Читаю Виктора Пелевина Лампа Мафусаила

Семён Кац: литературный дневник

В «Лампе Мафусаила» есть много занятных, интуитивно убедительных наблюдений. Так, если верить Пелевину, у России великое прошлое и великое будущее, а вот с настоящим дело не ладится. И главным образом потому, что раса бородачей — космические кураторы нашей страны — изгнаны из настоящего конкурентами-рептилоидами и живут исключительно в прошлом и будущем. Есть моменты в книге — беспричинно волнующие, неявно отсылающие к самым чистым, самым магическим фрагментам из раннего Пелевина. Таков, к примеру, периодически всплывающий образ огромной темной равнины, на которой рядами висят тысячи круглых погремушек из расписной человеческой кожи (их звук пробуждает в сердце Высочайшего божества грозную и непонятную смертным радость). Есть вещи очевидно избыточные, мутные и словно недопридуманные — все же писать с такой скоростью (большой полноценный роман меньше, чем через год после предыдущего) не полезно никому, и Пелевин не исключение. Есть ощущение и какой-то новой оптики, позволяющей чуть иначе взглянуть на суть противостояния между миражными сущностями, которые мы привычно именуем «либералами» и «патриотами».


Однако главное, что есть в «Лампе Мафусаила» (и что начисто отсутствовало в последних пелевинских романах) — это легкий привкус волшебства и безумия, возникающий, когда текст не поддается деконструкции, не раскладывается без остатка на составные части. Когда сколько ни смотри, не поймешь, как сделано — что-то все равно ускользнет, выпадет из кадра, останется загадкой. Впервые после долгого перерыва Пелевин возвращается к нам в плаще колдуна, провидца и заклинателя реальности, в котором мы полюбили его четверть века назад. И это, как ни крути, лучшая новость наступившей осени.


Галина Юзефович



Другие статьи в литературном дневнике: