Эллионора Леончик. Секреты от поэта,

Миоль: литературный дневник

или Маленькое эссе для постановки поэтического голоса



От Автора: Эти практические наработки не подлежат общественному обсуждению, поскольку не являются тем местом, куда разрешается втыкать клизмы. :)


Стих состоит из Формы и Содержания.


ФОРМА: для меня - это половина стиха, не менее. Я - формалистка.
Отсюда - размеры - если жесткие, все эти ямбы-хореи-анапесты-амфибрахии, значит НИ единой лишней стопы к ним не присобачивается ни при каких обстоятельствах! Не может быть в 4-х-стопном ямбе пятая стопа, а в 5-тистопном шестая - ни в угоду смыслу, ни выпендрежа ради.


Белый стих - размер блюдется, аки Отче наш, а рифмы чтоб на дух близко не было, даже приблизительной.


Дольник - рай для современной поэзии, казалось бы: любое количество стоп в строфе, внутренние рифмы, аллитерации, рви строку где хочешь, цезурь, сколько влезет. Но малейшая лажа - и видна, и слышна, и ни в какой А-4 формат не спрячешь.


Верлибр - однозначно приветствую, но не разделяю мнение тех, кто считает, что в нем Ритм соблюдать не обязательно, образность отдыхает, любую прозу на лирическую тему можно разбить на строчки и обозвать верлибром... А кто сказал, что в хорошей прозе нет ритма и образов? Это в газетном тексте нет. Худ. прозу без ритма читать невозможно. Верлибр тем более. Просто в нем Ритм - не означает Размер. Здесь ритм - это дыхание и пульс Автора, его темперамент и внутрення музыка, его волновая направленность изнутри наружу. Где-то так. И больше свободы, больше возможностей на сотворение образов, что и ежу понятно. Проблема в том, ЧЕМ заполнить это пространство.


СОДЕРЖАНИЕ: не имеет значения, О ЧЁМ, главное - КАК. Поэзией может стать почти все, если найдется соответствующий ассоциативный ряд образов. Рифмованная проза категорически не катит.


Поэтического содержания не может быть без ТЕХНИКИ поэзии, как не может быть музыканта без постановки рук, а балерины без постановки ног. Стихи и поэзия - не одно и то же, хоть и глаголят об одном и том же. Это как худ.самодеятельность и дар от Бога, если еще к дару да хорошая школа...


Бытуют два мнения:
1. стихотворчеству не надобно учиться, достаточно почитать классиков;
2. этому на филфаках и в литвузах учат, остальные бездипломные - на фиг, плиз.
И то, и другое делим на 16, ибо судьбы многих больших поэтов этим мнениям противоречат.


О ТЕХНИКЕ СТИХОСЛОЖЕНИЯ написано много разных пособий и учебников, где чисто по-филологически анализируется классика жанра, неудобоваримо обзываются формы и конструкции, дико группируются рифмы и тд, и тп, и все это тонет в амбициозных спорах научников промеж собой. И всё - постфактум по уже созданному. Но нигде нет пособия на тему КАК создать новое, современноязычное произведение.


Пожалуй, единственный, кто сотворил нечто практическое и всем понятное - это В.Маяковский в 1924г., написав работу для трудящихся "Как делать стихи". И по сей день в ней есть неустаревающие открытия и дельные советы. К сожалению, авторы, которых приходится отсылать к ВМ, туда не идут, мотивируя тремя причинами: не люблю ВМ, не понимаю ВМ, не хочу ВМ, потому что такой-сякой-разэдакий. И тогда я отсылаю их подальше за невозможностью дальнейшего обучения. Оставшиеся берут ручку, блокнот и записывают...



1. Правила русского языка в поэзии никто не отменял!


2. Основа поэтического текста - образы, выраженные существительными, и динамика, выраженная глаголами.


Ряд существительных-образов, связанных общей темой-идеей, называется ассоциативным рядом.
У каждого пишущего он индивидуален.
Если нет этой индивидуальности - будет вторичность, банальность, глупость, серость.
Например. Трем авторам предложено составить для этюда ряд ассоциаций к существительному-образу "ночь" в количестве 8 штук.


Автор А: ночь, сон, тьма, звезды, луна, волна, тишина, тоска.
Автор Б: ночь, ветер, звезды, тучи, месяц, сон, женщина, любоффь.
Автор В: ночь, платина, бархат, агат, причал, бриз, предчувствие, танго.


Вопрос: из кого получится Поэт?
Видимо, это автор В.
Подобное задание может служить своеобразным тестом на образное мышление, и это работает. Далее авторам предлагается написать белый стих 5-ти-стопным ямбом на их ассоциативный ряд, один образ - одна строка, очередность образов не соблюдается. Так появляется поэтический этюд.
Образ-исходник может быть любым, надеюсь это понятно.


Теперь о глаголах.
Этими штуками можно или убить работу, или сделать ее живой.
Чаще всего убивают, ибо используют БЫТОВОЙ ряд глаголов.
А ведь русский язык - это сокровищница глаголов и производных от них причастий и деепричастий:
непаханое поле словообразований, оттенков, нюансов и действий!
Ан нет,
стоит-глядит,
пошел-нашел,
сказал-приказал
и тп.


Динамика стиха создается только при помощи НЕ банальных глаголов, или ряда глаголов последовательно - для создания визуализации движения образа.


Прилагательные - не средство для заполнения поэтической строки, а крайняя необходимость в смысловой нагрузке.
Иначе они становятся банальным мусором и первым признаком графомании.
И еще: они занимают много места в строке, поскольку чаще всего 3-х - 5-ти сложные. Лучше вместо них ставить ряд существительных, более коротких, но с глубоко идущим смыслом. Или использовать причастия, поскольку они образованы от глаголов и тоже придают тексту динамичность.


Наречия - зеленый свет, поскольку словообразование тоже еще как возможно: как? - огуречно, дынно, арбузно, ромашково, длинноного, лунноглазо и тд. и тп. в сотнях вариантов.


Остальные части речи - по вкусу и необходимости.


Почему такое внимание к частям речи?

Потому что на горизонте - РИФМЫ.


Как они связаны между собой в поэзии?


Намертво!!!


Потому что во избежание вторичности, банальности и косноязычия рифмуем только РАЗНЫЕ части речи.
За редким исключением: глаголы в фольклерном жанре, неизбитые пары существительных или новых словообразований.
О глагольных рифмах в современном стихотворчестве придется забыть.

Существительные рифмутся разве что только в разных падежах.


Рифмуем - по ударному слогу - но не корню! - с учетом предшествующих согласных в женских окончаниях, и жестко - в мужских.


Напоминаю:


женские окончания - это те, ЗА которыми есть один-два безударных слога, то есть:
город-гордый (гордая);
жалом-ржавым,
домом-бредовом,
от лая-оставляя,
тычинки-не чиркнуть,
вальса-назвался,
зверем-трезвея (ем) и тд.


В женских рифмах не имеет значения все, что идет ПОСЛЕ рифмующегося слога!!!


Мужские рифмы - ударные, хорошо прослушиваемые, поэтому требуют внимания к предыдущим согласным в данном слове или даже в предшествующем.
Например:
стынь-прости,
свече-ни с чем,
бюст-уст,
плебей-прибей,
нимф-нимб,
хрустят-Христа,
высь-ворвись,
цвелось-волос, и тд.


Всегда помним, что рифма - это не то, что пишется, а то, что СЛЫШИТСЯ.


Немного практики.


В русском языке при всем его богатстве все же есть неудобные для рифмовки слова. Есть два варианта:


1. не ставить такие слова в конец строки;


2. все же попытаться мучительно искать рифму.


Например, слово "царей" - используют часто и рифмуют по дифтонгу -ей, игнорируя присутствие букв -ц и -р. Не буду цитировать последствия. Лучше посмотрим, как это сделал И. Бродский:


...Помолись лучше вслух, как второй Назарей,
за бредущих с дарами в обеих
половинках земли самозванных царей
и за всех детей в колыбелях.


Бродский подсказал возможность других вариантов, ткнув нас носом в фонетическую совместимость предшествующих рифме звуков "ц" и "з"("с").
Значит, у нас есть варианты:
царей - лицезрей, созрей, не старей или старей, сырей (чем... - сравнительная форма прилагательного), скорей, спрей, не озверей и т.п. Все в рамках нашей техники - существительное рифмуется с глаголом, наречием и прилагательным.
А как же "спрей"? А он в единственном числе и другом падеже, так что кому-то пригодится...:)


И еще несколько живых примеров, взятых у живых авторов.


Часто встречается -когда-ветра- , то есть, рифмовка по одной общей ударной гласной букве -а.
Низзя так.


Когда - это: вода, льда, беда, руда, господа - четкий слог "да" не дает права на небрежность или жертвенность во имя смысла.


Ветра - это ура, жара, пора, мишура, кобура, бог Ра - опять же, звонкая "Р" не дает права...


А теперь без комментариев:


лилий - это: молила, Далила, ливнем, либо, липой, лирой, длинной, или в сторону "м" - лилий - помилуй, по миле, милый, и тд.


синим - это: силой, осилим, осина, silver, мессия, сито - и то годится :)


на альте - не те, не потей, галатей, тет-а-тет, декольте, - глухие согласные в конце допустимы, ибо при озвучке сглаживаются.


Рифмы к судьбе - мало чего, но есть: себе, в собес, бес, бег, без бед, - лучше это слово не ставить в конец строки.


правы - это: приправы, браво, травы, нравы, даже гравий, потому что -рав.


гаммы - это: ногами, лугами, мишки Гамми, Гамлет, с наганом (м-н), сбегаем, Гамбург, - четкое -гам.


Лучше составлять ряды рифм, а потом выбирать нужные.



Осталось дать еще несколько советов о сцепке слов в поэтической строке.


Большинство авторов пишут глазами, совершенно не слыша написанного.


В итоге читаешь - как чем-то по неструганной доске, застреваешь в тексте, в нагромождениях согласных букв, в инверсиях, в затыкающихся глухих согласных, - короче, не до музыки стиха, смысл бы понять.


Или другой вариант: куча научных терминов, сбой ударений, чернО от кавычек цитирования, 33 интеллекта в одном стихо - а удовольствия 0.


Поэтому напоследок О ЗВУКОПИСИ.

Ох уж, эта буква "К"!


Чаще всего встречается такое:


как кони, как каша, как камень...


А что слышится?


Прочтите вслух-таки! -


какони,


какаша,


какамень...


Еще одна неприятная сцепка - "К" и "Г": как гвоздь, как град, как гуманист...


Очень часто встречается так называемая "клозетная фонетика", или "синдром глухаря", особенно у авторов в пылу патриотизма и прочих гражданских эмоций.
Напрмер: ...


нас рубежи зовут...


нас ратный подвиг ждал...


для нас ралли жизнь...


с ратного поля на площадь...


наказали нас рублем...


Или такой шедевр с сайта "КиМ": ...таМ ВСТРетит НАС РАК - яркий пример глухоты и глупости, но... с восторженной рецкой "Как романтично!"...

Если предыдущее слово заканчивается на 2 согласные, а последующее начинается с пары-тройки согласных, то на фиг эти слова - затычка гарантирована!


Например:
декаБРь ПРишел, момеНТ ВСКРужил, артиСТ ВЗирает... и тд.


Избегайте инверсии - не пушкиниада как бы.
Насильственный слом конструкции предложения вызывает у читателя три чувства: раздражение, недоумение, нежелание читать дальше.


Если у вас не все в порядке с ударениями вообще или тянет умышленно ткнуть их не на ту часть слова,
то есть верный друг поэта - Словарь ударений для работников радио и телевидения.
На заре своего стихописания спала с ним в прямом смысле слова - лежал рядом с подушкой. Да и сейчас не брезгую заглянуть - как бы себя проверить и других носом ткнуть, дабы не спорили...


Мои практические наработки не являются догмой - современный язык развивается стремительно, постоянно пополняется и обновляется. Мной же подсказаны основные принципы укрощения стихийного бедствия по имени Поэзия - для близких по духу авторов и во избежание пустой траты времени на поиски прописных истин. Ведь все равно вы придете к этому - с разницей, сейчас или через много лет. Лучше сейчас.


Ваша Эллионора.


Литературная Ростовская ассоциация май 2010



Другие статьи в литературном дневнике: