Встреча с Яковом Рафальсоном

Владимир Иксанов: литературный дневник

«У меня хобби такие -люблю играть разные роли... говорит «Сумасшедшей» в постановке «Случайная смерть анархиста» . Это лучшая роль Якова Рафальсона. Знаковая,определяющая актерское начало,призвание... Это то,что составляет суть исполнительского мастерства. Для зрителя магия театра начинается через игру актера ,через его эмоцию,когда наступают минуты откровения, заставляющие задуматься о смысле жизни, или просто отдохнуть от её проблем.Именно под таким девизом проходила встреча ведущего актера Театра имени М.Чехова с постоянными читателями библиотеки. Это долгожданная премьера явилась украшением проекта «Вечера в читальном зале». Видно было, что аудитория подготовилась соответствующим образом.Запаслась вопросами,которых хватило на два часа живого общения.


Уже само открытие вечера предвещало доброжелательную атмосферу взаимопонимания и зрительских симпатий. Инта Межецкая представила гостя. Самые осведомлённые любители театра разместились в первом ряду и были теми «моторчиками» , приводящими в движение механизм общения.


Приятно наблюдать,как неожиданным образом проявляется темперамент поэтессы Ирины Борцовой. Её эмоциональное, обращенное к гостю поэтическое посвящение буквально «обрушило» зал и привело Якова Рафальсона в приятное замешательство. В этот момент он напомнил преподавателя консерватории из кинофильма «Приходите завтра» на прослушивании Фроси Бурлаковой. Такая здоровая профессиональная реакция. Благодарная и заинтересованная. Ведь главный кумир для актера его зритель. Неизменное отражение сценического образа искренности и правды. Верю или не верю. И как надо соответствовать этому требованию.


Здесь к месту оказалась биографическая справка Якова Абрамовича. В 1970 году при поступлении в Ярославское драматическое училище председатель приёмной комиссии удивил будущих студентов репликой.


-Учтите,дорогие друзья,в наше театральное училище принимают только по знакомству...


Выдержал паузу и добавил... тех,кто знаком с Пушкиным,Лермонтовым и Тургеневым...


Путь актера нелегок и когда тебе приходится играть несколько раз подряд, эпизодически появляющегося на сцене одиннадцатого немца из спектакля «А зори здесь тихие...» то стоит подумать о своем будущем. И работать как проклятый над каждой ролью, чтобы выйти на уровень. Стать ведущим...
Только трудоголики становятся в театре счастливчиками. Они, и только они достигают вершин мастерства и истинного признания.


Активную часть зала составляют женщины. «Сегодня праздник у девчат»- иронизировал Владимир Горюнов. Он поспевает везде,не пропускает ни одной художественной выставки, ни одного концерта органной музыки, отлично ориентируется в рекламе культурных мероприятий Риги , а добавок ко всему оказался однокашником Рафальсона, учился вместе с Яковом в одной школе. Она находилась в здании Рижского театра оперетты.


Много вопросов было о литературных предпочтениях Рафальсона читателя.

Читаю то, что в советские времена читалось под подушкой.
Современных авторов практически не знаю. Не потому что я сноб, но есть культура, созданная в 20-30-е годы, и оставшаяся. У меня слишком мало времени осталось, чтобы самому отбирать, выбираю то, что вошло в копилку человечества и про что мне уже сказали — вот это необходимо! Когда у Бабеля однажды спросили, сколько нужно книг прочесть, он ответил, что за всю жизнь — настоящих 50. А как узнать? — Ну, для этого надо прочесть тысяч 50 и выбрать те самые 50. Поэтому если встречаю у Цветаевой какую-то фамилию, ищу этого автора. Цветаевой я доверяю.
Но вот роман Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик» я все же прочел.


Благодарен судьбе,что пришлись поработать с талантливыми людьми. Отличными режиссерами...


-Есть тот человеческий порядочный уровень общения, где нельзя переходить ватерлинию. Хотя вполне можно сорваться (и Рома Козак мог сорваться, и Белявский!). Но в серьезных спектаклях я абсолютно не приемлю симуляцию темы. Понимаете, для меня самое важное, — что бы ты ни играл, это должно быть правдой. При всей условности, должно быть абсолютное, безусловное проживание.
Мне так казалось, всегда! Не переношу, когда что-то «изображают»! В жизни мы играем сто ролей, не потому что мы такие лицемеры, нет, — это условие жизни. Дома мы одни, на работе, в обществе — другие. Но на сцене, при том, что я выхожу и в том спектакле, и в другом, и в третьем, нужна абсолютная правда мотивировок. Знаете, один мой друг блистательно определил,что такое вдохновение. Это отточенное мастерство, помноженное на отчаяние души.
Если что-то из этой формулы отсутствует, ничего не произойдет. Ни в комедии, ни в трагедии.Вообще, актерский аппарат должен быть подготовлен так, чтобы не «изображать».


В зрительном зале сегодня сидят, в основном, образованные люди. И, если произносишь чужой текст и за ним не стоит никаких твоих знаний, никакой твоей судьбы — уже не интересно. Или вот комедия. Это для зрителя она комедия, а для исполнителя ничего комического там нет. Для него это трагические ситуации.
Взять спектакль Козака «Ужин дураков», который мы очень долго играли.
Для моего героя вопрос жизни и смерти — а зрительный зал смеется.
Но когда нет чего-то щемящего, тогда это уже что-то другое. Тогда это «Комеди клаб»!


По просьбе зрителей Яков Рафальсон читает отрывки из рассказов Исаака Бабеля , стихи Марины Цветаевой, Иосифа Бродского,Наума Коржавина. Запомнился диссидент,тексты которого распространялись тайком, в списках наскоро перепечатанных на пишущих машинках или переписанные от руки.Было такое в эпоху исторического материализма.


Для прочтения взято лучшее программное стихотворение "Инерция стиля".Наум Коржавин написал его в 1960 году. Актуальность не иссякла , не растворилась и мысль не оскудела ,лишь по прошествии времени ощущается её глубина.


Стиль-это мужество.В правде
себе признаваться!
Всё потерять,но иллюзиям не предаваться-
Кем бы ни стать-ощущать себя
только собою,
Даже пускай твоя жизнь
оказалась пустою.
Даже пускай в тебе сердца
теперь уже мало...
Правда конца-это тоже
возможность начала.


Кто осознал пораженье,- того не
разбили...
Самое страшное-это инерция
стиля.


Видимо Якову Рафальсону Наум Коржавин близок по духу. «Памяти Герцена». Баллада об историческом недосыпе...блестяще прочитанное стихотворение , с чувством,без нажима и убедительно.Зал рукоплескал...



Любовь к Добру сынам дворян жгла сердце в снах,
А Герцен спал, не ведая про зло...
Но декабристы разбудили Герцена.
Он недоспал. Отсюда все пошло.


И, ошалев от их поступка дерзкого,
Он поднял страшный на весь мир трезвон.
Чем разбудил случайно Чернышевского,
Не зная сам, что этим сделал он.


А тот со сна, имея нервы слабые,
Стал к топору Россию призывать,-
Чем потревожил крепкий сон Желябова,
А тот Перовской не дал всласть поспать.


И захотелось тут же с кем-то драться им,
Идти в народ и не страшиться дыб.
Так родилась в России конспирация:
Большое дело - долгий недосып.


Был царь убит, но мир не зажил заново.
Желябов пал, уснул несладким сном.
Но перед этим побудил Плеханова,
Чтоб тот пошел совсем другим путем.


Все обойтись могло с теченьем времени.
В порядок мог втянуться русский быт...
Какая сука разбудила Ленина?
Кому мешало, что ребенок спит?


На тот вопрос ответа нету точного.
Который год мы ищем зря его...
Три составные части - три источника
Не проясняют здесь нам ничего.


Он стал искать виновных - да найдутся ли?-
И будучи спросонья страшно зол,
Он сразу всем устроил революцию,
Чтоб ни один от кары не ушел.


И с песней шли к Голгофам под знаменами
Отцы за ним,- как в сладкое житье...
Пусть нам простятся морды полусонные,
Мы дети тех, кто не доспал свое.


Мы спать хотим... И никуда не деться нам
От жажды сна и жажды всех судить...
Ах, декабристы!.. Не будите Герцена!..
Нельзя в России никого будить.


В заключении вечера был коронный анекдот...


— Еврей спрашивает у Бога: «Господи, скажи, пожалуйста, мы избранный народ?». Бог отвечает: «Хаим, конечно, избранный». — «У меня к Тебе только один вопрос — когда уже нас переизберут?»


Филиал Кенгарагской библиотеки,
город Рига.


29 августа 2023 года.



Другие статьи в литературном дневнике: