Czeslaw Niemen

Акламэна: литературный дневник

tekst piosenki Dziwny jest ten swiat - Czeslaw Niemen



Dziwny jest ten swiat,


gdzie jeszcze wci;;


mieci sie wiele zla.


I dziwne jest to,


ze od tylu lat


czlowiekiem gardzi czlowiek.



Dziwny ten swiat,


swiat ludzkich spraw,


czasem as wstyd przyzna; sil.


A jednak czesto jest,


;e kto; slowem zlym


zabija tak, jak nozem.



Lecz ludzi dobrej woli jest wincej


i mocno wierz; w to,


ze ten swiat


nie zginie nigdy dzienki nim.


Nie! Nie! Nie!


Przyszed juz czas,


najwyjszy czas,


nienawi;; zniszczy; w sobie.



Lecz ludzi dobrej woli jest wiencej


i mocno wierz; w to,


ze ten swiat


nie zginie nigdy dzienki nim.


Nie! Nie! Nie!


Przyszed; juz czas,


najwyjszy czas,


nienawiscj zniszczy w sobie.


http://www.youtube.com/watch?v=o63B2lMbyjY

----


Ты такая ж простая, как все,
Как сто тысяч других в России.
Знаешь ты одинокий рассвет,
Знаешь холод осени синий.


По-смешному я сердцем влип,
Я по-глупому мысли занял.
Твой иконный и строгий лик
По часовням висел в рязанях.


Я на эти иконы плевал,
Чтил я грубость и крик в повесе,
А теперь вдруг растут слова
Самых нежных и кротких песен.

Не хочу я лететь в зенит,
Слишком многое телу надо.
Что ж так имя твое звенит,
Словно августовская прохлада?


Я не нищий, ни жалок, ни мал
И умею расслышать за пылом:
С детства нравиться я понимал
Кобелям да степным кобылам.


Потому и себя не сберег
Для тебя, для нее и для этой.
Невеселого счастья залог -
Сумасшедшее сердце поэта.


Потому и грущу, осев,
Словно в листья в глаза косые...
Ты такая ж простая, как все,
Как сто тысяч других в России.


С.Есенин
1923



Czeslaw Niemen - стихи Сергея Есенина

---
Czeslaw Niemen -- Kолокольчик (1977)


---


Czeslaw Niemen -- Pa dikim stiepiam Sabajkalia (Бродяга)


---
Czeslaw Niemen - "Io Senza Lei"


---
Czeslaw Niemen - Dziwny jest ten ;wiat (66 Niezapomnianych Piosenek))


CZESLAW NIEMEN


Выдающийся польский музыкант, композитор и певец Чеслав Немен (Чеслав Видржицки) родился в Гродненской области. В 1958-м семья Видржицки переехала в Гданьск, где Чеслав поступил в высшую музыкальную школу. В начале 60-х он уже начал выступать на польской эстраде, а в 1962-м стал участником ансамбля "Niebiesko-Czarni", где был не только вокалистом, но и сочинял песни. Группа пользовалась успехом как на родине, так и за ее пределами и даже выступала в парижской "Олимпии". Именно в этот период Видржицки взял себе псевдоним Немен (в честь реки Неман, на которой он вырос). Первое признание пришло к артисту в 1964 году, когда Марлен Дитрих записала немецкую версию его песни "Czy mnie jeszcze pamietasz?". В 1966-м Чеслав начал сочинять материал в духе соул, а для радиопрограмм записал несколько русских народных песен. Когда Немен второй раз попал в Париж, ему там довелось выступать вместе с такими знаменитостями как "Spencer Davis Group", "Kinks" и "Pretty Things". После возвращения из-за рубежа Чеслав вернулся нагруженный идеями хиппи. Он отрастил длинные волосы, полностью сменил имидж, а его новые музыкальные пристрастия находились под сильным влиянием черного соула. В начале 1967-го Немен ушел из "Niebiesko-Czarni" и начал собственную карьеру, собрав сопровождающий бэнд "Akwarele". Летом того же года Чеслав выступил на фестивале в Сопоте, где произвел сенсацию с песней "Dziwny est ten swiat". Сильные тексты, яркая мелодия, а также небывало эмоциональное (для коммунистической Польши) исполнение принесли певцу первую премию. С "Акварелями" Немен записал три альбома (из них наиболее удачные первые два), провел серию туров и принял участие в ряде фестивалей. В 1969 году Чеслав в совершенно новом окружении создал свой самый, пожалуй, монументальный альбом "Niemen Enigmatic", где использовал стихи известного польского поэта Киприана Норвида. В начале 70-х в творчестве музыканта в отличие от ранних соул-ориентированных работ начали преобладать прогрессивные веяния. Смена стиля потребовала и смены сопровождающего состава, и теперь команда артиста, состоявшая из будущих членов "SBB", называлась просто "Niemen". Новый коллектив много гастролировал у себя на родине, делал вылазки в Германию, Чехословакию, Финляндию и Венгрию, а также стал участником церемонии открытия Олимпийских Игр в Мюнхене. В этот период Чеслав записал для фирмы "CBS" несколько англоязычных пластинок. В 1974-м Немен собрал очередной проект, "Aerolit", с которым выпустил джаз-роковый альбом. Новая команда распалась очень быстро, и следующий диск музыкант записывал практически в одиночку. Если звучание "Katharsis" было чисто электронным, то работа 1978 года "Idee Fixe" являлась разноплановой. Здесь можно было услышать и фольклорные стилизации, и электронный авангард и фанк и многоуровневые импровизации. К концу 70-х гастрольная деятельность артиста сильно сократилась. Лишь в 1978-м Немен с джаз-роковой группой "Laboratorium" посетил Индию, а в 1980 провел турне по Штатам. Диск "Postscriptum", выпущенный против воли музыканта, как бы подводил черту большого этапа его творческого пути. В 80-х Чеслав основательно окопался в своей студии, экспериментируя с электронными звуками, а затем увлекся компьютерной графикой. Перед тем как исчезнуть из поля зрения на долгое время Неман выступил на концерте "Old Rock Meeting", посвященном 25-летию польского рока, и в 1989-м выпустил альбом "Terra Deflorata". Последняя работа музыканта вышла в свет в 2001-м. 17 января 2004 года Чеслав Немен скончался от рака.


- материал взят с сайта hardrockcafe.narod.ru




Родина Чеслава Немэна


16.II.1939 - 17.I.2004





Алла БИБИКОВА 2008-10-19 14:48:46
Лучший польский музыкант ХХ столетия родился и вырос в Старых Василишках Щучинского района


“Есть где-то то, что сердцу
всего ближе,
То, о чем никогда
не забуду.
Есть такой дом
далеко-далеко,
За ним поле и лес,
а за лесом, там над рекою
растут цветы,
которых уже никогда
не увижу...”


Да простят меня лингвисты и фанаты Чеслава Немена за столь вольный перевод с польского, но именно эти строки из его альбома “Dziwny jest ten swiat” (“Странный мир”) пульсировали в моем сердце, когда я стояла у дома музыканта в д.Старые Василишки, что в Щучинском районе. Он ведь наш, здешний. И псевдоним его — от реки Неман. А по-настоящему — Чеслав Юлиуш Выджицкий, сын Антона Выджицкого, настройщика музыкальных инструментов и замечательного мастера на все руки.


Домик, где родился и вырос великий музыкант, сегодня пуст. Он успел поменять несколько владельцев (до недавнего времени здесь был сельский магазин), обветшал и сейчас находится в плачевном состоянии. Старый колодец во дворе, полуразрушенный сарайчик, сломанная яблонька и большой неухоженный сад, за которым — поле и лес...


Именно сюда всю жизнь мысленно возвращался музыкант, считая свои родные места самым дорогим местом на свете, ностальгируя по малой родине. Живя в Варшаве, он так и не смог забыть вкус яблок из родного сада, запах сирени и дорогу к главной святыни — костелу, где был крещен и где с девятилетнего возраста пел в хоре. И хотя в некоторых польских изданиях язвительно цитировались слова Немена об отношении к Беларуси: “Не хочу туда ехать, хочу все забыть”, — это касалось вовсе не родных Василишек, не людей, которых он любил и помнил, а той системы двойных стандартов и лицемерия общества, в котором ему пришлось взрослеть. В архивных кадрах, снятых в 60—70-е годы, можно увидеть Чеслава Немена, выступающего на польской сцене в льняной сорочке с вышитым орнаментом, а его гастроли, проходившие на ура в Гродно, Минске, Бресте, общение с земляками из Василишек, визиты в родную деревню и невероятное количество поклонников на малой Родине свидетельствовали о том, что Чеслав никогда не отрекался от своих белорусских корней, и его духовная связь с Родиной была достаточно крепка.


— А вы знали Чеслава Немена? — спрашиваю у пожилых женщин на улице Старых Василишек.
— А кто тут его не знает?! — восклицают они. — Знаменитость наша! С кем-то вместе в школу ходил, с кем-то рос, дружил, жил по соседству... Женщины наперебой вспоминают, как Чесик пел в костельном хоре, с успехом выступал на школьных концертах, играл на фортепьяно. Учиться, правда, не старался: одна музыка в голове была. После семилетки уехал в Гродно, поступил в музпедучилище, проучился там всего два курса и вернулся назад в сельскую школу. Никакие предметы, кроме специальности, его попросту не интересовали...


По словам двоюродной сестры Чеслава Терезы Акстилович, он всегда мечтал стать музыкантом. “Подожди, мама, когда-нибудь ты и мои песни слушать будешь!” — сказал он как-то матери во время домашнего прослушивания пластинки с польской музыкой. Господь услышал его молитвы...


В доме Выджицких — зажиточной по тем временам семье — были фортепьяно, патефон. Отец Чеслава Антон имел свой кусочек земли, был прекрасным мастером с золотыми руками, умел все: настроить музыкальные инструменты, починить часы или патефон, подбить сапоги. Прекрасно пел, какое-то время играл в костеле на органе. Неудивительно, что его дети Чесик и Ядя трепетно отзывались на каждый музыкальный звук.


Когда в 1958 году у поляков, разбросанных по территории СССР, появилась возможность уехать в Польшу, Выджицкие решили ею воспользоваться. К тому времени в Василишках, как и во многих других деревнях Западной Беларуси, был закрыт костел, шла ярая борьба с религией — “опиумом для народа”, насаждались иные идеалы. Искренне верующий в Бога Антон Выджицкий решил уехать за границу ради детей. Правда, на чужбине он прожил всего два года. Говорят, умер от тоски по Родине. Взрослое дерево не терпит пересадок, не приживается...


А Чеслав, очутившись в Гданьске, поступил в музыкальный лицей. На хлеб зарабатывал, играя в ночных клубах. Буквально через четыре года, в 1962-м, блестяще выступил на конкурсе молодых талантов в Щецине, попал в золотую десятку лауреатов и начал совместную работу с популярной в те годы польской группой “Niebesko-czarni” (“Сине-черные”). Так началась его головокружительная карьера...


— Он всегда был своенравен и непредсказуем, — рассказывает жительница Василишек Софья Мухляда, — и в то же время безумно прост и человечен. С самого детства и всю жизнь дружил с моим мужем Збышеком Мухлядой (к сожалению, Збигнев Алейзович безвременно умер в 1984 году), а я училась в параллельном классе с ними. Это были настоящие василишковские звезды! Причем оба — самоучки. И когда Чеслав стал Неменом и вознесся к вершинам славы, он не загордился, продолжал общаться с нами, звонил, приезжал, передавал книги и брошюры, на концерты приглашал. И Збышек к нему в Польшу ездил... Софья Иосифовна достает старые фотографии. На них — застывшие мгновения встреч с другом детства и юности. Чеслав Немен любил фотографировать и приезжал в гости с фотокамерой. Чтобы самому присутствовать на снимке, включал автоспуск, ставил камеру на столбик у калитки и присоединялся к группе друзей-земляков.


— В 1979 году Чеслав в очередной раз гастролировал по СССР, — вспоминает Софья Мухляда. — Из Еревана позвонил Збышеку и пригласил всех друзей-земляков, своих школьных учителей на концерт в Вильнюс. Когда мы приехали, нам сообщили, что свободных мест нет. А стали разбираться, оказалось, для нас, земляков Немена из Василишек, целый первый ряд зарезервирован! А как он пел! Как его принимали зрители! Это было нечто из области фантастики. Порой непонятное нам, простым людям, но — грандиозное...


После этого концерта Чеслав побывал в Василишках. Ночевал в доме закадычного друга Збигнева Мухляды. Много разговаривали, вспоминали, фотографировались... Естественно, погостил у двоюродной сестры Терезы Акстилович, угостился ее блинами из печи, перецеловал всех знакомых бабушек, побродил по родному двору, саду, постоял у отчего дома. Очень растрогался и расстроился: некогда процветающая усадьба превратилась в “раскiданае гняздо”...


Пожалуй, в Старых Василишках нет человека, который не слышал бы о страстном романе Чеся Выджицкого и Марии Клевзуник, с которой он тайно расписался накануне отъезда в Польшу, но жизнь с которой, увы, не сложилась. Песню “Ты меня еще помнишь” он посвятил именно ей. Об этом доподлинно знают жители Старых Василишек. Здесь расскажут и о второй его жене — Малгожате, с которой Чеслав прожил счастливую жизнь. И о детках Чеслава: от первого брака у него родилась дочь, от второго — две.


Время летит, стирая из памяти незначительное, наносное, неважное. Но те, кому посчастливилось бывать на концертах Немена и проникнуться его творчеством, забыть увиденное и услышанное не в силах. Они рассказывают о том, какие очереди приходилось выстаивать за его пластинками, и про ажиотаж перед первыми его выступлениями в Московском театре эстрады в 1975 году. Про тот шок, который производил его голос, сам факт того, что афро-американский соул “ложится” на вполне понятные слова родственного славянского языка. Что в свое время Чеслав Немен соревновался по количеству золотых дисков с “Битлз”. Они были предметом культа совершенно наравне с “фирменными” арт-роковыми пластинками. Что со своим творческим девизом “Странен этот мир” он не вписывался в тогдашние эстрадные нормы. Немен с битловской причёской, в народно-хипповских нарядах, высказывающийся способом, далеким от пропагандистских норм тех времен, раздражал и шокировал.


— У него было всегда свое мнение, — пишет известный польский музыкальный журналист Войтех Манн. — И он никогда его конформистски не скрывал. Он никогда не потакал моде, однако все время находил новых сторонников. Произошло так, что сам факт существования Немена был явлением, беспокоящим музыкальных халтурщиков и производителей музыкального китча, для других же был явлением бодрящим, поддерживающим веру в независимость искусства и благородство творца...


Когда на “Славянском базаре в Витебске” тогда еще вовсе не звезда белорусской эстрады, а начинающий певец Петр Елфимов, отдавая дань великому земляку, исполнил его хит “Dziwny jest ten swiat”, многих белорусов словно парализовало у экранов телевизоров! Вдруг повеяло чем-то очень далеким и близким, и в памяти возник образ потрясающе красивого и талантливого певца, ставшего своеобразным символом целой эпохи в истории музыки. И стало горько оттого, что мы, земляки, так незаслуженно редко о нем вспоминаем.


Не многим музыкантам из-за “железного занавеса” удавалось неоднократно поднимать зал знаменитой парижской “Олимпии”, выступать на одной сцене с Марлен Дитрих и Стиви Уандером, гастролировать в крупнейших западных странах и (уж совсем невероятный факт) при жизни издать три альбома с песнями на могучей фирме “CBS” (сейчас “Sony”)! Чеслав Немен открыл не только полякам, но и всему миру наследие знаменитых польских поэтов, в первую очередь Циприана Камиля Норвида. Пройдя путь от шлягеров, которые сегодня относят к стилю латина, к сложнейшим композициям, он заставил говорить о себе весь мир. Как сказал один мудрец, не только человек должен ощущать благодарную причастность к какому-то уголку земли. Справедливо и наоборот: уголок земли вполне может гордиться своей причастностью к рождению человека. В Старых Василишках витает идея создания музея или хотя бы экспозиции, посвященных знаменитому земляку (что может, кстати, превратить деревеньку в туристическую мекку). Надеемся, она осуществится, пока еще окончательно не разрушен дом, где жил Чеслав, пока сельчане с любовью хранят уникальный материал, связанный с его жизнью и творчеством, а продюсер и жена музыканта готовы помочь в его создании.


Время, как река, уносит с собой многие факты и события, оставляя нам белые пятна и невосполнимые пропуски в летописи времен. В прошлом году ушел из жизни учитель истории из Старых Василишек Антон Антонович Маркевич, который все эти годы собирал материал о Чеславе Немене. Его дело продолжила жена Тамара Николаевна, которая бережно хранит и пополняет архив. Помнят о знаменитом земляке и в Василишковской средней школе. В величественном костеле святых апостолов Петра и Павла деревни Старые Василишки висит мемориальная доска: рядом с до боли знакомым барельефом — надпись на польском языке “Чеслав Немен (Выджицкий). Великий артист, знаменитый певец, голос поколения, исполнитель, композитор, которому Бог дал необычайный музыкальный талант. Родился 16.02.1939 года в д. Старые Василишки, умер 17.01.2004 года в Варшаве”. Узнав о безвременной кончине своего знаменитого земляка, жители деревни собрались на панихиду и все вместе молились о спасении его души. Бабушки и дедушки вряд ли до конца осознали место Чеслава Выджицкого в польской и мировой музыкальной истории, вряд ли знакомы с потрясающими книгами Марека Гашиньского или Романа Радошевского о Немене — они просто всю жизнь считали и продолжают считать его своим, василишковским парнем. А земляк — почти родственник. Так издревле водится в наших селах...


В августе 2004 года в память о самом великом польском музыканте столетия в Польше были выпущены почтовый конверт и марка. Разлетаясь по всем уголкам света, конверты с изображением кумира семидесятых и строками самой известной его песни “”Dziwny jest ten swiat” напоминают о том, что пора уничтожить зло и ненависть в нашем удивительном мире. “Я очень верю в то, что людей доброй воли больше, и благодаря им этот мир не погибнет никогда...” — писал Чеслав Немен.


Алла БИБИКОВА,
Народная газета
№ 147 (4271), 4 июля 2006




Ania Wyszkoni - Dziwny jest ten ;wiat
---
Janusz Radek "Dziwny jest ten swiat"


---


Monika Dryl - Dziwny Jest Ten swiat


---
Violetta Villas & Georgina Tarasiuk - Dziwny jest ten swiat
---





Другие статьи в литературном дневнике: