Антология сокровенного Свиридов Виталий Виталдмис

Владимир Иксанов: литературный дневник

АНТОЛОГИЯ СОКРОВЕННОГО

Авторское
обращение к зрителям на вернисаже
Первой персональной творческой выставки
«Концептуального плаката»
Виталия Свиридова
в городском историческом музее города Алчевска
Луганской Народной Республики
24 марта 2023г.



Дорогие гости вернисажа, друзья!..
Прежде чем перейти к содержательной части экспозиции,
к просмотру творческих работ в жанре «концептуального плаката», позвольте мне выразить свою сердечную авторскую признательность всем заинтересованным участникам нынешнего городского культурно-социального мероприятия.


Увлекая Ваше внимание в смысловые лабиринты жанра, специфика которого требует некоторого предварительного пояснения, невольно вспомнилась самоуничижительная реплика в авторском предисловии к поэтическому сборнику «Цветы зла» одного, наиболее своеобразного, из величайших поэтов 19 в.– поэта-философа Шарля Пьера Бодлера…


Именитый француз сообщает своим читателям:
«Эта книга глубоко бесполезная и вполне невинная, написана только для моего развлечения и упражнения моей страстной любви к препятствиям…»


Как известно, художник не всегда способен оценить степень полезности собственного труда…
И действительно, в конечном счёте «осуществлённость» художественного произведения – есть следствие совместных усилий автора и зрителя (читателя)…


Говоря о своём пристрастии к «концептуальному плакату», без всякого лукавства повторю вышеупомянутое от Бодлера:
– эти работы, глубоко бесполезные и вполне невинные, созданы только для моего развлечения и упражнения моей страстной любви к осмыслению загадочного…


Детско-юношеская, нерастраченная с годами, страсть к разгадыванию и составлению ребусов – загадок, в которых разгадываемое слово зашифровано в картинках, буквах и иных знаках, – почти единственное рациональное объяснение моим занятиям, которым я отдаю свободное от общеполезного труда время.


– А счастлив ли ты,
Человече,
На этом
Тернистом пути ?..


– Упругому ветру
Навстречу –
Великое счастье
Идти!

« В чём сила твоя, человече?..» ( В. Свиридов)


Доверительная откровенность художника требует
более предметного оформления собственной мысли…
О каких загадках ведётся речь?
В обобщённом смысле речь идёт о явленных тайнах природосущего и о загадках природочеловеческого
в частности!..
Не исключено, что на этом пути возможно тютчевское «прозрение»:


« Природа – сфинкс.
И тем она верней
Своим искусом губит человека.
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней»

(Ф.И. Тютчев – 1803 -1873г.)


Тем не менее, упомянув громкое имя поэта – основоположника французского декаданса и символизма, повлиявшего на дальнейший ход развития всей западноевропейской поэзии, не могу не сказать о своём авторском плакате – иллюстрации из цикла «Поэтографика» к стихам Шарля Бодлера – « Блажен мечтающий. Рама»…


Центральная часть композиции плаката фотографически нагружена осенним пейзажем в цвете, и откровенно картинно подчёркнута изображением багетной рамы…


Выползающее за пределы рамы, сплетённое из прутьев ивы «кресло-качалка», в окружающее пространство чёрно-белой неопределённости, – призвано не только побуждать зрителя к мечтательности и созерцанию в границах отражённого света явленной материальной реальности…


« Так рама, отделяя полотно,
И мастерству высокого полёта
Вдруг придаёт особенное что-то,
И взору новым кажется оно…


И с этой красотой сплетясь в одно,
Металлы, жемчуг, мебель, позолота,
Умелых рук искусная работа –
Всё,
Всё, что ни есть, всё рамой придано!..»


« Цветы зла. Рама. Шарль Бодлер »


Кажется, здесь «Рама» – Граница – едва ли не сакральный
символ традиционно устойчивой надёжности необходимого миру Сотворённого порядка.
За пределами границы – Мрак, изначальный Хаос и неупорядоченность!


Двойственная природа людского мышления, и вместе с тем безусловность диалектического единства противоположностей (порядка и хаоса) инициируют в мозгу искушённого зрителя картину-иллюзию, воспринимаемую им (зрителем) как «живое» отражение действительности.


С позиции развития «ангело-животной» двойственности людской противоречивой природы, – если идти всё прямо да прямо на Закат, в солнечном свете, не «обновляясь» время от времени во Мраке, в Хаосе, – далеко не уйдёшь!..

Не о том ли тема другого авторского плаката,
созданного мною по мотивам широко известной философской повести-сказки французского писателя
Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»?!


Впрочем, ангелоподобный образ с огнём в груди, воссозданный мною из отдалённых реминисценций знаменитого литературного шедевра французского романтика, всего лишь фигура контраста, антитеза «Маленького принца» Экзюпери, что проистекает как следствие темы из иллюстрации к «Раме» поэта и философа Шарля Бодлера.


Юный сатурианин у-прямо устремлённый своим
неподготовленным сознанием в иное – за-рамочное,
за-граничное пространство, вопреки своему защитному кольцу Сатурна – Символу барьера и ограничения – обречён, потому что «…широки врата и пространен путь, ведущие в погибель». («Евангелие от Мф.7:13»)


- О, вольность юная незрелого ума,
То светом озарит тебя,
То одолеет Тьма!..
То воспаришься в образе высоком,
То воспалишься язвами пороков!..


(«Сопричастие» В.Свиридов )



Визитная карточка Сатурна – Время…и Смерть…


Если Промыслом Божьим начертан твой путь, –
« через тернии к звёздам широко не шагнуть!»…

(«Россия» В.Свиридов)


Конечно же, мифологический древнейший бог Сатурн (Кронос) пожирающий своих детей на жанровых полотнах исторической живописи Рубенса (Нидерланды-17в.) или Гойи (Испания-19в.), и совершающий акт каннибализма – образ метафорический, но…
Как однажды заметил Алексей Николаевич Дмитриев, выдающийся учёный из новосибирского Академгородка:
– « Мифология часто несёт более точную информацию
о глобальных космофизических процессах, нежели самые современные научные исследования…»
Поэтому учёные-космофизики называют мифологию криптофизикой…(тайнофизикой или конспирологической физикой - от авт.)


Как говорится: сказка – ложь, да в ней намёк!..


Не погружаясь в мутные воды мнений многочисленных скептиков относительно «символического языка», коим пользуются астрологи с незапамятных шумеро-вавилонских времён (3-2 тыс. до н.э.), всё-таки продолжу астрологическую тему космофизического влияния Сатурна на планетарную эволюцию Земли
в соответствии с «древом целеполагания» – с миссией человечества на некотором временнОм этапе развития планетарного сознания, как это мне упрощённо представляется в художественных образах…


Напомню, что Сатурн (в астрологическом аспекте) не только ставит барьеры и ограничения с целью развития индивидуального людского сознания в процессе роста (от животного к человеческому), но и заботится
о разрушении рамок и границ, мешающих росту планетарного Со-Знания…

Не преувеличивая можно сослаться на десятки различных источников, утверждающих существование и гибель множества доисторических цивилизаций околоземных, наземных, подземных, подводных…
поправших Закон поступательного развития…

Разрушение планетарной «Варны» – (категория для обозначения поэтапного развития индивидуальной Души
в представлениях этико-философских учений Востока) – приводит к уничтожению всех объектов материального мира не соответствующих энергетическому потоку эволюции в конкретный период времени. О том говорит
нам история человечества языком древнейших учений Востока…

Даже короткий список ранее существовавших цивилизаций на Земле впечатляет: …Лемурия, Атлантида, Азиатида, Арктида, Пацифида, Хиттида…

Обилие трактовок гибели цивилизаций
( от естественноисторических до конспирологических) столь велико и неоднозначно, что невольно возникает
вполне масштабный образ нашей родной планеты,
как – «ОСТРОВА ПОГИБШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ»,
сродни фантастическому «Острову погибших кораблей» светлой памяти известнейшего советского
писателя-фантаста Александра Романовича Беляева.

На волне этой аналогии оформилась композиция
авторского плаката – «Красная книга киберкапитализма Теллурии - 22в. от Р.Х.»


Сюжет плаката, на самом деле, обыгрывает пророческую концепцию, одного из основоположников философии культуры – немецкого мыслителя и философа
Освальда Шпенглера (1880-1936гг.), изложенную им в главной своей книге – «Закат Европы».


Должен заметить, что «Теллурия», как имя собственное, заимствовано мною из пантеона древнеримской мифологии: «Теллура» от («Терра» лат. Tellus – Земля) –
языческое божество Жизни и Смерти.

Поскольку ядро современной западноевропейской
цивилизации в значительной степени формировала античность и римское право, то религиозно-культовое,
в большинстве своём языческое сознание западноевропейского обывателя, консервировалось и окультуривалось в кислой среде древнеримской мифологии…

Не случайно Освальд Шпенглер разделяет
ценностные понятия «культуры» и « цивилизации»…

В теории немецкого мыслителя – «Цивилизация»,
как общественно-историческое явление, представляет собою постклиническое состояние «культуры»,
«умирание» последней, ибо «Культура – Культ Света» –
есть главный (божественный) движущий фактор эволюции души!

Живое тело культуры того или иного людского сообщества, воплощенное в языке, в искусстве, литературе, в артефактах семейной памяти, в национальных традициях, – существует, пока существуют вековые ценности народа, подкреплённые исторической памятью в душах людей…


Экономическое развитие общества, экспоненциально ориентированного на «прибыль», исподволь (финансово) раскручивает маховик массовой субкультуры,
или «эрзацкультуры»… с неизбежным размыванием сознания людей в чувстве умиротворённости от благополучия « земного Рая»…

В каталептически безотчётном восприятии людьми потребительского комфорта, автоматизации жизни, роботизации производства, быта, массовых развлечений (шоу-бизнес, игры, и проч.), все градации традиционной содержательной глубины внутренней энергозатратной интимно-духовной жизни людей упрощаются до примитивных импульсных мотивов не только в индивидуальном и семейном аспекте, но и в искусстве, литературе, театре, кино…
Культура «очеловечивания» деградирует, и, отмирая, перерождается в действительность «расчеловечивания»,
в инволюцию человеческого в людях, в процесс упрощения форм жизни…

Здесь, в контексте осмысления эволюции людского
со-знания обнаруживается, – как отмечает в своей уникальной работе «Жизнь Иисуса» знаменитый французский писатель, академик, нобелевский лауреат Франсуа Мориак – особая непонятливость многих профессиональных философов (речь идёт о положении, высказанном сыном Человеческим) –
« Надо умереть во плоти, чтобы возродиться в Духе.»


В железных когтях технократического земного «Рая»
душевных сил на поддержание сердечного Огня, на духовную связь с «Высшим» у людей не остаётся,
как не остаётся и времени на преодоление косности сознания в границах « материальной оседлости»…


Арнольд Джозеф Тойнби (1889 -1975гг.) – английский историк, в своей культурологической теории «Вызова и Ответа», в контексте теории «локальных замкнутых цивилизаций», приходит, по сути, к такому же выводу, что и Освальд Шпенглер…


Вероятно, с точки зрения логической завершённости затронутой мною темы, следовало бы упомянуть о критике теории «локальных замкнутых цивилизаций» крупнейшим русским философом и филологом ХХ в. Алексеем Фёдоровичем Лосевым (1893-1988гг.)

Я воздержусь от этого искушения, дорогие друзья, хотя
к этому вопросу ещё придётся вернуться… чуть позже.


Графическая условность в решении художественно-изобразительной задачи в жанре авторского плаката, на самом деле, значительно упрощает (нередко до примитивизма) основную авторскую идею.
С другой стороны, – творческий замысел художника, преобразованный в криптографическую функцию, предоставляет подготовленному зрителю (субъекту) полную со-творческую свободу чувственного и интеллектуального переживания на основании его личного опыта, миропонимания и мироощущения.


Так, концепция Освальда Шпенглера, символически сконцентрированная мною в границах Мета-идеи
« Красной книги», однажды сподобила зрителя обратиться с вопросом к автору плаката, – с вопросом, который продуктивно расширил смысловые границы художественной композиции в сторону крайне неожиданную даже для самого автора…
Речь идёт об «арифметических числах» на символической плоскости земного шара и цветовой гаммы на некоторых его участках.

Надо сказать, что возникший зрительский интерес сместил внешне тупиковые (эсхаталогические) границы сюжета плаката (границы конца человеческой истории) за пределы известного библейского повествования о Ное и его сыновьях…

Известно, что почти сто лет (до середины 19в.) в христианском мире преобладало мнение о существовании трёх ветвей народорасселения в «послепотопном» мире – семитов, хамитов и иофетитов, прародителями которых были соответственно сыновья допотопного патриарха – праведника Ноя: Сим, Хам, Иафет.


Не затрагивая очень сложную и неоднозначную (для нынешней этнографии) схему образования рас и народов
в мире, упомяну лишь о том, что Сим был явлен прародителем народов Азии, Хам – народов африканского континента, Иафет – прародителем индоевропейских народов, представленных в основном (по Е.П.Блаватской)
людьми пятой коренной расы…(об этом я скажу позже.)

Символическое соотношение 3-х цветовых пятен – белого, чёрного и жёлтого на условном глобусе плаката – всего лишь художественно-цветовая фиксация конкретного факта истории согласно 10-й главы «книги Бытия».


Что же касается цифрового наполнения между параллелями и меридианами на глобусе, то это уже следствие авторской оцифровки контекста доавраамической истории человечества, то есть
истории рода прямых потомков библейского Адама…


Мы видим на плакате многократно повторяющуюся последовательность из чисел « 0» и «1», где каждое следующее число последовательности равно сумме двух предыдущих чисел.

Очевиден прямой намёк на последовательность числовых рядов Фибоначчи, ведущих к «золотому сечению», к отношениям чисел, стремящимся к числу 1,618 – самому сакральному числу во Вселенной – числу Творца,
числу Бога…

Число представляет собой некую идеальную пропорцию с точки зрения геометрических доказательств Пифагора Самосского — античного философа, математика, теоретика музыки, и Великого Посвящённого — создателя религиозно-философской школы пифагорейцев.


Если взять любые числа из ряда Фибоначчи за основу сторон, и построить два смежных квадрата, а затем провести диагональные дуги, – в результате получится начало идеальной спирали развития…

Числами Фибоначчи насыщенны все сферы жизни на Земле и в космосе.


Примеры проявленного математического феномена можно приводить бесконечно, но для автора «Красной книги киберкапитализма» — это ещё и теоретически обоснованный аргумент в пользу долгожительства земной цивилизации вообще, если основу её составляет не монополярная псевдокультура умирающей цивилизации, а несколько развивающихся полноценных и самодостаточных мировых культур…


Возвращаясь к «закату Европы» Освальда Шпенглера, на современном этапе развития человечества 21-го века, действительно возможно наблюдать уже невооружённым глазом деформацию и разложение традиционной духовной культуры западноевропейской цивилизации, по сути «белой расы» рода Иафета.

Но у Шпенглера закат Европы равноценен гибели человечества, и… здесь уместно вспомнить критику теории «локальных замкнутых цивилизаций» Алексея Лосева…


Выдающийся русский философ и диалектик категорически исключал возможность сколько-нибудь изолированного «единичного» от « общего»… в масштабах не только Земли, но и Вселенной!

Вероятность существования локально замкнутой
(на себя) цивилизации неизбежно стремится к «0» по незыблемому Закону « божественной всеобщности»…


Даже минимальные межэтнические, межрасовые планетарные отношения неизбежно приводят к ассимиляции или взаимному поглощению культур в том или ином упрощённо-ограниченном виде,
не минуя при этом драматических коллизий с вытекающими обстоятельствами действия диалектического Закона – «отрицания отрицания»…


В этой логически допустимой установке,
(как мне представляется), –
«Закат» цивилизации «белой расы» ознаменует собой «Восход» цивилизации «жёлтой расы», точно так же,
Как в своё время очередной цикл развития планетарного сознания, исчерпав потенции к развитию культуры «жёлтой расы семитов», передаст эстафету развития цивилизации «чёрной расе хамитов» – последней из могикан послепотопной истории человечества, перед
« гравитационным схлопыванием» Вселенной в контексте астрофизической теории «Большого Взрыва».

Не правда ли, что этот вывод пересекается с текстом из библейского «Откровения Святого Иоанна Богослова» —
( Откровение. гл. 6; стих 2;4;5) – о «снятии семи печатей, и четырёх всадниках»?!..


Я умышленно ухожу от известного богословского и светского толкования апокалипсической аллегории – «четырёх всадников», – и лишь коротко упомяну о «снятии
семи печатей» в связи с небезынтересной аналогией о семи коренных расах человечества в «Тайной доктрине» Елены Петровны Блаватской – русского религиозного философа теософского направления.

Определение «Расы» в учении Блаватской выводится из качества сознания – на той или иной формообразующей
стадии эволюционного возраста человечества начиная с первой «адамической» ступени развития…
Нынешнее человечество по качеству её сути – есть совокупность Рас – третьей, четвёртой и пятой… снята «печать» на воплощение шестой расы!..


На шкале эволюционного развития сознания человечества – семь ступеней, которые необходимо
пройти душам землян за период одного «цикла расширения Вселенной», – между (очередным) «Большим взрывом» с истечением материи во вне… и последующим гравитационным сжатием материи ( в её кризисное «коллапсирующее» состояние)…вытекающее из астрофизической Теории Большого взрыва.

В бесконечности ритмически последовательных циклов – «сжатия-расширения-сжатия» – сердечноподобно пульсирует вечнообновляющаяся Жизнь единой и неделимой Божественной Монады…где живое и косное находятся в Единоцарствии Творящего Абсолюта!


Из контекста моих образных представлений следуют всадники по цвету кожи:
первый всадник на коне белом – символ белой расы,
второй всадник на коне рыжем – символ жёлтой расы,
третий всадник на коне вороном – символ чёрной расы,
четвёртый всадник (имя ему – «Смерть») на коне «бледном»!..


Из христианского «Апокалипсиса» – новозаветного пророчества о «конце мира» – одной из древнейших книг Святого писания, известного нам как «Откровение Святого Иоанна Богослова» вовсе не следует хронологическая определённость тех или иных событий, но очевидна лишь последовательность «святых видений»…


Ничто не запрещает интерпретировать пророческие события в границах планетарной истории сколь угодно продолжительно во времени…

Несомненно одно: вначале «Сотворения Мира» было Слово ( Евангелие. от Иоанна: гл.1 ;1.),
« Конец Мира» ознаменован Цифрой, вернее «Числом Зверя»… (Откровение. Гл.13;18)

В данной теме неподготовленному уму зрителя, вероятно, трудно сохранять длительную заинтересованность: индивидуальный чувственный опыт без огня интеллектуального усилия быстро угасает…


Конечно, в комментариях к своим графическим работам хотелось бы быть более кратким, но…
Видимо закон какого-то нового, неизвестного мне, творческого жанра заставляет бессознательно следовать
синтетическим путём взаимодействия изобразительного творчества и художественно-публицистического труда;
здесь невозможно установить приоритет главенствования одного над другим – всё единоувязанно в концептуальное целое!


Когда-то Николай Федоренко – литератор, филолог, востоковед, член-корреспондент Академии наук СССР
в своём информационно ёмком эссе о крупнейшем японском писателе Кавабата Ясунари говоря о вторжении художника в тайны человеческого бытия и общественной жизни, в целях раскрытия внутренних закономерностей, углублённого их постижения, – упомянул резонное высказывание Гёте, что « во всяком произведении,
великом и малом, вплоть до самого малого, всё сводится к концепции», и добавил:
« если художник обладает своею собственной индивидуальностью, то под его рукой порою факт кажущийся обыденным, или деталь, которая не выглядит значимой, может дать толчок для провидческого обобщения».

К сказанному по поводу плаката «Красная книга киберкапитализма…» не лишним будет добавить перевод латинских изречений на русский язык:
1. «Consequens – sacrificium intellectus» –
Дальнейшее – жертвование разумом
2. «Cui prodest ?» –
Кому выгодно?

И несколько слов о портрете, копия которого разместилась на обложке «Красной книги» –
« Портрет мальчика» (1500 г.) кисти итальянского художника умбрийской школы Пинтуриккио (Бернардино ди Бетто Бьяджо)…
Это один из лучших (моё мнение) живописных портретов эпохи Ренессанса (Чинквеченто).

Взгляд!.. Пытливый взгляд человека, ещё не обременённый консервативными инстинктами людской природы… Духообраз самой эпохи «Возрождения», – чрезвычайно одухотворённый взгляд в толщу веков!


На этом, дорогие друзья, ничем не примечательном существительном мужского рода – «Взгляд» – на слове, часто употребляемом в русской речи, мы и перейдём с вами в графическое пространство плаката, созданного мною в технике экспуантографики…


Термин – «Экспуантографика» – авторский неологизм
(от франц. рointe – острие..) буквально переводится мною, как – «графика из точки».

В творчестве французского неоимпрессиониста 2-й пол.19в. Жоржа Сёра, возглавившего течение в живописи, получившего название дивизионизма или пуантилизма, – можно обнаружить нечто подобное, однако у пуантилизма Сёра иные корни, иные плоды, и иная история…


В моей интерпретации техника пуантилизма, или «экспуантографика» – есть бессознательно-формальное
овеществление гениальной догадки мыслителей античного прошлого – атомизма – из которого следовало, что
материя состоит из отдельных чрезвычайно малых (неделимых) частиц-«точек».

В коннотации концептуализма органически
соединяются два смысловых значения существительного «Взгляд» – с одной стороны это «взор, направленность, устремлённость глаз на кого-либо, что-либо»,
с другой стороны это – « мнение, суждение по поводу кого-либо, чего-либо…».


Красноречивым примером универсальности смыслов может служить авторский плакат –
«Происхождение, или Философия имени» на тему:
Чарльз Дарвин в Теории происхождения…


Замечу, что данная графическая работа однозначного наименования не имеет, и видимо не случайно, в каталоге общегородской художественной выставки – «Художники Алчевска - 2010г.», организованной Отделом культуры
Алчевского городского совета и дирекцией Алчевской детской художественной школы – графическая композиция проходила под именем – «Мыслитель»!..
Название показалось мне неожиданным и достаточно остроумным.


Действительно, в левом нижнем углу плаката совершенно наглядно, вполне читабельно, подобно «скрижали» на граните памяти, виден полуироничный-полусерьёзный
текст из поэтического наследия американского писателя,
поэта и философа, общественного деятеля 19 в. – Ральфа Уолда Эмерсона:


« Берегитесь, когда Вседержитель
посылает на Землю мыслителя!»…


Здесь же, у основания символически надгробной каменной плиты с текстом, который предполагаемо
венчал бы захоронение Великого эволюциониста, –
в позе роденовского « Мыслителя» восседает человекообразное существо с каменным топором
и выражением глаз крайне ироничного дополнения ко всей композиционной серьёзности…вытесанного на камнях имени своего бесконечно далёкого гениального потомка.


Надо полагать, самому Создателю было неугодно осуществление посмертного памятника Чарльзу Дарвину
с поэтическим «комментарием» Эмерсона…


Пока шли споры да пересуды на тему проекта надгробия, английский естествоиспытатель, основоположник учения
о происхождении видов животных, растений и человека был погребён в Лондоне на территории Вестминстерского аббатства в тесном окружении давно упокоившихся знаменитостей «туманного Альбиона».
На мемориальной плите, кроме имени и фамилии покойного видны две даты – (1809г.-1882г.) – годы
времени рождения и смерти, что и отражено на плакате
в виде символических стрелок часов в правом нижнем углу композиции, над радиальным текстом латинского изречения:
«Common sense – circulus in probando», – «Здравый смысл ведёт по кругу!».


– И причём здесь «здравый смысл»? – озадачится дотошный зритель, – и почему: «по кругу»?!.

Надо вспомнить, что взгляд обычных людей на явления жизни в окружающем их материальном мире опирается на «практический ум» и «здравый смысл» подкреплённый известными органами чувств…
Самое понятие «здравого смысла» произошло из понятия «общего чувства» гениального греческого философа-эрудита Аристотеля, талантливейшего ученика Платона.


Для людей науки и философии «общего чувства» само по себе недостаточно, но с утратой его становятся невозможными и наука, и философия…


Расширяя границы познания тайн своего существования, и открывая для себя новые смыслы в жизни «временной», неизбежно следует возвращение к «Смыслам» из опыта
прошлого, из « концентрированной природы» (говоря языком Бальзака) – для уточнения своего местоположения на пути к «жизни Вечной»…


На самом деле – «вос-хождение по кругу» – есть движение «по спирали»…к вершине, к Творцу!..
Вектор движения вдоль оси спирали – есть извечная
коллизия конфликтного взаимопоглощения
«частно-единичного» Общим,
и «обще-множественного» Частным…


«От общего к частному»… « от частного к общему» –
таков фундаментальный принцип творческой самореализации в искусстве, в науке, в философии…


Возвращаясь к авторскому плакату «Происхождение,
или Философия имени» важно обратить внимание на композиционную многослойность Идеи-Образа в портретном отображении представителя высокой науки мирового значения…

Целостность Образа в рабочем пространстве композиции как бы проявляется постепенно, организуясь из множества мелких, едва различимых деталей-символов, объединённых предметной взаимообусловленностью, и даже некой космичностью скрытого порядка, в виде звёздного неба над головой…
Когда же у любопытного зрителя, удовлетворённого общим впечатлением, появится искушение разобраться
в деталях Образа-Идеи,– сам Образ уже не растворяется в деталях, а становится со-причастным творческому процессу восприятия художественного замысла.


Поле взаимодействия авторской идеи и творческого ума зрителя оказывается более многомерным, более пространственным, нежели поле изображения в границах
видимой материальной плоскости по формуле: от общего к частному, от частного к общему, от Образа к Идее, от Идеи к Образу.
Мозг зрителя участвует в процессе синтезного постижения авторской сверх-задачи – выразить Идею через портретное сходство, и портретное сходство через Идею…


Внимательный зритель, вероятно, обратит внимание на верхнюю часть плаката, на подчёркнуто символический смысл каждой буквы (в английской транскрипции) имени Чарлз – (CHARLS) и вспомнит, что
символ – C – углерод,
символ – H – водород,
символ – A – (альфа- первая буква греческого алфавита, в системе греческой алфавитной записи чисел имеет числовое значение -1- главную составную часть «двоичного кода»),
символ – R – (символическое обозначение Ретикулярного мозга, или рептильного мозга, наиболее древней из всех структур, унаследованной от рептилий – управляющей базовыми функциями организма людей, их инстинктивным поведением – «R-комплекс»),
символ – L(i) – литий,
символ – S(i) – кремний.
Набор перечисленных символов, в совокупности своей, кажется симптоматично необходимым для элементарной базовой закладки в эволюционное развитие разумной жизни!…


Несомненно, художника можно упрекнуть в мистификации и слишком вольном обращении с общими наукообразными понятиями, возможно смехотворными в научной среде… но,
искусство – есть всего лишь по-детски страстное желание символически выразить то, чему наука не может дать вразумительного объяснения.
Генрих Николаевич Волков, советский учёный-философ и публицист (автор книги «Сова Минервы») рассматривая творчество Гёте как образец синтетического освоения действительности, с позиции художественного и научного познания, заметил, что «искусство может идти впереди науки в развитии новых способов духовно-практического освоения мира» на основании « большей свободы»…


Искусство не так жёстко (в сравнении с наукой) детерминировано природой объекта, с которым имеет дело…


Далеко не надо ходить: нет окончательно научного объяснения механизму возникновения органов зрения у позвоночных животных…
Глаз – как наиболее сложный орган после мозга,
состоящий из более чем 2-х миллионов «рабочих» деталей – не вписывается в эволюционную теорию «естественного отбора»…
Сам Дарвин признавал этот нелицеприятный феномен одной из наиболее серьёзных проблем встающих перед адептами Учения…


Возможно, кто-то из зрителей, попытавшихся осмыслить символическое существо моей графической композиции «Происхождение или философия имени» задаст риторический вопрос:
– Устоит ли общемировой «СТОЛП» научной теории
о происхождении человека разумного под натиском штормовых ветров миропонимания Новой эпохи?!..
Отвечу не задумываясь: – Время покажет!


Нередко озадачивая себя очередной темой, в творческой лихорадке приходит ощущение Времени-Медиатора, с помощью которого удаётся играть на струнах своего вдохновения в темпе «allegro с огнём » …
Но, к сожалению, гораздо чаще Время использует нас в качестве Медиатора для своей дьявольской игры на струнах непостижимой Вечности…


Один из моих друзей, заядлый шахматист,
«безвременно» перешедший в «мир иной», как-то признался:
– Знаешь, моё ощущение личной жизни в чём-то напоминает шахматную игру…на блитц-турнире со Смертью… где я всё время нахожусь в цейтноте…
Сюжет, созданного мною авторского плаката –«ZEITNOT. Портрет Валентина Волкова» из цикла (лица друзей) как раз об этом…


Шахматы – «межпланетная игра»,
(не обязательно только с позиции авантюристической фантазии Остапа Бендера – героя романа И.Ильфа и Е.Петрова из «Двенадцати стульев») – игра-иллюзия
жизни, с преодолением встречного потока вечно-текущего Времени наперекор воздушно-прозрачному движению мысли за «горизонт событий», где пешка не всегда превращается в Ферзя…


Говоря о самодовлеющей напряжённой динамике душевных переживаний с тревожным осознанием своей смерти, трудно пройти мимо такого культурологического явления, как философия существования, или «экзистенциализм».

Может быть именно на этом фундаменте, заложенном
ещё в 19в. датским религиозным философом Сёреном Обье Кьеркегором начался очередной виток развития общественно-религиозного сознания от монотеизма к неоязычеству (к политеизму),
с психо-деформацией западноеропейского политического мышления и «сползанием» его в узкую сферу индивидуального сознания, отягчённого проклятием самых древних консервативных инстинктов, которые расцвели ярким цветом в 20в. на почве ужасов двух мировых войн и тоталитарных режимов…


Не исключено, что «автоколебательный» общепланетарный исторический процесс в развитии религиозного сознания людей – (от политеизма к монотеизму, и от монотеизма к политеизму…) – как я уже отмечал выше, возможно так же осуществляется на почве базового Принципа Самореализации Творящего Абсолюта – « от Общего к Частному, и от Частного к Общему »…


Для воинствующего атеиста сущностью « религиозного сознания» – (которое на самом деле – есть фундамент
общественного сознания людей) – является бессознательное «иллюзорное удвоение мира»…


Кем, и когда осуществилось это «иллюзорное» отслоение в качестве социально-этического учения о праведной жизни на всей планете?.. Никто из атеистов на этот вопрос доказательно не ответит!..
Не ответит по какой причине?… не от того ли, что «А-теизм», по своей воинствующей анти-Теосной сути, – не есть отрицание Бога, якобы во имя свободы человека?!..
На самом деле: «Он» – есть одна из разновидностей войны против Бога, и против внутренней свободы человека… против его совести!..
И не от того ли это происходит, что самое сакраментальное желание «Анти-Теоса» – не быть?!..


Однако, феноменологически, по остроумному определению англичанина Шоффильда –
(замечательного популяризатора идей русского математика Николая Ивановича Лобачевского в области исследовании «многомерности») –
каждый из людей представляет собою алгебраическую формулу, которая может быть выражена так: Хз+Хз+n;
причем первое выражение Хз – это материальная
субстанция человека, а Хз+n представляет собой его духовную четырехмерную субстанцию.

Когда человек находится в видимом нами мире, он представляет собой указанное выражение вполне, но когда он умирает, происходит следующее:
Хз+Хз+n-Хз=Хз+n, то есть трехмерная субстанция закончила свое существование, а четырехмерная перешла в иной мир, сделавшись обладательницей нового неведомого нам мира (!)…

Эта, в высшей степени остроумно-доказательная математическая иллюстрация симбиоза души и тела в книге Александра Клизовского – «Основы миропонимания Новой эпохи» из раздела «Реинкарнация» в моём творческом активе предвосхитила появление новой графической серии с погружением в мифологическую атмосферу Древней Греции…


Авторский плакат «Харон, или алгебраическое выражение Шоффилда» – есть следствие эклектичного осмысления автором «нижних» этажей людского сознания на эволюционной спирали общественной истории Рода иафетитов…или пятой коренной расы западного типа человечества (по Блаватской).


Если «назначение культового искусства состоит в том, чтобы с помощью художественных средств направить ум и чувства молящихся в сторону сверхъестественного», то задача автора вышеуказанной композиции обусловлена исключительно земными мотивами – с помощью формообразующих элементов символического
характера отделить естественное (земное) от сверхъестественного (мифологического)…


Уважая «святую святых» – область индивидуального сознания зрителя, его субъективную способность создавать из символических элементов цельную логически завершённую картину, – оставляю за собою лишь авторское право перечисления этих символов в мозаике мифологического сюжета.


Итак: Харон – драматическая фигура эллинской мифологии, – божественный сын богини ночи Никты и бога вечной Тьмы Эреба – мрачный «остроглазый» лодочник, переправлявший души умерших в мёртвое царство Аида через реку Стикс…

Впрочем, из пяти рек подземного царства Аида: Стикс, Ахерон, Флегетон, Кокитос и Лета (есть версии и еще четырёх рек), – чаще всего Харона упоминают в связи со Стиксом и Ахероном…


Персонаж, на самом деле, достаточно известный не только в христианском мире… Этимология глагола «хоронить» у славян происходит от греческого «Харон; харопос…».
Даже традиция класть покойнику монеты на глаза
сохранилась до наших дней! ( У греков монету в одну весовую единицу- 0,73г.- «Обол» – клали под язык умершему).
Регламент перевоза душ у Харона был достаточно жёстким… В речной лодке Харона («Кимбии»)
не было места для душ умерших людей не прошедших установленного ритуала захоронения...


В отличие от классической интерпретации Харона «с веслом» в многочисленных произведениях старых мастеров на тему дохристианской мифологической культуры, мой Харон – не является «вёсельником, гребцом»…


Главная движущая сила, подвластная Перевозчику душ, – психическая энергия Аида!..
Та самая энергия, что составляет Суть круговорота бесконечной череды рождений и смерти
в «Колесе Сансары» – ( в индийской философии
об освобождении …«о Мокше; мукти») в колесе земных кармических перерождений…

Именно в таком контексте следует воспринимать композицию плаката «Харон», центр которой зрительно «закручивается» против часовой стрелки символическим движением людских душ «очертаний-теней» внизу плаката, при этом инициируя и «колесо перерождений» и некую «монетарную округлость» оплаты за «вечное движение»… на фоне природной стихии Земли – извечного единства языческого миропологания в утробе земной матери-природы…

Есть ещё одна главная авторская сверх-мотивация к созданию плаката-иллюстрации «Харон…», что остаётся за « границей событий»
для зрителя, но она, в сознании автора,
является продолжением темы «Красной книги киберкапитализма Теллурии…»!..


Однажды, в предисловии к небольшому рассказу родилась простая мысль, из которой следовало, что каждому явному движению тела соответствует тайное движение души…
Много позже пришло осознание глубины этой мысли…


Удивительны явленные Знаки и тайные Смыслы происходящего на винтовой лестнице эволюции человечества!..

В январе 2006г. была осуществлена американская акция – «Отправь свое имя на Плутон!».
Как известно, карликовую планету Плутон открыл американский астроном Клайд Томбо.
Харон – самый крупный спутник Плутона, открытый в 1978г. – был именован в честь известного нам перевозчика душ мёртвых…


Однако в последующем, с открытием еще нескольких мелких спутников на орбите Плутона, – Харон стали именовать «Плутон-1»…

Американская акция собрала около полумиллиона имён людей, пожелавших отправить свои имена Харону…


Списки имён отправили в отдельной капсуле с двумя национальными флагами США, в другой капсуле – прах Клайда Томбо, и почтовую марку, соответствующей тематики…


Говоря символически – Провидение отправило две капсулы Харону эквивалентом оплаты – за «перевозку» души нынешнего мирового гегемона в царство Аида!..


В 2015 г. (через 9 лет после старта…) автоматическая межпланетная станция США, запущенная по программе NASA « Новые рубежи», достигла системы Плутона…

Весьма показательный символизм!
Недолго осталось ждать! Грядёт Новая Цивилизация Востока – Эпоха семитов, и наполняющая её шестая коренная раса человечества…

А что же с оплотом евразийской государственности, – с Россией?!..
Смею утверждать, что мне известен ответ на этот очень деликатный вопрос, и, наверняка, этот ответ не всем придётся по душе…

Известно, что избыточная безапелляционность в суждениях, в лучшем случае, – есть результат издержек завышенной эмоциональности …


И всё-таки, утверждаю вполне осмысленно и ответственно:
Россия – «Новый Ковчег» грядущего мира
призванный исторически и трансцендентно осуществлять сохранность оставшихся здоровых духовных сил, исчерпавшей себя цивилизации!..


Мою категоричность не следует воспринимать в качестве произвола воспалённого «квасным патриотизмом» ума, но она есть производное глубочайшего сочувствия и понимания прежде всего (!) философской концепции «Последней доктрины» блестящего русского философа нашего времени – Юрия Витальевича Мамлеева (1931г.-2015г.), автора знаменитой работы «Россия вечная» – (Изд. М. 2011г. Эксмо. Библиотека всемирной литературы) – основательного оригинального труда в исследовании русского национального духа во всех его проявлениях…

Сокрытую, сакрально-православную суть России, в современном мире, без меры погружающемся в топь «засасывающего» материального благоприобретения и полит-исторической деменции, чрезвычайно точно и глубоко по-своему выразил недюжинного поэтического ума человек – поэт, член правления Союза писателей России,
Николай Александрович Зиновьев из города Кореновска, что на Кубани:

Проснусь, и думаю о Боге…
Мурлыча, кот лежит в ногах,
Я нищ, как многие; в итоге
Мне б надо думать о деньгах…


Пытаюсь, но не получается, –
Бог ближе русскому уму.
Вот потому и не кончается
Россия… только потому!

Несмотря на драматические интонации несколько навязчивого присутствия ощущения трагического в тематике предлагаемых зрителю работ, почти инерционно опять возвращаюсь к поэтическому глубокомыслию Шарля Бодлера:

"Только благодаря поэзии и сквозь поэзию, только благодаря музыке и сквозь музыку душа улавливает великолепия, находящиеся за гробом…"
Иными словами, гармоническое единство чувства, мысли и образа проявляет себя в различных формах самОй действительности, со всей её многоликостью прекрасного и трагического.

Дорогие друзья, в нашем нынешнем «лектории» вынужденное авторское многословие приближается к своему логическому завершению, но, коль скоро, благодаря Бодлеру, мы коснулись темы музыки, – не могу умолчать о влиянии этой божественной стихии на моё творчество…


Как-то Виктор Борисович Шкловский (1893-1984гг.) – одна из ключевых фигур русского формализма, литературовед, киновед, критик и писатель, сценарист –
говоря о «несходстве сходного» заметил: « У нас было время, когда люди говорили, что вот « вы занимаетесь скрещиванием дрозофил, а ведь они не дают ни мяса, ни молока»…

Но за скрещиванием дрозофил (очень маленьких мушек-существ чрезвычайно короткоживущих) лежат попытки выяснить законы генетики…


Тут, как говорилось у Владимира Маяковского, «жизнь встаёт совсем в другом разрезе, и большое понимаешь через ерунду ».


У сюжета моего авторского плаката – «Фата моргана» – несколько источников вдохновения…и доля мистики.


Первый из них – «музыкальная мистификация» итальянского композитора Ремо Джадзотто – «Адажио Альбинони»…для струнных инструментов и органа.

Второй – прекрасный живописный этюд художника Михаила Васильевича Куприянова – «Разбитый дом»…

Третий – неожиданная реплика моего ясновидящего приятеля, созерцающего картину – живописную копию этюда «Разбитый дом»…


Не удивительно, что в какой-то критический момент,
все три источника авторского вдохновения объединились
в единое со-здание – в композицию авторского плаката
памяти Ремо Джадзотто – «FATA MORGANA под музыку Адажио Альбинони».


« Адажио Альбинони» !.. Вероятно, многие слышали
это духоблагословенное музыкальное произведение для струнных инструментов и органа в тональности «Соль минор» – одно из самых замечательных музыкальных творений 20в., получившего в короткий срок мировую известность и славу самого исполняемого в мире произведения, «причастного»
к имени венецианского композитора эпохи барокко…

На самом же деле Томазо Альбинони, о котором идёт речь, не сочинял «Адажио соль минор для струнных и органа», и, говоря иначе – современник Баха и Вивальди не является автором неоклассического произведения «Адажио Альбинони»…

Я не стану уклоняться, дорогие друзья, в долгую, почти детективную историю создания музыкального шедевра 20в, дабы не жертвовать темой нашего собрания… однако продолжу начатый мною рассказ с иной, не менее мистической стороны…


Как-то, перелистывая книгу-монографию о творчестве трёх советских художников под «коллективной» фамилией
Кукрыниксы (М.В.Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А.Соколов),– в советское время незабываемо явившие себя в жанре политической сатиры – моё внимание привлекла превосходная живописная работа – этюд
« Разбитый дом» кисти прекрасного мастера городского пейзажа – Михаила Васильевича Куприянова.

Этюд был написан в один сеанс, и, судя по замыслу и светотеневому характеру композиции, вероятнее всего в утренние часы, когда длинные глубокие горизонтальные тени от предметов, людей и зданий поперёк улиц, геометрически убедительно подчёркивают и статику
окружающих каменных громад, и неподдельное естество линейной перспективы городской застройки…


В мае 1945 г., после того как в Берлине был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил, Кукрыниксы в качестве корреспондентов «Правды» направились в поверженный Берлин…


Побывали они и в других городах Германии, в том числе посетили и Дрезден, основательно разрушенный в феврале 1945 г. авиацией Великобритании и США…
Дрезденский 14-часовой «Апокалипсис» явился самым диким и разрушительным за всю историю второй мировой войны; от бомбёжки фугасными и зажигательными бомбами (около 4000 т. бомбового груза) погибло более 250 тысяч гражданского населения!..


Стараясь передать как возможно правдивее и выразительнее характер лежащего в руинах города, Куприянов, Крылов, Соколов сделали множество зарисовок и этюдов, некогда прекраснейшего места Европы – «Флоренцию на Эльбе»…

Прославившийся своими архитектурными памятниками в стиле барокко, крупнейшими собраниями живописи и иных
произведений искусства мирового значения, то есть всем тем, что является « памятью человечества», – разрушенный Дрезден, казалось, закончил своё более чем семисотлетнее существование…

И кто знает, может быть именно этот прискорбный исторический факт и послужил поводом к созданию в известном смысле музыкального шедевра – «Адажио Альбинони», которое смело можно было бы назвать «заупокойной мессой людской памяти»...

Кто благословил Ремо Джадзотто, итальянского композитора, музыкального критика и музыковеда – исследователя творчества Томазо Альбинони,
на высокий жанр концертной духовной музыки (по сути
« траурной оратории») на которую, как считают более поздние исследователи творчества итальянского композитора, – сам Ремо Джадзотто сподобиться не мог; точно так же не мог этого сделать и тот, кому Ремо приписал авторство создания «Адажио… соль минор» – современнику Баха и Вивальди Томазо Альбинони (?!..)


Решительно однозначно, мы можем утверждать
(на основании дневниковых записей самого итальянского композитора), что на развалинах Саксонской земельной библиотеки в разрушенном Дрездене (вероятно, в тот же самый период времени, когда Михаил Куприянов создавал дрезденский шедевральный живописный этюд «Разбитый дом»)Ремо Джадзотто обнаружил не само произведение Альбинони (который в своё время, как выяснилось, бывал в Дрездене…), а всего лишь «шесть тактов нотного манускрипта» Альбинони – для скрипки и басовые ноты (генерал-бас) к ним…


Конечно же, когда я впервые увидел этюд
М. Куприянова «Разбитый дом» – вся история создания «Адажио Альбинони» мне была неизвестна…Однако произошло то, чему французский философ и парапсихолог Эмиль Буарак в 19 в. дал название « Дежа вю – уже виденное»… Более того, мне не только показался знакомым городской ландшафт на этюде Куприянова, но где-то в глубине со-знания почудились хоровые минорные тональности «высокой» мессы Иоганна Себастьяна Баха…переходящие в чудное печальное многоголосие скрипок удалённого грандиозного оркестра…


На дальнем плане пейзажа, несколько размытом утренним светом хорошо видно полуразрушенное, но не сокрушённое до основания, шпилеустремлённое к небу архитектурное творение первой половины 18-го века – «Фрауэнкирхе»… Церковь Богоматери – одна из наиболее значительных лютеранских церквей города!

В структуре построения этюда «кирха» обозначена композиционным центром городского пейзажа…
Справой стороны от зрителя глубокая слепая тень стены разбитого здания, слева не менее широкая полоса городской реальности в солнечном свете…


Свет и Тень как бы противоборствуя в перспективной устремлённости к Храму привносят очень сильное, глубокое смысловое содержание в послевоенный городской ландшафт…

Сказать, что этюд Куприянова сильно «зацепил» меня, – значит не сказать главного, а именно не сказать об открытии в себе самом некой способности к синтетическому мироощущению, когда формальное и содержательно-несказуемое сливаются в нечто гармонически цельное, неизъяснимое обыденными словами.

В состоянии воодушевления я обратился к моему доброму знакомому, прекрасному живописцу, с просьбой «перевести» этюд «Разбитый дом» в крупноформатное полотно-копию за соответствующую оплату труда…

Через неделю желанная картина в раме висела в зале моего семейного жилища, на свободном пространстве стены, над фортепиано моей дочери.
Порой бегло брошенный взгляд на полотно благозвучно отзывался звучанием «Адажио Альбинони» в душе…

Композиция плаката – «FATA MORGANA под музыку «Адажио Альбинони» c иллюзорным явлением Ремо Джадзотто на облаках, замыслилась мною под впечатлением любопытного случая…


Кажется в сентябре, юбилейного года со дня рождения итальянского композитора (род.4.о9.1910г.) зашёл ко мне в гости мой давний приятель, обладающий экстрасенсорными способностями… Долго и пристально вглядываясь в картину, он неожиданно произнёс:
– В этом разрушенном доме жила твоя семья…
– ???..

В нашей земной обители много есть из того, может быть самого главного, на что мы не обращаем внимания…
Для многих людей музыка является всего лишь средством увеселения в часы досуга или одиночества – невыносимого порой духовного бремени … На самом деле, Музыка – её высоко-зовущее симфоническое звучание, – это неосознанная облагороженная гармоническими звуками сердечная устремлённость человека-творца в лоно утраченного божественного Рая…



И кто же, кроме большого поэта мог бы выразить в двух строках воистину божественное предназначение, открытого миру благоволения высшего порядка?!..

– Из всех наслаждений жизни
Одной Любви музыка уступает,
Но и Любовь – тоже мелодия!..


( А.С. Пушкин)


Но музыка не только «наслаждение» жизни…
Кроме всего прочего, музыка ещё и пророчествует, и воодушевляет, и остерегает…обезоруживая своею невероятной способностью погружать душу человеческую в запредельные тайны мироздания…


Стараясь не распространяться о своих творческих планах, тем более о незавершённых работах в жанре авторского плаката, всё же, в качестве дополнительного подкрепления вышесказанному, позволю себе нарушить эту полезную, хотя и «суеверную» привычку…


Упомяну ещё об одном музыкальном шедевре, не меньшей мировой славы нежели «Адажио Альбинони», с позиции личного переживания соответствующей музыкальной ассоциации на явления изобразительного искусства – о динамически беспрецедентном по тембровой прогрессии в нарастающей звуковой напряжённости – «Болеро Ровеля»…

Именно «Болеро» Мориса Ровеля являлось для меня внутренним фонообразующим дополнением в работе над графической композицией «Харон, или алгебраическое выражение Шоффилда»…


Как могло совместиться «несовместимое» в моём воображении – форма внешнего выражения печали в Царстве римского Плутона (или «Аида» у греков) и экспрессивная неистовость испанского болеро в ритме
степ-танцев латиноамериканских пастухов Гаучо?!…

Столь несовместимые по характеру образные
ассоциации из различных областей творчества на самом деле таинственным образом совмещаются и преобразуются в некий «умонепостижимый» философский контекст не имеющий рационального объяснения с позиции символической логики…

« В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань»…– говорит Мазепа языком Пушкина в «Полтаве»... Казалось бы!.. Ан нет, возможно!..
Можно и на бессмертное творение Мориса Ровеля кощунственно настроить курсовой радиомаяк «Энолы Гей» – личного имени стратегического бомбардировщика ВВС США – «Боинга Б-29» с атомной бомбой на борту… с координатами японской Хиросимы!..

Не думаю, что устроители этой чудовищно-неоправданной акции устрашения, при выборе мелодии курсового радиомаяка « Энолы Гей» руководствовались соображениями некой эстетики…подобной той, что выразил в своём поэтическом посвящении «Болеро» Мориса Ровеля русский поэт-философ Николай Заболоцкий:
« Танцуй, Ровель, свой исполинский танец,
Танцуй, Ровель! Не унывай, испанец!
Вращай, История, литые жернова,
Будь мельничихой в грозный час прибоя!
О, болеро, священный танец боя!»


В моей графической композиции « Интернационал – ХХ век» исподволь, в ритмическом строе малого барабана оркестра звучат и «литые жернова» истории, и «грозный час прибоя», и железные когти цивилизации – Фатума предопределённости технократического Рая…


В истории создания «Болеро» Мориса Ровеля много удивительных совпадений судьбоносно совмещающих биографии знаменитых людей культурной России и Запада…


Нетрадиционный (по академическим меркам своего времени) живописный шедевр русского художника Валентина Серова – «Похищение Европы» – в этом ряду «удивительного»…

И дело даже не в самой драматической коллизии мифологического «Похищения» будущей Матери критских царей – дочери царя Агенора, всемогущественным Зевсом, облачённым в форму Быка (Золотого Тельца)…
История, чрезвычайно симптоматичная для геополитики нынешнего времени…


Неожиданная стилистика серовского «модерна» с упрощёнными элементами минойской культуры, даже
в темперном эскиз-варианте, представленном на суд зрителей «Третьяковки», запомнилась мне не столько своей формальной декоративностью, подобной той, что когда-то украшала фризы и фронтоны греческих храмов, –
сколько невесть откуда возникшей в моём воображении музыкой движения… Я бы даже уточнил – музыкой с нарастающей звуковой напряжённостью пере-движения исполинских геотектонических плит под основанием Всемирной истории!


« Болеро» Мориса Ровеля – неисчерпаемый источник вдохновения для творческой мысли, однако это уже история для иной выставки, если она когда-либо осуществится!..
Да пребудут Мир и Надежда в наших сердцах!



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 23.01.2024. Антология сокровенного Свиридов Виталий Виталдмис
  • 06.01.2024. Сочельник