Встреча с Яковом Рафальсоном«У меня хобби такие -люблю играть разные роли... говорит «Сумасшедшей» в постановке «Случайная смерть анархиста» . Это лучшая роль Якова Рафальсона. Знаковая,определяющая актерское начало,призвание... Это то,что составляет суть исполнительского мастерства. Для зрителя магия театра начинается через игру актера ,через его эмоцию,когда наступают минуты откровения, заставляющие задуматься о смысле жизни, или просто отдохнуть от её проблем.Именно под таким девизом проходила встреча ведущего актера Театра имени М.Чехова с постоянными читателями библиотеки. Это долгожданная премьера явилась украшением проекта «Вечера в читальном зале». Видно было, что аудитория подготовилась соответствующим образом.Запаслась вопросами,которых хватило на два часа живого общения. Уже само открытие вечера предвещало доброжелательную атмосферу взаимопонимания и зрительских симпатий. Инта Межецкая представила гостя. Самые осведомлённые любители театра разместились в первом ряду и были теми «моторчиками» , приводящими в движение механизм общения. Приятно наблюдать,как неожиданным образом проявляется темперамент поэтессы Ирины Борцовой. Её эмоциональное, обращенное к гостю поэтическое посвящение буквально «обрушило» зал и привело Якова Рафальсона в приятное замешательство. В этот момент он напомнил преподавателя консерватории из кинофильма «Приходите завтра» на прослушивании Фроси Бурлаковой. Такая здоровая профессиональная реакция. Благодарная и заинтересованная. Ведь главный кумир для актера его зритель. Неизменное отражение сценического образа искренности и правды. Верю или не верю. И как надо соответствовать этому требованию. Здесь к месту оказалась биографическая справка Якова Абрамовича. В 1970 году при поступлении в Ярославское драматическое училище председатель приёмной комиссии удивил будущих студентов репликой. -Учтите,дорогие друзья,в наше театральное училище принимают только по знакомству... Выдержал паузу и добавил... тех,кто знаком с Пушкиным,Лермонтовым и Тургеневым... Путь актера нелегок и когда тебе приходится играть несколько раз подряд, эпизодически появляющегося на сцене одиннадцатого немца из спектакля «А зори здесь тихие...» то стоит подумать о своем будущем. И работать как проклятый над каждой ролью, чтобы выйти на уровень. Стать ведущим... Активную часть зала составляют женщины. «Сегодня праздник у девчат»- иронизировал Владимир Горюнов. Он поспевает везде,не пропускает ни одной художественной выставки, ни одного концерта органной музыки, отлично ориентируется в рекламе культурных мероприятий Риги , а добавок ко всему оказался однокашником Рафальсона, учился вместе с Яковом в одной школе. Она находилась в здании Рижского театра оперетты. Много вопросов было о литературных предпочтениях Рафальсона читателя. Благодарен судьбе,что пришлись поработать с талантливыми людьми. Отличными режиссерами... -Есть тот человеческий порядочный уровень общения, где нельзя переходить ватерлинию. Хотя вполне можно сорваться (и Рома Козак мог сорваться, и Белявский!). Но в серьезных спектаклях я абсолютно не приемлю симуляцию темы. Понимаете, для меня самое важное, — что бы ты ни играл, это должно быть правдой. При всей условности, должно быть абсолютное, безусловное проживание. В зрительном зале сегодня сидят, в основном, образованные люди. И, если произносишь чужой текст и за ним не стоит никаких твоих знаний, никакой твоей судьбы — уже не интересно. Или вот комедия. Это для зрителя она комедия, а для исполнителя ничего комического там нет. Для него это трагические ситуации. По просьбе зрителей Яков Рафальсон читает отрывки из рассказов Исаака Бабеля , стихи Марины Цветаевой, Иосифа Бродского,Наума Коржавина. Запомнился диссидент,тексты которого распространялись тайком, в списках наскоро перепечатанных на пишущих машинках или переписанные от руки.Было такое в эпоху исторического материализма. Для прочтения взято лучшее программное стихотворение "Инерция стиля".Наум Коржавин написал его в 1960 году. Актуальность не иссякла , не растворилась и мысль не оскудела ,лишь по прошествии времени ощущается её глубина. Стиль-это мужество.В правде Кто осознал пораженье,- того не Видимо Якову Рафальсону Наум Коржавин близок по духу. «Памяти Герцена». Баллада об историческом недосыпе...блестяще прочитанное стихотворение , с чувством,без нажима и убедительно.Зал рукоплескал...
И, ошалев от их поступка дерзкого, А тот со сна, имея нервы слабые, И захотелось тут же с кем-то драться им, Был царь убит, но мир не зажил заново. Все обойтись могло с теченьем времени. На тот вопрос ответа нету точного. Он стал искать виновных - да найдутся ли?- И с песней шли к Голгофам под знаменами Мы спать хотим... И никуда не деться нам В заключении вечера был коронный анекдот... — Еврей спрашивает у Бога: «Господи, скажи, пожалуйста, мы избранный народ?». Бог отвечает: «Хаим, конечно, избранный». — «У меня к Тебе только один вопрос — когда уже нас переизберут?» Филиал Кенгарагской библиотеки, 29 августа 2023 года. © Copyright: Владимир Иксанов, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|