Опрокинулось время. Поэзия Натальи Бельской.

Владимир Иксанов: литературный дневник

Наталья Бельская родилась в Астрахани. Инженер-технолог. Автор двух поэтических сборников «Бессонница» и «Старая пристань». Публиковалась в Москве, Санкт-Петербурге и Риге в таких изданиях , как «Аврора», «Светочъ», «Литературный Петербург», «Окно», «Письмена», «Антология русской поэзии Латвии», «Литературная газета» и других.
Дипломант (1 место) поэтического конкурса «Святые символы России» (2009), лауреат Международного поэтического конкурса «Под небом Балтики» (2010).
Член Союза писателей России, Рижского общества литераторов «Светоч», Союза русских писателей Латвии. Живёт в Риге.


В поэзии Натальи Бельской присутствует ностальгический взгляд на историю, устойчивый и глубокий , выраженный в формуле о «невозвратности Родины».

Сожаление об утраченной мечте. Это чувство объединяло поэтов русской эмиграции. В такой тональности писали многие из них. Игорь Северянин, проживая в Эстонии, находился в состоянии прощания с Родиной. Особенно, в последние годы жизни. Как «шестикрылый Серафим», явившись, остался на перепутье времени!
У современных ближнезарубежных авторов это перепутье стало чувствительным ожиданием миграционной неопределённости…
Наверное , это об этом…и о том,что всегда за скобками каждой индивидуальной судьбы своя непростая история. Мы тут всё , если не релоканты, то пришельцы неоткуда, «второй сорт» нашего времени и заложники бездарной элиты, которую Мария Певчих справедливо возвела в ранг предателей. О нас, оставленных за кордоном некогда единой страны , забыто и шанса не дано. Существует примитивный подход: местные бароны предлагают – выматываться , а принимающей стороны как будто не существует.
«Лангинкоски» - повествование, созданное под впечатлением посещения царской усадьбы. Хотя вся усадьба не более , чем летний дом. Место воспроизводится через историческую ретроспективу. Описание, в точности которого не усомнишься. Рыбацкий домик государя Александр III, находится неподалеку от Котки. Есть свидетельства, что жил император по-деревенски просто, помогал местным рыбакам. Мария Федоровна готовила обеды и знаменитую «царскую» уху. Прочитываемая идиллия подмечена в строке «он мне кажется игрушкой». Небольшой деревянный дом теперь музей. Автор детализировал интерьер с фотографической точностью. В конкретике предметов «скрыто» видение поэта. Отношение ясное и убедительное. Это взгляд человека о потерянном мире, цивилизации, утерянной в революционной борьбе.
Для автора – это « уголок расстрелянной России». Он каким-то чудом уцелел, сохранив память тех лет. Царские портреты, гербы, знаки императорской власти, символы величия « и в гербы российские одетый, на стене красуется Орел». Кстати в переводе с финского языка Котка – это Орёл. Тринадцатилетнее правление Александра III характеризуется стабильностью и подъёмом внутренних ресурсов. Тринадцать лет, когда Россия не воевала ни дня. Пожалуй, это единственный «царь –пацифист» в истории…


В исследовании стиха использован приём случайности в исторической закономерности. Затерянность - в мареве дорог, а закономерность - возврат к исторической правде: «на стене красуется Орёл»! Неожиданный образ на контрасте.
С одной стороны - трагическое в «невозвратности Родины моей», с другой – оптимистическая нота :
На опушке леса серебрится,
Грея душу, православный крест.


ЛАНГИНКОСКИ


Старый дом над финскою речушкой.
В нём – хранимый бережно музей.
Он мне нынче кажется игрушкой
Невозвратной Родины моей.
Уголок расстрелянной России
Затерялся в мареве дорог.
Будто под крылом небесной сини
Сам Всевышний нам его сберёг.
В строгих рамах – царские портреты,
У окна – большой дубовый стол.
И, в гербы российские одетый,
На стене красуется Орёл.
Тихих комнат скромное убранство
Покоряет милой простотой.
По душе мне это постоянство.
По душе торжественный покой.
Вьёт гнездо заботливая птица.
Благодать идёт от этих мест.
На опушке леса серебрится,
Грея душу, православный крест.


«Обращение» - стихотворение, прочитываемое «изнутри», исповедальное. Сама структура пронизывает выявление больных точек, «опрокидывает» время . «Под спудом беды» …Автор заставляет концентрироваться на убеждении своей правоты и наставляет не сдаваться. Спасение находит «среди жарких суглинков июльских степей». Вторая строфа мысленно возвращает в историческую реальность ,свидельством которой становятся «ханские руины».Мелькает в отсветах пожара ханский огонь и «голубая финифть». Близкие и понятные автору сравнения. Две силы, две эпохи. Протагонизм. Но более борьба и состязательность!
«Славянская вязь». Историческая ретроспектива на фоне необозримого степного простора. Авторская позиция НЕИЗБЕЖНОСТИ судьбы. «Брат полынной межи», от которой ни на шаг, оставаясь собой!

ОБРАЩЕНИЕ К САМОЙ СЕБЕ


Опрокинулось время под спудом беды.
Только ты не сдавайся, не плачь, не робей.
Пусть спасительным знаком приснятся следы
Среди жарких суглинков июльских степей.
Где на ханских руинах – славянская вязь,
Где струится дорога, как тонкая нить,
Ты почувствуешь сердцем незримую связь
Отшумевших веков – голубую финифть.
Распахнётся навстречу и станет судьбой
Неоглядный простор – брат полынной межи,
Чтоб по совести жить, чтоб остаться собой,
С обнаженной душой без лукавства и лжи.


«Башня» - символ постоянства. Непредсказуемости течения ВРЕМЕНИ. Оно летит как птица, ползёт как черепаха…Согласно мнению Пугачёвой Аллы Борисовны – релоканта нашего времени - « жизнь невозможно повернуть назад»… И в этом тоже много не понятного. Оказывается можно вернуть то, что было символом «другого Времени».
Но у Времени есть свой хранитель- «пунктуальный смотритель старинных часов». Сравненине с песенкой АБ уместно в части того,что «старинные часы-свидетели и судьи»…
«Башня» Натальи Бельской необычна уже тем, что «шпиль стремится достать облака». И в том состоянии незавершённости и ограничения по параметрам ЛГ находит «и восторг, и кураж». Образ Смотрителя овеян тайной, ему приписываются качества «превосходного механика и мага»… Он как Мастер носит волшебный головной убор, «чудесный колпак». И кто же он в понимании читателя? Реальный герой или выдуманный? И, здесь уже неважно. Главное, что он существует. Он - сочинитель, сказочник, придумщик и «чудак – чародей». Хранитель добрых дел!
Он - доброе вечное начало, без которого невозможно движение Времени.
По задумке сочинителя он ушёл на покой. Но ход Времени не остановился… Красивое, по замыслу и решению стихотворение!

БАШНЯ


Башня шпилем стремилась достать облака.
В этом был и восторг, и кураж.
В такт шагам прогибались ступени слегка,
Убегая на верхний этаж.
Пунктуальный смотритель старинных часов –
Превосходный механик и маг –
Затворив за собою тяжёлый засов,
Надевал свой чудесный колпак.
Поднимался проверить, под скрип половиц,
Безупречен ли времени ход.
Он в предутренний час с появлением птиц
Обращался лицом на восход.
В башне сказки не раз сочинял для детей
И для взрослых, кто светел душой,
Замечательный мастер чудак-чародей
И к тому же придумщик большой.
Но однажды, оставив во времени след,
Наш смотритель ушёл на покой.
С той поры многократно румяный рассвет
Любовался широкой рекой.
Бой часов предсказуем: то нечет, то чёт.
Жизнь летит от весны до весны.
Время с башни на город со звоном течёт,
То ли сказки даря, то ли сны.

Такое нарядное, сказочно выразительное повествование нельзя обойти стороной, пройти мимо. Совесть замучает… Парадная облицовка образа. Чеканный ритм , строевой шаг размера, шитье небесное и золото погон, и «орден солнышко» -всё это Ваше благородие, Октябрь! Восхительно!

ОКТЯБРЬ


В голубом мундире неба,
В шитых золотом погонах
Шёл октябрь дорогой в небыль
Сквозь резные листья клёнов.
Полюбившись всем в округе,
Широко шагал по весям,
За особые заслуги
Орден-солнышко повесив.
Под шуршанье листопада
Шёл октябрь, пленяя статью,
Так что новые наряды
На берёзках были кстати.
Зарумянились рябины.
Даже пасмурные ели,
Подбоченевшись картинно,
Томно вслед ему глядели.
На жнивьё ложилась влага.
Собирались гуси в стаи.
Уходил он бодрым шагом,
По-гвардейски напевая.


О мятяже с такой краткостью и силой может написать истинный поэт!
У писателя – историка Шамбарова в книге «Белогвардейшина» трагические события описаны в хронологической последовательности и когда анализируешь события, представляется картина жестокой распри.
Я не буду вдаваться в подробности. Всё прочитано здесь. Сначала «расстреляли восход», «там ещё до рожденья расстреляли меня».



О КРОНШТАДТСКОМ МЯТЕЖЕ


Всплыл за дымкою душной
Приснопамятный год,
Где из пушек послушных
Расстреляли восход,
Где походкою странной
С полигона небес
Солнце, словно подранок,
Отступило за лес.
Из обугленной тучи
Хлынул гроздьями град,
Кисеёю колючей
Накрывая Кронштадт,
В роковом изможденье
Сотни тел хороня.
Там ещё до рожденья
Расстреляли меня.


Вот так вкратце. Завершая обзор творчества рижской поэтессы Натальи Бельской, к достоинствам которой относится не только сочинение, но и выразительное чтение стихов. Заходите к ней на огонёк...





Другие статьи в литературном дневнике:

  • 05.05.2024. Опрокинулось время. Поэзия Натальи Бельской.