Машина времени следует по расписанию.

Елена Войнаровская: литературный дневник

Потерянная цивилизация.Винничина.Ольгополь.


Мы привыкли, что понятие "исчезнувшая цивилизация" - это откуда-то из школьных учебников истории. Ну или из музея, где с гордостью покажут украшения давно вымерших или ассимилированных скифов и других сарматов. Сложнее понять, а еще сложнее - признать, что артефакты потерянных цивилизаций просто у нас под ногами или в соседнем полузабытом селе, бывшем когда-то процветающим городом.


Для простоты цивилизацией будем называть некую культурно-социальную общность с вполне определенными внутренними отношениями - от чего ныне остались только элементы материальной культуры. В Украине таких немало - все перечислить я еще недостаточно компетентен, а только лишь начинаю приоткрывать эти страницы еще живой истории, о которой нет ничего в школьных учебниках. На самом деле же история - не границы-даты-правители, а люди, человеческие сообщества - о них пишут мало и нудно.


Первым постом по означенному тегу будет рассказ (не мой) о когда-то уездном городе Ольгополе на Винничине. Еще в 1920-х годах здесь было больше 10 тысяч жителей - ныне уже в селе едва наберется 3,5 тыс. "Потерянная цивилизация" как нельзя лучше подходит к городам, ставшим селами - не из-за какой-то единовременной катастрофы, а из-за социальных преобразований. Винницкая область в этом уникальна - здесь едва ли не каждое третье село когда-то было городом или имением, на регион имели большое влияние уже изгнанные или ассимилированные здесь народы - поляки и евреи. Еврейские городки-местечка и польские имения-маетки - очень мало изведанная часть истории только одной области.



Ольгополь (укр. Ольгопіль, до 1811 г. — Рогузка Чечельницка, евр. названия Олэполе или Олиополь) — село Чечельницкого района Винницкой области Украины, до 1923 г. местечко, центр одноимённого уезда Подольской гу­бернии.Название Ольгополь было первоначально дано императрицей Екатериной II в 1795 г. другому местечку (Чечельнику) в честь её внучки Ольги Павловны.



В 1812 г. село Рогузка Чечельницка, переименованное в Ольгополь, получило статус местечка и стало уездным центром (Чечельнику вернули прежнее название). В народе Ольгополь иронически называли Голополь или Голополье из-за ужасающей бедности этого уездного города.


Село стоит на берегах реки Савранки (приток Южного Буга) в десяти километрах к юго-востоку от районного центра и железнодорожной станции Чечельник.


Несколько еврейских семей проживали в Рогузке (впоследствии Рогузка Чечельницка) со второй половины XVIII в., ещё до получения поселением городских прав. С получением местечком статуса уездного города численность его еврейского населения значительно увеличилась.


В 1827 г. в Ольгополе было два купца третьей гильдии: Бенцион Сидельник и Герш Кардонский; оба держали винный откуп. В 1838 г. в уездном центре учреждена ярмарка, весной 1844 г. провизор Э. Таль открыл здесь первую аптеку. В 1834 г. еврейская община Ольгополя насчитывала 217 человек. В то время она не имела собственного здания для синагоги, но содержала раввина, «море-Гораа» (помощника раввина), хазана, шамеса, габая и «баал-коре» (чтеца Торы). У общины был также свой шойхет, а могеля приглашали из соседних местечек. В Ольгополе был лишь один хедер.


Ольгополь на карте Подольской губернии, 1840-е гг.


В 1845 г. в Ольгополе действовали уже четыре хедера (меламеды М. Моресирер, Ш. Ноггенман, Б. Левит и Н. Лейбер), два из них — второй ступени. В большинстве хедеров преподавали (по крайней мере, номинально) русский язык. В хедерах обучалось около пятидесяти детей.


В октябре 1851 г. в Ольгополе открылось казённое еврейское училище первого разряда. В 1854 г. в двух его классах занимались 25 учеников. В училище было всего три учителя: смотритель христианского вероисповедания, он же преподавал русский язык и арифметику, и два еврея — учителя еврейских предметов и немецкого языка.


В 1853 г. по официальным данным в Ольгополе были деревянный молитвенный дом, имевший 256 прихожан, «духовный раввин» р. Шалом-Меир Гринбург и казённый раввин Hoax Косой.


В 1860 г. община численностью 715 человек (всего жителей местечка 4281), содержала каменную синагогу и два деревянных молитвенных дома. Евреи уездного города в большинстве своём были мелкими торговцами и ремесленниками. Среди наиболее крупных групп ремесленников были бондари (22 мастера из 48 работников этого промысла), портные (16 мастеров из 30), кузнецы (6 из 11). В силу удалённости уездного центра от железной дороги самым распространённым среди евреев видом деятельности был извоз (всего в Ольгополе было 45 извозчиков).


В 1881 г. по постановлению Комитета общественного здравия ольгопольские городские власти закрыли еврейское кладбище на берегу реки Савранки, так как оно оказалось в непосредственной близости (в 40 саженях вместо разре­шённых 100) от предместья Мацковки, расположенного на той же реке выше Ольгополя.


В 1889 г. в Ольгополе были три синагоги: «Олтер клюс» («Старая синагога»), «Бесмедреш» («Дом толкования»), «Най клюс» («Новая синагога»), в городе жил казённый раввин уезда Герш-Мендель Финкелыптейн.


Два раза в неделю, по воскресеньям и четвергам, в Ольгополе были базарные дни. Большая часть торговли уездного города находились в руках евреев, они владели самими разнообразными магазинами и лавками.


В начале 1910-х гг. в городе возникли и более крупные предприятия. Евреи содержали все девять городских гостиниц, пивоваренный завод, единственную в городе чайную, дровяные и лесные склады (часть леса отправлялась на экспорт). Им принадлежали две часовых мастерских, типография, фотоателье и большая часть лавок. Среди евреев обладателей свободных профессий были врачи, провизоры, адвокаты.


Многие евреи смогли получить в местечке общее образование, поскольку ольгопольское двухклассное училище принимало евреев без ограничения. В состав городского управления Ольгополя входили’ евреи из местной интеллигенции. Тем не менее избрание в 1887 году ольгопольского еврея в состав сиротского суда не было утверждено губернским правлением. На выборах в III Государственную думу осенью 1907 года евреи Левит и Цих попали в число выборщиков от обеих ольгопольских городских курии.


В 1900 г. сионистами была открыта субботняя школа для взрослых с преподаванием ремесленных специальностей, в школе занималось более 80 человек. Сионистская организация активно действовала в местечке и впоследствии.


В 1917 —1919 гг. в Ольгополе в типографии Левита и Волынского издавались две украинские газеты: «Вільне Слово» і «Воля».


Начиная с февраля 1919 г. Ольгополь не раз подвергался разбойным нападениям.


14—16 мая 1919 г. банды атаманов Заболотного и Чалого устроили погром, во время которого погибло 20 человек.


4 октября того же года, в Йом Кипур, погром был произведён крестьянами близлежащих сёл, а на следующий день город был разграблен проходившей через него деникинской частью.


В 1924 г. в Ольгополе насчитывалось 10200 жителей, из них 2800 евреев и 59 поляков. В 1920-е гг. здесь была открыта четырёхклассная школа с преподаванием на идише (в начале 1990-х гг. в её помещениях находилось отделение продлённого дня средней школы).


В 1930-х гг. был создан еврейский колхоз «Працівник» («Труженик»). В предвоенные годы общиной руководил шойхет, погибший в гетто во время нацистской оккупации.


Еврейское население Ольгополя в 1939 г. составляло 660 человек (11% населения).


Оккупация Ольгополя продолжалась с 26 июля 1941 г. по 22 марта 1944 г.


Румынские оккупационные власти превратили еврейский квартал в гетто, где жили около 100—150 семей местных евреев, а также несколько сотен евреев, депортированных из Бессарабии. В здании синагоги «Най клюс» были поселены евреи, депортированные из Балты. Многие обитатели гетто погибли в ноябре—декабре 1941 г. от эпидемии тифа.


В мае 1943 г. в Ольгополь привезли около ста румынских евреев из «политического» лагеря в Вапнярке — деятелей коммунистической и социал-демократической партий. Созданый ими совет гетто организовал уход за детьми, создал бесплатную столовую, баню, расширил общую и открыл стоматологическую лечебницу, услугами которой пользовались и представители местной власти.


В 1943 г. в Ольгополе стояла итальянская воинская часть. По воспоминаниям переживших оккупацию свидетелей, итальянцы ежедневно приносили в гетто продукты, кормили голодных еврейских детей.


По данным румынской статистики, в 1943 г. в гетто Ольгополя было около 700 евреев, из них около 500 местных.


Религиозный еврей из Румынии, проведший всю войну в местечках Транснистрии, записал в своём дневнике весной 1944 г. после освобождения Подолии: « Ольгополь — город, наполненный евреями, и тут нет проблем с едой, каждый пускает тебя и даёт тебе еду. Укладывают тебя на пол, подстилка снизу и одеяло сверху, и тот, кто устал — прекрасно спит».


В послевоенные годы бывший уездный город постепенно превратился в село с населением около пяти тысяч человек.


В Ольгополе в начале 1990-х гг. в проживало немногим более десяти евреев-пенсионеров, все они жили в центре, на улице Ленина.


В 1998 г. здесь оставалось 7 евреев, их опекала община Бершади.



Архитектура


В селе уцелело здание синагоги «Най клюс», в начале 1990-х гг. перестроенное под кинотеатр. Рядом с ним на улице Ленина имеется несколько небольших домов деревянно-валькованной конструкции с традиционной для еврейских мес­течек планировкой. Как бы усвоив принципы сельской застройки, эти здания отступили от улицы, расположившись за небольшими палисадниками.


Еврейское кладбище находится в двух километрах от центра села, на склоне холма справа от дороги на Чечельник (недалеко от автошколы). Кладбище охраняется. В его верхней части — братская могила погибших в гетто, в нижней старый участок с надгробиями XIX в. В центре села установлен мемориал ольгопольцев, погибших на фронтах Второй мировой войны; среди десятков имён — много еврейских.


Люди


Начиная с 1889 г., в течение 35 лет раввином местечка был р. Элиягу (Эля) Пойсек ,сын раввина р.Моше-Цви, глубокий знаток Галахической литературы и её практического применения. Он считался одним из самых выдающихся раввинов Украины. Во время Первой мировой войны р. Элиягу уехал в Херсонскую губернию.


Источник: http://questrum.livejournal.com/146214.html



Другие статьи в литературном дневнике: