***Я устал. Всякий путь - от обмана до боли, Где свобод не видать за решёткой запретов, помимо горечи есть любовь к России… Не фанфарно-патриотическая. Любовь как синоним боли. Заглянет Пьер и в колодец архипелага ГУЛАГ. Увидит людей, по которым, ломая ребра, катком прокатился Молох. Раздавленным, потерявшим близких и самих себя, и… сохранившим достоинство. …И уже возвращаются из ссылки политзаключенные. …И уже подавлено с помощью советских танков восстание в Венгрии. …И Оттепель, еще не начавшись, уже хрипит от ранних заморозков.
Ну как такой диалог перевести на иностранный язык? Фильм «Француз» Андрей Смирнов снимал о России, для России. События в картине разворачиваются более полувека назад. Но есть особенные страны с прошлым – бумерангом, который все время возвращается. «Француз» — кинороман про короткий вздох свободы в несвободной стране. Про роскошь думать и говорить правду, даже когда надежда иссякает. Когда стремление сочинять, «писать как слышишь, слышать как дышать» — не только несовместимо с комфортом, но опасно для жизни. Кино о поколении шестидесятников, поверивших в утопию общества для людей. Как, откуда они явились, проросли сквозь асфальт в стране, еще вчера закованной в ГУЛАГ? Откуда вообще возникают люди с врожденным или проснувшимся талантом свободы? Вот один из ключевых вопросов нового фильма режиссера Андрея Смирнова. На протяжении многих лет он пишет пейзаж русского ХХ века. Снимает «Белорусский вокзал» о поколении, травмированном войной, не прижившемся в мире, ставшем чужим. Погружается во тьму самоистребления, которому предался народ, вступивший в темные воды гражданской войны в «Ангеле». Размышляет о трагической судьбе крестьянства в эпосе «Жила-была одна баба». Впрочем, о чем бы он ни снимал — в его фильмах, помимо горечи есть любовь к России… Не фанфарно-патриотическая. Любовь как синоним боли. После XX съезда в Москву приезжает выпускник французского университета Ecole normale Пьер Дюран (Антуан Риваль). Он будет стажироваться в МГУ, изучать творчество Петипа в Большом театре, но прежде всего, отыскивать следы исчезнувшего репрессированного родственника своей матери, русской эмигрантки. А еще он потеряет голову от любви. Что скажешь: настоящий француз.
СССР конца пятидесятых представляется слоеным пирогом. Сосуществованием разных стран, строев, эпох. Еще живы обломки царской империи. И мы видим роскошных старух из «бывших» в щедрых, маслом выписанных портретах аристократок, старух Обрезковых, испивших в ГУЛАГе всю полноту страданий. Их бенефисно сыграли Наталья Тенякова и Нина Дробышева. Не спешит разрушаться сталинская модель социализма. Ее представитель — лоснящийся от самодовольства сановный «совпис» Николай Кузьмич, живущий в высотке с подлинниками Айвазовского и Шишкина, прислугой и водкой в графинчике (Роман Мадянов). Есть и гэбэшник со стертым лицом (Сергей Уманов). И темпераментный отщепенец, сын попа — ныне преподаватель марксизма-ленинизма (Михаил Ефремов).
Заглянет Пьер и в колодец архипелага ГУЛАГ. Увидит людей, по которым, ломая ребра, катком прокатился Молох. Раздавленным, потерявшим близких и самих себя, и… сохранившим достоинство.
И все эти России соединяются в сложно-подчиненную страну. Смирнов стягивает, прессует историю ХХ века в один 1957 год, когда состоялся масштабный «праздник непослушания» — фестиваль молодежи и студентов.
Вместе с Пьером-Петей встречаем молодых людей — врачей, студентов МГУ, консерватории и ВГИКа, кинематографистов — для которых первые глотки свободы, даже под надзором бдительных органов, равны возможности дышать, чувствовать, жить. Упиваться джазом, который уже не запрещен. Но еще не разрешен. Пить за здоровье нонконформиста Оскара (узнаваем его прототип Оскар Рабин, который благословил картину, но, увы, не дожил до ее премьеры) на его выставке в бараке. Вместо героизма метростроевцев — Оскар прославляет «Водку и селедку», работая электриком на железной дороге. Рядом с Пьером — балерина Большого Кира (ее сыграла балерина Большого Евгения Образцова) и фотокорреспондент Валера (Евгений Ткачук), на свой страх и риск распространяющий самиздатовский альманах «Грамотей» (так в фильме называется «Синтаксис», который издавал Александр Гинзбург).
Что я имею вам сказать? -( как говорят в Одессе - маме) Не смОгем, что ли заводить? И взад глядят ещё мужчины... Ну, коль живая, наливай! За счастье, дружбу, за здоровье!!! За нас - девчонок, за тебя! И помни - Знаем! Ценим! Любим!
© Copyright: Василий Корепанов007, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике: |