29. 04. 2013

Вемарол: литературный дневник

Неритмические стихи - О-о-!.. Ужас моей жизни!..
Валерий Полетаев
Неритмичные стихи…
О, что может быть хуже?..
Только фальшивое пение и фальшивое бряцанье на расстроенной гитаре полупьяным полуцивилизованным подростком тридцати-сорокалетнего возраста…
Даже бедная, даже банальная рифма, даже рифма, что рыбья кость под язык, не сравнится с отвращением, вызываемым отсутствием ритма в стихе!..
Неритмичные стихи влюблённых милых и хороших людей!…
О-о!.. Что может быть хуже вас?
Только голод и холод, революции, войны, реформы, катаклизмы, преступность!
Все остальные уродства и несовершенства жизни не идут ни в какое сравнение с отвратительностью неритмичных стихов!
Господи!
Зачем ты попускаешь людей, не признающих поэтического ритма, писать стихи?
Отними у них ручку, карандаш, клавиатуру, но заткни их фонтан!
Дай им в руки новый супер айфон – пусть звонят по нему любимым бесплатно, но не пишут неритмичные стихи!


Или, если позволишь, я напомню им в последний раз про ямб, хорей, дактиль, анапест и амфибрахий (основные разновидности организации ритма в стихосложении) – остальные тонкости пусть сами изучают…


Спасибо, Господи!..
Итак...


Ритм - это основа основ стихосложения!
Стихи - это ритмически организованная речь. Не организовали ритмическую речь своего стиха – нет и самого стиха. Нет и стихотворения. Нет и благоухающего воздействия вашей, кхе-кхе, поэзии, а есть дикий вопль раздавленной кошки.
В поэзии существует 5 уровней ритмов.


Единицам первого уровня соответствуют слоги, а единицам второго уровня - стопы.
Более крупным единицам соответствуют строки. Это уже ритмические единицы третьего уровня.


Но и этого оказывается мало. Возникает ритмическая единица 4 уровня - строфа.
Ещё более крупные ритмические единицы используются только в поэмах (например, "онегинская строфа" - структура состоящая из простых строф - единица 5 уровня).


РИТМ - звуковое строение конкретной стихотворной строки; общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи. Частным случаем ритма является метр.
МЕТР - упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихе, общая схема звукового ритма.
РАЗМЕР – способ звуковой организации стиха; частный случай метра. Так, метр ямб может включать в себя размеры от 1-стопного до 12-стопного (и более) ямба, а также вольный ямб.
В силлабическом стихосложении размер определяется числом слогов; в тоническом - числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом - метром и числом стоп. По количеству стоп определяется длина размера: двустопный, трёхстопный, четырёхстопный, пятистопный и т.д.
Примеры:
1.Двухстопный ямб:
Играй,/ Адель,
Не знай печали;
Хариты, Лель
Тебя венчали... (А.С. Пушкин)


2. Двухстопный хорей:
Аты-/баты,
Шли солдаты,
Аты-баты
На базар. (народн.)


3. Двухстопный амфибрахий:
Пусть сосны /и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись спят. (Ф.И. Тютчев)


4. Трёхстопный анапест:
Что ты жа/дно глядишь /на доро/гу
В стороне /от весё/лых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу -
Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг. (Н.А. Некрасов)


5. Четырёхстопный ямб:
О па/мять сер/дца! Ты /сильней/
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной. (К. Н. Батюшков)


6. Четырёхстопный хорей:
Буря / мглою/ небо/ кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя... (А.С. Пушкин)


7. Трёхстопный амфибрахий:
Средь шумно/го бала /случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна,
Твои покрывала черты. (А.К. Толстой)


8.Четёрёхстопный дактиль:
Утро ту/манное, /утро се/дое,
Нивы пе/чальные, /снегом по/крытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые. (И.С. Тургенев)



В зависимости от замысла и задач автора размер стихов может быть различен.
Это хорошо иллюстрирует замечательный пример, который приводит в своей книге "Студия стиха" Илья Сельвинский:
1.Одностопный ямб:
Весна
идёт.
Она
поёт,
Журчит,
Жужжит,
Кружит,
Влечёт.


2.Двухстопный ямб:
Весна идёт.
Она поёт,
Журчит, жужжит,
Кружит, влечёт.


3.Трёхстопный ямб:
Весна идёт. Она
Поёт, журчит, жужжит,
Кружит, влечёт. Весна...


4.Четырёхстопный ямб:
Весна идёт. Она поёт,
Журчит, Жужжит, кружит, влечёт.


5.Пятистопный ямб:
Весна идёт. Она поёт, журчит,
Жужжит, кружит, влечёт. Весна идёт.




Ладно, так уж и быть, продолжим...


ИКТ – ударный слог в стихе. Второе название – арсис. Межиктовый интервал (второе название – тезис) – безударный слог в стихе.


СТОПА – единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов. Графически стопа изображается с помощью схемы, где « /» - ударный слог, а « - » - безударный.
Двухсложные стопы: ямб и хорей.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест .
Четырёхсложные стопы: пеон
Есть ещё Античный стих. Это уже сами… Нет-нет, сами...


ЯМБ - двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа русского стиха.
Cхема « -/». Основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог. (А.С. Пушкин)


ХОРЕЙ - двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. Cхема « /- ».
Мчаться тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна. (А.С. Пушкин)


ДАКТИЛЬ – трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. Схема « /-- ».
В рабстве спасённое
Сердце народное -
Золото, золото
Сердце народное! (Н.А. Некрасов)


АМФИБРАХИЙ - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Схема « -/- ».
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой , она.(М.Ю. Лермонтов)


АНАПЕСТ - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге. Схема « --/ ».
Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть. (А. Блок)


ПЕОН – четырёхсложная стихотворная стопа с 1-м ударным и 3-мя безударными слогами.
В зависимости от того, на какой слог стопы приходится ударение, различаются пеоны на 1-й (/---) , 2-й (-/--), 3-й (--/-) и 4-й (---/)слог стопы.
Пеоны часто представляет собой частный случай ямба и хорея.

Спите полумёртвые увядшие цветы,
Так и не узнавшие расцвета красоты,
Близ путей заезженных взращённые творцом,
Смятые невидевшим тяжёлым колесом (К.Д. Бальмонт)


Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймёшь, наверное, -
Свистят они, как пули у виска,
Мгновения, мгновения, мгновения. (Р.Рождественский)


ПЕНТОН – стихотворный размер из пяти слогов с ударением на 3 слоге.
Пентон разработан А.В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях.
Рифма, как правило, отсутствует. Схема « - »
Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь! (А.В. Кольцов)


ПИРРИХИЙ - стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (в силлабо-тоническом) слогов. Пиррихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком… (А.С. Пушкин)
ТРИБРАХИЙ – пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге («Неповторимая дней благодать…»).


АНАКРУЗА (отталкивание) - метрически слабое место в начале стиха перед первым иктом (ударным слогом), обычно постоянного объема. На анакрузу часто падает сверхсхемное ударение. Анакрузой также называют безударные слоги в начале стиха.
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны. (М.Ю. Лермонтов)


СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ - ударение на слабом месте стихотворного метра («Дух отрицанья, дух сомненья» - М. Ю. Лермонтов).
Когда я ночью жду её прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.(А. Ахматова)


СПОНДЕЙ - стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд.
Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон. (А.С. Пушкин)


УСЕЧЕНИЕ - неполная стопа в конце стиха или полустишия. Усечение, как правило, присутствует при чередовании
в стихах рифм из слов с ударением на различных слогах от конца (например, женских и мужских рифм).
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой... (М.Ю. Лермонтов)


АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском) - французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой; основной размер крупных жанров в литературе классицизма.
Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей. (К.Ф. Рылеев)





Это все теоретически.
А теперь о практической стороне дела и о характерных ошибках и огрехах в ритмике.


Pитм первого уровня.


Здесь нарушения ритма возможны вследствие большого скопления подряд идущих согласных - на их произнесение тоже требуется время. В результате длина слога оказывается заметно большей, чем в других местах стиха. Создается ощущение ритмической шероховатости.
Но чаще всего встречается такой огрех - столкновение одинаковых или похожих согласных:
"с свинцом в груди... "
"и за дверьми стоящим мраком..."
"мы не ложились спать без сказки..."
"не считающихся с ним, как с Сущим,..."
"мне б в фортку крикнуть..."
"нам надо б песню запеть..."


Читая такие строчки приходится либо проглатывать буквы, либо выбиваться из естественного ритма стиха. (иногда при этом невольно получается извращенный смысл "с винцом в груди" "стоящим раком", "спать без каски", "ссущим").
Еще пример шероховатости:
"В черепичные рыжие крыши..."
"В черепичные" - трудно произносимо. Особенно нежелательно такое в начале строки. Вместо плавного вкатывания в ритм строки, начинаешь со спотыкания. (в середине строки инерция ритма произношения как-то помогает сгладить такие неровности).
Есть редкие случаи - но к ним надо быть готовым, когда слогообразующую функцию могут выполнять сонорные согласные "р" или "л".
Например, слово "оркестр" - при нередуцированном произношении получается три слога ор - ке - стр А при редуцированом - два Поэтому в стихе это слово может употребляться и как двусложное и как трехсложное.
Часто встречающееся слово "наверное" может читаться и как "на-вер-но-е" и как "на-вер-но" То же для слова "проволока" - часто произносимого как "проволка". Автору в таких случаях лучше использовать, пусть формально неправильную, но четко указывающую на произношение форму, чем заставлять читателя догадываться, как надо произносить слово.


Ритм 2-го уровня. ПИРРИХИИ И СПОНДЕИ.
Это относится к огрехам в чередовании ударных и безударных слогов в стихе.
Дело в том, что в силу природы языка, идеальное чередование ударных и безударных слогов практически невозможно выдержать. На заре русского стихосложения это пытались делать, но требование абсолютно строго соблюдать чередование накладывает слишком жесткие ограничения. В сколько-нибудь длинных и содержательных стихах появление пиррихиев - пропусков требуемых ударений или спондеев - сверхсхемных ударений, неизбежно...




Что-то я сегодня...
Пожалуй, хватит...
Напоследок:


«Плодотворна идея рассмотрения эмпирического разнообразия как вариантов некоторой инвариантной системы констант. Именно в работах Белого, с его органическим чувством диалектики, были особенно ощутимы тенденции, с одной стороны, к выделению противоречий между текстом и системой, а с другой - к снятию этого противоречия путем установления эквивалентности между ними. Брюсовское направление было более догматическим и сводилось к попытке решить вопрос путем отказа от ломоносовской модели и описания лишь одной стороны стиха - эмпирической. Тенденция эта, продолженная В. Пястом, С. Бобровым и А. Квятковским, оказалась значительно менее плодотворной, чем идущие от Белого, хотя и в полемике с ним, опыты описания русского классического стиха как противоречия между некоторой структурной схемой и ее реализацией».


Лотман Ю.М. «Ритм как структурная основа стиха».


То есть, если хотите углубляться в тайны, творить и развивать поэтический язык, читайте работы Ломоносова, Белого, Брюсова, и, конечно, самого Лотмана.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 29.04.2013. 29. 04. 2013
  • 24.04.2013. ***