АнтичноеАнтичный мир влечёт поэта, Зовёт, отринув мрак и темень;, Современная литература продолжает пользоваться символическим языком мифа. Литературные произведения наполняются многочисленными аллюзиями на древние мифы и одновременно являются источниками новой мифологии. В отличие от традиционного мифа, новый литературный миф – это один из основных способов иносказания, художественный образ, созданный с помощью привлечения тех или иных черт мифологической образности. Мифы Древней Греции служат источником вдохновения не одному поколению авторов, начиная от Гомера и Гесиода до современных мастеров фэнтези. Тенденция модернизировать древний сюжет, психологизировать образы является ведущей для литературы ХХ века. Писатели ХХ века порой заимствуют у древнего предания лишь заглавие и внешнюю рамку: ни язык, ни характеры, ни мироощущение героев подобных произведений не соответствуют античному. Авторы актуализируют мифические события, придавая им современную окраску: наделяют героев психологией нового времени, отражают в произведении злободневные проблемы, связывая популярный сюжет с конкретной общественно-политической ситуацией, вводят элементы пародии. Жизнь, говорил Пифагор, подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть. Хотелось бы верить, что «счастливых» должно становиться все больше. Сейчас наступило время каких-то сплошных огрызков от того, что мы привыкли называть культурой. Какие-то гигантские челюсти с хрустом перемалывают все самое вкусное и ценное, что было создано за многие столетия. Наступил глобальный авитаминоз духа. Общество сделалось судорожным потребителем, неразборчивым и прожорливым. Но осколки античности до сих пор слишком тверды, их не получается перемолоть без остатка – мрамор с легкостью не прожуешь, длинные цитаты не переведешь в пустую шутку и болтовню. И от этого у многих они вызывают нешуточное раздражение и отторжение – слишком далеко, скучно, давно, не у нас… Но ведь не на другой планете? источник: |