11. Зона свободы Николай Носенко

Владлен Кешишев: литературный дневник

Судьба всегда нам оставляет выбор -
каким путем, зачем и с кем идти,
а выбор нужен, чтоб никто не дрыгал
тобой как глупой куклой на пути...
Я подконвойно не чифирил в зоне -
я сам себе в Норильск купил билет,
а что такое зона - быстро понял,
перед парторгом сев на табурет.
Он очень доверительно поведал
мне о своей комической судьбе,
и я внимал ему, как внемлют бреду,
храня недоумение в себе.
По паспорту он был Овакимяном,
а внешне - свежий смуглый колобок.
А мама с папой звали Варужаном,
но я запанибрата с ним не мог...
Он дал понять мне это очень просто:
измерил строгим взглядом сквозь стакан,
и метр преимущества по росту
с меня обрезал, да и по бокам...
Потом ещё вонзил мемориально
в меня солидный отчества топор...
Тот миг в моей груди торчит реально,
и слово то я помню до сих пор:
- Ов-киа-носо-вич...
Так словно промокашка
впитала память этот странный след,
и я себя почувствовал букашкой,
скосив глаза на Ленина портрет...
Овкианосович, Ильич и я...
Хоть смейтесь,
хоть нет, а дальше было не смешно:
жизнь, как ноктюрн на водосточной флейте,
он слил мне, глядя в зимнее окно...
Он был парторгом целого района,
а здесь, в Норильске - в замухрышном СМУ...
А ведь Норильск и начинался с зоны,
не изменившись и ко дню тому.
Какая же районного владыку
романтика согнала с той земли?
Ведь там лишь на штакет разок попикай -
на нем бы розы круглый год цвели!
А дело было так: к нему явилась
простая женщина с бесхитростной душой
и с ним неосторожно поделилась,
своей на жизнь обидой небольшой.
Партийный бог отверг её молитвы,
а почему - она не поняла,
и бог вспылил, и двинул ей по "тыкве"
своим же креслом, встав из-за стола.
Зашиб не на смерть - повезло ей выжить,
но до небес партийных весть дошла,
и навострить пришлось к Норильску лыжи,
Овакимяну, срочно сдав дела.
И для себя заметил я резонно,
что в это СМУ попал я как в тюрьму
и весь Союз - одна большая зона...
Надеюсь, всем понятно, почему...
Но был я молод, бесшабашен, весел,
и верил в то, что я непобедим,
и свято верил в силу честных песен,
и в то, что не сломаюсь перед ним.
Нет, креслом по башке меня не били,
наоборот - чтобы прибрать к рукам,
мне сесть на табуретку предложили
для верной службы этаким божкам.
Наверно, было истинному Богу не все равно,
и он меня хранил,
и сквозь пургу я отыскал дорогу,
которой по сей день не изменил.
Меня и комсомольцы в баню звали,
и я их души Окуджавой жёг,
пока простынку комсомольской крали
в марксистских целях лапал их божок.
Я пел "Ах, комсомольская богиня!",
к ним не питая зависти и зла...
И все же больше не встречался с ними,
и банька та сгорела вся дотла.
Иуда я для тех божков позорных,
но не повешусь в тундре на суку -
как волком выл о них под небом чёрным,
так мне и выть на всём своём веку.
О том, как смело подвиги чужие
они себе в заслуги занесли,
я буду выть, хоть проволокой выю
мне обмотают на краю земли.
Я не чифирил, и сырых портянок
на чайнике в бараке не сушил,
и про судьбу не спрашивал цыганок,
а так в Норильске жил, как сам решил,
А СМУ... Из СМУ ушел по тридцать третьей.
Она не лучше пятьдесят восьмой.
А все-таки на белоснежном свете
всегда свобода шла след в след за мной.
Я всё равно виновен перед Богом -
не с теми пил, и не по нотам пел,
но главное - я выбирал дорогу,
а вышло так, как Бог того хотел.
Поверь в себя и ты откроешь зону
свободы от божков полублатных,
живущих по тюремному закону,
имея всех, кто слепо верит в них.



© Copyright: Николай Носенко, 2010
Свидетельство о публикации №110031001470



16. Египетская небыль
Николай Носенко

"Пирамида". Автор фото - Александр Пресняков.
С разрешения автора.
___________________


Норильск - особенный город. Он органически не принимает тех, кто его не любит, хотя по мнению тех, кто в Норильске никогда не был или был, но струсил и удрал без выходного пособия, Норильск - это всего лишь убогая и серая территория длинного рубля. Но этот самый длинный рубль является всего лишь плодом воображения жадных и завистливых людей, а на самом деле Норильск - это тяжёлый труд и жизнь в экстремальном климате. Любить город, как и человека, за что-то - это не любовь, а Норильск можно любить только вопреки всему и только по-настоящему любящим его он отвечает взаимностью. К сожалению, в Норильске слишком трудно жить старикам и расставание с ним неизбежно для всех, но бывших норильчан не бывает... Я не родился в Норильске, но именно его считаю своей малой родиной, потому что отдал ему 33 самых лучших года своей жизни и встретил там любовь на всю жизнь...



Опять пришла зима;
как врач - вся в белом,
загипсовала ноги всех дорог,
и города забинтовала тело
метелями - и вдоль, и поперёк...
Как иероглифы на саркофагах
неоновые слоганы реклам
с домов мерцают,
свет даря дворнягам,
обиженно смотрящим в души нам...


И вновь, и вновь обматывает город
как мумию стерильно чистый снег
и дышит паром в беспощадный холод
луна на небе словно человек.
В анабиоз уйдя, автомобили
хоронятся в сугробах до весны...
О том, чтобы однажды разбудили,
им снятся одинаковые сны.


И эту всю египетскую небыль
шутя Каиром называем мы...
Блажен, кто в Кайеркане(1) летом не был,
и трижды - кто не знал его зимы.
Когда-то сам сквозь слёзы я смеялся,
кляня себя и этот света край...
А всё равно - влюбился и остался,
хоть сто причин в уме перебирай.


В лёд паковый(2) небес вмерзают звёзды,
царя над бренной жизни суетой...
Но был Большой Норильск(3) не Богом создан,
а дерзкой человеческой мечтой.
Нет, не того мечтателя, который
в гробу стеклянном как сушёный жук
лежит, надеясь, что воскреснет скоро,
и власть уже не выпустит из рук...


Кто шёл сюда, не жертвуя другими,
выплёвывая зубы от цинги –
ему и лишь ему - Мечтатель имя,
и здесь всегда слышны его шаги...
От правды не найти лекарств в аптеке -
мотая срок по пятьдесят восьмой,
ложились здесь костьми на рельсы зэки,
прощённые лишь Богом да зимой.


Теперь их кости лижет чёрный ветер,
срывая снежный саван с Путоран(4)...
Спроси его, и он тебе ответит,
как здесь братался с Библией Коран.
Зима не лечит ни любви, ни боли,
и мне уже вовек не полюбить
иной судьбы, иной какой-то доли;
к чему примерзло сердце – с тем и жить.


В Египте мне бывать не приходилось.
Там на все сто по Цельсию теплей...
Всё на планете нашей – божья милость,
но то, что строил сам – душе милей.
А жизнь... Жизнь коротка как телеграмма,
и, звёзд вдохнув магическую пыль,
я спел вам эту небыль без обмана,
чтобы обман не превращался в быль.







*



1. Кайеркан – район Норильска.
2. Паковый лёд – лёд, возраст которого измеряется тысячелетиями.
3. Большой Норильск – Норильск с районами Талнаха, Кайеркана и Снежногорска.
4. Путораны(Путоран) – горное плато, в низине которого расположен Большой Норильск.


27.11.2008г.



8. Солярис
Николай Носенко
На фото: пешеходная галерея Медного завода, г.Норильск




В далёких странах, жарких странах –
там птицы райские поют
и мёд цветов благоуханных
на равных с ангелами пьют.
Там море горизонт ласкает -
прозрачное как небосвод,
и по ночам луна сияет
как золотой запретный плод…

А здесь на рай всё непохоже -
то тяжело как вертолёт
взлетает солнце в час погожий,
с лучей разбрасывая лёд,
то с лёгкостью свирепый ветер,
рыча, металл срывает с крыш,
и всё как на другой планете,
и звёзды ближе, чем Париж...

И ночь здесь кажется полётом
на межпланетном корабле
с безумным от тоски пилотом,
забытым всеми на Земле...
Но всё равно, на самом деле,
почти что космосом дыша,
надеждой в неуютном теле
как искрой теплится душа…

На окнах розы ледяные
не оживут в лучах луны
и в лунном свете ностальгией
всегда глаза мои больны.
Семи ветров полярных ярость
опять за окнами слышна...
Норильск - буранный мой Солярис,
где только в памяти весна.


02.10.2008г.



Рецензия на «Плюшевый коврик с оленями» (Ольга Гоголева)


Всё сказанное по сути очень понравилось - в годы моего детства и в нашей семье был такой коврик...


Однако, текст оставляет желать грамотного изложения в плане пунктуации и ударений в словах с учётом ритмики и размера строк.


Другими словами, за эмоции - 5 баллов, за грамотность - 2.


Николай Носенко 07.02.2017 12:21 • Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Спасибо, Коля, за визит и отзыв. Оценка 5\2 меня ничуть не смутила, все слова идут от души и сердца, получилось как получилось, все замечания непременно учту. Учится никогда не поздно.
С пониманием и пожеланием всех благ,


Ольга Гоголева 07.02.2017 12:40 Заявить о нарушении
Беседуйте с моей главной страницей, если не затруднит.


Николай Носенко 08.02.2017 07:11 Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Рецензия на «Стою пред иконою, жизнью распятый...» (Виктор Иванченко 2)


По сути всё замечательно, а вот с пунктуацией есть проблемы. Есть проблемы и со склонениями.


И совершенно я не принял ни умом, ни сердцем "Стою пред иконою, жизнью распятый", потому что нельзя быть слегка распятым, как и слегка беременной. Приёмом гиперболизации вообще надо пользоваться крайне осторожно... Напомню Вам, как В.Высоцкий блестяще иронизировал на эту тему:


Дуэль не состоялась или перенесена,
А в тридцать три распяли, но не сильно,
А в тридцать семь не кровь... Да что там кровь! - и седина
Испачкала виски не так обильно...


Кстати, я взял эти строки Высоцкого из Интернета и мне тут же пришлось править пунктуацию с тексте, потому что те, кто публикуют даже не свои тексты в Интернете, умудряются наделать в этих текстах массу пунктуационных ошибок, тем самым неуклонно нанося вред культуре русского языка и культуре вообще...


Но вернёмся к основной теме: в своих эпиграммах-пародиях я тоже частенько посмеиваюсь над подобными гиперболами...


Стихи - это вообще очень тонкая материя и в ней недопустимы никакие узелки и мотузочки, если последние, опять же, ни несут в себе определённой художественной задачи.


Имею в виду вот эту строфу:


И вижу, несёт она тяжкую ношу,
Которой ни снять, ни стряхнуть.
Года налегли, и вросла её ноша
И в спину, и плечи, и грудь…


В одной из своих эпиграмм-пародий я использовал одно слово дважды подряд в качестве рифмы и даже в одинаковом склонении, но намеренно на фундаменте этой рифменной несуразицы тут же построил ироническую мысль, т.е. любые методы в стихосложении могут быть уместны, если метод выполняет определённую смысловую и художественную задачу. Ваша рифма "ношу-ноша" никакой художественной задачи в себе не содержит, поэтому только режет слух и отвлекает от сути повествования, напоминая о том, что из песни слова не выкинешь, а так, порой, хотелось бы...


По сути, первая и вторая пары строк этой строфы являются смысловым дублированием друг друга и уже поэтому одна из пар является лишней, а не только из-за нежелательной рифмы. Это не аксиома и смысловое дублирование можно применять в качестве акцентирования определённой ноты в теме, но и это следует делать так, чтобы читатель не принял это акцентирование за подчинение автора рифме в ущерб совершенству стиля повествования.


В уже процитированных мной строках Высоцкого совсем не ради рифмы, но в одной строке Высоцкий дважды применил слово "кровь", но это не режет слух именно потому, что абсолютно оправдано смысловой задачей и вообще повтор одного слова в строке не столь примечателен в плане звучания, как повтор в рифме.


Никаких правил, кроме общих правил русского языка, в написании стихов не существует, но есть некие закономерности русской речи, пренебрежение которыми недопустимо.


Не советую Вам покупаться на голословные похвалы, которые я наблюдаю на этой Вашей странице. Ради краткости не стану анализировать причин, но замечу, что, к сожалению, подавляющее большинство авторов сайта вообще ничего не анализируют и в лучшем случае считают свои личные эмоции рецензиями, а чаще просто цинично зарабатывают своими короткими репликами хвалебного характера баллы на прокорм своему рейтингу и получают в ответ такие же реплики вместо рецензий, поэтому относиться к неаргументированным похвалам следует точно так же, как и к неаргументированной отрицательной критике - критично.


Возражений типа "мы в институтах не учились" я не принимаю ни от кого, поскольку и сам не учился в институтах, а освежить свою память и укрепить свои знания в области орфографии, пунктуации и склонения при помощи Интернета в наше время можно в любую секунду. Что же касается умения выстраивать смысловую линию повествования, то её каждый автор должен чувствовать на уровне подсознания. Без этого лучше ограничить себя посыланием эсэмэсок типа "грузите апельсины бочками братья карамазовы"...


Вы наверняка заметили, как много слов приходится тратить на пояснение того, почему то или иное в тексте не является достоинством последнего... По этой причине я крайне редко пишу прозаические рецензии, предпочитая писать эпиграммы-пародии, а редкие исключения из моего же правила только лишний раз подтверждают верность моего правила...


Успехов.


Николай Носенко 06.02.2017 08:07



Николай Носенко
О СЕБЕ


Родился, учился, служил в армии, 33 года отработал на Крайнем Севере по специальности аппаратчик-гидрометаллург в ГМК "Норильский Никель", танцевал в норильском ансамбле народного танца "Метелица", играл в норильском театре-студии "Ритм", лауреат Таймырских фестивалей авторской песни, финалист конкурса "Поэт года -2011". Трудовую деятельность закончил в 2012 году.



МОЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ДЛЯ АВТОРОВ САЙТА


Поэзия - поэзия.


Графомания - плод ошибочного представления автора о том, что такое поэзия.


Хамство - неаргументированная критика.


Лесть - неаргументированная похвала.


Аргумент - не оскорбление, а повод для размышления.


Оскорбление - не аргумент, но в большинстве случаев - автопортрет оскорбляющего.


Рецензия - аргументированное описание положительных или отрицательных качеств произведения, а не качеств его автора, необоснованно приписываемых автору критикующим.


Замечание - аргументированное дополнение к тексту рецензии либо аргументированная критика отдельной части произведения.


Личный контакт - обращение с письмом к автору через соответствующую функцию сайта для налаживания взаимоинтересного общения.


Спам - размещение авторами ссылок на свои произведения и ссылок иного рода в полях рецензий или замечаний к произведениям других авторов, если материалы по ссылкам не связаны непосредственно с рецензированием конкретного произведения.


Троллинг - размещение авторами сайта в полях рецензий и замечаний к произведениям других авторов любых текстов, не относящихся к рецензированию и к дополнению текстов рецензий.


Эпиграмма-пародия - произведение, комически имитирующее форму, стиль произведения автора и его личностные качества в смысловой связи с текстом его произведения.


Сатира - пародия, не имитирующая форму и стиль произведения автора, но резко высмеивающая качество его произведения(ний), его личные качества на основе текста его произведения(ний) и(или) его публичных высказываний.


Мой ЧС - место для авторов, публикующих в полях рецензий и замечаний к моим или не к моим произведениям тексты троллингового характера, участвовавших в групповом троллинге кого бы то ни было или проявивших иные отрицательные личностные качества, и просто место для авторов, публикации которых мне лично не нравятся.


Своих сатир, пародий и эпиграмм-пародий с теми, на чьи стихи они написаны, я, как правило, не обсуждаю - претензии предъявляйте сами себе, если не затруднит.


ПРЕДУПРЕЖДАЮ ВСЕХ: НЕ ГАРАНТИРУЮ СОХРАННОСТИ В ПОЛЯХ РЕЦЕНЗИЙ К МОИМ СТИХАМ ВСЕГО, ЧТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ РЕЦЕНЗИЯМИ, А В ПОЛЯХ ЗАМЕЧАНИЙ - ТОГО, ЧТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЗАМЕЧАНИЯМИ.





Многие наши беды объясняются тем, что мы слишком быстро говорим "да" и не слишком быстро - "нет".
Генри Шоу


Всё, что делаешь, надо делать хорошо, даже если совершаешь безумство.
Оноре де Бальзак


Мало кому нравятся советы, и меньше всех их любят те, кто больше в них нуждается.
Филипп Честерфилд


Слова, как бы они ни были красивы, остаются словами, а не делом.
Шандор Петефи


Надобно иметь большое мужество, чтобы высказать громко вещи, потихонечку известные каждому.
Александр Иванович Герцен



Человеку свойственно ошибаться, а глупцу — настаивать на своей ошибке.
Цицерон


"Боже, избавь меня от друзей, а от врагов я и сам избавлюсь"
Э. Хемингуэй



Суть известной басни Крылова состоит-то в том, что лишь потеряв сыр, можно обрести свободу слова.
(народный фольклор)





ГЕОРГИЕВСКАЯ ЛЕНТОЧКА НА АВАТАР ЗДЕСЬ: http://gl9may.ru/avatar




Феникс. Баллада о Русском воине
Павел Савосин
Он был, как и мы: бледнолицым, немым
И так каждый раз, когда взрывы стихали,
Когда отправляли мы письма родным,
А те, утопая в слезах, их читали.
Он был так же слаб, как и каждый из нас.
И тоже страдал от озноба и боли,
Когда приближался сражения час
В нем не было той героической воли.
Он, так же как мы, вечно рвался домой,
Ночами, рыдая во тьме коридоров.
Его убивали морозы зимой,
Под небом холодно-забытых просторов.
Один в поле воин? Смешно, что за бред?
Он так же как мы в эти сказки не верил,
Он просто ребенок, ему двадцать лет,
А только окопы шагами и мерил.
Но стоило солнцу на землю упасть
Как эти окопы, мгновенно, пустели,
Он словно волчонок оскаливший пасть
Из снега и ветра ваял колыбели,
А в роли детей выступали враги
И вместо румянца кровавые раны.
Места, где ступали его сапоги
За тридцать земель обходили тираны.
Да, были мгновенья, когда он упав,
Прижат был к земле чередой поражений.
Но он, утираясь о белый рукав,
Хрипел – то, что боль повкусней унижений.
И рваные раны быстрей заживут,
Гораздо быстрей, чем на совести шрамы.
Пускай хоть ножом сухожилия рвут
Под бликами звездно-ночной панорамы.
Он падал в могилу и снова вставал,
А следом вытягивал, тех кто не в силах.
Остывшие души он вновь доставал,
И тех, что заранее были в могилах.
А сколько он жизней у смерти украл!
Старуха от злости, беспомощно слепла.
Шутник, от ударов как мы умирал.
И вновь воскресал, словно Феникс из пепла.



© Copyright: Павел Савосин, 2014
Свидетельство о публикации №114112304966
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении
Другие произведения автора Павел Савосин
Рецензии
Написать рецензию
В общем понравилось, но есть помарки:


1. Опечатка в названии.
2. "А те, утопая в слезах, их читали" (чрезмерная гиперболизация)
3. Лучше эту строфу поправить:


Он был так же слаб, КАК И КАждый из нас. (плохо звучит. Лучше так: Он был не сильнее, чем каждый из нас)
И тоже страдал от озноба и боли. (тут либо точка нужна, либо "боли" неуместно в контексте)
Когда приближался сражения час,
и не было нём героической воли. (сомнительное утверждение - без воли не преодолеть страха)


4. Один в поле воин? Смешно, что за бред? (логичнее расставить знаки препинания так: "Один в поле воин" - смешно! Что за бред?", хотя есть крылатая фраза "Один в поле не воин", так что лучше вообще эту строку изменить кардинально. Хотя, в определённых обстоятельствах действительно и один может быть в поле воином...


5. Он просто ребенок, ему двадцать лет (это каким метром мерить - есть исторический персонах, командовавший полком и батальоном в 17 лет от роду. Правда, персонаж далеко не образцовых нравственных качеств)


6. А в роли детей выступали враги
И вместо румянца кровавые раны. (более чем странная мысль...)


7. Места, где ступали его сапоги
За тридцать земель обходили тираны (более чем чрезмерная гиперболизация)


8. Хрипел – то, что боль повкусней унижений (как минимум - неверная пунктуация)


Надеюсь, автор доработает своё произведение.


С уважением.


Николай Носенко 27.11.2014 13:26 • Заявить о нарушении



Другие статьи в литературном дневнике: