и смерть.


16. Стихи не рождаются от стихов.


Не существует поэтов для поэтов. Поэт для поэтов только один – жизнь. Стихи рождаются от жизни, а не от других стихов.


17. Большие поэты никаких путей не открывают.


Напротив, по тем дорогам, даже по тем тропам, по которым прошли большие поэты, – ходить нельзя. Пути подражания для поэта закрыты.


18. Не суйтесь в науку


Искусству там делать нечего. Ничего, кроме конфуза, там поэта не ждет, как во времена Ньютона, так и во времена Эйнштейна. В искусстве нет прогресса, и всевозможные симпозиумы по вопросам науки просто ни к чему.


19. За деревьями в поэзии нужно видеть не лес, а подробности, не увиденные раньше. И не ботанически видеть, а поэтически. Изучая ботанику, воспитывать деталь-символ, деталь-аллегорию, следить, чтобы знание ботаники не заглушило, не ослабило поэтического начала.


20. Пейзажная лирика – попытка дать дереву и камню заговорить о себе и о человеке. И вместе с тем – пока пейзаж не говорит по-человечески, он не может называться пейзажем.
21. Космос поэзии – это ее точность.


Искания здесь и находки – бесконечны, как жизнь.


22. Стихи для слуха и для глаза.


В стихотворении услышанном – воспринимается тысячная часть достоинств стихотворения. Недостаток чувства, мыслей скрывается за звуковой погремушкой.


23. Форма и окраска слова.


Форма и величина слова зависят от гласных букв, а окраска – от согласных.


24. Поэзия – непереводима.


Глубоко национальна. Совершенствование поэзии, развитие бесконечных возможностей стиха лежит в границах родного языка, быта, предания, литературных вкусов.


25. «Все или ничего».


В стихах есть закон «все или ничего». Более квалифицированных и менее квалифицированных стихов попросту не существует. Есть «стихи» и «не стихи».


26. Научиться стихами проверять собственную свою душу, ее неосвещенные углы.


Стихотворение не будет писаться, если оно – не искренне. Иногда поэт вследствие своей импульсивности может привести себя в состояние иллюзии, заставить себя поверить... Но это редкий случай. В большинстве случаев в стихах гадают, как на картах. И угадывают.


27. Рифма – поисковый инструмент, а не орудие благозвучия (Бальмонт), не мнемоническое средство (Маяковский). Роль рифмы гораздо значительней.


28. Рифма пришла к нам позже ассонанса.


Нет нужды возвращаться к мамонту – ассонансу. Ее роль в русском стихосложении еще не только не сыграна, а только-только начата.


29. Свободный стих – это стих второго сорта. Это – подстрочник еще не написанного стихотворения.


Значение рифмы в русской поэзии огромно Возможности русских размеров – безграничны. Свободный стих диктуется желанием сближать языки в нашу эпоху, где уничтожены расстояния, сблизить словесное искусство разных стран, наиболее национально обособленное по сравнению с музыкой, архитектурой, живописью. Желание хорошее. Но в жертву приносится слишком много. Истинная поэзия непереводима, и не нужно бояться этого. Арагон предлагал переводить стихи на чужой язык прозой. В этом есть логика и резон. Но и этого не надо, ибо есть поэты-переводчики, которые на материале стихов оригинала пишут собственные хорошие стихи. Свободный стих продиктован желанием сделать язык поэзии переводимым, обеднив его, приближая к прозе.


30. Все большие русские поэты писали классическими размерами, их авторский голос громок и чист.


Ямбы


Пушкина


Лермонтова


Тютчева


Некрасова


Блока


Мандельштама


Цветаевой


Пастернака


Ходасевича


Бродского


не спутать друг с другом.


31. Изучать технику стиха, понимая, что это – техника.


Знание контрапункта не лишает композитора восприимчивости к музыке (Норберт Винер). К тому же часто самозабвенное увлечение работой над решением «технических» вопросов стихосложения вдруг открывает какую-либо подлинную тайну искусства.


32. Скупее!


Чем больше емкость стихотворной строки, тем лучше.


33. Короче!


Русское лирическое стихотворение не должно быть больше трех-четырех строф. Лучшие стихотворения русской поэзии – в двенадцать – шестнадцать строк (даже восемь – Тютчев, Пастернак).


34. Поэтическая интонация – это лицо поэта, его голос, его литературный паспорт, право на занятие поэзией. Поэтическая интонация – понятие очень важное и более широкое, чем объяснено в литературоведческом словаре. Разработка понятия поэтической интонации – важная задача нашей поэтики. Откровенное заимствование и заимствование замаскированное, с которым не может справиться автор, – все это, как и чужое влияние, – должно быть осуждено наравне с плагиатом.


35. О таланте.


«Талант – это такая штука, что если он есть, то есть, а если его нет – то нет» (Шолом-Алейхем). Точнее определения нет. А труд – это потребность таланта. Всякий талант не только качество, а и количество. Моцарт – образец и пример – постоянно и много работающего художника.


36. Традиции и новаторство.


Только тот, кто хорошо знает предмет своей работы, может прибавить что-то новое. Здесь решение вопроса о традициях и новаторстве.


37. Знать поэтическое наследие XX века, не ограничиваясь XIX-м.


Знать


Анненского


Белого


Ходасевича


Цветаеву


Пастернака


Мандельштама


Волошина


Кузмина


Ахматову.


Понимать их место в развитии русской поэзии, знать их находки и их открытия. Без этих поэтов нет русской лирики.


38. Проверяй себя чужими стихами.


Если твое настроение, твое чувство может быть выражено чужими строчками – не пиши стихи.


39. Стихи на «свободном ходу» – обязательное упражнение для поэта.


На заданный ритм поэт включает, едва контролируя мыслью, тот мир, который толчется за окнами, и только потом по этому черновику, написанному природой, ведет суровую, жесткую правку, оставляя только важные находки.


40. Нужно ли поэту писать прозу? Обязательно.


В стихе всего не скажешь, как бы ни высокоэмоциональным было то, что сказано в стихе. Поэт, пишущий прозу, обогащает и свою прозу и свою поэзию. Пушкин, Лермонтов, да и любой поэт могут быть понятны лишь вместе со своей прозой, в единстве.
41. Приобщение к поэзии нужно начинать не с Пушкина.


Пушкин – поэт, требующий взрослого читателя, требующий личного жизненного опыта, а также читательской культуры. Лермонтов, Тютчев – еще сложнее. Приобщаться нужно чтением Некрасова и А. К. Толстого, а потом переходить к Пушкину.


42. В искусстве места хватит всем. Не нужно устраивать давку, толкучку.


43. Что выше? Поэзия или проза?


За что же пьют? За четырех хозяек.


За их глаза, за встречи в мясоед


За то, чтобы поэтом стал прозаик


И полубогом сделался поэтЛейт


44. Стихи – это не роман, который можно пролистать...


Стихи – это не роман, который можно пролистать, проглядеть за одну ночь. Стихи требуют чтения внимательного, неоднократного перечитывания. Стихи должны читаться в разное время года, при разном настроении.


45. Поэт и современники.


Для современников поэт всегда нравственный пример.


46. 10 х 10 = 100.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 19.02.2012. Поэзия - это жертва, а не завоевание...