Экскурсия во Владычный монастырь

Татьяна Гордон: литературный дневник

ЭКСКУРСИЯ ВО ВЛАДЫЧНЫЙ МОНАСТЫРЬ


Своим клубом «Видящие сердцем» мы объездили немало церквей города и района. А сегодня были в женском городском монастыре. Нашла информацию в интернете.


«Введенский Владычный монастырь, древнейший на серпуховской земле, был основан в 1360 году Митрополитом Алексием, святителем Московским и всея России чудотворцем. Монастырь возник по особому изволению Божией Матери — святитель Алексий услышал глас, исходящий от Ее иконы: «Алексие, подобает тебе монастырь поставить имени Моему, купно же и себе в память». Чудесным образом было указано и место для сооружения монастыря «в пределе града Серпухова», среди дремучего соснового бора на правом берегу реки Нары, и то событие земной жизни Пресвятой Богородицы — преславное Ее Введение во храм, — в честь которого воздвигнут монастырь.
Вот что повествует хранившаяся некогда в монастыре летопись его основания (2), писанная на доске полууставными буквами.
Об основании Владычнего монастыря, что в Серпухове
В лето 6868 (3), когда в богоспасаемом граде Москве духовным правителем был Преосвященный Митрополит Алексий, прозываемый мудрым и исправно правящим Святою Церковью, то он имел у себя келейника, именем Варлаама, постриженника пустынного, и очень любил его, ибо тот жил, боясь Бога и в покорении Ему. И после долговременного жития своего во святительстве исполнял он однажды обычное свое правило. Диакон Герасим прочел кондаки и икосы. Когда же святитель Алексий произнес Всепетую песнь (4), великий свет осветил келлию его, так что все ужаснулись, и он услышал глас от иконы Пресвятыя Богородицы, глаголющий: «Алексие, подобает тебе монастырь поставить имени Моему, купно же и себе в память». И он пребывал в размышлении, не ведая, что делать. По окончании же келейного правила он пошел во внутреннюю келлию и начал молиться, класть поклоны и преклонять колена пред иконою Владычицы Богородицы, чтобы стало ему известно. И в то время снова был глас: «Алексие, Алексие, поставь монастырь во имя Мое». Он же сказал: «Владычице, где будет монастырь во имя Твое? Я поставлю, но где, не знаю». И снова был глас: «В пределе града Серпухова, там возлюбила Я место на спасение многим душам человеческим». Он же, повинуясь воле Божией и Владычицы Богородицы, приготовляет потребное для монастыря и посылает вышеназванного преподобного Варлаама осмотреть место ко устроению монастыря. Святитель повелел известить и его, чтобы увидеть самому, своими глазами. Варлаам же, подыскав место, заночевал там, а ночью слышит звон великий и гремения сосудов железных и медных. И он подумал, что здесь Господу угодно поставить монастырь. Варлаам был рад и возвратился известить о сем Алексия. Святитель же Алексий также был рад. И спустя несколько дней он посылает вышеназванного Варлаама приготовить потребное. И, отпуская Варлаама, начал говорить «Достойно есть», а когда окончил отпуст, Варлаам упал и испустил дух. Видя сие, Алексий возопил ко образу, от которого был глас: «О Владычице, что побудило Тебя уморить строителя дома Твоего? Печаль моя с болезнью во ад сошла (5). Без него кто дом Твой устроит? И не знаю я, кого послать?» И был глас к нему: «Алексие, возьми его за руку и подними, и он послушается тебя». Он взял его за руку, и тот тотчас встал, сильно плача. И начал святитель вопрошать о причине плача его, он же сказал: «Умоляю тебя, не вынуждай меня говорить об этом до моей смерти, ибо только перед смертью расскажу тебе». И тотчас был отпущен.
Спустя малое время и сам Алексий пришел в Серпухов и много мест обошел, место же то не очень ему полюбилось, ибо показалось неугодным. И внезапно ночью на том же месте услышал то же самое, что и старец Варлаам, вкупе же и глас был, что здесь монастырь поставить. И он тотчас повинуется сему и повелел церковь заложить деревянную, Варлаама же назначил строителем. Спустя время и каменную церковь поставил, а также трапезную в лето 6870 (6). Варлаам же пожил строителем в монастыре тринадцать лет и внезапно ослеп. И по ослеплении пребыл два года. Когда же пришло время отшествия его к Богу, посылает он к Алексию со словами: «Монастырь ты воздвиг, и церкви ты сам освятил, молю тебя, и меня погреби своими руками». И Алексий скоро направился в град Серпухов и нашел Варлаама слепым и в великой скорби. Вспомнив слово его о кончине, он с волнением сказал ему: «Брате Варлааме, Господа ради поведай мне то, что обещал когда-то поведать, о происшедшем прежде основания сего монастыря». Он же сказал: «Не могу словом произнести, так как сие страшно было, а чтобы писанием сообщить — нет у меня зрения». И повелел Алексий диакону принести трость, и чернила, и хартию (7). И вместе все молитву сотворили, и тотчас прозрел Варлаам, и взял трость, и начал писать следующее: «Почему монастырь наречется Владычний , а не Алексиевский, — потому что я видел Владычицу, и устроился он Ее Промыслом». И еще написал: «Когда я упал, то увидел монастырь, держимый Ангелами, и Захарию, стоящего в дверях церковных, и Богородицу, входящую с родителями Ее. Захария же Богородицу принял и посадил на третьей ступени». И в это время был свет великий в келлии его, и оставил он писало и сказал им: «Приведите ко мне брата Гедеона». Был же тот Гедеон слеп. И он положил свою руку на главу Гедеона и сказал: «Со мною ты ослеп, ныне и прозри». И тот тотчас прозрел. «Я отхожу сегодня, ты же, пожив три недели и покаяние приложив к покаянию, приходи ко мне, если и не хочешь того. Я с радостью приму тебя. И преставишься в церкви Божией во время перенесения Честных Даров». Гедеон же, воззрев, сказал: «Пощади, молю тебя, я не готов». Варлаам же сказал: «Я уже готов». Затем, поцеловавши святителя, с миром преставился в лето 6885 (8), в 5-й день мая. И Алексий отпел его по обычаю. И по завещанию его погребен он был под папертью церковной, ибо сам он сказал когда-то: «Погребите меня так, чтобы я всегда зрел церковь Пресвятыя Богородицы». И писание то повелел хранить в память имени его. Гедеон же пожил три недели и, по слову святого, во время перенесения Честных Даров поклонился и почил о Господе. И погребен был близ святого Варлаама. Алексий же много скорбел по Варлааме и, мало пожив после него, ко Господу отошел и погребен был в основанном им Чудовом монастыре о Христе Иисусе, Господе нашем, Ему же со Отцем и со Святым Духом слава вовеки. Аминь.
В том же 1377 году по распоряжению святителя Алексия для Серпуховского Владычнего монастыря была написана икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых» по образу видения преподобного Варлаама Серпуховского. Эта икона, помещенная в соборном храме, построенном иноком Варлаамом, в продолжение многих веков была главной святыней монастыря и почиталась всецерковно как чудотворная (празднование 21 ноября ст. ст.).
С конца XVII века обитель начала испытывать большие материальные затруднения. Она потеряла свою самостоятельность и была приписываема то к соседнему Высоцкому монастырю, то к Московскому Заиконоспасскому. В 1727 году Владычний монастырь опять стал самостоятельным, но находился уже в совершенном упадке: богослужения почти совсем остановились, братия разошлась, келлии и храмы пришли в запустение.
История монастыря в XIX веке. Преобразование его в женский
В 1806 году митрополит Московский Платон (Левшин; † 1812) обратил свое архипастырское внимание на Владычнюю обитель и испросил у Императора Александра I разрешение преобразовать ее в женскую. С этого времени начался невиданный расцвет обители.
Первой игуменией назначают казначею Московского Новодевичьего монастыря монахиню Дионисию, и за ней идет целая чреда настоятельниц, возродивших древнюю обитель. В течение XIX века были обновлены и благоукрашены святые храмы, возведены новые каменные корпуса, гостиницы для многочисленных паломников, устроена больница с лабораторией и домашней аптекой. При монастыре было обширное хозяйство: огороды, сады, луговые и пахотные земли, 180 десятин леса, скотный двор, пчельник.
Внешнее процветание обители ни в коей мере не повлекло за собой разлада в духовной жизни ее насельниц ; напротив, они становились все более и более ревностными в деле своего спасения. Этому способствовали правила общежития, введенные в устав монастыря великим иерархом Российской Церкви — святителем Филаретом (Дроздовым), Митрополитом Московским и Коломенским. К середине столетия число насельниц возросло до 300. Среди них были истинные подвижницы благочестия, память о святой их жизни сохранилась до наших дней.
История монастыря в XX веке
Вплоть до закрытия обитель находилась в расцвете. В ней подвизались до 400 насельниц, здания и территория благоустраивались и украшались. Широко развита была благотворительная деятельность: существовала богадельня, неимущим бесплатно оказывалась медицинская помощь, выдавались медикаменты.
В 1919 году монастырь был закрыт, сестры выселены. На территории разместилась школа «красных военлетов», затем на ее базе было создано среднее военное училище. Монастырь стал называться Авиагородок. Во Введенском соборе и в Алексиевском приделе были расположены склады, в Георгиевском храме — клуб с кинобудкой, в остальных корпусах разместились классы, казармы, мастерские, офицерские общежития, котельная.
В 1978 году училище освободило территорию, и с тех пор она оставалась без хозяина. Как ни горько, но монастырь был разрушен за последовавшие семнадцать лет; его растаскивали по кирпичикам на гаражи и дачи. Рубеж 90-х годов монастырь переступил без единой крыши, с зияющими провалами вместо окон, в полуразрушенном состоянии.
По милости Божией 5 мая 1995 года Священный Синод благословил возобновление монашеской жизни во Введенском Владычнем женском монастыре и назначил настоятельницей монахиню Алексию (Петрову). Это событие стало первой страницей в новой главе летописи обители.
28 июля 1995 года в храме святителя Алексия Высокопреосвященнейшим Ювеналием, митрополитом Крутицким и Коломенским, была совершена первая Божественная литургия.
4 января 1996 года в обители состоялся первый иноческий постриг. Его совершил Высокопреосвященный Григорий, архиепископ Можайский.
С возобновлением монашеской жизни началось возрождение почитания святынь обители.
По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия 6 мая 1996 года на месте погребения преподобного строителя Варлаама был водружен крест, а осенью того же года возжжена неугасимая лампада. С тех пор все с верою приходящие получают исцеления по молитвам преподобного. За два года засвидетельствовано около двадцати чудес. Верующим раздается святое масло из неугасимой лампады, горящей у надгробия преподобного Варлаама. 25 сентября 1998 года настоятелем Никольского храма села Бутурлина иереем Владимиром (Андреевым) обители была подарена икона преподобного Варлаама Серпуховского письма XIX века.
6 мая 1996 года, в день памяти святого великомученика Георгия, Высокопреосвященнейший Ювеналий совершил в обители Божественную литургию и освятил список чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша». От этого образа начали проистекать благодатные исцеления. Приведем свидетельство об одном из них.
«Я, М. Нина Ивановна, проживающая в г. Москве, имею сына Андрея, 1973 года рождения, который страдал пристрастием к вину с 1995 года.
О благодатной помощи иконы Матери Божией «Неупиваемая Чаша» я узнала из передачи по телевидению и обратилась с молитвами к Ней и прошениями об исцелении сына. В октябре 1996 года впервые приезжала во Владычний монастырь помолиться у чудотворной иконы.
Молясь за сына своими словами, я всякий раз начинала путаться и вспоминать свои грехи, а тем временем сын пил еще сильней. Тогда я пошла к батюшке в храм у Речного вокзала. Он мне велел приготовиться к серьезной исповеди и молиться «Неупиваемой Чаше». После чего я начала каяться со слезами в своих грехах и просить помиловать мое чадо.
В этом году, 18 мая, я опять была в обители и молилась об избавлении сына от страсти пьянства. И с того времени сын не пьет. Сегодня я приехала в монастырь заказать сорокоуст иконе Матери Божией «Неупиваемая Чаша», возблагодарить Царицу Небесную за ходатайство и милость ко мне, грешной, и засвидетельствовать об этом настоятельнице обители монахине Алексии. 19.10.1997г.».
Во Владычнем монастыре каждый день читается акафист перед иконой «Неупиваемая Чаша», при этом совершается поминовение людей, страдающих от пьянства, а также всех нуждающихся в молитвенной помощи.
Восстанавливаются разрушенные храмы и жилые корпуса монастыря. В 1995 году отреставрирован Алексиевский храм, в 1997 году — Вознесенский придел Георгиевского храма. Летом 1998 года отремонтирован шатер Георгиевского храма, а 2 декабря, в день памяти святителя Филарета Московского, некогда покровительствовавшего обители, над шатром был установлен купол с крестом.
В настоящее время малое число насельниц подвизается в обители. Они занимаются выполнением хозяйственных послушаний и молитвой. Сестрами возрождаются традиции золотошвейного дела. С 1995 года при монастыре действует детская воскресная школа, занятия в которой ведут сестры обители.
4 декабря 1998 года, в день своего престольного праздника, обитель удостоилась архипастырского посещения митрополитом Ювеналием. Его Высокопреосвященство совершил Божественную литургию, во время которой возвел настоятельницу монастыря монахиню Алексию (Петрову) в сан игумении и постриг в иночество пятерых насельниц. Затем владыка отслужил молебен перед древней святыней монастыря — чудотворной иконой Введения Пресвятой Богородицы во Святая Святых, которая ныне находится в Серпуховском историко-художественном музее и на время была предоставлена монастырю администрацией музея. Конечно, еще много времени и средств необходимо для полного восстановления Владычнего монастыря, но хочется верить, что обитель снова расцветет, как и прежде. Возложим свое упование на Пресвятую Владычицу нашу Богородицу. Она Сама воздвигла эту обитель, Она охраняет ее Своим заступлением и, надеемся, предстательствует о всех живущих в ней, а также и о тех, кто будет способствовать ее весьма нелегкому в наши дни благоустроению.»


В монастыре нас ждала монахиня Евгения. Она провела нас по территории монастыря, показала храмы, рассказала его историю.
День был погожий, мы сидели на скамьях и слушали. Многое, о чём говорила монахиня, мне было известно, но я всё равно с интересом слушала женщину. Напомнила нам она и о том, как была обретена знаменитая икона «неупиваемая чаша».
Перед экскурсией мы зашли в церковную лавку, подали там поминальные записочки, купили свечи.
Обязательное фото на память об экскурсии. Конечно, на всех были надеты маски. Без этого сейчас никак нельзя.
Погода нам благоволила и совсем не в тягость нам было ожидать автобуса после экскурсии.
Принимаюсь за отзывы.


29 сентября 2020 года. Наконец-то, состоялась долгожданная экскурсия во Введенский Владычный женский монастырь.
Экскурсию проводила монахиня Евгения. Мы узнали историю появления на нашей земле святыни четырнадцатого века. Рассказала Евгения, как рос и развивался монастырь, как он восстанавливался. Совсем недавно монахини отметили 25 лет со дня возрождения святого места.
Смогли мы отдать поминальные записочки, приобрести церковные свечи, попить святой воды, осмотреть храмы и помолиться.
За организацию экскурсии и чёткое её проведение мы искренне благодарны нашему куратору Светлане Владимировне Смоленцевой и водителю центра «Меридиан» Комарову Виктору Борисовичу. Нам всегда бывает спокойно и комфортно, когда он ведёт автобус, в котором мы находимся.


Гордон Т.Д., Чикова Т.И.,
Гудкова Н.М., Сергеева Л.М.,
Савинова Е., Исаева Т.В..,
»Харчикова Т.А..»


29 сентября 2020 года мы, незрячие и слабовидящие из клуба «Видящие сердцем»,побывали в одной из самых старейших святынь нашего города, смогли помолиться у иконы «Неупиваемая чаша» и у других икон. Мы смогли попросить Пресвятую Богородицу и Спасителя даровать всем здоровье и благополучие, просили, чтобы наша страна, да и весь мир, с наименьшими потерями вышли из пандемии, победив коронавирус.
Мы искренне благодарны монахине Евгении, которая подробно рассказала нам о том, как и когда возник Введенский Владычный монастырь на нашей серпуховской земле, как была обретена знаменитая икона «Неупиваемая чаша». Показала монахиня нам и основные постройки монастыря. С интересом слушали мы рассказ о том, какую большую благотворительную и просветительскую работу ведёт Ваш монастырь. Ответила Евгения и на все интересовавшие нас вопросы.
Мы остались довольны посещением святыни. Желаем Вам дальнейшего процветания и благоденствия на благо нашей России.



Члены клуба общения незрячих и слабовидящих «Видящие сердцем» при Серпуховском комплексном центре обслуживания населения «Меридиан»:
Гордон Т.Д., Чикова Т.И.,
Гудкова Н.М., Сергеева Л.М.,
Савинова Е., Исаева Т.В..,
»Харчикова Т.А..»


Описала всё, разобралась с отзывами, отправила их Светлане. Теперь можно и закрывать страницу.


Татьяна Гордон
29 сентября 2020 года



Другие статьи в литературном дневнике: